Программа самообразования Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни обучающихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Кондратовская средняя общеобразовательная школа.





Программа самообразования



«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»



Выполнила :

Учитель физической культуры

Старцева Анастасия Викторовна




д. Кодратово 2015

Введение.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные.

Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому я выбрала тему для самообразования называется : «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».

Компетентностный подход на уроках физической культуры: сохранение и укрепление здоровья ребенка - государственный приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание в каждом образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, включающей в себя: учебный процесс, внеурочную деятельность, взаимодействие с социумом. В настоящее время учащиеся испытывают большие нагрузки: как физические, так и психологические, - дети мало двигаются, их двигательная активность ограничена. На многих уроках учителя, занятые учебным процессом, не следят за осанкой учеников. На уроках физкультуры мы пытаемся как можно больше восполнить эти пробелы, развить потребность в здоровом образе жизни. Методологической основой нового стандарта является системно-деятельностный (компетентностный) подход: целью образования становится не только и не столько освоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, сколько развитие универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования. Такой подход делает результат образования личностным, а не предметным. Бесспорно, к набору компетентностей относятся умения поддерживать собственное здоровье, добиваться поставленной цели, координировать действия в группе.

Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно - ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

Цель: Повышение образовательных компетенций в области физкультурного образования.

Задачи:

  1. Создание условий :

    • для проявления творческих способностей учащихся на уроках;

    • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету;

    • для участия особо одаренных детей в олимпиадах и соревнованиях.

  2. Планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий школы;

  3. Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

  4. Формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

  5. Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

  6. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией школы;

  7. Формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение успеваемости обучающихся, мотивации к изучению предмета.

  • Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

  • Доклады, выступления, участие в конференциях .

  • Участие обучающихся на соревнованиях, как школьного, так и районного уровня.

  • Участие обучающихся на олимпиаде по физической культуре.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, , мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, соревнования.

Формы самообразования:

  • индивидуальная - через индивидуальный план,

  • групповая - через участие в деятельности школьного методического объединения учителей физической культуры, а также через участие в спортивной жизни школы.

Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.

  2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.

  3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.

  4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, рефератах.

  5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.

  6. Социальная компетенция, означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.

  7. Личностная компетенции, направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Свою компетентность в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, я определила основные направления и действия для повышения личного самообразования:

  • Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».

3. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

4. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

6. Принимать активное участие в работе МО учителей физической культуры.

7. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинары.

8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

  • Информационно-коммуникативные технологии:

1. Поиск в Интернете информации по физической культуре, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

  • Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков физической культуры.

4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

5. Внедрять в учебный процесс компьютеризированные программы оценивания физического состояния учащихся:

6. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка».

7. Создавать комплект дидактики по предмету (планирование спортивно-тренировочных занятий по волейболу, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

8. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.

  • Эстетическое направление:

1. Посещение спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение экскурсий.

2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности, проводимых в школе.

  • Охрана здоровья:

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях в спортивной секции.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом (волейболом, легкой атлетикой, баскетболом, лыжными гонками, туризмом).









Заключение

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именно в результате реализации данного подхода, возможно, обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

Вывод: Компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни школьников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно - ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьников на основе научных знаний, национально-культурных традиций , сохранения и укрепления здоровья.





Список литературы

  1. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной

компетенции. Интернет-журнал «Эйдос». 2003. 24 апреля. -

eidos.ru/journal/2003/0424.htm.

  1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма

обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО . Интернет-журнал «Эйдос». -

2002. - 23 апреля. - eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm

  1. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода». Первое

сентября. - 2005, № 8

  1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности

образовательных учреждений. Под ред. М.М.Безруких. - М., 2003.

  1. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Учительская газета. 2002. №36.

  2. Харламова Т. Компетентное обсуждение. Школьный психолог. - 2002.

№20.

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы. Народное образование., 2003. № 2. С. 58-64.


© 2010-2022