ФГОС, рабочая программа 3 класс

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 3-х классов общеобразовательной школы базового уровня, разработана на основе нормативных правовых документов:

  • Министерства образования и науки РФ. ФГОС начального общего образования М.: Просвещение, 2011г.;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования М.: Просвещение, 2011г.;

  • Примерные программы по учебным предметам Начальная школа, часть 2 М.: Просвещение, 2011г;

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.).

Программа ориентирована на использование учебника А.П. Матвеев «Физическая культура 3-4 классы».

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура».

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. В предлагаемой программе учебные разделы выделены в соответствии с двигательной деятельностью: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности», «Физическое совершенствование».

При создании программы учитывались потребности со­временного российского общества в физически крепком и дееспособ­ном подрастающем поколении, способном активно включаться в раз­нообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореали­зации.

Целью обучения физической культуре является формирование у учащихся начальной шко­лы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освое­ния двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • формирование общих представлении о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показате­лями физического развития и физической подготовленности.

При решении задач физического воспитания необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с обшеразвивающей направленностью. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Место предмета «физическая культура» в базисном учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану начального общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 3-х классах отводится 102 ч, из расчёта 3 часа в неделю.

Данная рабочая программа разработана для обучающихся 3-х классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы. Обучающиеся в процессе занятий физической культурой укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определенные двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Кроме того, осуществляется подготовка учеников с высокими показателями физической подготовленности к спортивным соревнованиям, смотрам, эстафетам.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творче­ских, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в лич­ной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Базовым результатом образования в области физической культуры в 3 классе явля­ется освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формиро­вания у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных ви­дах деятельности (культуры).

Универсальными компетенциями учащихся являются:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстни­ками в достижении общих целей;

  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе обще­ния и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

  • характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоен­ных знаний и имеющегося опыта;

  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомо­щи, дружбы и толерантности;

  • обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физиче­ской культурой;

  • организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохран­ности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и спо­собов их улучшения;

  • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

  • оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

  • управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

  • технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, ис­пользование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

  • изложение фактов истории развития физической культуры в Древней Руси;

  • представление о том, какие существуют разновидности физических упражнений (общеразвивающие, подводящие, соревновательные);

  • представление о правилах и особенностях спортивных игр: футбола, баскетбола и волейбола;

  • представление об измерении частоты сердечных сокращений во время и после физической нагрузки;

  • представление о закаливании организма (обливании и душе);

  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учеб­ных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осу­ществление их объективного судейства;

  • бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безо­пасности к местам проведения занятий, игр и соревнований;

  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами
    в различных условиях;

  • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и со­ревновательной деятельности;

  • нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

  • измерение индивидуальных показателей физического развития, формирование основных физических качеств;

  • выполнение тестовых нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне»;

  • Ученик научиться выполнять:

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе (кол-во раз).

5

4

3




Подтягивание в висе лежа (кол-во раз).




12

8

5

Прыжок в длину с места (см).

150-160

131-149

120-130

143-152

126-142

115-125

Бег 30 м с высокого старта (сек).

5,8-5,6

6,3-5,9

6,6-6,4

6,3-6,0

6,5-5,9

6,8-6,6

Бег 1000 м (мин, с).

5,00

5,30

6,00

6,00

6,30

7,00

Ходьба на лыжах 1 км (мин, с).

8,00

8,30

9,00

8,30

9,00

9,30

Содержание учебного предмета.

Знания о физической культуре (4ч)

Физическая культура. Разновидности физических упражнений: общеразвивающие (ОРУ), подводящие и соревновательные; правила и особенности игры в футбол, баскетбол и волейбол; закаливание организма (обливание, душ); измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры у народов Древней Руси.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств; физическая подготовка и её связь с развитием основных физиче­ских качеств.

Способы физической деятельности(4)

Самостоятельные занятия. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основ­ных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки); выполнение упражнений, развивающих быстроту, равновесие, совершенст­вующих точность броска малого мяча.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спор­тивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование(94)

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утрен­ней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы. Повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два!»; перестроение в две шеренги и колонны; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, «по диагонали», «противоходом», «змейкой», «спиралью».

Акробатические упражнения. Кувырок назад до упора на коленях и до упора присев в груп­пировке; «мост» из положения лежа на спине.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой с изменением темпа вращения скакалки. Лазанье по канату в два и три приема. Передвижение и повороты на гимнастическом бревне или перевернутой гимнастической скамейке. Передвижение по гимна­стической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, пере­ползания, упражнения на низкой перекладине: вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, с завесом одной или двумя ногами.

Легкая атлетика. Низкий старт с последующим ускорением, бег с изменением темпа; чел­ночный бег 3 х 10 м.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Броски: броски набивного мяча (1 кг) снизу из положения стоя и в седе.

Метание: метание малого мяча или мешочка из-за головы на дальность и на точность.

Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах: чередование шагов и ходов во время пере­движения по дистанции; повороты «упором».

Подвижные и спортивные игры.

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на вы­носливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар ногой с места и с разбега по неподвижному и катящемуся мячу по воротам; ведение мяча правой и левой ногой с последующей передачей партнеру или ударом по воротам.

Баскетбол: остановка с прыжком с двух шагов; ведение мяча «змейкой» правой и левой ру­кой; броски в кольцо.

Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками.

Общеразвивающие упражнения (на материале гимнастики с основами акробатики: раз­витие гибкости, координации, силовых способностей, формирование осанки; на материале легкой атлетики: развитие координации, быстроты, выносливости, силовых способностей; на мате­риале лыжной подготовки: развитие координации, выносливости).

Тематическое планирование.

Учебные разделы и темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

теория

практика

контроль

I. Знания о физической культуре.

соблюдать правила ТБ при занятиях физической культурой;

уметь выполнять упр. по образцу;

выполнять упражнения соответствующие возрасту; уметь

взаимодействовать с партнером и командой.

II.Способы физической деятельности.

III. Физическое совершенствование.

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

  2. Спортивно-оздоровительная деятельность.



76ч

18ч

Итого:


78ч

18ч

Всего часов:

102ч

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательного процесса по физической культуре.

  1. А.П. Матвеев. «Физическая культура. 3-4 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2011.

  2. А.П. Матвеев. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012.

  3. А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, часть 2. М., «Просвещение», 2011.

  4. А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы. М., «Просвещение, 2012.

  5. А.Ю. Патрикеев. «Физическая культура 3 класс. Система уроков по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.

  6. А.Ю. Патрикеев. Физическая культура 3 класс. Рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.

  7. А.Ю. Патрикеев. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2014.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Интернет-ресурсы.

  1. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx?ob_no=12371;

  2. Примерные программы по учебным предметам standart.edu.ru/;

  3. Российский образовательный портал. school.edu.ru;

  4. Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре. fisio.ru/fisioinschool.html

Технические средства обучения.

  1. Музыкальный центр.

  2. Мегафон.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Стенка гимнастическая (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  1. Скамейка гимнастическая жесткая (2 м; 4 м) (1 комплект для групповой работы на 5-6 че­ловек).

  2. Комплект навесного оборудования (мишени для метания) (1 комплект для групповой ра­боты на 5-6 человек).

  3. Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные (на каждого учени­ка), массажные (на каждого ученика).

  1. Палка гимнастическая (на каждого ученика).

  2. Скакалка детская (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  3. Мат гимнастический (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  4. Кегли (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  5. Обруч пластиковый детский (на каждого ученика).

  1. Кольца резиновые и пластмассовые (на каждого ученика).

  2. Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный экземпляр).

  3. Лента финишная (демонстрационный экземпляр).

  4. Рулетка измерительная (на каждого ученика).

  5. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.

  6. Лыжи детские (с креплениями и палками) (1 комплект для групповой работы на 5-6 че­ловек).

  7. Сетка для переноса и хранения мячей (I комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  8. Аптечка (демонстрационный экземпляр).

Игры и игрушки:

  1. Футбол (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  2. Стол для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

  3. Сетка и ракетки для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 че­ловек).

4. Шахматы (с доской) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

5. Шашки (с доской) (I комплект для групповой работы на 5-6 человек).

6. Контейнер с комплектом игрового инвентаря (1 комплект для групповой работы на 5-6 че­ловек).


Внеурочная деятельность учащихся.

Согласно Федеральному базисному учебному плану образовательных учреждений РФ внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность в образовательном учреждении позволяет решить ещё целый ряд важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития учащихся;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура» организуется по спортивно-оздоровительному направлению, которое включает в себя:

- посещение секций: «мини-футбол», «мини-волейбол», «акробатика», «дзюдо», «лыжные гонки» и др.;

- школьная неделя физической культуры;

- школьная и городская Спартакиада учащихся «Дети Ямала за здоровый образ жизни»;

- семейные старты, конкурсы, акции «За здоровый образ жизни»;

Результатом реализации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.





Список литературы.

  1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. М., «Просвещение», 2011.

  2. А.П. Матвеев. «Физическая культура. 3-4 классы» Учебник для общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2011.

  3. А.П. Матвеев. Рабочие программы. Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012.

  4. А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, часть 2. М., «Просвещение», 2011.

  5. А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы. М., «Просвещение, 2012.

  6. А.Ю. Патрикеев. «Физическая культура 3 класс. Система уроков по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.

  7. А.Ю. Патрикеев. Физическая культура 3 класс. Рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. Волгоград, «Учитель», 2012.

  8. А.Ю. Патрикеев. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2014.

  9. Е.М. Елизарова. Физическая культура. 2-4 классы: уроки двигательной активности. Волгоград, «Учитель», 2011.

  10. Н.В. Лободина. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград. «Учитель», 2011.

  11. В.И. Виненко. «Физкультура 1-11 классы» Календарно-тематическое планирование по 3-х часовой программе. В., «Учитель», 2010.

  12. В.В. Осинцев. Лыжная подготовка в школе 1-11 класс. М. «ВЛАДОС-пресс», 2011.

9


© 2010-2022