Нетрадиционный урок как форма здоровьесбережения в школе

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физкультуры в 8 классе.

Тема: Приёмы игры в баскетбол.

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Образовательные задачи:

1.Повторить и закрепить пройденный материал по теме: "Здоровый образ жизни"

2.Закрепить навык ведения мяча одной рукой.3.Учить умению работать в парах

Коррекционно - развивающие:

1. Развитие игрового мышления посредством подвижных игр с элементами баскетбола

2. Развитие психофизических качеств (внимание, мышление, память, координацию движения, силовую выносливость, гибкость и т. д.) через ранее изученные упражнения

Оздоровительные:

Формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы

Воспитательные:

Формировать умение владеть своими эмоциями, воспитывать дисциплинированность, силу воли, настойчивость, развивать чувство товарищества и взаимопомощи .

Ход урока


Часть урока


Учебный материал


Дозировка


Методические указания, примечания


Подго

тови

тельная

1.Построение, приветствие.

Учитель: Что значит «здравствуйте»?

Учащиеся: Это пожелание друг другу здоровья.

Учитель: Почему каждый день все желают друг другу здоровья, так ли это важно?

Учащиеся: Без здоровья не сможем учиться, работать.

Учитель: Молодцы. Действительно все заинтересованы в крепком здоровье: и вы, и родители, и государство. Вы будущее нашей страны, без крепкого здоровья не сможете стать настоящими защитниками Отечества, не сможете овладеть специальностями, которые можно получить в стенах нашей школы: это штукатур, каменщик, тракторист.

Посмотрите, пожалуйста, на фрагмент видеофильма о штукатурах-отделочниках и скажите, какие у них движения?

Учащиеся: Ловкие, точные, быстрые.

Учитель: Какие уроки больше всего способствуют формированию этих движений?

Учащиеся: Уроки физкультуры.

Учитель: Хорошо. Значит, выполняя сегодня правильно упражнения, вы будете укреплять здоровье и готовиться к овладению будущей профессией.

2. Целеполагание.

Учитель: Попробуйте, глядя на этот мяч, сформулировать тему урока.

Учащиеся: Это баскетбольный мяч. Мы будем учиться играть в баскетбол.

Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно сформулировали тему урока. Какие задачи поставим на урок?

- Научиться ведению и передаче мяча.

- Быть внимательным.

- Выполнять правильно упражнения.

3. Разминка. Общеразвивающие упражнения.

1) Повороты направо, лёгким бегом:

-бег приставным шагом правым боком, левым, спиной вперед;

-бег с заданием по свистку (1свисток-остановка, 2 свистка - присесть, 3 свистка - бег в обратном направлении).

2) Ритмическая разминка под музыку «Ремонт»:

- забиваем гвозди (исходное положение -основная стойка, на 1,2,3,4 имитация ударов правой рукой молотком;

- пилим (исходное положение - основная стойка, на 8 счетов по очереди ноги подъем на носки, сгибается в колене. Правая рука «пилит» вперед, назад);

- красим (приставные шаги два раза вправо, два раза влево. Рука имитирует движение покраски вверх, вниз. Вправо-правая, влево-левая);

- клеим обои (обе руки сверху вниз волнообразные движения, приседание).

3) Круговые вращения рук с перекатом с пятки на носок (в движении)

4) Ходьба «руки за голову», правым коленом касаемся правого локтя, левым коленом - левого локтя.

5) Выпады вперед с закручиванием туловища в сторону впереди стоящей ноги.

6) Ходьба в полном приседе.

7) Получение мячей в движении.

8) Перестроение в 2 колонны. Дистанция- 2 метра, интервал - 4 метра.

9) Броски мяча вверх с хлопками (по заданию учителя).

10) Вращение мяча вокруг талии вправо и влево.

11) Вращение мяча вокруг ног (восьмёрка).

12) Мяч за голову, отпускание мяча, прием мяча двумя руками за спиной, пробрасывание мяча между ног.

1-2 минут

2 минуты












0,5 круга


повторяем 2-3 раза




0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

10-15 раз

10-12 раз

8-10 раз

3-4 раза

Форма












Соблюдение осанки


Музыкальное сопровождение.

Связь с работой каменщика-штукатура.

Максимальная амплитуда движения рук и ног.



Руки за голову.

Основ

ная

часть

1.Ведение мяча:

- на месте, встать, сесть (правой, левой рукой);

- ведение мяча, сесть, лечь, встать;

- ведение мяча между ног;

- ведение мяча «змейкой», дальней от противника рукой;

- ведение мяча с броском в кольцо, обводом противника;

- ведение мяча в парах.

2.Передача мяча в парах:

- двумя руками от груди одновременно двух мячей;

- двумя руками от груди с имитацией обмана;

- двумя руками от груди с вращением мяча вокруг талии;

- двумя руками из-под ног;

- двумя руками из-за головы;

- одной рукой от плеча;

- двумя руками от груди в движении с броском мяча в кольцо обманом противника;

- передачи в тройках в движении с броском мяча в кольцо;

- передача мяча в тройках в движении с двумя ударами о пол.

3.Ведение, два шага, бросок мяча в кольцо.

4. Двусторонняя игра.

5. Релаксационные упражнения.

3-4 раза

1-2 раза

5-6 раз

2-3 раза

1-2 раза

2-3 раза

12-15 раз

10-12 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

3-4 раза

3-4 раза

1-2 раза

1 минута

5-10 мин

Соблюдение стойки баскетболиста.

Правильное ведение мяча.


Один мяч отскакивает от пола.

Не отрывать одну ногу от пола.



Вспомнить правила игры. Судейство.

Заклю

читель

ная часть

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Какие задачи были поставлены на урок?

Чему научились?

3 минуты

Концентрация внимания.


Самоанализ урока.

Урок проводился в 8 классе, присутствовали 8 чел., освобожден 1 чел., 1 находился в больнице.

Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям для данного возраста.

Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого ученика.

При проведении урока исходил из общих принципов коррекционно-развивающего обучения.

Образовательные задачи были направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решались параллельно с образовательными. Формировалось умение владеть своими эмоциями, воспитывалась дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивалось чувство товарищества и взаимопомощи.

Для решения лечебно-оздоровительных задач были включены в подготовительную часть урока специальные упражнения на укрепления голеностопного сустава и осанку во время ходьбы, на дыхательную систему.

Дети с нарушениями интеллекта малоинициативные, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение. Поэтому я чередовал различные упражнения с играми. Практиковала выполнение упражнений в виде соревнований как в подготовительной так и основной части урока.

Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.

При организации учебной деятельности обучающихся основной целью ставилось осознанное выполнение поставленных учебных задач.

Вводно-подготовительная часть урока длилась 15 минут, общеразвивающие упражнения проводились в движении и на месте, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Они выполнялись фронтальным и групповым методами. Для развития выносливости у обучающихся использовался продолжительный бег и беговые упражнения. Коррекционно - развивающая работа ( ориентировка в пространстве )

Основная часть урока продолжалась 23 минут. В основной части учащимся были предложены подводящие упражнения, которые соответствовали обучению основной теме урока. На уроке дети при отработке передач получали методические указания с использованием мною показа. Я тактично исправлял ошибки, выделял характерные для данного упражнения особенности. В закреплении учебного материала проводилась подвижная игра «Баскетбольная эстафета» с использованием передач мяча.

Длительность заключительной части урока 2 минуты. Во время нее были использованы упражнение на дыхание, рефлексия, игра на ориентировку во времени.

Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному; сознательное отношение и др.).

На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками - доверительный, построенный на взаимном уважении. Обучающиеся проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.

В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: обучающимся нравится баскетбол.

Урок соответствовал моторной плотности. Программное упражнение (передача мяча в парах) разучивалось одновременно со всем классом. Эмоциональный настрой учащихся положительный. Дети воспринимали учебный материал с интересом. Команды выполняли четко, старались выполнять упражнения правильно. Дисциплина учащихся на уроке была хорошая, в процессе урока осваивали физическую нагрузку положительно. Команды мною отдавались последовательно в соответствии с темой урока и поурочного плана. На уроке учитывался психологический настрой учащихся.

При организации обеспечения учебного занятия мною акцентировалось внимание на:

- целостность использования форм организации занимающихся;

- целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);

- соблюдение техники безопасности.

При решении оздоровительной задачи внимание было уделено на функциональное состояние обучающихся, сочетание нагрузки с активным отдыхом.

При решении воспитательной задачи я обращал внимание на дисциплину, взаимодействие в коллективе при выполнении упражнений в парах, группах. Старалась создать доверительную обстановку и развитие такого качества, как уверенность в себе.

Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществление контроля по предупреждению и исправлению ошибок.

Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Все образовательные, коррекционно - развивающие, оздоровительные, воспитательные задачи решены. Задачи этого урока работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут использованы в учебной игре по баскетболуболу.

Благодаря разнообразию форм и методов построения уроков, у обучающихся повышается интерес к дальнейшим занятиям баскетболом.

Так как урок проводился с высокой моторной плотностью, динамичностью, эмоциональностью в сочетании с образовательной направленностью, мне удалось решить на высоком уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся.

Я считаю, что цели и задачи урока были решены. Изменений и отклонений в ходе урока не было.






Нетрадиционный урок как форма здоровьесбережения в школе.

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, формы здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. В здоровьесберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.

Великие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Р.С. Немов, И.П. Подласый уделяли внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности.

Нетрадиционные уроки в школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения, субъект- субъектными отношениями.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения.

Нетрадиционные уроки развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.

В школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); урок-путешествие; урок-фантазия; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья, уроки с использованием компьютерной техники.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.

Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.

Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.

Поддержка альтернативности, учет множества мнений.

Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.

«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Сегодня урок физической культуры должен формировать не только исполнителя, но и полноправного участника творческого процесса обучения физическим упражнениям, быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности.

В настоящее время востребовано умение работать в группе, сотрудничать - соответственно, возникает необходимость формирования коммуникативной компетенции.

Возросшие возможности выбора в жизни человека, потребность в развитии его индивидуальности, «самости» выдвигают задачу формирования компетенции в личностном самоопределении. Без этого ребёнок не сможет сделать осознанный выбор, ему сложно будет самореализовываться в жизни.

Чтобы заинтересовать учащихся учёбой необходимо создание условий.

Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом. Снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Добиться повышения качества образования по физической культуре можно, применяя на практике различные виды деятельности, создавая условия для выполнения физических упражнений различными способами, средствами, методами, технологиями.

В ходе поисков инновационных подходов к организации учебных занятий я понял, что всё больше необходимо учитывать особую значимость игровой деятельности. Этому помогает урок - соревнование, он позволяет решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но так же умственные и творческие способности, нравственные качества личности.

Урок - соревнование имеет:

1. Воспитательное значение.

Возникает дисциплинированное подчинение интересам коллектива, а также развиваются умения владеть собой, уважение, честность, чувство ответственности, воспитывается характер.

2. Общеоздоровительное значение.

Способствует укреплению органов, формированию тела и улучшению самочувствия занимающихся. Постоянная смена напряжения и рассла бления положительно влияет на сосудистую систему и дыхание. В процессе урока выявляется ловкость и находчивость, реакция и координация; развиваются мышцы и становиться красивой осанка.
Систематическое использование игр способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умствен ной и физической работоспособности детей.

Такие уроки предоставляют множество двигательных возможностей и в рамках правил требуют собственного самостоятельного действия. На них можно заниматься без особых финансовых затрат и материального обеспечения. А чтобы детям хотелось идти на урок физкультуры, необходимо выискивать новые пути, подходы к уроку, придумывать, что может заинтересовать наших детей. Да, а ведь лучшие подсказчики нового - это сами дети. Наша идея - их действия и есть результат совместного труда. Ведь дети - творцы нового.

Будут здоровы дети, значит, будет и успех. Результат от таких уроков один: (по опросам и анкетированию детей) чаще проводить. Ничего не делающих на таком уроке нет. Всем (по физическому развитию, психологическим качествам, по состоянию здоровья) должны быть подобраны задания. Чтобы ни один ребёнок не был забыт и ущемлён. Для этого учителю необходимо знать психологию каждого ребёнка, его физические данные. Действия учителя на таком уроке - роль ведущего. Даже свои умения и навыки учащиеся оценивают самостоятельно. В конце таких уроков - обязательно вывод. Более объективно, конкретно, с разъяснениями дети подводят итог и делают заключение о проделанной работе.

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО. Это

общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Чем же нетрадиционный урок отличается от остальных? Нетрадиционный урок:

 Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

 Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

 Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

 Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.

 Выполняются творческие задания.

 Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

 Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

 Планируется урок заранее.

 Определяются чётко три дидактические задачи.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю некоторые из них:

 Уроки - деловые игры

 Уроки-соревнования

 Компьютерные уроки

 Уроки с групповыми формами работы

 Уроки, которые ведут учащиеся

 Уроки-обобщения

 Уроки-игры

 Уроки - ролевые игры

 Уроки-конференции

 Интегрированные уроки

Каждый педагог постоянно ищет способы оживления урока, старается разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведу конкретные примеры.

Урок - экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Эффективность урока-экскурсии

заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики.

Видеоурок. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-сказка. Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, вводятся необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок - сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-турнир. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.

Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке они могут "продавать" все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у "покупателей" есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования? Создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

© 2010-2022