ГТО по-московски. Планирование и реализация

До внедрения по все стране Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Москве проводились комплексные тестирования, объединенные в комплекс "Московский спортсмен". Какие задачи ставили перед собой его разработчики и удалось ли их достичь? Проблемы, обозначенные в статье, применимы и к новому ВФСК ГТО.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей Машковцев,

учитель физической культуры.

АНО «Школа «премьер».

г. Москва

ГТО по-московски


Эксперимент по апробации нового комплекса ГТЗО начался еще в прошлом учебном году. В отдельных регионах страны, в том числе и в Москве, проводились первые состязания, участники получали значки с логотипом конкурса.

И тут, как гром среди ясного неба, появился новый комплекс - «Московский спортсмен». Чем вызвано это решение? Значит ли это, что эксперимент не удался? Может быть, этот комплекс становится альтернативой еще не утвердившемуся ГТЗО? Или это первый шаг на пути к комплексу общероссийскому? Оставим пока эти вопросы без ответа и попробуем проанализировать содержание Положения.

Нерешенные задачи

Ведет ли введение нового комплекса к решению поставленных в Положении о нем задач?

1. Согласно Положению, ничто в структуре и оснащении уроков и тренировок не меняется. Следовательно, не изменится и отношение учеников ни к урокам, ни к еще одним соревнованиям: таким путем невозможно добиться совершенствования всего процесса физического воспитания.

2. Контроль уровня физической подготовленности и степени владения практическими умениями можно осуществлять и без введения нового комплекса путем проведения тестов по физической и специальной подготовке и Президентских испытаний.

3. Вполне возможно, после введения нового комплекса соревнований - не следует забывать, что он носит добровольный характер, - у отдельных учащихся повысится мотивация к самосовершенствованию. Но, скорее всего, среди участников этих состязаний снова будут именно те, кому повышать мотивацию не надо: они и раньше понимали значение здорового образа жизни и успешно занимались спортом.

4. Совсем не видно в Положении патриотического воспитания. Неужели нужно считать патриотом только того, кто быстр, силен, ловок, умеет плавать и стрелять, не курит и делает зарядку?

5. Получается, что новый комплекс - это всего лишь форма проведения досуга, да и то не для всех, а только для тех, кто спортивно активен. Между прочим, физкультурно образованная и активная часть молодежи и так имеет достаточно возможностей для удовлетворения своих спортивных амбиций. А что делать с другими детьми? Неужели мы знаем только одну форму занятий с молодежью - проведение соревнований по любому поводу?


Почетный долг

Уверен, что практически каждый человек испытывал то неприятное чувство, когда приходится одалживать у другого. Груз ответственности перед человеком давит на подсознание, и мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы вернуть одолженное, чтобы не доставить лишних хлопот тому, кто нас выручил. Составители Положения считают, что сдача нормативов нового комплекса является не просто долгом обучающихся, а долгом почетным! Но ведь дети ни у кого ничего взаймы не брали и, следовательно, никакими должниками не являются. Почему они должны что-то возвращать? При этом сказано, что процесс сдачи нормативов является сугубо добровольным. Как же можно соотнести подобные вещи? Если участие в проекте - личное дело каждого, то зачем говорить о каком-то долге?

Из Положения следует, что к сдаче нормативов нужно подготовиться, желательно застраховаться, иметь допуск врача, а само мероприятие проводится в виде соревнований. Только в Положении не сказано, кто и за чей счет будет проводить подобные соревнования. Нетрудно представить, что все это ляжет на плечи учителей физкультуры и тренеров и непременно будет упомянуто о почетном долге, причем бесплатном.

Любопытно, что основными формами подготовки к сдаче нормативов являются уроки физической культуры и учебно-тренировочные занятия. Почему учитель или тренер должны перестраивать свой учебный и тренировочный процесс для тех учащихся, которые решат сдавать нормативы комплекса, которые, кстати говоря, отличаются от программных?


А судьи кто?

Легко измерить, трудно оценить. К такому выводу можно прийти, просмотрев нормативы и требования различных ступеней комплекса. Если с нормативами ситуация примерно ясна, то как можно оценить соблюдение требований: выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики, отказ от вредных привычек, соблюдение принципов здорового образа жизни - рассчитывать на уровень сознательности каждого тестируемого или требовать письменного подтверждения от родителей, друзей, учителей физкультуры? Не превратится ли хорошая идея в пустую формальность? Вспомните: ведь всем известный комплекс ГТО ушел в небытие именно потому, что все свелось к формализму?

Хорошая идея заложена в требованиях к овладению техникой командных видов спорта. Однако представленные контрольные задания еще не свидетельствуют о том, что ученик умеет играть. Можно уметь выполнять подачу в волейболе или попадать в баскетбольное кольцо с линии штрафного броска, но совершенно не знать правил, тактики игры с различными соперниками, не уметь взаимодействовать с партнерами и т.п. Ведь суть командных игр именно в этом.

Просматривая требования к технике футбола, я вспоминаю старый анекдот, который появился после очередной неудачной игры нашей сборной: мол, норматив мастера спорта в этой игре надо сразу присваивать тому, кто сумеет с расстояния двух метров пробить выше ворот.

Хорошо, что составители комплекса вспомнили о всеми забытой стрельбе. Вопрос лишь в том, где в школах Москвы найти оборудованные тиры для стрельбы из пневматической винтовки или из электронного оружия. Введение в комплекс стрелковых соревнований означает, что весь город будет состязаться в нескольких отдельно взятых тирах, или все школы будут оснащены необходимым оружием?


Ради чего?

Как и комплекс ГТО, «Московский спортсмен» рассчитан и на взрослых. Только в отличие от советского брата в «новом московском» нет деления на возрастные группы. Если 18-летнему юноше или девушке не составит труда сдать его нормативы и требования, то пожилым, даже очень активным, они просто не под силу. Безусловно, разработка II степени комплекса требует большой доработки.

Из Положения не ясно, чем будут награждены участники, выполнившие все нормативы и требования, а также засчитывается ли их выполнение, если спортсмен не справился хотя бы с одним из нормативов.

Достигнет ли комплекс «Московский спортсмен» своей цели, мы сможем узнать лишь через несколько лет, если в статистических данных наметится положительная динамика: увеличится количество здоровых детей, людей, занимающихся спортом, и если при этом цифры будут соответствовать фактам.


Ложка меда

Критический анализ московского нововведения не означает, что проведение подобных мероприятий неэффективно. Отнюдь: если подобные комплексы смогут улучшить процесс физического воспитания детей, все будут только в выигрыше. Важно не наломать дров в самом начале пути, чтобы не пришлось потом всем миром расчищать образовавшиеся завалы. Главное, что руководители на местах должны не только грамотно составлить Положение, но и создать необходимые условия для совершенствования процесса физического и патриотического воспитания, контроля обучения, организации интересного досуга школьников и повышения мотивации проводящих состязания. Иными словами, задачи комплекса нужно сначала решить на уровне педагогов, и тогда они сами найдут пути достижения поставленных целей.


© 2010-2022