Рабочая программа по баскетболу (дополнительное образование)

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.В разделе «Техника и тактика игры» представлен ма...
Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»







УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ СОШ № 7

от 07.05.2014г. №159












Рабочая программа

дополнительного образования

«Баскетбол»








Программа составлена

учителем физической культуры

Детцель Д.А.















Черногорск, 2014


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по баскетболу составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным / общеразвивающим программам»

Систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.

Основными задачами программы являются:

- развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию;

- формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. укрепление здоровья, повышение работоспособности;

- профилактика асоциального поведения;

- коррекция психофизического развития;

- организация условий для полезного проведения свободного времени;

- воспитание силы воли, мужества, стойкости, патриотизма;

- отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом.

2. Общая характеристика учебного предмета

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.

3. Описание место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на дополнительные занятия физической культурой отводится 34 учебных недель, 102 часов, 3 часа в неделю.

Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.

При разработке учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, «шиповка юных»). Также при составлении программы учитывалась материально-техническая база школы. Срок освоения программы рассчитан на 5 лет обучения.

4.Планируемые результаты.

К концу первого года дети должны:

Знать

  • правила личной гигиены;

  • профилактику травматизма на занятиях;

-значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек

  • технику безопасности при занятиях спортивными играми;

  • историю Российского баскетбола;

  • лучших игроков края и России;

  • знать простейшие правила игры.

Уметь

  • выполнять перемещения в стойке;

  • остановку в два шага и прыжком;

  • выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;

  • бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;

  • владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.

К концу второго года обучения:

Знать

  • следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;

  • знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

Уметь

  • передвигаться в защитной стойке;

  • выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;

  • ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;

  • выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;

  • владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;

  • играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.

К концу третьего года обучения:

Знать

  • основные этапы Олимпийского движения;

  • правила проведения соревнований.

Уметь

  • выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;

  • владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;

  • вырывать и выбивать мяч;

  • играть в баскетбол по правилам.

К концу четвертого года обучения:

Знать

  • оказание первой доврачебной помощи;

  • официальные правила ФИБА.

Уметь

  • выполнять челночный бег с ведением мяча;

  • ловить и передавать мяч при передвижении в двойках и тройках;

  • владеть технико-тактическими действиями в защите и нападении;

  • выполнять бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении;

  • выполнять судейство;

  • играть в баскетбол по правилам.

К концу пятого года обучения:

Знать

  • жесты судей, заполнение технического и игрового протокола.

Уметь

  • выполнять технико - тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за отскок);

  • вести мяч без зрительного контроля;

  • применять персональную защиту;

  • играть в баскетбол в условиях, приближенным к соревнованиям; участие в квалификационных соревнованиях.


5. Содержание программы

Теория (2 часа). История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол.

Техническая подготовка (42 часа)

Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке; передвижения приставным шагом с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения.
Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии.

Технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником

Технико-тактические действия в защите и нападении. Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника. Отработка тактических игровых комбинаций. Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях.

Тактическая подготовка (20 часов)

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения передачи; выбор места для броска.

Групповые действия. Взаимодействие игроков в нападении. Взаимодействие игроков в защите. Взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника.

Командные действия. Технико-тактические действия в защите и нападении. Отработка тактических игровых комбинаций. Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям

Общефизическая подготовка (на каждом занятии)

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Соревнования (4 часа)

Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической и общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • метод упражнений;

  • игровой;

  • соревновательный;

  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  1. в целом;

  2. по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

6. Тематическое планирование

п/п

Содержание

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Теория

4

4

4

4

4

2

Специальная подготовка техническая

64

64

64

64

64

3

Специальная подготовка тактическая

30

30

30

30

30

4

ОФП

На каждом занятии

5

Соревнования

4

4

4

4

4

итого

102

102

102

102

102

7. Учебно-методический комплекс:

1. Физическая культура 5 - 6 - 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

2. Физическая культура 8 - 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

3. Физическая культура 10 - 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.

8.Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Контрольные испытания.

Общефизическая подготовка.

Бег 30 м ( 6х5м ). на расстоянии 5 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Контрольные упражнения

пол

Показатели

11 лет

12 лет

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м (с)

м

10,1

10,6

П,1

9,8

10,3

10,8

ж

10,5

11,0

11,5

10,0

10,5

11,0

Челночный бег 4x10 м (с)

м

11,5

12,0

12,5

10,9

11,4

11,9

ж

11,7

12,2

12,7

11,2

11,7

12,2

Прыжок в длину с места (см)

м

170

160

150

175

165

155

ж

160

150

145

166

158

150

Контрольные упражнения

пол

Показатели

13 лет

14 лет

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м (с)

м

8,9

9,4

10,1

8,6

9,3

10,0

ж

10,0

10,4

10,8

9,7

10,1

10,5

Челночный бег 6x10 м (с)

м

16,7

17,7

18,7

16,2

17,2

18,2

ж

17,8

19,0

20,2

17,7

18,9

20,1

Прыжок в длину с места (см)

м

195

185

170

205

190

175

ж

170

160

150

175

165

155

Техническая подготовка.

Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток

Испытание на точность попадания.

Испытания на точность передач.

Испытания в защитных действиях. Тактическая подготовка.

Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или

выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.

Учебные нормативы

11-12 лет.

Выполнять остановку в два шага и прыжком

По технике выполнения

Броски мяча после ведения и остановки прыжком

(5 попыток)

1-3

1-3

Броски с 2-й и 3-й точек 3-х секундной зоны площадки

(5 попыток)

1-3 1

1-3

:

Ведение мяча по прямой и с изменением направления

По технике выполнения

Учебная игра по упрощенным правилам мини-баскетбола

+

+

Знание простейших правил игры

+

+


13-14 лет.

Выполнять челночный бег с ведением мяча

По технике выполнения

Передача мяча в движении в парах с броском в кольцо

(5 попыток)

Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)

Вырывание и выбивание мяча

По технике выполнения

- ■■

Учебная игра по правилам баскетбола

+ 1 +

Знание правил игры

+ : +

15 лет

Ведение мяча без зрительного контроля

По технике выполнения

Передача мяча в движении в тройках - «восьмерка» с броском в кольцо (5 попыток)

2-4

2-4

Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)

2-4

2-4

Быстрое нападении; перехват мяча; борьба за отскок

По технике выполнения

Участие в квалификационных соревнованиях

+

+

Заполнение технического протокола на игру

+

16 лет

Передача мяча от груди двумя руками (за 30 сек)

22-35

20-30

Броски со штрафной линии (5 попыток)

3-5

3-5

Броски по периметру штрафной площадки (5 попыток)

3-5

3-5

Ведение мяча "змейкой" с последующим попаданием в кольцо (3 попытки)

Игра в баскетбол в условиях соревновательной деятельности

+

+

Знание правил игры и организация судейства

+

+


© 2010-2022