Разработка экзамена по физической культуре 6-9 классов

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка экзамена по физической культуре 6-9 классов

ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Теоретическая часть

6 - 9 классы





БИЛЕТ №1.

  1. Что такое физическая культура? Её связь с культурой общества. Почему она используется для укрепления здоровья человека?

  2. Сила как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?


  1. По определению в энциклопедии, физическая культура - это часть общей культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных возможностей.

Таким образом, под физической культурой понимается определённый вид культуры общества и человека. В отличии от других видов культуры, таких, например, как литература и искусство, направленных на преобразование психических(духовных) свойств человека, физическая культура в основном связана с преобразованием физических(телесных) свойств. Процесс преобразования физических свойств человека характеризуется тем, что с помощью специально подобранных физических упражнений и соответствующих методов воздействия на человеческий организм можно: направленно развивать формы и увеличивать объём сердца и дыхания, изменять интенсивность обменных процессов, повышать энергетические возможности организма; эффективно управлять движениями и осваивать сложные двигательные действия, выполняя их в различных условиях и используя при решении разнообразных задач; улучшать защитные функции организма и повышать его работоспособность, укреплять здоровье и способствовать долголетию; совершенствовать физические качества и осваивать различные виды спорта.

Важнейшее значение в обществе приобретает физическая культура как средство укрепления здоровья, физического воспитания подрастающего поколения, созидания культурного образа жизни. Связь занятий физической культурой с укреплением здоровья известна с давних времен. Еще древние говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». В настоящее время роль физической культуры в укреплении здоровья существенно повышается. В первую очередь это связано с изменением экологической среды жизнеобитания современного человека, изменением характера его трудовой деятельности. Сегодня человек меньше двигается, а значит, его мышцы, системы дыхания и кровообращения малоактивны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малоподвижностью человека, или, как ее называют, гиподинамией, ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно выполнять физические упражнения, тренировать органы и системы организма, закаливать его с помощью водных, солнечных и воздушных процедур, соблюдать режим дня и питания, организовывать культурный отдых, принимать участие в спортивных соревнованиях и туристических походов. Регулярно занимаясь физической культурой и спортом, можно избежать очень многих болезней, а значит, хорошо и плодотворно трудиться, жить долгой, интересной жизнью.

2. Под слой понимается способность человека воздействовать на внешние силы или активно им противодействовать за счёт мышечных напряжений. Например, человек, напрягая мышцы, поднимает тяжёлую штангу, т.е. он воздействует на неё и приводит её в движение. Подняв штангу, человек опять-таки посредством напряжения мышц удерживает её над головой, т.е. активно противодействует весу штанги, которая давит на него. Но не только для поднятия тяжестей человеку нужна сила. Все его движения и передвижения связаны с напряжением мышц. Если человек обладает большим запасом физической энергии, он способен дальше и выше прыгать, быстрее бегать, с большей скоростью передвигаться на лыжах и т.п.

Для развития силы используют специальные физические упражнения с отягощениями. Их отличительная особенность по сравнению с другими физическими упражнениями - вызывать значительные напряжения мышц. Эти упражнения в зависимости от способа отягощения подразделяются на две основные группы. Первая группа - упражнения, где в качестве отягощения используется вес всего тела человека или его отдельных частей. Например, при подтягивании на гимнастической перекладине отягощение на мышцы рук создаёт вес всего тела человека. В то же время при сгибании туловища вперёд из положения лёжа на полу отягощение на мышцы брюшного пресса создаёт вес только верхней части тела. Ко второй группе относятся упражнения, в которых в качестве отягощения используются одновременно как вес тела или его частей, так и вес различных спортивных снарядов. Например, приседания со штангой или занятия с гантелями разного веса.

Основное правило применения силовых упражнений - обязательное выполнение их до первых признаков утомления. При этом используются два метода: выполняют силовые упражнения либо непрерывно, пока не устанут, либо повторно сериями с небольшими интервалами отдыха, но тоже до утомления. Для общего физического развития силовые упражнения объединяют в атлетические комплексы. Комплексы составляются таким образом, чтобы выполнение включённых в них упражнений последовательно вызвало напряжение различных мышечных групп. Например, первое упражнение - приседание. Оно вызывает напряжение мышц ног. Второе упражнение - сгибание и разгибание рук в упоре(отжимание). Оно вызывает напряжение мышц рук(мышцы ног в это время отдыхают). Третье упражнение - сгибание туловища из положения лёжа на полу. Оно вызывает напряжение мышц брюшного пресса, а мышцы ног и рук отдыхают. И т.д. Кроме комплексов атлетических упражнений, для развития силы используют также разнообразные прыжки, метания тяжёлых предметов(например, набивных мячей), бег в гору и другие упражнения, вызывающие повышенное напряжение мышц.

БИЛЕТ №2.

  1. Утренняя гигиеническая гимнастика. Её задачи, требования к организации и проведению (гигиенические, педагогические, организационные).

  2. Быстрота как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?

1. Утренняя гигиеническая гимнастика представляет собой комплекс физических упражнений, который необходим для быстрого перехода человека из состояния сна к активному бодрствованию. При проведении утренней гигиенической гимнастики надо соблюдать следующие требования:

- педагогические. Гимнастика начинается с «пробуждения» мышц: для этого выбирают упражнения на потягивание, потряхивание руками и ногами, поочерёдные напряжения и расслабления мышц. Затем выполняют упражнения на увеличение частоты и глубины дыхания, улучшение кровообращения, для этого используют ходьбу с постепенным повышением частоты шагов или бег в спокойном темпе, за которыми следуют дыхательные упражнения. Продолжается гимнастика упражнениями на укрепление мышц и повышение гибкости, эти упражнения выполняют в определённой последовательности: 1 - для мышц рук и шеи; 2 - для мышц спины; 3 - для мышц живота и туловища; 4 - для мышц ног. Гимнастика заканчивается упражнениями с высокой нагрузкой и последующим выполнением дыхательных упражнений, для этого используют прыжки, бег с переходом на ходьбу с замедляющимся темпом, восстанавливающую спокойное дыхание;

- гигиенические. Выполнять гимнастику надо в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. Если в комплекс утренней гимнастики включают упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик, при этом надо обязательно следить за его чистотой, постоянно вытряхивать и проветривать. Место занятий должно быть заранее подготовлено, очень важно также, чтобы ничего не мешало выполнению упражнений. После проведения гимнастики необходимо совершить утренний туалет;

- организационные. Упражнения, включаемые в гимнастические комплексы, должны быть хорошо освоены; комплексы надо постоянно обновлять - не реже чем через 1-2 недели. В каждом комплексе нужно, прежде всего, определить последовательность выполнения упражнений, их дозировку, предварительно опробовать, вспомнить их основные движения.

  1. Под быстротой понимают свойства человека, обеспечивающие ему возможность совершать движения за минимально короткое время. Быстрота проявляется в скорости реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве. Скорость реакции можно развивать с помощью подвижных и спортивных игр. Для развития скорости передвижения используют специальные скоростные упражнения. Например, повторный бег с максимальной скоростью на короткие дистанции. При развитии скорости бега необходимо, чтобы каждое последующее повторение начиналось после того, как организм отдохнёт. Если во время повторного бега скорость начинает снижаться, надо увеличить время отдыха между повторениями. Чтобы повысить скоростные качества, можно использовать и упражнения на развитие силы. Но эти упражнения надо обязательно выполнять в высоком темпе(их обычно называют скоростно-силовыми).

БИЛЕТ №3.

  1. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.

  2. Правила подготовки мест занятий физическими упражнениями, выбора спортивной одежды.


  1. Под физическими упражнениями понимают двигательные действия, с помощью ,которых развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека. Физические упражнения обязательно должны дозироваться по величине нагрузки и продолжительности выполнения. Величина нагрузки создаётся отягощениями на соответствующие мышечные группы. В качестве отягощений используют вес собственного тела или дополнительные внешние сопротивления. Например, при подтягивании на гимнастической перекладине на мышцы рук действует вес тела человека, а при метании набивного мяча - вес мяча. Продолжительность выполнения упражнения обеспечивается двумя способами. Первый - когда упражнение выполняют на время; второй - когда упражнения выполняют на количество его повторений.

Основное, что определяет величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений, это уровень подготовленности занимающихся, их возраст , состояние здоровья, самочувствие на момент занятия а также поставленные перед отдельным занятием или тренировочным циклом цели.

  1. Главное правило выбора и подготовки мест занятий физическими упражнениями - обеспечение безопасности и удобства выполнения упражнений. На уроках физической культуры, на других занятиях, которыми руководит тренер или учитель, за соблюдением данного правила следят они. Но забывать об этом правиле ни в коем случае не должны и сами занимающиеся. А при организации самостоятельных занятий следование всем необходимым требованиям целиком зависит от самого занимающегося.

При занятиях в спортивном зале или в специально приспособленном помещении в квартире(например, при выполнении утренней гигиенической гимнастики) место занятий надо выбирать так, чтобы при выполнении упражнений не задевать стоящие или подвешенные предметы, а тем более ударяться о них или приборы отопления(последние лучше чем-нибудь закрыть). Поверхность пола не должна быть скользкой, а коврик для занятий «ускользающим» из-под ног. Во время занятий на гимнастических снарядах или массивных тренажёрах надо постелить возле них гимнастические маты(особенно в местах соскоков и возможных падений), причём уложить их с плотной стыковкой, без щелей между ними. Важную роль играет и освещение, позволяющее чётко видеть снаряды, близко находящиеся предметы, товарищей по занятию. К источнику освещения надо располагаться так, чтобы он не слепил занимающегося. Естественно, заниматься нужно в хорошо проветриваемых помещениях, уборку лучше всего производить самому, это отличный и полезный способ разрядки и отдыха в ходе занятий. При выполнении сложных и недостаточно освоенных упражнений необходима соответствующая страховка и помощь учителя, товарищей, родителей. Во всех видах занятий, где бы они ни проходили, пригодятся и хорошо освоенные каждым приёмы страховки.

Открытые площадки должны иметь по возможности ровную поверхность, очищенную от посторонних предметов. Площадки во избежание травм нельзя ограждать канавками, мастерить деревянные, металлические или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов, других предметов и построек. Беговые дорожки надо специально оборудовать, они не должны иметь бугров, впадин, скользких участков грунта. За линией финиша, особенно в беге на короткие дистанции, дорожка должна продолжаться не менее 10 м, прыжковые ямы заполняются только взрыхлённым песком. Сектора для метаний располагают в хорошо просматриваемых местах на значительном расстоянии от общественных мест, автомобильных трасс, пешеходных дорожек. Никому нельзя находиться в зоне падения метательных снарядов. При подборе снарядов все метания прекращаются. Полностью следует исключить встречное метание.

Правила безопасности необходимо соблюдать и при выборе лыжных и велосипедных прогулок, езды на мотороллере, скейтборде, роликовых коньках. Одно из основных правил - быть предельно осторожным при переходе шоссе, особенно с интенсивным автомобильным движением, вблизи водоемов, в том числе при переходе их зимой по льду. Надо избегать выбора мест прогулок и тренировок недалеко от скопления лиц без определенных занятий.

Наибольшей предосторожности требует выбор и подготовка мест купания. Когда нет специально оборудованных пляжей, необходимо тщательно осмотреть водоемов, проверить глубину и безопасность мест плавания, учесть скорость течения реки, наличия водоворотов, убедиться в отсутствии старых свай, камней и т.д. Места купаний надо располагать выше по течению реки, вне спуска канализационных вод, ливневых стоков, других источников загрязнений (например, выпаса скота). Категорически запрещается купаться вблизи гидротехнических сооружений: плотин, шлюзов, дамб, мостов. Для импровизированного пляжа выбирают место с постепенным углублением в водоем, с твердым песчаным покрытием, где нет быстрого течения, водоворотов, ям. На пляже не должно быть выброшенной веток, коряг, битой посуды, жестяных банок и других опасных предметов. Температура воды при купании должна быть не ниже +180 .

При плавании нельзя излишне шуметь, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать друг под друга, толкать, «топить» товарищей. Все эти нарушения могут привести к несчастным случаям.

Соблюдать правила безопасности необходимо при занятиях в специально оборудованных закрытых и открытых плавательных бассейнах под руководством тренера или учителя.

Заботясь об удобстве для выполнения упражнений на местах занятий, очень важно добиваться, чтобы в непосредственной близости располагались все необходимые предметы для занятий - инвентарь, инструменты для его ремонта(особенно при лыжных и велосипедных прогулках), предметы гигиены, элементарная аптечка. Также всегда следует иметь под рукой номера телефонов ближайших поликлиник, отделений милиции и т.п.

Спортивную одежду и обувь для занятий физическими упражнениями подбирают в зависимости от места занятий(на воздухе или в помещении). Одежда должна быть лёгкой и удобной, соответствующей росту занимающегося, не сковывающей движения. На занятиях в помещении или на улице в хорошую тёплую погоду спортивная одежда может состоять из майки и трусов, хлопчатобумажного или лёгкого шерстяного костюма. Для занятий на воздухе зимой надо подбирать одежду с высокими тёплозащитными свойствами. При этом нательное бельё должно быть из ткани, которая хорошо поглощает пот с поверхности тела.

Спортивная обувь должна соответствовать не только погодным условиям, но и особенностям содержания занятий. Занятия по гимнастике лучше проводить в гимнастических тапочках, а занятия по спортивным играм - в специальных кроссовках. Спортивная обувь должна быть удобной, лёгкой, прочной, эластичной, хорошо вентилируемой. Очень важно, чтобы после увлажнения обувь не теряла своей формы и эластичности, иначе на стопах ног появиться потёртости или мозоли. Если обувь недостаточно хорошо вентилируется, возможны как перегревание, так и переохлаждение стоп, а это вызывает нарушение терморегуляции и кровообращения в ногах. За спортивной обувью надо постоянно ухаживать: просушивать, покрывать толстым слоем крема, при первой же необходимости ремонтировать. Как показывают наблюдения учёных, очень большое количество травм во время занятий физическими упражнениями возникает из- за несоблюдения правил подбора спортивной обуви и ухода за ней.

БИЛЕТ №4.


  1. Что понимается под физической работоспособностью человека? Влияние занятий физическими упражнениями на повышение работоспособности.

  2. Первые российские олимпийцы, их спортивные достижения.


  1. Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять большой объем физической работы за отведённый промежуток времени. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается. Физическая работа, выполняемая им, сопровождается меньшими энергозатратами, высокой эффективностью, экономичностью дыхания и кровообращения. Производительность труда такого человека очень высокая.

Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке. Основными упражнениями, которые включают в эти занятия, являются упражнения на развитие силы и выносливости.

  1. Впервые спортсмены России (всего 6 человек) участвовали в IV Олимпийских играх в 1908г. в Лондоне. В то время еще не было разделения на Зимние и Летние Игры, и на Играх проводились соревнования не только по летним видам спорта, но и по двум зимним - фигурному катанию на коньках и хоккею. Время и продолжительность этих Игр подбирали так, чтобы соревнования можно было проводить в тёплое и прохладное(холодное) время года. Фигуристу Николаю Панину-Коломенкину довелось стать первым российским олимпийским чемпионом. Кроме того, русские борцы Александр Петров и Николай Орлов завоевали серебряные медали.

На V Олимпийские Игры 1912 г. в Стокгольм(Швеция) Россия направила очень большую делегацию. Но сообща 169 российских спортсменов сумели завоевать только 2 серебряные(в борьбе и стрельбе) и 3 бронзовые(в стрельбе, гребле и парусном спорте) медали. Журналисты эту неудачу команды России назвали спортивной Цусимой.

Дебют спортсменов СССР состоялся на Олимпийских играх в 1952 г.(XV Игры в столице Финляндии городе Хельсинки). С этих Игр начался триумф советских спортсменов. Советская сборная по итогам неофициального командного зачёта из 9 Летних Олимпийских Игр, в которых она участвовала лишь однажды(в 1968 г. в Мехико), была второй. Во всех остальных играх она неизменно побеждала.

БИЛЕТ №5.

  1. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека, развитие органов дыхания и кровообращения.

  2. Что говорят мифы и легенды об истории возникновения Олимпийских Игр?


  1. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором все его органы и системы работают эффективно и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные экологические ситуации, а также высокие физические напряжения. Человек с крепким здоровьем обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после трудового дня. Он бодр и жизнерадостен.

Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье человека, оказывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий физической культурой повышаются возможности сердца. Оно оптимально увеличивается в объёме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Хорошая циркуляция крови в организме обеспечивает своевременное и достаточное поступление питательных веществ различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.

Занятия физическими упражнениями повышают возможности дыхательной системы. Увеличивается ёмкость лёгких, и благодаря этому в организм поступает большее количество кислорода, который необходим для образования энергии. Увеличение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести активный образ жизни. Кроме того, при достаточном энергообеспечении организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.

  1. По дошедшим до нашего времени произведениям древнегреческих поэтов, философов и историков можно узнать, что возникновение древних Олимпийских игр связано с именем мифического греческого героя Геракла. Мифы и легенды рассказывают, что греческий царь Авгий приказал за один день вычистить царские конюшни, которые не убирались целый год. Геракл в срок справился с заданием. Он изменил русло двух рядом текущих рек, направив их течение через конюшни. Узнав, что Геракл таким образом справился с приказом, Авгий отказался выполнить своё обещание отдать Гераклу часть своих лошадей. Разгневанный несправедливостью царя, Геракл убил его. Однако чтобы люди всегда помнили о справедливости и выполняли данные обещания, Геракл устроил большие состязания. Он посвятил их древнегреческому богу Зевсу, который, как считали греки, обитал на горе Олимп.

Но на этом история Олимпийских игр не заканчивается. Одна из более поздних легенд гласит, что спустя многие сотни лет правитель греческого государства Элида царь Ифрит обратился к оракулу ( предсказателю) с вопросом, как укрепить дружеские связи и прекратить войны между греческими городами. Оракул посоветовал Ифриту провести спортивные состязания, как это сделал в своё время Геракл. Данный совет оракула был принят Ифритом, и он вместе с царём Спарты Ликургом предложил народам Греции провести Олимпийские игры. Враждовавшие между собой греческие города приняли это предложение, заключили в 884г.до н.э. соглашение и подписали договор о регулярном проведении в Олимпии (Элида) общегреческих спортивных праздников дружбы. Этот договор был вынесен на большом металлическом диске , и его текст дошёл до нашего времени. Согласно договору на время подготовки и проведения Олимпийских игр, которое определялось в три месяца, объявлялось священное перемирие. В случае нарушения священного перемирия - экхирии - нарушители объявлялись богоотступниками, подвергались крупным денежным штрафам и не допускались к участию в Олимпийских играх.

Сведения о первых Олимпийских играх не сохранились. Наиболее ранние достоверные данные относятся к 776г. до н.э., когда была введена нумерация Олимпиад (четырёхлетних периодов между двумя следовавшими друг за другом олимпийскими играми). В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденный греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Не участвовали в соревнованиях и женщины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определенных государств, и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Руководили Играми элладоники (судьи), избиравшиеся из числа граждан Элиды за год до начала Игр.

Вначале на Олимпийских играх атлеты состязались в стадиодроме - беге на дистанцию, равную длине стадиона (192,27м), которая именовалась стадием. Затем в программу соревнований добавили бег на 2 стадия и долиходром (на выдержку), борьбу, пентатлон (многоборье из 5 видов), кулачные бои, гонки на колесницах, бег в полном вооружении.

Кроме спортивных соревнований на Олимпийских играх поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь Игр, ораторы прославляли их в своих речах.

Игры проводились и после подчинения греческих земель Риму. Однако в IVв. н.э. в 394г. римский император Феодосий I усмотрел в Олимпийских играх языческие обряды, которые не соответствовали канонам насильственно насаждаемой их христианской религии, и запретил проведение Игр. Возрождение Олимпийских игр произошло в конце XIXв. Н.э., благодаря выдающемуся французскому гуманисту и просветителю Пьеру де Кубертену, и они стали называться современными Олимпийскими играми.

БИЛЕТ №6.

  1. В чём заключается оздоровительная направленность закаливания? Основные закаливающие процедуры (солнцем, воздухом, водой), их влияние на здоровье человека.

  2. Когда впервые спортсмены СССР приняли участие в Олимпийских играх, в каких видах спорта каких успехов они добились?


  1. Под закаливанием понимаются гигиенические процедуры, оказывающие благоприятное воздействие на повышение устойчивости организма к изменениям температурных условий. Среди этих процедур выделяют воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.

Воздушные ванны являются наиболее доступным способом закаливания. Их можно принимать в любое время года. Основные требования к ним: недопустимость переохлаждения организма, появления синевы губ и «гусиной кожи»; постепенность перехода от высоких к более низким температурам воздуха; сочетание принятия воздушных ванн с физическими упражнениями или физическим трудом.

Солнечные ванны принимают в солнечные дни. И самое главное здесь - не допустить перегревания на солнце. Очень важно также, чтобы на голове был лёгкий головной убор, предохраняющий от солнечного удара. Принимая солнечные ванны, надо учитывать, в какое время года и дня проводится закаливающая процедура. Лучше всего солнечную ванну принимать с утра (до 10 - 11ч) или после полудня ( после 16 ), когда активность солнца снижается. В течении года самая высокая активность солнца приходится на раннюю весну (конец марта - начало апреля) и на первые летние месяцы (июнь - начало июля). Поэтому в этот период особенно важно выполнять все гигиенические требования к закаливанию с помощью солнечных ванн.

Закаливание водой отличается от других его видов наиболее сильным закаливающим эффектом. Водные процедуры подразделяют на четыре основных вида: обтирание, обливание, купание и душ. Обтирание проводят следующим образом. Небольшое жёсткое полотенце (можно губку или мягкую рукавицу) смачивают в воде, близкой к комнатной температуре. После этого им обтирают тело: сначала руки и шею, затем туловище и ноги. Увлажнив тело, берут сухое махровое полотенце и начинают им растираться до появления лёгкого покраснения кожи.

Обливание водой по своей процедуре похоже на обтирание. В небольшой тазик наливают воду определённой температуры и затем выливают её на плечи. После того как вода стечёт, сухим махровым полотенцем начинают растирать все участки тела: шею, руки, туловище и ноги. В отличие от обтирания при обливании при обливании можно регулировать температуру воды. Начинают закаливание обливанием с температуры воды, равной температуре тела, и затем постепенно её снижают.

Закаливание купанием можно проводить как в естественных водоёмах, так и в домашних условиях - в ванне. Купание отличается тем, что в меньшей степени можно регулировать температуру воды во время процедуры, но зато можно регулировать время пребывания в воде. Во время купания нельзя допускать переохлаждения организма, особенно на естественных водоёмах. Когда организм сильно переохлаждается, возникают судороги мышц ног и рук, в результате пловец может захлебнуться и погибнуть. Если температура воздуха недостаточно высокая, после купания надо обязательно растереться полотенцем.

Закаливание душем позволяет регулировать не только температуру воды, как при обливании, но и время её воздействия, как при купании. Поэтому закаливание душем является в своём роде универсальной процедурой. Закаливание проводят сериями, где каждая серия задаётся с новой температурой воды. Например, начинают закаливаться водой комнатной температуры и продолжительностью процедуры в 1 мин. Постепенно от одного дня к другому продолжительность процедуры увеличивают на 30 с. Через 1-2 недели начинают вторую серию. Для этого температуру воды понижают на 1-20, а продолжительность процедуры вновь составляет 1 мин. В течение 1-2 недель продолжительность процедуры постепенно увеличивают. По истечении этого срока начинают третью серию и т.д. основными требованиями к закаливанию душем остаются те же, что и для других процедур: избегать переохлаждения; начинать закаливание с температуры, близкой либо к температуре тела, либо к комнатной; после проведения процедуры растирать тело до лёгкого покраснения кожи.

  1. Дебют советских спортсменов на Летних Олимпийских играх состоялся в 1952г.в Хельсинки на XV Играх. Этому предшествовало создание в 1951г. Олимпийского комитета СССР, который в том же году был принят в Международный олимпийский комитет (МОК).

На Летних Играх в Хельсинки команда СССР выступила по всей олимпийской программе, кроме хоккея на траве .Особенно отличились наши спортсмены в спортивной гимнастике, классической и вольной борьбе, тяжёлой атлетике и пулевой стрельбе. По итогам соревнований олимпийцы СССР установили 2 мировых и 6 олимпийских рекордов. Они привезли на Родину 22 золотые, 30 серебряных, 19 бронзовых медалей, и поделили в неофициальном командном зачёте со спортсменами США 1-2-е места. Это был огромный успех, которого никто в мире не ожидал. Первую золотую медаль олимпийского достоинства принесла нашей стране метательница диска Нина Ромашкова (Пономарёва).

Четыре года спустя, в 1956г., спортсмены СССР дебютировали на Зимних Олимпийских играх - в итальянском курорте Кортина -д Ампеццо на VI Играх. Этот дебют оказался ещё более впечатляющим. Участвуя в 7 видах соревнований из 8 (кроме бобслея), наши олимпийцы опередили всех соперников по общему количеству завоёванных медалей (16), чемпионских титулов (7) и набранных очков в неофициальном командном зачёте. Первую золотую медаль положила в копилку команды лыжница Любовь Козырева (Баранова) в гонке на 10км.

Билет№7.

1.Гибкость как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?

2.Основные способы передвижения человека (ходьба ,бег ,прыжки),что в них общего и в чём различие?

  1. Под гибкостью понимают анатома - морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большой амплитудой. Выполнять эти движения можно как за счёт сокращения мышц, например, делать наклон туловища вперёд, так и с использованием дополнительных отягощений, например осуществлять тот же наклон вперёд, но с удержанием штанги на плечах. Во втором случае амплитуда наклона будет больше. Учитывая данный фактор, различают гибкость активную, когда движение совершают за счёт мышечных сокращений, и пассивную, когда движение выполняют с помощью отягощения.

Для развития гибкости используют два вида физических упражнений: активные, связанные с развитием активной гибкости, и упражнения с дополнительными отягощениями, направленные на развитие пассивной гибкости. Основное требование при развитии гибкости - предварительное «разогревание» мышц, достигаемое интенсивной разминкой. Если не соблюдать это правило и не проводить разминку, можно растянуть мышцы или даже порвать их.

  1. Основными видами передвижения человека являются ходьба, бег и прыжки. Между этими видами передвижения общее то, что их выполняют при вертикальном положении тела(прямостоянии) при обязательном отталкивании ногами от опоры. Чтобы человек мог успешно использовать данные передвижения, у него должно быть хорошо развито чувство равновесия.

Наиболее устойчивый вид передвижения - обычная ходьба. Во время передвижения человек, поочерёдно передвигая ноги, всё время опирается на землю. Во время бега человек, отталкиваясь от опоры, отрывается от неё и как бы летит по воздуху. Поэтому в беге тело человека менее устойчиво, чем при ходьбе. Чтобы увеличить устойчивость тела при беге, надо бежать с большой скоростью. Наименее устойчивый вид передвижения - прыжки. В них не только имеется фаза полёта, но и фаза приземления, во время которой устойчивость тела слишком мала. Чтобы сохранить равновесие после прыжка, необходимо дополнительное напряжение мышц.

В жизни человеку приходиться пользоваться различными способами ходьбы, бега и прыжков. Например, ходить боком и спиной вперёд, бежать в гору и под гору, прыгать через лужи и канавы. Чтобы с этим успешно справляться, необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями, помогающими развивать равновесие.

БИЛЕТ №8.

  1. Выносливость как физическое качество. Какими упражнениями его можно развивать?

  2. Почему в уроках физической культуры необходимо выделять подготовительную(вводную), основную и заключительную части?

  1. Под выносливостью понимают свойства человека, обеспечивающие ему возможность противостоять утомлению и длительно выполнять физическую работу без снижения её мощности. Например, длительно бежать без снижения скорости бега. Выносливость человека зависит от возможностей систем дыхания и кровообращения, энергообеспечения работающих мышц. Хорошо развитые лёгкие, высокая скорость циркуляции крови в организме, достаточное обеспечение мышц кислородом - всё это отражает высокие возможности человека выполнять разнообразные физические нагрузки, длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.

Для развития выносливости можно использовать различные физические упражнения, и главным критерием при их подборе является не величина нагрузки, а время выполнения. Поэтому для занятий на развитие выносливости подбирают упражнения, которые можно выполнять относительно долгое время. Не надо, например, использовать бег с максимальной скоростью. Лучше использовать бег с относительно невысокой скоростью и стараться поддерживать эту скорость без изменения как можно дольше. Подбирая упражнения на развитие выносливости, ориентируются на так называемые режимы нагрузки: умеренный, большой и высокий. Эти режимы рассчитываются в процентах от максимального результата: умеренная нагрузка - 30%; большая - 50%; высокая - 70%. Например, на бег с максимальной скоростью на дистанции 30 м младшие школьники затрачивают 4,5 сек. Из этого результата рассчитывают максимальную скорость бега. Она будет составлять 30:4,5=6,7 м/сек. После этого рассчитывают скорость бега для развития выносливости: в режиме умеренной нагрузки это(6,7 м/сек х 30%):100%=2,01 м/сек; в режиме большой нагрузки - (6,7 м/сек х 50%):100%=3,35 м/сек; в режиме высокой нагрузки - (6,7 м/сек х 70%):100%=4,69 м/сек.

Затем, когда рассчитывают среднюю скорость бега при разных режимах нагрузки, определяют время пробегания соответствующих дистанций. Например, дистанцию 800 м в режиме высокой интенсивности надо преодолевать в среднем 3 м/сек (800 м:4,69 м/сек). Если во время занятий данную дистанцию нельзя пробежать с относительно постоянной скоростью, то её надо уменьшить до 600 или 400 м.

Также можно определить режимы нагрузки и для других упражнений, например прыжковых(от максимального прыжка в длину или высоту с места), для подтягивания туловища в висе(от максимального количества подтягиваний).

  1. Уроки физической культуры и тренировочные занятия подразделяют на три части: подготовительную(вводную), основную и заключительную.

Назначение подготовительной(вводной) части - подготовить организм к напряжённой физической работе. Достигается это при помощи выполнения комплексов физических упражнений с постепенным повышением величины нагрузки. Начинают подготовительную(вводную) часть с упражнений, воздействующих на активность дыхания, кровообращения и энергообмена. Это могут быть быстрая ходьба, спокойный равномерный бег или чередования ходьбы и бега. Затем выполняют упражнения на различные группы мышц, включая последовательную работу мышц рук и шеи, затем туловища и ног. Заканчивают комплекс высокоинтенсивными упражнениями: прыжки, бег, ходьба в высоком темпе.

В основной части урока(занятия) решают главные его задачи, которые могут быть связаны либо с обучением двигательным действиям и совершенствованием в них, либо с развитием физических качеств.

Заключительная часть урока(занятия) имеет задачей обеспечить восстановление организма после физических нагрузок основной части. Здесь используют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения при передвижении и на месте, дыхательные упражнения, способствующие выравниванию дыхания, и упражнения на расслабление мышц.

БИЛЕТ №9.

  1. Первая помощь при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями.

  2. Что понимается под двигательным опытом? Его значение для освоения новых двигательных действий.

1. Во время занятий физическими упражнениями могут возникнуть различные травмы, и тогда надо своевременно и быстро оказать первую доврачебную помощь.

Ушибы обычно возникают при ударах о твёрдую поверхность. При лёгких ушибах рук или ног повреждаются мягкие ткани и мелкие кровеносные сосуды, что вызывает постепенное опухание тканей и кровоизлияния. Если это произошло, надо постараться на место ушиба побыстрее приложить что-нибудь холодное(например, губку или полотенце, смоченное холодной водой, кусочки льда или снега). Ушибленному месту надо постараться придать возвышенное положение и после этого обратиться к врачу.

При ушибах живота повреждению подвергаются внутренние органы. В этих случаях пострадавшему нельзя давать пить, разрешать употреблять пищу. Ему надо обеспечить покой и срочно вызвать врача. Также следует поступать и при сильном ушибе груди.

Ушибы головы могут сопровождаться потерей сознания, головокружением, тошнотой и рвотой. Если это произошло, пострадавшему необходимо обеспечить покой и срочно вызвать врача.

Во время занятий можно пораниться. Раны могут быть поверхностными и глубокими. К поверхностным ранам относят ссадины и царапины. При таких травмах необходимо: промыть рану дезинфицирующим раствором(например, перекисью водорода или слабым раствором марганцовки); промазать рану зелёнкой или йодом; наложить повязку на рану.

При глубоких ранах возникает обильное кровотечение. Поэтому, чтобы не допустить значительной потери крови, сначала необходимо остановить кровь. Для этого выше раны налаживают жгут и крепко его стягивают. В качестве жгута можно использовать платок, поясной ремень или кусочек скрученной ткани. Когда удалось остановить кровотечение, область вокруг раны протирают дезинфицирующим раствором. Все движения при протирании направляют от раны, чтобы не занести в неё инфекцию. Края раны смазывают йодом или зелёнкой и накладывают стерильную повязку.

После наложения жгута надо обязательно запомнить или записать время наложения, поскольку более чем на 1,5-2 часа жгут накладывать нельзя. Обработав рану, требуется срочно обратиться к врачу.

2. Под двигательным опытом понимают объём освоенных человеком двигательных действий и способов их выполнения. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт. Например, каждый человек умеет ходить. Но не каждый человек может ходить строевым шагом или спортивной ходьбой, по узкой, качающей доске, спиной или боком вперёд. Не всякий человек может выполнять и различные способы прыжков и бега, лазанья и метания. Отсутствие достаточного и разнообразного двигательного опыта может стать причиной многих травм.

Большое значение приобретает двигательный опыт при освоении новых движений, в том числе и профессиональных двигательных действий. Чем разностороннее и богаче двигательный опыт, тем легче осваиваются новые движения и действия. Поэтому в процессе обучения важно не только освоить двигательное действие, но и научиться его выполнять разными способами, в различных условиях, при решении разнообразных двигательных задач.

БИЛЕТ №10.


  1. Основные способы контроля и самоконтроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.

  2. Что понимается под техникой физических упражнений, как её оценивают(основа, ведущее звено и детали техники)?


  1. Во время занятий физической культурой необходимо постоянно контролировать состояние своего организма. С помощью контроля(в данном случае - самоконтроля) можно правильно подобрать дозировку упражнений, предупредить развитие чрезмерного утомления. Контролировать состояние организма можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относят выделение пота, изменение цвета кожи, нарушение координации и ритма дыхания. Если нагрузка очень большая, то наблюдается обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела или посинение кожи вокруг губ. Координация движений нарушается, появляется одышка. При возникновении этих неблагоприятных признаков надо прекратить выполнение упражнения и отдохнуть. Во время этого относительно длительного отдыха рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабления мышц. К внутренним признакам, свидетельствующим о наступлении утомления, относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение, а также учащённое сердцебиение и значительное учащение пульса. В таких случаях также необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить занятия.

Чтобы не допускать переутомления организма, нужно регулярно контролировать частоту сердечных сокращений (ЧСС). Пульс измеряют в начале занятия и затем соотносят эти значения с величинами, которые определяют в ходе выполнения физических упражнений. Чтобы получить значение пульса во время нагрузки, необходимо его измерить сразу же после окончания выполнения упражнения в первые 10 сек. Это значение умножают на шесть и получают количество ударов сердца за 1мин. Сравнивая полученные значения с показателями специальных таблиц, определяют интенсивность нагрузки: для режима умеренной интенсивности ЧСС составляет 130 - 140уд/мин, для режима высокой интенсивности - 140 - 150уд/мин. Определив ЧСС в первые 10с после выполнения упражнения, измерение продолжают от 30-й до 40-й с и от 60-й до 70-й с. Если ЧСС восстанавливается за 30с до уровня, который был в начале урока, это свидетельствует, что нагрузка переносится организмом относительно легко. Если восстанавливается к 60-й с, то нагрузка достаточно большая, но её можно повторять. Если ЧСС не восстанавливается вплоть до 90 с, это говорит о том, что нагрузка чрезмерная и её надо уменьшить, а время отдыха увеличить.

2. Под техникой физических упражнений понимают такой способ выполнения движения, который позволяет наиболее эффективно решить поставленную задачу. Например, чтобы дальше прыгнуть с места, целесообразно выполнять толчок одновременно обеими ногами. Такой толчок эффективнее, чем одной ногой. В то же время, чтобы прыгнуть дальше с разбега, лучше толкнуться одной ногой, это эффективнее, чем двумя. Из данного примера видно, что техника прыжка изменяется в зависимости от того, осуществляется прыжок с места или с разбега.

В технике любого двигательного действия выделяют основу, ведущее звено и детали техники. Под основой техники подразумевают состав и последовательность движений и элементов, входящих в длительное действие. По основе техники движения отличают друг от друга. Например, для бега: отталкивание правой от опоры, фаза полёта, приземление на правую с последующим отталкиванием, фаза полёта и т.д.; для ходьбы: отталкивание правой, опора на левую с последующим отталкиванием, опора на правую и т.д. Под ведущим звеном техники понимают такой элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания не может быть прыжка. Детали техники - это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым.

Выделение в технике её основы, ведущего звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная, двигательное действие можно разучивать сразу. Если же основа техники сложная, двигательное действие лучше разучивать по частям. И здесь процесс обучения начинается с обучения ведущему звену техники.

БИЛЕТ №11


  1. Организация режима дня. Что он в себя включает, его значение для здоровья человека.

  2. Что понимается под общей физической подготовленностью? Как она влияет на достижение успеха в учебной и трудовой деятельности?


  1. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком более - менее постоянно в течение каждого дня. Режим составляется с таким расчётом, чтобы в течение дня обеспечить оптимальное чередование работы с отдыхом. Например, в режим дня школьника входят: пробуждение от сна, утренняя гигиеническая гимнастика и туалет; завтрак; дорога в школу и обучение в ней; обед; послеобеденный отдых или оздоровительные прогулки; приготовление домашних занятий; помощь по дому; ужин; подготовка ко сну и сон.

Режим дня нужно соблюдать каждому человеку. Его выполнение позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, рационально планировать свои дела в течение дня и, что самое главное, обеспечивать ритмичность работы своего организма. Такая ритмичность положительно сказывается на физическом состоянии человека, предупреждает развитие процессов перенапряжения, содействует укреплению здоровья .

  1. Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате занятий физической подготовкой и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физически качеств, разносторонним двигательным опытом. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточно высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена, которые имеют достаточный запас надёжности, эффективности и экономичности. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти положительные свойства позволяют человеку достигать высоких результатов и в спортивной, и в учебной, и в трудовой деятельности.

БИЛЕТ №12


  1. Гигиенические требования к одежде, обуви и спортивному инвентарю при самостоятельных занятиях физическими упражнениями (по выбору: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика).

  2. Что понимается под тестированием физической подготовленности, с помощью каких тестов определяется развитие силы, быстроты, выносливости?


  1. Спортивная одежда для занятий различными физическими упражнениями должна отвечать общим гигиеническим требованиям: быть чистой и выглядеть опрятно; быть лёгкой и удобной, соответствовать росту и размеру занимающегося, не сковывать движений.

В зависимости от вида спорта общие требования к одежде могут дополняться. Например, для занятий по лыжной подготовке необходимо, чтобы одежда обладала высокими теплозащитными, ветрозащитными и водозащитными свойствами. Одежда должна состоять: из нательного белья из хлопчатобумажной трикотажной ткани; спортивного костюма из шерстяной ткани; ветрозащитного костюма или комбинезона из плащёвой ткани; лёгкой шерстяной шапочки; варежек или кожаных рукавиц; хлопчатобумажных и толстых шерстяных носков.

При различной температуре воздуха данный комплект одежды дополняют или ограничивают. Например, при низкой температуре можно дополнительно надеть тёплый свитер, а при относительно высокой вместо шерстяной шапочки использовать шерстяную налобную повязку.

Общие требования для спортивной обуви: она должна соответствовать размеру и форме стопы, быть удобной, лёгкой, прочной и эластичной, хорошо вентилируемой.

При выборе обуви для занятий лыжной подготовкой необходимо учитывать следующие требования. Обувь должна: обладать хорошими водозащитными свойствами; быть на размер больше размера стопы, так как надевать её надо на шерстяной носок; не терять своей формы и эластичности после увлажнения. Она требует тщательного просушивания и постоянной обработки специальными средствами для ухода за обувью.

Инвентарь для занятий физическими упражнениями тщательно отбирают и проверяют. На нём не должно быть повреждений, изломов, зазубрин и других дефектов, которые могут привести к травмам.

Для занятий по лыжной подготовке необходимо правильно подбирать лыжи и лыжные палки. Лыжи обычно подбирают по росту. При беге классическими ходами длина лыжи должна соответствовать высоте человека с поднятой вверх рукой, сжатой в кулак, длину палки устанавливают по высоте подмышечной впадины.

2. Слово « тест» означает испытание, с помощью которого оценивают определённые свойства и особенности человека. Такими испытаниями являются и физические упражнения, с помощью которых оценивают развитие физических качеств человека. Например, в школьной программе по физической культуре в качестве таких упражнений - тестов используют бег на 30 м или 60м для оценки развития быстроты; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание) или подтягивание на гимнастической перекладине - для оценки развития силы; легкоатлетический кросс на 3км или ходьбу на лыжах на 3км - для оценки развития выносливости.

Процесс выполнения тестов называют тестированием. Чтобы результаты тестирования были точными, необходимо обязательное соблюдение определённых правил:

  • - тесты надо проводить, когда занимающийся находится в хорошей форме, его организм не утомлён;

  • - тесты выполняют после лёгкой разминки, когда организм разогрет, тонус мышц повышен, а системы дыхания и кровообращения активно работают;

  • - физическое упражнение, используемое в качестве теста, должно быть хорошо освоено;

  • - способы выполнения тестового упражнения должны быть строго стандартизированы (например, при тестировании развития силы с помощью отжимания нельзя во время выполнения прогибать туловище и сгибать ноги в коленях, при этом надо обязательно слегка касаться грудью пола).

Соблюдение этих правил отличает тестирование от обычного выполнения физических упражнений.

БИЛЕТ №13.

  1. Основные правила самостоятельного освоения двигательных действий(«от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от освоенного к неосвоенному»).

  2. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, динамометрия)?


  1. Чтобы быстро и правильно осваивать новые двигательные действия, необходимо соблюдать определённые методические правила.

Правило первое - «от простого к сложному». Разучиваемые упражнения могут быть различной координационной сложности. Если упражнение очень сложное, его лучше разучивать по частям, т.е. упростить. Например, сразу правильно освоить прыжок через гимнастического козла очень трудно. Поэтому прежде учатся правильно напрыгивать на гимнастический мостик и отталкиваться от него (сначала без опоры на поверхность гимнастического козла, а затем с опорой на руки); после этого учатся правильно приземляться с возвышения; затем напрыгивать на гимнастического козла и спрыгивать с него и лишь после этого обучаются прыжку в полной координации.

Правило второе - «от известного к неизвестному». Двигательные действия человек может использовать для различных целей. Например, можно метать теннисный мяч в цель и на дальность, преодолевать короткую дистанцию и вести футбольный мяч во время бега. Если сразу пытаться обучаться всему, то это будет очень непродуктивный путь. Поэтому сначала надо научиться выполнять двигательное действие в стандартных условиях, т.е . использовать его для решения одной цели и выполнять, когда нет сбивающих факторов. Например, сначала учатся бросать мяч в кольцо определённым способом и с определённого расстояния стоя на месте. Потом учатся выполнять этот бросок в прыжке, после ведения мяча, с разного расстояния. Затем бросок применяют непосредственно во время игры, когда условия постоянно изменяются и вместе с ними изменяются возможности точно осуществить бросок мяча в кольцо.

Правило третье - «от освоенного к неосвоенному». Новое двигательное действие лучше изучать, если оно основывается на ранее хорошо освоенных движениях. Например, обучаться поворотам в движении сразу на гимнастическом бревне сложно и опасно. Поэтому сначала их разучивают на полу, затем выполняют на гимнастической скамейке, на низком бревне и лишь после этого на стандартном высоком гимнастическом бревне.

Соблюдая данные правила, можно разучивать различные двигательные действия самостоятельно. Главное - не торопиться переходить к осуществлению более трудных заданий. Это можно делать только тогда, когда прежнее задание занимающийся выполняет правильно и легко, притом не один, а много раз.

  1. Физическое развитие - это закономерное изменение анатомо - морфологических и функциональных свойств организма человека, которое происходит под влиянием биологических и социальных факторов. Среди наиболее важных биологических факторов выделяют фактор наследственности, а среди социальных - регулярные занятия физической культурой. О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, показателям физической работоспособности. В число основных показателей физического развития включают рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную ёмкость лёгких. Все эти показатели можно измерять в домашних условиях и сравнивать их со стандартными оценочными таблицами. Такое сравнение позволяет постоянно контролировать свое физическое развитие и, если появляется необходимость, с помощью физических упражнений его совершенствовать.

БИЛЕТ №14


  1. История возникновения Олимпийских игр. Роль Пьера де Кубертена в развитии современного олимпийского движения. Основные положения Олимпийской хартии.

  2. Что понимается под правильной осанкой? С помощью каких упражнений осуществляют ее формирование и профилактику нарушения?

  1. Возрождение современных Олимпийских игр связано с именем выдающегося французского общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена (1863-1937). Занимаясь вопросами развития образования, Пьер де Кубертен увлёкся изучением различных систем физического воспитания, что и навело его на мысль о возрождении Олимпийских игр. В это время в Европе и Америке складывались благоприятные условия для развития спорта. Так, например, в Англии организуется первое национальное объединение - футбольная лига, а несколько позже образуется Европейская ассоциация гимнастики. В США создаётся любительский легкоатлетический союз. Учитывая широкое развитие международного спорта. Пьер де Кубертен вместе с единомышленниками, среди которых был и известный российский военный педагог А.Д. Бутовский, организовал в 1894 г. Конгресс возрождения Олимпийских игр, на котором был избран состав Международного олимпийского комитета (МОК) и принята Олимпийская хартия - сборник уставных документов по вопросам олимпийского движения. МОК рассмотрел вопрос об организации первых Олимпийских игр современности и принял решение об их проведении в 1896 г. в столице Греции Афинах.

В Олимпийской хартии, основные положения которой разработал Пьер де Кубертен, были определены цели и задачи Международного и национальных олимпийских комитетов, структура и основополагающие принципы олимпийского движения. Эти принципы отражали: содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой любительского спорта; интернациональный характер Олимпийских игр и добровольное участие в них спортсменов - любителей, содействие дружбе и взаимопониманию между народами; развитие спортивных связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всём мире; уничтожение дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам.

В 1894 г. Пьер де Кубертен был избран генеральным секретарём МОК, а в 1896 - 1925 г.г. (кроме 1916-1918 г.г.) являлся его президентом. Он непосредственно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр 1896 - 1924 гг. Кроме того, Кубертен - автор олимпийских ритуалов, эмблемы, текста клятвы участников Олимпийских игр. Ему принадлежит ряд литературно - публицистических и научных трудов по истории, педагогике и практике физического воспитания. За « Оду спорту», представленную под псевдонимом на конкурс искусств во время Олимпийских игр

1912 г., он был удостоен золотой медали. В последние годы жизни Пьер де Кубертен считался почётным президентом МОК. В 1937 г. Кубертен умер и был похоронен в Лозанне, но сердце его захоронено в Олимпии.

2. Под осанкой понимается привычная и ненапряжённая манера человека держать своё тело в положении стоя, сидя, в движении. При правильной осанке плечи человека слегка отведены, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо.

Правильная осанка положительно сказывается на здоровье. Человек, у которого с детства сформировалась неправильная осанка, часто страдает болью в спине, ему больно ходить и наклоняться, у него нарушается кровообращение, происходит смещение внутренних органов. Поэтому уже в раннем детстве необходимо заниматься физическими упражнениями, позволяющими сформировать правильную осанку.

Правильная осанка во многом зависит от развития силы и выносливости мышц опорно-двигательного аппарата и в первую очередь мышц туловища: спины, брюшного пресса, шеи. Упражнения на осанку, которые объединяют в специальные гимнастические комплексы, могут быть двух видов: на формирование правильного положения тела в пространстве и на развитие силы мышц. Первый вид упражнений включает в себя движения с небольшими и лёгкими предметами на голове. Их выполняют стоя у стены, сидя на стуле и сидя на полу, а также во время обычной ходьбы с перешагиванием через лежащие предметы. Главная задача этих упражнений - сохранение такого положения тела, при котором предмет, лежащий на голове, не должен упасть. Второй вид упражнений слагается из движений, направленно развивающих отдельные мышечные группы: спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Эти упражнения можно выполнять с дополнительными отягощениями, например с гантелями, штангой, эспандером, резиновыми бинтами.

БИЛЕТ №15.

  1. Задачи и организация самостоятельных занятий по общефизической подготовке. Какие используют упражнения, как их распределяют и какова должна быть нагрузка в подготовительной (вводной), основной и заключительной частях занятий?

  2. Для чего проводят физкультминутки и физкультпаузы?


  1. Самостоятельные занятия по общефизической подготовке (ОФП) используют для улучшения физического развития, повышения физической работоспособности. В занятия включают упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости), а также на повышение возможностей дыхательной системы и системы кровообращения, улучшения обменных процессов.

Для развития силы используют упражнения двух видов. Первый - это упражнения с отягощением веса собственного тела, например подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, приседания, прыжки. Второй вид - упражнения с дополнительными отягощениями на развитие различных мышечных групп, например приседания, наклоны и повороты с удержанием штанги на плечах. Для развития быстроты применяют упражнения, выполняемые с максимально возможной скоростью, например бег на короткие дистанции, броски и ловля мяча в быстром темпе. Для развития гибкости используют упражнения с большой амплитудой, требующие растягивания мышц и связок, различных движений в суставах, например глубокие наклоны, махи руками и ногами и т. д. Для развития выносливости обычно применяют упражнения, выполняемые с небольшой скоростью, но относительно длительное время, например равномерный бег или передвижение на лыжах на 2-3 км. Упражнения, направленные на развитие комплексного качества ловкости, как правило, требуют проявления всех ранее перечисленных качеств и лучше всего развиваются в процессе подвижных и спортивных игр.

Занятии по ОФП, как и уроки физической культуры, подразделяются на три части - подготовительную(вводную), основную и заключительную. В подготовительно (вводной) делают разминку, которая, как правило, продолжается 10-15 мин. В ходе разминки надо выполнять упражнения, включающие в работу основные мышечные группы. К концу разминки физическая нагрузка должна постепенно повышаться, увеличиваются также объём и частота дыхания, частота сердечных сокращений(ЧСС). Средняя ЧСС во время разминки составляет 130-140 уд/мин. Разминку лучше всего заканчивать выполнением дыхательных упражнений. В основной части занятия, которая продолжается 25-30 мин, выполняют упражнения на развитие физических качеств. Эти упражнения осуществляют в определённой последовательности: в начале на развитие быстроты и гибкости, затем силы и в конце выносливости. ЧСС в основной части занятия может достигать 150-170 уд/мин. В заключительной части выполняют упражнения на восстановление функций организма. Для этого используют дыхательные упражнения, ходьбу обычным шагом или спокойный бег в чередовании с дыхательными упражнениями.

2. Физкультминутки и физкультпаузы используют в режиме дня для поддержания работоспособности человека. К таким комплексам физических упражнений обращаются при ощущении первых признаков утомления. Например, их применяют в школах на уроках, особенно в начальных классах. С помощью физкультминуток, которые включают в себя 5-6 упражнений, добиваются повышения активности психических процессов, внимания, памяти и мышления, увеличивают активность систем дыхания, кровообращения и обмена веществ. Физкультпаузы более продолжительны и могут включать не только физические упражнения, но и элементы подвижных и спортивных игр. Основное назначение физкультпауз - активизировать деятельность центральной нервной системы, повысить умственную работоспособность человека. Их рекомендуют проводить, в частности, во время выполнения домашних заданий.


© 2010-2022