- Преподавателю
- Физкультура
- ФГОС, рабочая программа 3 класс
ФГОС, рабочая программа 3 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макаренко С.Г. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 3-х классов общеобразовательной школы базового уровня, разработана на основе нормативных правовых документов:
-
Министерства образования и науки РФ. ФГОС начального общего образования М.: Просвещение, 2011г.;
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования М.: Просвещение, 2011г.;
-
Примерные программы по учебным предметам Начальная школа, часть 2 М.: Просвещение, 2011г;
-
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.).
Программа ориентирована на использование учебника А.П. Матвеев «Физическая культура 3-4 классы».
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура».
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. В предлагаемой программе учебные разделы выделены в соответствии с двигательной деятельностью: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности», «Физическое совершенствование».
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Целью обучения физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
• укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-
формирование общих представлении о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с обшеразвивающей направленностью. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.
Место предмета «физическая культура» в базисном учебном плане.
Согласно Базисному учебному плану начального общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 3-х классах отводится 102 ч, из расчёта 3 часа в неделю.
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 3-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы. Обучающиеся в процессе занятий физической культурой укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определенные двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Кроме того, осуществляется подготовка учеников с высокими показателями физической подготовленности к спортивным соревнованиям, смотрам, эстафетам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Базовым результатом образования в области физической культуры в 3 классе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Универсальными компетенциями учащихся являются:
-
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-
умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
-
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
-
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
-
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
-
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-
организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
-
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
-
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
-
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
-
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
-
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
-
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-
изложение фактов истории развития физической культуры в Древней Руси;
-
представление о том, какие существуют разновидности физических упражнений (общеразвивающие, подводящие, соревновательные);
-
представление о правилах и особенностях спортивных игр: футбола, баскетбола и волейбола;
-
представление об измерении частоты сердечных сокращений во время и после физической нагрузки;
-
представление о закаливании организма (обливании и душе);
-
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
-
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
-
бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения занятий, игр и соревнований;
-
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами
в различных условиях; -
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
-
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
-
измерение индивидуальных показателей физического развития, формирование основных физических качеств;
-
выполнение тестовых нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне»;
-
Ученик научиться выполнять:
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание в висе (кол-во раз).
5
4
3
Подтягивание в висе лежа (кол-во раз).
12
8
5
Прыжок в длину с места (см).
150-160
131-149
120-130
143-152
126-142
115-125
Бег 30 м с высокого старта (сек).
5,8-5,6
6,3-5,9
6,6-6,4
6,3-6,0
6,5-5,9
6,8-6,6
Бег 1000 м (мин, с).
5,00
5,30
6,00
6,00
6,30
7,00
Ходьба на лыжах 1 км (мин, с).
8,00
8,30
9,00
8,30
9,00
9,30
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре (4ч)
Физическая культура. Разновидности физических упражнений: общеразвивающие (ОРУ), подводящие и соревновательные; правила и особенности игры в футбол, баскетбол и волейбол; закаливание организма (обливание, душ); измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры у народов Древней Руси.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств; физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
Способы физической деятельности(4)
Самостоятельные занятия. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки); выполнение упражнений, развивающих быстроту, равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование(94)
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два!»; перестроение в две шеренги и колонны; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, «по диагонали», «противоходом», «змейкой», «спиралью».
Акробатические упражнения. Кувырок назад до упора на коленях и до упора присев в группировке; «мост» из положения лежа на спине.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой с изменением темпа вращения скакалки. Лазанье по канату в два и три приема. Передвижение и повороты на гимнастическом бревне или перевернутой гимнастической скамейке. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, упражнения на низкой перекладине: вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, с завесом одной или двумя ногами.
Легкая атлетика. Низкий старт с последующим ускорением, бег с изменением темпа; челночный бег 3 х 10 м.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Броски: броски набивного мяча (1 кг) снизу из положения стоя и в седе.
Метание: метание малого мяча или мешочка из-за головы на дальность и на точность.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах: чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции; повороты «упором».
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с места и с разбега по неподвижному и катящемуся мячу по воротам; ведение мяча правой и левой ногой с последующей передачей партнеру или ударом по воротам.
Баскетбол: остановка с прыжком с двух шагов; ведение мяча «змейкой» правой и левой рукой; броски в кольцо.
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками.
Общеразвивающие упражнения (на материале гимнастики с основами акробатики: развитие гибкости, координации, силовых способностей, формирование осанки; на материале легкой атлетики: развитие координации, быстроты, выносливости, силовых способностей; на материале лыжной подготовки: развитие координации, выносливости).
Тематическое планирование.
Учебные разделы и темы
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
теория
практика
контроль
I. Знания о физической культуре.
4ч
соблюдать правила ТБ при занятиях физической культурой;
уметь выполнять упр. по образцу;
выполнять упражнения соответствующие возрасту; уметь
взаимодействовать с партнером и командой.
II.Способы физической деятельности.
2ч
2ч
III. Физическое совершенствование.
-
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
-
Спортивно-оздоровительная деятельность.
76ч
18ч
Итого:
6ч
78ч
18ч
Всего часов:
102ч
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательного процесса по физической культуре.
-
А.П. Матвеев. «Физическая культура. 3-4 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2011.
-
А.П. Матвеев. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012.
-
А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, часть 2. М., «Просвещение», 2011.
-
А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы. М., «Просвещение, 2012.
-
А.Ю. Патрикеев. «Физическая культура 3 класс. Система уроков по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.
-
А.Ю. Патрикеев. Физическая культура 3 класс. Рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.
-
А.Ю. Патрикеев. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2014.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Интернет-ресурсы.
-
Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx?ob_no=12371;
-
Примерные программы по учебным предметам standart.edu.ru/;
-
Российский образовательный портал. school.edu.ru;
-
Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре. fisio.ru/fisioinschool.html
Технические средства обучения.
-
Музыкальный центр.
-
Мегафон.
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи.
Учебно-практическое оборудование.
-
Стенка гимнастическая (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Скамейка гимнастическая жесткая (2 м; 4 м) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Комплект навесного оборудования (мишени для метания) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные (на каждого ученика), массажные (на каждого ученика).
-
Палка гимнастическая (на каждого ученика).
-
Скакалка детская (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Мат гимнастический (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Кегли (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Обруч пластиковый детский (на каждого ученика).
-
Кольца резиновые и пластмассовые (на каждого ученика).
-
Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный экземпляр).
-
Лента финишная (демонстрационный экземпляр).
-
Рулетка измерительная (на каждого ученика).
-
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.
-
Лыжи детские (с креплениями и палками) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Сетка для переноса и хранения мячей (I комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Аптечка (демонстрационный экземпляр).
Игры и игрушки:
-
Футбол (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Стол для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
-
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
4. Шахматы (с доской) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
5. Шашки (с доской) (I комплект для групповой работы на 5-6 человек).
6. Контейнер с комплектом игрового инвентаря (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Внеурочная деятельность учащихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану образовательных учреждений РФ внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность в образовательном учреждении позволяет решить ещё целый ряд важных задач:
-
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-
улучшить условия для развития учащихся;
-
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура» организуется по спортивно-оздоровительному направлению, которое включает в себя:
- посещение секций: «мини-футбол», «мини-волейбол», «акробатика», «дзюдо», «лыжные гонки» и др.;
- школьная неделя физической культуры;
- школьная и городская Спартакиада учащихся «Дети Ямала за здоровый образ жизни»;
- семейные старты, конкурсы, акции «За здоровый образ жизни»;
Результатом реализации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Список литературы.
-
А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. М., «Просвещение», 2011.
-
А.П. Матвеев. «Физическая культура. 3-4 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2011.
-
А.П. Матвеев. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012.
-
А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, часть 2. М., «Просвещение», 2011.
-
А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы. М., «Просвещение, 2012.
-
А.Ю. Патрикеев. «Физическая культура 3 класс. Система уроков по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.
-
А.Ю. Патрикеев. Физическая культура 3 класс. Рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.
-
А.Ю. Патрикеев. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2014.
-
Е.М. Елизарова. Физическая культура. 2-4 классы: уроки двигательной активности. Волгоград, «Учитель», 2011.
-
Н.В. Лободина. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград. «Учитель», 2011.
-
В.И. Виненко. «Физкультура 1-11 классы» Календарно-тематическое планирование по 3-х часовой программе. В., «Учитель», 2010.
-
В.В. Осинцев. Лыжная подготовка в школе 1-11 класс. М. «ВЛАДОС-пресс», 2011.
9