• Преподавателю
  • Физкультура
  • Разработка программы для образовательного учреждения по профилактике здорового образа жизни Здоровье

Разработка программы для образовательного учреждения по профилактике здорового образа жизни Здоровье

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информация об исполнении федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья детей, обучающихся в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Чиканской средней общеобразовательной школе



  1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6,5-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Основные усилия администрации коллектива школы направлены на создание безопасных условий образовательного процесса. В образовательном учреждении имеется программа «Здоровье»

Цель - предупредить развитие и прогрессирование респираторных и основных хронических неинфекционных заболеваний среди школьников.

Задачи:

  1. Установить распространенность основных хронических заболеваний и факторы риска их развития на основе медицинского обследования;

  2. Изучить закономерности течения адаптационного процесса среди учащихся начальных классов в условиях развивающего обучения;

  3. Разработать и внедрить методики массовой профилактики заболеваний в условиях школы и индивидуальные схемы оздоровления часто болеющих детей;

  4. Разработать и внедрить систему санитарного воспитания и пропаганды здорового образа жизни (памятки для родителей, паспорта здоровья, лекции и беседы для родителей и детей);

В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

- спортивный зал;

- кабинет медицинской профилактики (поступило оборудование в рамках федеральной программы, ведутся работы по лицензированию кабинета;)

- школьная столовая;

- учебные кабинеты,

- спортивная площадка.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам

пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся., планомерно организована работа по пополнению школьных аптечек для учебных кабинетов.

Кроме этого в рамках охраны и укрепления здоровья детей организовано взаимодействие с ДЮСШ., с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры. Для безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников: организуются встречи с представителями ГИБДД, пожарной безопасности.; проводятся соревнования по различным видам спорта в районном масштабе; на базе школы работают кружки и секции (волейбол, лёгкая атлетика, теннис); ведется профилактическая работа фельдшера школы по воспитанию здорового образа жизни обучающихся. Заключен договор на медицинское обслуживание с Жигаловской ЦРБ

2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников.

Состояние территории, здания и оборудования (водоснабжение, канализация, вентиляция, освещение) соответствует требованиям санитарных правил, пожарной безопасности.

В ОУ имеется в наличии необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.

Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных образовательных программ

Учебные кабинеты, спортивный зал для пребывания обучающихся обеспечены естественной и искусственной освещенностью, воздушно - тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил.

В ОУ работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися: учитель физической культуры, педагоги ДЮСШ.

Коллектив педагогических работников школы поддерживает культуру здоровья, использует здоровьесберегающие методы и технологии, здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни, способен оказать первую медицинскую помощь обучающимся и воспитанникам. Ответственно относятся к своему здоровью, проходя ежегодно профилактические осмотры и диспансеризацию.

В школе ведётся формирование базы данных о состоянии здоровья, учёт динамики заболеваемости. Проводятся ежегодные мониторинги физического развития школьников.

3. Рациональная организация образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в Школе строится на основе учебного плана.

Продолжительность учебной недели- 6 дней (для учащихся первого класса 5 дней).

Продолжительность перемен между уроками:

-после первого урока - 10 минут;

-после второго, третьего - 20 минут каждая;

-после четвёртого и пятого урока - 10 минут.

Ежедневное количество, последовательность учебных занятий определяется расписанием,

утвержденным директором Школы.

Начало уроков в школе с 9.00. Режим работы школы, утверждается директором школы.

Все проводимые массовые мероприятия в школе (собрания, слеты, утренники, встречи, работа кружков и т.д.) должны заканчиваться;

-для обучающихся в 1-4 классах - не позже 18 часов,

-для обучающихся в 5-9 классах - не позже 21 часа

Нагрузка обучающихся устанавливается согласно учебного плана;

Образовательный процесс в классах строится с учетом

1. периодов работоспособности детей на уроке. (высокая продуктивность,

утомляемость)

2. возрастных и физиологических особенностей ребёнка на занятиях. (количество

видов деятельности на уроке, их продуктивность)

3.Наличия эмоциональных разрядок на уроке.

4.Чередования позы с учётом видов деятельности. ( профилактика сколиоза, снятие

утомляемости)

5.Использования физкультурных пауз на уроках (физминутки, упражнения для глаз

(профилактика близорукости), и др.)

На уроках активно используются различные формы, приемы и методы, связанные со

здоровьесбережением учащихся. В частности, здоровьесберегающие технологии учебного процесса включают в себя:

- Мониторинг здоровья учащихся (анализ состояния здоровья учащихся проводит

медицинский работник, классный руководитель, администрация школы)

- Интеграцию предмета и здоровьесбережения (осуществляется через использование

здоровьесберегающих технологий в учебно-предметных курсах: биология, история,

литература, ОБЖ и др.)

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

· проведение классных часов;

· факультативные занятия;

· занятия в кружках;

· проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;

· организацию Дней здоровья.

4. Организация физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы в

школе

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Уроки физической культуры (3 часа в неделю)

Программа по физическому воспитанию состоит из следующих разделов:

- Легкая атлетика.

- Гимнастика.

- Спортивные игры (баскетбол, пионербол, волейбол).

- Лыжная подготовка.

- Теоретические сведения.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе учебного процесса и внеурочной работы:

1) утренняя гимнастика до занятий;

2) подвижные перемены;

3) физкультминутки :дыхательная гимнастика, упражнения для глаз.

4) Проведение Дня Здоровья , соревнования «Мама, папа, я - Спортивная семья», «Весёлые старты», соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу.

5) работа спортивных секций на базе школы.

6) пропаганда занятий физкультурой и спортом

Утренняя зарядка проводится в школе за 10 минут до начала 1 урока в школьном спортзале Проводит зарядку подготовленный ученик 9 класса.. Учитель физкультуры находится вместе с учащимися и контролирует правильность проведения упражнений.

Зарядка помогает детскому организму стать бодрее, мышцам заработать. Учащиеся не опаздывают на урок и работоспособность увеличивается.

Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры - хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают

эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.

Физкультминутки, или упражнения проводятся на уроках общеобразовательного цикла.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Упражнения хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование Упражнений восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.

На уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)

На уроках математики решается много задач. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.

На уроках биологии, географии, физики даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями.

На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.

На уроках ОБЖ- наука о здоровье учащиеся знакомятся с темами:

- Режим дня.

- Правильная посадка за партой.

- Личная гигиена, уход за телом.

- Уход за зубами.

- Закаливание.

- Классная комната учащихся.

- Двигательная активность.

- Рациональный отдых.

- Предупреждение простудных заболеваний.

- Физический труд и здоровье.

- Как сохранить хорошее зрение.

- Предупреждение травм и несчастных случаев.

- Общее понятие об организме человек.

- Чем человек отличается от животного.

- Роль витаминов для роста и развития человека.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы.

Задачи внеклассной работы:

- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;

- углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;

- организовывать здоровый отдых учащихся;

- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.

День здоровья проводится согласно плану работы школы.

Спортивные праздники и соревнования.

Ежегодный школьный турслёт учащихся, педагогов и родителей.

Спортивные соревнования, праздники, турслёт являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников, привлекают родителей к участию в спортивных мероприятиях совместно со своими детьми и занятием спортом.

Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных состязаниях различного

уровня. Все результаты записываются в таблицу достижений учащихся школы. В течение многих лет учащиеся школы были неоднократными призерами спортивных состязаний разного уровня.

4. Организация физкультурно - оздоровительной и спортивно - массовой работы в

школе

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Уроки физической культуры (3 часа в неделю)

Программа по физическому воспитанию состоит из следующих разделов:

- Легкая атлетика.

- Гимнастика.

- Спортивные игры (баскетбол, пионербол, волейбол).

- Лыжная подготовка.

- Теоретические сведения.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе учебного процесса и внеурочной работы:

1) утренняя гимнастика до занятий;

2) подвижные перемены;

3) физкультминутки :дыхательная гимнастика, упражнения для глаз.

4) Проведение Дня Здоровья , соревнования «Мама, папа, я - Спортивная семья», «Весёлые старты», соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу.

5) работа спортивных секций на базе школы.

6) пропаганда занятий физкультурой и спортом

Утренняя зарядка проводится в школе за 10 минут до начала 1 урока в школьном спортзале Проводит зарядку подготовленный ученик 9 класса.. Учитель физкультуры находится вместе с учащимися и контролирует правильность проведения упражнений.

Зарядка помогает детскому организму стать бодрее, мышцам заработать. Учащиеся не опаздывают на урок и работоспособность увеличивается.

Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры - хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают

эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.

Физкультминутки, или упражнения проводятся на уроках общеобразовательного цикла.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Упражнения хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование Упражнений восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.

На уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)

На уроках математики решается много задач. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.

На уроках биологии, географии, физики даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями.

На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.

На уроках ОБЖ- наука о здоровье учащиеся знакомятся с темами:

- Режим дня.

- Правильная посадка за партой.

- Личная гигиена, уход за телом.

- Уход за зубами.

- Закаливание.

- Классная комната учащихся.

- Двигательная активность.

- Рациональный отдых.

- Предупреждение простудных заболеваний.

- Физический труд и здоровье.

- Как сохранить хорошее зрение.

- Предупреждение травм и несчастных случаев.

- Общее понятие об организме человек.

- Чем человек отличается от животного.

- Роль витаминов для роста и развития человека.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы.

Задачи внеклассной работы:

- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;

- углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;

- организовывать здоровый отдых учащихся;

- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.

День здоровья проводится согласно плану работы школы.

Спортивные праздники и соревнования.

Ежегодный школьный турслёт учащихся, педагогов и родителей.

Спортивные соревнования, праздники, турслёт являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников, привлекают родителей к участию в спортивных мероприятиях совместно со своими детьми и занятием спортом.

Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных состязаниях различного

уровня. Все результаты записываются в таблицу достижений учащихся школы. В течение многих лет учащиеся школы были неоднократными призерами спортивных состязаний разного уровня.

5 Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

Работа с обучающимися старших классов:

-Тестирование, анкетирование.

- Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ, вовлечённых в употребление, выявление отношения к ПАВ.

- Проведение лекций и классных часов:

- Лекция с использованием видеоматериала «Как действуют наркотики», «Уголовный кодекс о наркотиках», «Признаки употребления ПАВ»,

Встречи, беседы, лекции:

-с врачами

-инспектором ПДН.

Конкурс рисунков, плакатов.

Профилактические и коррекционные беседы с родителями учащихся «группы риска»

Родительское собрание «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике вредных привычек»

Работа с педагогами:

Семинар для классных руководителей «Система

профилактики вредных привычек среди учащихся»

Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведении на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Например, «Суд над наркоманией», «Курить или жить», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».

Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие - либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.

Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.

6. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни включают:

- использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний

(витаминизация, профилактика нарушений осанки, зрения).

- регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников.

- работа с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования

учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).

- регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием

здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.

- создание комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со

школьными проблемами.

- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по

сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни

содержит

Проведенный мониторинг здоровья школьников обозначен в таблицах. Структура заболеваемости учащихся такова, что наиболее распространенными являются хронические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата и заболевания органов зрения.. Часто встречаются также ОРЗ. Структура заболеваемости течение 3-х последних лет не изменилась, процент учащихся по всем ведущим патологиям, заметно не повышается.

Обобщая вышеизложенные факты, следует отметить, что существует ряд объективных причин, не всегда позволяющих иметь положительную динамику состояния здоровья учащихся, это:

наличие заболевания у детей на момент поступления в школу;

неблагоприятные воздействия окружающей среды;

низкокалорийное питание в семьях с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума);

неблагоприятный психологический и моральный климат в малообеспеченных, неполных семьях. и т.д.

Виды заболеваний

Виды заболеваний


Учебный год

Учебный год

2012-2013

2013-2014

ОРЗ

18,2%

16,2%

Бронхо-легочные

2,4%

2,1%

Лор

1,6%

1,6%

Кожные

0,5%

0,3%

Травмы

0

0

гастрит

1,08%

1,08%

сколиоз

2,7%

2,7%

ожирение

1,7%

1,5%

плоскостопие

4,3%

4,3%

заболеваемость органов зрения

5,7%

4,9%

Анализ исполнения федеральных требований в части охраны здоровья обучающихся позволил выявить правильное направление работы школы, положительную динамику по сохранению и укреплению здоровья школьников. Проанализировав работу школы за последние годы, следует продолжить проведение мероприятий по здоровьесбережению.

Среди них:

- создание внутренней среды Школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов;

- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

- создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков;

- организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни;

- интенсификация психологической службы школы;

- разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки, нарушения зрения;

- сотрудничество с городской детской поликлиникой (диспансеризация школьников);

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований;

- разработка здоровьесберегающих программ, проведение Дня здоровья;

- построение учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, а именно: введение интегрированных курсов, оптимизация учебной нагрузки, рациональная организация урока и т.д.


12


© 2010-2022