Программа спортивной секции Фитбол

В нашей школе реализуется программа организации внеурочной деятельности младших школьников. Одной из составляющих является спортивно-оздоровительное направление. Для организации секции "Фитбол" я составила программу, которую успешно апробировала в течение двух лет. Это относительно новое направление аэробики. Печатных материалов мало. Дети занимаются с удовольствием. Программа ориентирована на младших школьников 7-10 лет.Начинать заниматься фитбол аэробикой можно в любом возрасте.   Детям со с...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «УСТЬ-КАЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждено

решением методического совета

протокол № ______________________

от «___»________________20____г.

Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор __________

В. Г. Гагарин

М. П.

ФИТБОЛ

Программа дополнительного образования детей 7-10 лет

Срок реализации: 2 года



Составитель: Маслаускене Оксана Юрьевна


Усть-Качка

2011г

Пояснительная записка

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и относится к числу сложных и актуальных проблем современной медицины. Одним из новых способов решения этой проблемы является фитбол аэробика. В последние годы роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга активно возрастает. Мы живем во время триумфа оздоровительных видов аэробики. Популярность аэробики в течение более чем 20 лет основана на ее отличительных чертах - она эффективна, доступна, эмоционально окрашена и внешне привлекательна. Фитбол - это щадящая, но эффективная аэробика.

Фитбол, в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Занятия проводятся на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300кг. Мяч (его масса равна примерно 1 кг) используется как тренажер, как предмет и как утяжелитель.

Аэробика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

Цель программы: создание условий для физического совершенствования и формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста посредством фитбол аэробики.

Задачи программы:

  • формирование умений выполнять упражнения с фитболом;

  • развитие координации, гибкости, пластичности;

  • формирование представления о значении здорового образа жизни;

  • обучение методам самоконтроля;

  • формирование умения работать в паре, в группе.

Осанка формируется в течение всего дошкольного детства и закрепляется в школьном возрасте. Систематические, целенаправленные занятия физическими упражнениями укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Посадка считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90%, голова приподнята и ее центральная линия совпадает с осью туловища, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксирует его ладонями сбоку или сзади, ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Неправильно, криво сидеть на фитболе невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс.

Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.

Кроме того, регулярные занятия на фитболе:

- активизируют мыслительные процессы в коре головного мозга;

- усиливают регенерацию тканей, эластичность мышц, крово- и лимфообращение;
- улучшают обмен веществ в межпозвонковых дисках;
- тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений;
- развивают дыхательную систему;
- нормализуют деятельность внутренних органов: кишечника, почек, желудка, печени, поджелудочной железы.


Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа ориентирована на младших школьников 7-10 лет. Занятия проводятся в разновозрастной группе, со временем группа может пополняться. Одновременно может заниматься не более 15 человек, т.к. некоторым детям необходима индивидуальная консультация, и, кроме того, всегда следует обращать внимание на посадку на мяче, корректировать позу во время выполнения упражнений. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей. Образовательный процесс будет протекать более успешно, если старшие дети будут выступать в роли наставников.

Начинать заниматься фитбол аэробикой можно в любом возрасте. Детям со специальной медицинской группой здоровья необходимо получить консультацию и разрешение врача на посещение секции.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю, 102 занятия в год.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (дается самостоятельное задание с учетом возможностей ребенка);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);

- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

- работа в парах.

Прогнозируемые результаты

В процессе занятий обучающиеся научатся:

  • выполнять упражнения с фитболом, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;

  • взаимодействовать в группе и в паре при выполнении упражнений, адекватно оценивать свои и чужие достижения.

Кроме того, занятия фитбол аэробикой дают возможность проявления самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формируют привычку к здоровому образу жизни.

Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко. Учитывается время выполнения. Тесты проводятся 2 раза в год (осенью и весной).

Тест для мышц шеи:

И.П. - лежа на спине, руки вниз

1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

Тест для мышц живота:

И.П. - лежа на спине, руки вниз

1 - поднять ноги до угла 45º и зафиксировать положение.

Тест для мышц спины:

И.П. - лежа на животе, руки вверх

1 - прогнуться и зафиксировать положение.




Учебно-тематический план

(1 год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

1

Вводное занятие. Правила выбора мяча. Правила техники безопасности при занятиях с фитболом.

1

1

2

Тестирование. Балансировка на мяче.

2

2

3

Ознакомление с комплексом базового уровня.

4

4

4

Балансировка на мяче. Разучивание базового комплекса.

18

18

5

Выполнение базового комплекса.

28

28

6

Ознакомление с комплексом среднего уровня сложности.

1

1

7

Разучивание комплекса среднего уровня.

16

16

8

Выполнение комплекса среднего уровня.

26

26

9

Контрольное тестирование.

1

1

10

Выполнение индивидуальных упражнений.

5

5

Итого часов

102

1

101


Учебно-тематический план

(2 год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

1

Вводное занятие. Правила выбора мяча. Правила техники безопасности при занятиях с фитболом.

1

1

2

Тестирование. Балансировка на мяче.

2

2

3

Выполнение комплекса базового уровня.

12

12

4

Повторение упражнений комплекса среднего уровня.

2

2

5

Выполнение комплекса среднего уровня.

24

24

6

Ознакомление с комплексом продвинутого уровня.

4

4

7

Разучивание комплекса продвинутого уровня.

18

18

8

Выполнение комплекса продвинутого уровня.

30

30

9

Контрольное тестирование.

1

1

10

Выполнение индивидуальных упражнений.

8

8

Итого часов

102

1

101


Содержание программы


1 год обучения.

  1. Вводное занятие (1 час).

Правила выбора мяча. Правила техники безопасности при занятиях с фитболом.

  1. Тестирование. Балансировка на мяче (2 часа).

Выполнение входных тестов. Обучение посадке, балансировке на фитболе. Разучивание разных видов исходных положений, игровые упражнения с мячом. Методы самоконтроля.

  1. Ознакомление с комплексом базового уровня (4часа).

Показ и выполнение игровых упражнений с мячом. Показ и фронтальное выполнение комплекса с 2 подходами по 4 повтора. Обучение правильному дыханию, выполнению упражнений в статике.

  1. Балансировка на мяче. Разучивание базового комплекса (18ч.)

Разучивание и выполнение упражнений в парах, группах. Увеличение нагрузки до 2 подходов по 8 повторов. Контроль за дыханием во время выполнения упражнений. Игровые упражнения с мячом.

  1. Выполнение базового комплекса (28часов)

Выполнение упражнений базового комплекса с постепенным увеличением нагрузки до 4 подходов по 8 повторов. Работа в парах, группах. Игровые упражнения с мячом. Балансировка на мяче.

  1. Ознакомление с комплексом среднего уровня (1час).

Показ и выполнение игровых упражнений с мячом. Показ и фронтальное выполнение комплекса с 2 подходами по 4 повтора. Контроль за правильным дыханием, выполнение упражнений.

  1. Разучивание комплекса среднего уровня (16часов).

Разучивание и выполнение упражнений в парах, группах. Увеличение нагрузки до 2 подходов по 8 повторов. Контроль за дыханием во время выполнения упражнений. Игровые упражнения с мячом.

  1. Выполнение комплекса среднего уровня (26часов).

Выполнение упражнений комплекса среднего уровня с постепенным увеличением нагрузки до 4 подходов по 8 повторов. Работа в парах, группах. Игровые упражнения с мячом. Балансировка на мяче.

  1. Контрольное тестирование (1час).

Выполнение тестов. Игровые упражнения с мячом.

  1. Выполнение индивидуальных упражнений (5часов).

Игровые упражнения с мячом. Выполнение упражнений по выбору детей. Самостоятельное составление комплекса, упражнения творческого характера. Показательные выступления.


  1. год обучения

  1. Вводное занятие (1час).

Правила техники безопасности при занятиях с фитболом.

  1. Тестирование. Балансировка на мяче (2 часа).

Игры с мячом. Балансировка. Тестирование. Методы самоконтроля.

  1. Выполнение комплекса базового уровня.

Выполнение упражнений базового комплекса с постепенным увеличением нагрузки до 4 подходов по 16 повторов. Работа в парах, группах. Игровые упражнения с мячом. Балансировка на мяче.

  1. Повторение упражнений комплекса среднего уровня.

Последовательное повторение комплекса. Игры с мячом. Балансировка на фитболе.

  1. Выполнение комплекса среднего уровня (24часа).

Выполнение упражнений комплекса среднего уровня с постепенным увеличением нагрузки до 2- 4 подходов по 16 повторов. Работа в парах, группах. Игровые упражнения с мячом. Балансировка на мяче.

  1. Ознакомление с комплексом продвинутого уровня (4часа).

Показ и выполнение игровых упражнений с мячом. Показ и фронтальное выполнение комплекса с 2 подходами по 4 повтора. Контроль за правильным дыханием, выполнение упражнений с гантелями.

  1. Разучивание комплекса продвинутого уровня (18часов).

Разучивание и выполнение упражнений в парах, группах. Увеличение нагрузки до 2-4 подходов по 8 повторов. Контроль за дыханием во время выполнения упражнений. Игровые упражнения с мячом.

  1. Выполнение комплекса продвинутого уровня (30часов).

Выполнение упражнений комплекса продвинутого уровня с постепенным увеличением нагрузки до 2- 4 подходов по 16 повторов. Работа в парах, группах. Игровые упражнения с мячом. Балансировка на мяче.

  1. Контрольное тестирование (1час).

Выполнение тестов. Игровые упражнения с мячом.

  1. Выполнение индивидуальных упражнений (8часов).

Игровые упражнения с мячом. Выполнение упражнений по выбору детей. Самостоятельное составление комплекса, упражнения творческого характера. Показательные выступления.

Методическое обеспечение программы


Для организации занятий фитбол аэробикой необходимы:

  • спортивный зал;

  • гимнастический коврик;

  • фитбол;

  • подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования,

  • медицинская аптечка.

Рекомендации при проведении занятий

Все тренировки с использованием фитбола нужно проводить исключительно на твердой поверхности.
Спортивная одежда должна быть максимально облегающей, например, для нижней части тела подойдут лосины.
Спортивная обувь должна соответствовать размеру ноги и иметь подошву устойчивую к скольжению.

Организационный ресурс предполагает, что на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, они проводятся при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима проведения занятий. Это позволяет избегать случаев травматизма или переутомления школьников.


Список литературы


  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  2. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова // Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. - М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.

  3. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: «Академия», 2001.

  4. Ловейко, И.Д. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей [Текст] / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев // изд.2 переработанное и дополненное. - М.: Медицина, 1998.

  5. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. М.: «Просвещение», 2009.


Приложение 1

Комплекс №1. Базовый.

  1. ИП - стоя, ноги на ширине плеч, фитбол в руках внизу. Поднять мяч вверх, правую ногу поставить на носок назад, прогнуться. То же с левой ноги.

  2. ИП - стоя. Броски мяча вверх и ловля мяча.

  3. ИП - широкая стойка, мяч перед собой, руки в упоре на фитболе. Наклоны вперед с опорой руками на мяч.

  4. ИП - стойка ноги врозь, руки вниз с мячом. Приседание, руки вперед.

  5. ИП - широкая стойка, мяч перед собой, руки в упоре на фитболе. Перекат мяча вправо сгибая правую ногу, то же влево.

  6. «Ласточка».

ИП - ноги врозь, мяч в руках внизу. Упражнение «ласточка» с поочередной сменой положения ног.

  1. «Пружинка». Прыжки на мяче сидя.

  2. Балансировка на мяче.

ИП - сидя на мяче, ноги согнуты под прямым углом, руки в стороны. Выпрямить правую ногу вперед, удерживать равновесие 10-15 секунд. Далее поочередно менять положение ног.

  1. ИП - сидя на мяче. Прыжки вокруг собственной оси вправо и влево.

  2. ИП - сидя на фитболе. Наклоны в стороны с разным положением рук.

  3. «Перекаты».

ИП - сидя на фитболе. Переступая ногами, перекатить мяч под спину и ягодицы. Руки расположены на уровне затылка, но не сцеплять кисти между собой. Ноги согнуты в коленях, расстояние между стопами чуть шире плеч. Из этого положения выполнить подъем верхней части туловища вверх, приподняв голову, шею и плечи. Задержаться в этом положении на 2-3 секунды, вернуться в исходное положение.

  1. ИП - сидя на полу, ноги врозь, фитбол между согнутых ног, откатить руками фитбол вперёд, ноги выпрямить.

  2. ИП - лёжа на спине на полу. Прямые ноги на фитболе, подкатить стопами фитбол к ягодицам и приподнять таз.

  3. ИП - то же. Ноги на фитболе, приподнять таз (держать 10 сек).

  4. ИП - то же. Ноги на фитболе, приподнять таз, с поочерёдным махом левой и правой ноги вверх.

  5. ИП - то же. Ноги согнуты в коленных суставах, стопы на фитболе, - обхватить фитбол стопами и приподнять вверх.

  6. ИП - лёжа на животе на фитболе. Руке в упоре на полу - поочерёдное поднимание прямых ног.

  7. ИП - лежа на фитболе на животе. Переход, прокатываясь по фитболу, в упор руками на полу, ноги, согнутые в коленях, на фитболе.

  8. ИП - то же. Руки в упоре на полу, сгибание разгибание рук.

  9. ИП - лежа на фитболе на спине. Опустить голову и руки - упражнение на расслабление.

  10. ИП - лежа на животе на мяче, опустить голову и руки, обняв мяч, и максимально расслабиться. Дышать ровно и спокойно.

  11. Балансировка на фитболе.


© 2010-2022