Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Третий урок физической культуры введён в объём недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех типов и видов Приказом Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. Это требование нового Федерального государственного образовательного стандарта, поэтапное введение которого началось с 2011/12 учебного года.

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире - необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов.

Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75- 85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры - это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

Решая задачи физического воспитания, мы ориентируем свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Учим школьников способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере помочь максимально реализовать поставленные цели и задачи. И здесь на помощь учителям физкультуры приходят современные образовательные технологии.

Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Итак, рассмотрим наиболее эффективные технологии, применяемые учителями физической культуры в своей практике:

  • Традиционное обучение

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технологии дифференцированного обучения

  • Информационно-коммуникативные технологии

  • Технологии компетентностно-ориентированного обучения

  • Технология личностно-ориентированного подхода в обучении

  • Технология игрового моделирования

  • Тестовая технология

Остановимся на каждой подробно.

Традиционное обучение:

Применяются на классно-урочных занятиях, где основной формой организации учебно-педагогического процесса является урок, и весь класс занимается по одной программе, в результате наблюдается стабильно высокий уровень абсолютной и качественной успеваемости школьников.

Здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей.

Применяются на классно-урочных занятиях, внеклассной оздоровительной работе, где направленность целей и технологий занятий соответствует гигиеническим и экологическим требованиям, наличие моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, в результате: сокращается количество учащихся отнесенных к специальной медицинской группе, улучшается здоровья учащихся; увеличился охват детей различными формами физкультурно-оздоровительной работы ; повышается уровень физической подготовленности школьников ; а так же уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни и мотивации к занятиям физической культурой.

Технологии дифференцированного обучения: учет индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности детей, определение дозированной нагрузки, возможность наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала

Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников.

Это позволяет в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:

в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок

  • для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel

  • для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности

  • для активного поиска необходимой информации для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет

  • для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах

Использование ИКТ в работе позволяет добиться повышения качества знаний учащихся по предмету, интереса к учению, более осознанного отношения к своему здоровью и повышения мотивации учащихся для занятий физической культурой

Технологии компетентностно-ориентированного обучения:

Используется метод проектов как педагогическая технологию для подготовки и участия в научно практических конференциях. Много внимания уделяется формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, компетентности решения проблем, компетентности социального взаимодействия.

Виды проектов, выполняемых учениками: информационные проекты используются для написания рефератов и докладов по физической культуре, истории олимпийских игр, формированию осанки, здоровому образу жизни ; исследовательский проект «Экспериментальное исследование уровня физической подготовленности и ЗОЖ» ставит цель - расширение знаний о наиболее актуальных аспектах в физическом развитии и повышении двигательной активности и уровня физической подготовленности, укреплении здоровья. В процессе подготовки проектов учащиеся учатся определять проблему, над которой хотели бы работать, осуществляют самостоятельный поиск информации по данной проблеме, анализируют ее и приводят в систему.

Наболевший вопрос - подача на уроке физической культуры теоретических знаний. Предлагаю вашему вниманию один из проектов на уроке. Тема проекта: "О как прекрасен спорт!". Подтемы: "Баскетбол", "Волейбол", "Гимнастика", "Плавание" - виды спорта входящие в школьную программу по физической культуре. Проработаны вопросы, которые явились планом для раскрытия подтем проекта: история создания вида спорта; основные положения и правила данного вида спорта; это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его представителей).

Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. После окончания работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором ребята представляют свои работы, а чтобы праздник был праздником, демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например: гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений; баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек; волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону; л/атлетика, юмористические эстафеты.

Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в роботе над проектом.

Технология личностно-ориентированного подхода в обучении:

Личностно- ориентированный подход применяется в каждом классе, для каждого ребенка. Эта технология направлена на удовлетворение потребностей и интересов ребенка. При использовании данного подхода прилагаются основные усилия к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Для реализации такого подхода в обучении используется базовое физическое воспитание (в соответствии с Государственным образовательным стандартом); оздоровительная физическую подготовку (для основной медицинской группы учащихся); профильная спортивная тренировка (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности).

Технология игрового моделирования.

Применяется на каждом уроке в каждом классе, на дополнительных спортивных занятиях по волейболу, при проведении внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий. В результате происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися, реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции, усиление здоровьесберегающего аспекта.

Тестовая технология:

Применяется в каждом классе текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков. Используется тестовый контроль в компьютерном варианте по определению уровня физической подготовленности школьников, что позволяет повысить эффективность контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Хотелось бы остановиться на уроке физической культуры по новым федеральным стандартам. Для нас эта тема актуальна. Учителя физической культуры, работающие в начальном звене, уже столкнулись с такими уроками. Нам предстоит уже в будущем году работать с 5 классом средней школы.

По новым стандартам в целом меняется отношение к учащемуся. Если раньше часто учитель строил отношения с учеником на основе авторитаризма, то теперь мы должны строить субъект-субъектные отношения, то есть ребёнок, приходя на урок, должен чувствовать доверие к педагогу, видеть в нём наставника и понимать, зачем он вообще пришёл на урок, зачем ему это надо, и как полученные знания, умения пригодятся ему во взрослой жизни. Причём я не скажу, что субъект-субъектные отношения - это принципиально новый подход к преподаванию. Многие педагоги уже давно так строили свои уроки, просто теперь это закреплено и в нормативных документах.

Во-первых, по новым ФГОСам ребёнок должен получить представление о человеке как о саморегулирующей системе. Мы должны научить не только бегать и прыгать, но и дать ребёнку теоретические знания о своём организме и здоровье. Причём мы должны заинтересовать его, и иногда давать такие задания, чтобы у него и дома появилось желание найти ответ на поставленный вопрос.

Во-вторых, учащийся должен уметь определять уровень своей физической и психической подготовки и осознавать необходимость его повышения с помощью самостоятельных упражнений. Ребёнок должен получить мотивацию к занятию физкультурой и понять, что без физических нагрузок он не сможет.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой. Например, учащемуся нужно преодолеть определённую дистанцию на лыжах. Зачем ему это? А ответ прост. Если его работа будет связана с физической нагрузкой, разве он сможет проработать 8-часовой рабочий день без выносливости? Нужно донести до ребёнка то, зачем ему выполнение того или иного движения. Кроме того, считаю важной работу с родителями. Если родители будут сами увлекаться физкультурой, делать утреннюю зарядку, бегать, кататься на лыжах, играть в футбол, то и их дети будут стремиться к этому.

Предлагаю рассмотреть требования к уроку и сравнить традиционный урок и урок современного типа.

Требование к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

На сегодняшний день из-за нехватки залов не создать урока по новым стандартам, нам всегда нужно иметь наглядность, возможность показать сюжет соревнований, презентацию и т.п. К примеру: высокий и низкий старт в легкой атлетике. Если учитель демонстрирует слайд, показывающий наглядно высокий и низкий старт, ученики должны сформулировать тему урока. Дети сами ставят цели урока, задачи, и догадываются, как правильно выполнить упражнение, а роль учителя, в данном случае, направить вопросами, наглядными пособиями. Для того, чтобы начать выполнять упражнения, ученики должны сказать, что для начала необходимо сделать разминку, подобрать упражнения.

Если сказать простыми словами, то наши дети ждут команды, ждут, какое упражнение мы покажем, только после этого они начинают его делать. Есть поговорка: «Сила есть, ума не надо!» Вот сила-то у них есть, они выполняют упражнения, не думая, какие мышцы задействованы и т.д. Конечно, динамика и плотность урока на сегодняшний день выше, все учителя жалеют того времени, которое будет затрачено на разговор с учеником, на то, что мы будем с них спрашивать, как они понимают, для чего это все выполняется.

Через понимание ребенок осознает, для чего он будет выполнять это упражнение, как правильно его сделать. Только найдя сам решение поставленной задачи, ученик сможет выполнить все правильно. Через понимание приходит интерес. Новые стандарты привлекут детей на дополнительные занятия физкультурой, что на сегодняшний день очень актуальна.

По новым стандартам оценка предмета происходит не по контрольному нормативу, как сейчас. Критерии разные, ребенок должен уметь объяснить упражнение, разложить его по фазам, объяснить другому ученику, знать, где в дальнейшем может пригодиться то или иное умение. Ребята специальной и подготовительной группы будут, наравне с другими, участвовать в изучении упражнений, объяснять, рассказывать. Они могут не выполнять контрольный норматив, если есть противопоказания по данному виду упражнений. При этом уровень их знаний может быть не ниже, чем у тех, кто его выполняет. Это позволит на уроке физкультуры ребятам предоставлять равные условия.

Родители не воспринимают урок ФК как один из главных уроков - это большая ошибка родителей. Дети, которые занимаются ФК и спортом, очень умело справляются со своими психическим состоянием. Они подготовлены ко всем неожиданностям в плане обучения, более спокойно воспринимают информацию. Конечно, очень хорошо, что родители находят возможность нанять репетиторов, подтянуть знания, но они не понимают, что ребенку не хватает двигательного режима, режима, который дает жизнь нашим детям.

Преподаватель физической культуры должен являться наглядным пособием здорового образа жизни. Физкультура - это возможность не только поддержать здоровье детей, но и научить любить свое здоровье, а главное, умение учителя вложить в головы ребят убеждение, что занятия физкультурой способствуют так же полноценному умственному развитию! На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно- воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в общественно- политической жизни страны. И помните, наши предки не зря говорили: «В здоровом теле - здоровый дух!»



© 2010-2022