ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА по плаванию

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Плавание»

(для детей 11-13 лет, рассчитанная на 1 год обучения)






Автор-составитель программы:

Самсонова Лилия Фаритовна






  1. год


СОДЕРЖАНИЕ



I. Пояснительная записка……………………………………………..3

II. Учебно - тематический план………………………………………7

III. Содержание программы…………………………………………..8

IV. Методическое обеспечение……………………………………...18

V. Список литературы………………………………………………..20

VI. Приложение







I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания. Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство.

Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее» воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет», способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.


Актуальность.

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание является универсальным средством разностороннего воздействия на организм человека. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Наиболее действенным является закаливание водой. В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Среди других массовых видов спорта на наш взгляд, плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.

Новизна

Разработанная программа включает в себя не только обучение технике плавания, но и является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости, создаёт прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения, развивает дыхательную и сердечнососудистую системы. Плавание с «нырянием» улучшает умственную работоспособность, помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды, помогает похудеть и вообще умение плавать порой спасает нашу жизнь.

Цель: начального обучения взрослых плаванию:

А) научить уверенно и безбоязненно держаться на воде;

Б) максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья и их физическому развитию;

В) заложить основу для дальнейших занятий плаванием.

Начальное обучение плаванию проводиться в два этапа:

1 этап - приобретение навыков, которые помогут уверенно чувствовать себя на воде.

2 этап - разучивание техники спортивных способов плавания, старты и простые повороты.

Занятия плаванием оказывают трехстороннее положительное воздействие:

  1. Оздоровительное.

  2. Воспитательное.

  3. Образовательное.

Задачи:

обучающие задачи:

Выработать у детей положительный интерес к занятиям плаванием.

Овладеть жизненно необходимыми навыками плавания.

Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания

(кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).

- укрепление здоровья, закаливания организма, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, привитие стойких гигиенических навыков;

- содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

- ознакомление с правилами безопасности на воде..

развивающие задачи:

- развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер;

- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости) способностей-

воспитательные задачи:

- расширение коммуникативных способностей детей;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами плавания;

Контингент обучаемых участвующих в реализации данной образовательной программы 11-17 лет (дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)).

Объем часов.

Программа обучения рассчитана на 136часов. Работа по данное образовательной программе апробирована в течении года.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы «Плавание» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

-об особенностях зарождения физической культуры, истории первых игр

- о способах и особенностях движений в плавание

-об обучении движениям

-о физических качествах

-об основах личной гигиены

-о причинах травматизма на занятиях

Уметь:

-организовывать и проводить самостоятельные формы занятий (подвижные игры на воде в бассейне)

-контролировать утомляемость по внешним признакам самочувствию.

-проплывать до 100метров различными способами плавания.

Демонстрировать:

-различные способы плавания, проплывание на скорость 25м, 50м и 100м без учета времени.


































II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Кол-во часов

всего

п

Т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вводная часть.

Упражнения, способствующие наилучшему освоению воды и привыкания к ней.

Техника плавания «кроль на груди».

Техника плавания «кроль на спине».

Обучение старту при плавании «кроль на груди».

Обучение старту при плавании «кроль на спине».

Обучение повороту при плавании «кроль на груди».

Обучение повороту при плавании «кроль на спине».

Эстафеты, игры на воде.

Контрольные старты.

ОРУ, СПУ.

Подвижные и спортивные игры, эстафеты.

6

10

18

18

8

8

8

8

10

12

20

10

4

10

18

18

8

8

8

8

10

12

20

10

2






Итого:

136

134

2








III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1 (6 часов)

Вводное занятие. Беседа по охране труда.

1. Основные вопросы.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Предупреждение травм несчастных случаев на воде.

Обеспечение безопасности на занятиях плаванием:

дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева. Наличие спасательных средств и их применение. Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.

Общеразвивающие, специальные подготовительные упражнения 2.Требования к знаниям и умениям:

- правила поведения в с/зале, тренажёрном зале, в бассейне;

- техника безопасности в бассейне

- гигиена физических упражнений

- закаливание и укрепление здоровья

3.Самостоятельная работа

- общеразвивающие упражнения

- специальные и подготовительные упражнения

4. Тематика практических работ.

- первая помощь при несчастных на воде

Тема № 2 (10часов)

Упражнения, способствующие наилучшему освоению с водой и привыканию к ней.

1.Основные вопросы.

Упражнения, способствующие наилучшему освоению с водой и привыканию к ней. Передвижение по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

Упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа

-гигиенические процедуры;

- специальные и подготовительные упражнения на суше;

- специальные и подготовительные упражнения в воде;

- уметь анализировать подготовительные упражнения; определять последовательность выполнения задания и выполнять

4.Практическая работа

Различные скольжения: скольжение на груди и на спине с различным положением рук, скольжение после отталкивания ногами от дна или от борта бассейна, скольжение на груди с последующими гребковыми движениями руками.

Погружение с головой в воду и открывание глаз, всплывать и принимать правильное положение пловца на воде ( «Стрела»), делать выдох в воду, скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела. Все упражнения выполнять с задержкой дыхания на воде.

Изучение «звездочки», «поплавка», «медузы».

Тема № 3 (18 часов)

Техника плавания спортивным способом «кроль на груди».

1.Основные вопросы.

Плавания спортивным способом «кроль на груди». Дыхание; согласование движений рук с дыханием; согласованная работа рук, ног и дыхания (плавание в полной координации «кролем на груди»).

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа

Скольжение, движение ног (у опоры, с опорой, в скольжении); гребковые движения рук (у опоры, с опорой, в безопасном положении с различным положением рук).

4. Тематика практических работ. Игры: "Кто быстрее?", "Волны на море", "Караси и щуки", "Насос", "Пятнашки с поплавками", "Цапля и лягушки".

Тема № 4 (18 часов)

Техника плавания «кроль на спине».

1.Основные вопросы.

Техника плавания «кроль на спине».

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа

Скольжение; движение ног (у опоры, с опорой, в скольжении); гребковые движения рук (с опорой, в безопорном положении, с различным положением рук).

4. Тематика практических работ. Игры: "Кто быстрее?", "Волны на море", "Караси и щуки", "Насос", "Пятнашки с поплавками", "Цапля и лягушки".

Тема № 5 (8 часов)

Обучение старту при плавании «кроль на груди».

1.Основные вопросы. Обучение старту при плавании «кроль на груди».

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа. Скольжение; движение ног (у опоры, с опорой, в скольжении); гребковые движения рук (с опорой, в безопорном положении, с различным положением рук). Дыхание, согласование движений рук с дыханием; согласованная работа рук, ног и дыхания (плавание в полной координации способом «кроль на спине»).

4. Тематика практических работ. Соскок вниз ногами с борта; спад в воду из положения, сидя на борту; из положения стоя на борту, спад в воду с тумбы, сидя или стоя на тумбе, согнувшись («старт пловца»).

Тема № 6 (8 часов)

Обучение старту при плавании способом «кроль на спине».

1.Основные вопросы. Скольжение на спине; первоначальные движения при старте из воды.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь

4. Тематика практических работ.

  1. И.п: сидя на бортике бассейна, опираясь на руку, спрыгнуть в воду ногами вниз с поворотом на 90 градусов в сторону опорной рукой коснувшись дна ногами, присесть с головой по воду.

  2. то же, но и.п. упор присев.

  3. из упора присев махом рук вперед соскок в воду ногами вниз с последующим приседанием с головой под воду.

  4. И.п: основная стойка, приседая отвести руки вниз- назад, махом

руками вперед прыжок в воду ногами в низ с последующим погружением с головой под воду.

  1. И.п: основная стойка, шагом вперед прыжок в воду ногами в низ («солдатиком»).

  2. И.п: сидя на бортике, руки вытянуть в верх и зажать голову. Наклоняясь вперед выполнить спад в веред (вход в воду руками).

  3. И.п: упор присев на бортике бассейна. Спад вперед с последующим скольжением вперед в положении «Стрела».

  4. И.п: основная стойка, руки вытянуты в верх и зажимают голову. Приседая и наклонясь вперед, выполнить спад вперед и скольжением на груди в положении «Стрела».

  5. Стартовый прыжок в воду с бортика бассейна при плавании кролем на груди.

«Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?»

Тема № 7 (8 часов)

Обучение открытому повороту при плавании способом «кроль на груди».

1.Основные вопросы. Поворот на месте (мелкая часть бассейна); поворот в движении по проплывании дистанции.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа. Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди и спине). Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине, кроль на груди, брасс. Проплывание одним из способов 25м. Прыжки с тумбочки. Повороты. Старт из воды.

4. Тематика практических работ.

Присесть спиной к бортику, руки лежат на доске, поплавок зажат ногами. Сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, лечь грудью на воду, поднимая таз вверх, поставить согнутые ноги на бортик, Отталкиваясь ногами от бортика вытянуться строго горизонтально на воде, принять положение «Стрела» и начать скольжение вперед. Затем это же упражнение с одним поплавком и без поддерживающих предметов. Игровые упражнения: «Буксиры», «Скользящие стрелы», «Кто лучше», «Кто дальше», «Кто быстрее», «Стрелы скользят в цель».

Тема № 8 (8часов)

Обучение повороту при плавании способом «кроль на спине».

1.Основные вопросы. Поворот на месте (первоначальные движения), поворот по дистанции.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа. Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди и спине). Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине, кроль на груди, брасс. Проплывание одним из способов 25м. Прыжки с тумбочки. Повороты. Старт из воды.

4. Тематика практических работ. «Буксир» лечь на спину с плавательной доской и поплавком в ногах и принять положение «Стрела». Партнер берет за доску и везет по воде, выполняя роль буксира. Скольжение на спине:

- с доской и поплавком;

- без поддерживающих предметов и с различными и.п.

-скольжение на груди с элементарными гребками руками, тоже на спине.

Игры и игровые упражнения: «Буксиры», «Скользящие стрелы», «Кто лучше», «Кто дальше», «Кто быстрее», «Стрелы скользят в цель».




Тема № 9 (10 часов)

Эстафеты, подвижные игры на воде с предметами и без них.

1.Основные вопросы. Плавание изученными способами в свободном и умеренном темпе до 100м. Плавание в полной координации движений ногами или руками изученными способами с повышенной скоростью

(на дистанции до 25м). Эстафетное плавание.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа. Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди и спине). Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине, кроль на груди, брасс. Проплывание одним из способов 25м. Прыжки с тумбочки. Повороты. Старт из воды.

4. Тематика практических работ. «У кого в котле вода закипит сильнее», «Буксир», «Стрелы», «Невод», «Фонтан», «Пескари и щуки», «Белые медведи», «Караси и невод», «Кто дальше проскользит», «Торпеды», «С донесением вплавь».

Тема № 10 (12 часов)

Контрольные старты

1.Основные вопросы. Контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки первого года обучения.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа.

-гигиенические процедуры;

- специальные и подготовительные упражнения на суше;

- специальные и подготовительные упражнения в воде;

- уметь анализировать подготовительные упражнения; определять последовательность выполнения задания и выполнять

4. Тематика практических работ. На суше: комплекс общеразвивающих упражнений с элементами имитационных и специально подготовленных упражнений.

На воде: проплывание 25 метров способом кроль на груди и кроль на спине в полной координации движений, выполнение контрольных упражнений на задержку дыхания, скольжение с работой ног и без работы ног. Проплывание 100 метров способом кроль на груди и на спине в полной координации на оценку техники движений; выполнение стартов и поворотов.

Тема № 11 (20 часа)

Общеразвивающие и специально подготовительные упражнения

1.Основные вопросы. Упражнение для развития мышц плечевого пояса.

Упражнения для развития силы мышц туловища и шеи.

Упражнения для силы мышц ног.

Упражнения для развития подвижности суставов.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа. Общеразвивающие и специальные физические упражнения, способствующие общему физическому развитию, воспитывающие ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания.

4. Тематика практических работ.

Упражнение для развития мышц плечевого пояса.

Упражнения с набивным мячом, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Упражнение с резиновыми амортизаторами, метание малого мяча в цель и на дальность.

Упражнения для развития силы мышц туловища и шеи.

Вращение из различных исходных положений, наклоны, повороты головы, туловища, круговые движения таза, выполнение «угла» в висе и в упоре.

Упражнения для силы мышц ног.

Приседание на одной и двух ногах прыжки вверх с места. Прыжки в высоту и в длину с разбега, различные выходы. Бег на кроткие и средние дистанции, кросс.

Упражнения для развития подвижности суставов.

Круговые движения руками, махи ногами. Упражнения с гимнастической палкой.

Различные поворот корпуса, наклоны. Различные имитационные упражнения. Гимнастические и акробатические упражнения.

Тема № 12 (10часа)

Подвижные и спортивные игры, эстафеты.

1.Основные вопросы.

Подвижные и спортивные игры, эстафеты.

2.Требования к знаниям и умениям:

-знания правил ТБ в с\зале, в; в бассейне;

- роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;

- передвигаться по дну: шагом, бегом, прыжками, с помощью гребковых движений руками, взявшись за руки.

- выполнять упражнения на дыхание: приседание, погружения под воду при задержке дыхания, выдох в воду.

- осуществлять индивидуальные и групповые действия;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).

3.Самостоятельная работа.

-гигиенические процедуры;

- специальные и подготовительные упражнения на суше;

- специальные и подготовительные упражнения в воде;

- уметь анализировать подготовительные упражнения; определять последовательность выполнения задания и выполнять

4. Тематика практических работ.

Игры, эстафеты и развлечения на воде: «Торпеды», «Торпеды в цель», эстафеты с выбыванием, эстафеты с плавательной доской, эстафета «Торпед», «Кто быстрее спрыгнет в воду», «Каскад»,

«Кто дальше прыгнет», «Борьба за мяч», «Охотники и утки», «Мини-поло», «Салки в воде», «Чехарда».










IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (работа в спортивном зале, в плавательном бассейне).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Приемы: поощрение, взаимопомощь детей, похвала, определение качества продуктивной деятельности.

Формы организаций занятий:

Программа ориентирована на плавательную подготовку детей.

Основная форма организации занятий плаванием проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки воспитанников, их количества в группе, от бассейна, отведенного для занятий.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части занятия. Выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части занятия.

В основной части решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце занятия дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается занятие подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.

Дидактический материал:

- учебно-наглядные пособия

- инструкционные карты,

Техническое оснащение:

Спортивный зал, тренажёрный зал, плавательный бассейн.

Инвентарь: шест, плавательные досочки (по числу занимающихся), ласты, разнообразные предметы для проведения игр на воде.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Соревнования и контрольные старты

- участие в соревнованиях городского, районного и Республиканского уровней













V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


I. Нормативно-правовые документы

1.Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан" от 1 июля 2013 года №696-з

2.Конвенция ООН «О правах ребенка»

3.Конституция Российской Федерации

4.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р

5.СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

6.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ.

II. Основной список

  1. Васильев, В. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 239с.

  2. Козлов, А.В. Плавание доступно всем. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с.

  3. Кошанов, А.И. Начальное обучение плаванию // Спорт в школе. - 2012. - №3. - С32.

  4. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

  5. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Богина, Т.Л. Обучение плаванию. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.

III. Дополнительный список

Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 160с.

Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебшых заведений. - М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368с.

Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании. - Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. - 168 с.

Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. - 1980. - № 7. - С. 26-27.

Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1981. - 304 с.

Плавание. Учебник под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФиС, 2001. - 398

Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. - Киев: Здоровья, 1980. - 144 с.

IV. Интернет-ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации - mon.gov.ru/

Вестник образования - vestnik.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал - school.edu.ru/

stranamasterov.ru

Сайт Тренеров про Обучение Плаванию

swim7.narod.ru

Все о плавании: для новичка и профессионала

toswim.ru

Видео по плаванию

swim-video.ru

























Приложение 1

Конспект №1

Тема: Ознакомить детей с помещениями бассейна, правилами поведения и гигиеническими требованиями. Показать для запоминания комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений на суше.

Цель:

  1. Привлечение школьников к систематическим занятиям плаванием.

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

Форма проведения занятия: групповая.

Время: продолжительность занятия 45 минут.

Место проведения: бассейн

Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (показ).

Учебные вопросы:

  1. Ознакомление детей с помещениями бассейна.

  2. Правила поведения в бассейне.

  3. Гигиенические требования.

  4. Комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений на суше..

Оборудование: плавательные доски.

Форма одежды: купальный костюм (купальник, плавки), шапочка, резиновые тапочки.

Действия инструктора

Действия учащихся

ОМУ

  1. Подготовительная часть -10 мин.

Проверить у детей купальные принадлежности. Помочь им подготовить все необходимое. Приучить ребенка надевать шапочку. Контролировать принятие душа, переодевание и выход к воде. Осуществить проверку и осмотр внешнего вида детей. Объяснить цель и задачи занятия.

Выполняют все команды инструктора

Организация действия

  1. Основная часть - 25 мин.

1. Ознакомление детей с помещениями бассейна.

При входе в помещение бассейна объяснить детям, что нужно сделать перед тем, как войти в раздевалку:

  1. Снять обувь и аккуратно ее поставить в отведенное для этого место.

  2. После этого не спеша спуститься по мраморным ступенькам в раздевалки. Девочки - в женскую, мальчики - в мужскую раздевалки.

Раздевалки: оборудованы кабинками, скамейками и аппаратами для сушки волос. Дети знакомятся с раздевалкой в которой они должны раздеться и оставить одежду, надеть принадлежности для плавания.

Душевые: резиновыми ковриками, вешалками для полотенец и скамейками для мыла, мочалки и очков.

Туалетные комнаты: в которых стоят унитазы и раковины с кранами холодной и горячей воды.

Бассейн: встроенная в пол чаша бассейна размерами 12.5 х 6 х м., обходные дорожки и лесенка с поручнями для входа в чашу бассейна. Дети осматривают игрушки, круги, нарукавники, доски для плавания, мячи и др. - все, с чем они будут заниматься при обучении плаванию. Далее детям необходимо объяснить, что после бассейна им необходимо принять душ, вытереться полотенцем, одеться и высушить волосы под феном.

2.Правила поведения в бассейне.

-перед тем как войти в бассейн необходимо принять душ с использованием мыла и мочалки;

-не приносить в душевые жидкое мыло в стеклянных пузырьках;

-не входить в воду без разрешения инструктора или учителя; купаться на глубине не более 1м;

-не оставаться долгое время под водой;

-нельзя себя агрессивно по отношению к другим детям;

-не бегать по обходным дорожкам и бортику бассейна, шалить в душевых; -входить в воду осторожно, остановиться и окунуться с головой;

-купаться строго в резиновой шапочке;

-не прыгать с бортика в воду;

-соблюдать дисциплину и порядок на воде;

-купаться не менее чем через час после приема пищи;

-не находиться долго в воде, так как это приводит к ознобу, переохлаждению тела и появлению судорог;

-не теряться при возникших судорогах, стараться удержаться на поверхности и подать сигнал бедствия;

-не умеющему плавать -

3.Гигиенические требования.

В большинстве бассейнов в гигиенических целях вода хлорируется. Однако от такой воды изделия теряют свою форму и цвет. Поэтому все, что использовалось в бассейне, необходимо промыть водой после занятия. Это относится и к одежде и к снаряжению.

Соблюдение гигиены в бассейне состоит:

-дети обязаны принимать душ до и после купания с использованием мыла и мочалки;

-использовать специальную обувь (сланцы);

-длинные волосы должны убираться под шапочку.

4.Комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений на суше.

Разминка нужна для подготовки всех систем нашего организма для последующей деятельности. Она усиливает эффективность наших действий и снизит вероятность получения травм. Все упражнения делаются на 4 счета.

  1. Ходьба и бег в спокойном темпе 3-4 минуты.

  2. И.П. основная стойка (ноги вместе, руки опущены вниз вдоль бедер):

-шаг в сторону, руки к плечам;

-подняться на носки, руки вверх;

-опуститься, руки вниз;

-приставить ногу через сторону вниз.

в)И.П. ноги на ширине плеч, руки согнуты на уровне груди, кисти сжаты в кулак.

-«Боксирование» поочередно правой и левой руками вперед.

г) И.П. ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вправо и влево.

д) И.П. ноги вместе. Приседания (присесть - руки вытянуть вперед; встать - руки опустить вниз вдоль бедер).

ж) И.П. ноги на ширине плеч, руки за голову в замок. Круговые движения туловищем влево - вправо

з) И.П. лечь лицом вниз, прогнуться и развести руки в стороны. «Чайка машет крыльями». Плавные движения головой и плечами вверх-вниз, а руками выполнять махи, словно чайка крыльями.

и) И.П. ноги вместе. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. «Мельница вперед». Поочередное вращение рук вперед, большим пальцем касаться бедра, руки прямые, как палки (начинать медленно с постепенным ускорением движений).

«Мельница» - основное подводящее упражнение при плавании кролем на спине, поэтому необходимо научиться делать его особенно хорошо.

к) И.П.прежнее. «Мельница назад».

Дети слушают объяснения инструктора.

В душевой смело, не боясь помыться мочалкой с мылом.







Дети слушают объяснения инструктора.







Повторить 6-8 раз

Выполнять 1 мин.

По 10-12 раз в каждую сторону.




После 5-7 махов отдохнуть. Повторить 2-3 раза.

Выполнить 20 раз.

При необходимости

показать как это выполнить



















Спросить 3-5 детей о том, что должен знать каждый из них о гигиенических требованиях.



Упражнения выполняются в колонне, а затем в шеренге, по одному. Обратить особое внимание на правильность выполнения упражнений, восстановление дыхания.

Следить за правильным дыхан

  1. Заключительная часть - 10 мин.

Приведение в порядок бассейна, уборка спорт. инвентаря. Построение. Подведение итогов занятия. Прием душа. Помочь детям насухо вытереться, одеться, высушить волосы. Следить чтобы дети не переохладились.

Выполняют все команды инструктора.

Конспект №2

Тема: Изучение техники плавания кроль на груди и на спине.

Цель: Научить правильно, согласовывать движения рук, ног и дыхания в плавании кролем на груди и кролем на спине..Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию.

Задачи:

1.Совершенствовать согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом "кроль на груди и на спине ".

2.Изучить технику поворота в " кроль на груди и на спине ", скольжение после толчка от бортика и первые плавательные движения.

3.Совершенствовать технику старта в плавании " кроль на груди и на спине " с бортика и тумбочки.

4.Воспитание специально выносливости.

Форма проведения занятия: групповая.

Время: продолжительность занятия 45 минут.

Место проведения: бассейн

Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (показ).

Оборудование: плавательные доски.

Форма одежды: купальный костюм (купальник, плавки), шапочка, резиновые тапочки.

1. Подготовительная часть.

1. Вход в раздевалку, переодевание

2. Помывки в душе.

10 мин.

Проверка у занимающихся плавательных принадлежностей

3. Построение, проверка занимающихся.

2 мин.

Напоминание учащимся о правилах поведения на занятиях.

4. Ознакомление с темой и целью урока. ОРУ и СФУ.

10 мин.

Имитация работы рук, кроль на груди и кроль на спине.

2. Основная часть.

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Разминка 100 м. кроль на груди 100м. кроль на спине.

Упр.: Плавание с досточкой ноги кроль на груди по отрезкам 25 метров.



Упр.: Попеременная работа рук, ног в плавании кроль на груди.




Плавание кроль на груди в полной координации по отрезкам 25 метров.






Плавание кроль на груди по отрезкам 50 метров.



Упр.: Плавание с доской ноги кроль на спине.




Упр.: Попеременная работа рук и ног в плавании кроль на спине.

Плавание кроль на спине в полной координации по отрезкам 25 метров.


Плавание кроль на спине в полной координации по отрезкам 50 метров.





Изучение стартового прыжка.

5-7 мин.

Каждое упр. начинается после полного восстановления.



Количество отрезков регулируется точностью выполнения упражнения.




Отдых до полного восстановления кол-ва отрезков регулируется учителем.






Количество отрезков - отдых устанавливается по мере усталости занимающихся.



Отдых по усмотрению учителя.




Количество отрезков по усмотрению учителя.

Отдых до полного восстановления.



Отдых до полного восстановления.

Вспоминаем технику плавания этими способами.

Досточку держим за середину руки прямые. Лицо в воде. Вдох выполняется только поворотом головы в удобную сторону (вправо или влево). Вдох быстрый, вдох медленный. Вдох выполняется только ртом, выдох через рот и нос. Носки ног оттянуты, но не напряжены. Старт только по команде учителя. Старт дается жестом (взмахом руки). Быть внимательным. Грамотно выполнять упр.

Согласование работы рук, ног и дыхания. Вдох выполняется в конце гребка правой руки, выполнением головы вправо. Если вдох выполняется поднятием головы - грубая ошибка. Левая рука держащая досточку прямая. Следить, чтобы досточка была все время на поверхности воды. Лицо должно постоянно находиться в воде и поворачивается на вдох только в конце гребка. Ноги при вдохе не должны останавливаться, а продолжать движения вверх вниз.

Выдох полностью выполняется в воду. Когда лицо поднимается из воды, рот должен быть широко открыт для очередного вдоха. Делать выдох над водой не допускается. Для успешного изучения согласований движений рук с дыханием, необходимо полностью подчинить ритму дыхания темп движений. Следует определить индивидуально темп движений для каждого учащегося. Согласовать движения с дыханием надо при медленном плавании. Ноги при выполнении упражнения на согласование работы рук и дыхания работают, не останавливаясь, когда выполняется вдох. При изучении упражнения надо добиваться от учащихся, чтобы все движения руками и ногами производились в согласовании с дыханием.

При выполнении поворота необходимо перед касанием поворотного щитка рукой, повернуться на бок не менее 45 градусов. При выполнении поворота сильнее отталкиваться от бортика, при этом еще до выхода из воды начать работу ногами, при выходе из воды начать работу руками. Касание ногами при повороте дна бассейна, серьезная ошибка.

Лежа на спине, досточку держим на уровне груди, прижимая ее, руки в локтях согнуты и прижаты к туловищу. Следить за координацией работы ног. Колени не должны выходить из воды. Колени выходят из воды грубая ошибка. Следить за положением спины. Она должна быть прямая. Никаких движений тазом не допускается. Голову нужно держать свободно, смотреть строго вверх. Не опускать ее на грудь и не запрокидывать.

Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине.

Начало упражнения строго по команде учителя. Команда дается жестом - взмах руки. Гребок начинать производить, плавно увеличивая его быстроту и силу к концу гребка, а также быстрое возвращение руки в исходное положение. Следить за синхронностью работы рук, это одно из наиболее распространенных ошибок. Самоконтроль за положением туловища. Движение руки строго над собой. Рука прямая. Вход в воду ладони мизинцем в сторону воды.

При выполнении поворота на спине надо следить, чтобы ноги принимали положение плотной группировки, таз при вращении приближался к щитку, а голова опускалась затылком в воду. Уделить внимание активному вращательному движению плечами и одновременному быстрому движению ногами. Группировка и движение ногами в сторону осуществляется одновременно, как бы одним движением. Ноги на дно бассейна не ставить грубая ошибка. После отталкивания от бортика, ноги сразу начинают работать еще до выхода туловища из воды. Дыхание - вдох и выдох осуществляется под любую руку, вдох в конце гребка, выдох после завершения цикла работы рук. Постоянно контролировать положение туловища.

-- стартовое положение

-- фаза полета

-- вход в воду

-- скольжение под водой

Главная ошибка - поднятая голова во время фазы полета и входа в воду.

3. Заключительная часть.

1. Игра

2. Выход учащихся из воды.

3. Построение.

4. Подведение итогов занятия.

5. Задание на дом.

6. Душ. Переодевание в раздевалки.

10 мин.


1 мин.



1 мин.

1 мин.



1 мин.




Игра с мячом - активный отдых.

Выход из воды только по лесенке или через стартовый бортик.

Обязательное построение в шлепках для плавания. Уборка инвентаря.

Выставить оценки. Указать на недостатки.

Имитация работы рук и ног кроль на груди и на спине.

Напомнить правила поведения в душе и раздевалки.

Конспект №3

Тема урока: «Совершенствование техники плавания способом «дельфин»».

Цель:

  1. Привлечение школьников к систематическим занятиям плаванием.

  2. Пропаганда здорового образа жизни

  3. Развитие умений и навыков, необходимых при плавании

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Совершенствовать технику работы рук и ног при плавании способом "дельфин".

Совершенствовать согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом "дельфин".

  1. Оздоровительная:

Способствовать развитию гибкости, силу мышц рук, координацию движений, силу дыхательных мышц;

  1. Воспитательная:

Воспитывать настойчивость, волю, трудолюбие, товарищескую взаимопомощь. Воспитывать интерес к изучению способов плавания. Соблюдение техники безопасности на уроке.

Форма проведения занятий: групповая

Время: продолжительность занятия 45 минут

Место проведения: плавательный бассейн

Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (показ)

Оборудование: плавательные доски

Форма одежды: купальный костюм (купальник, плавки), шапочка, резиновые тапочки.



№ п/п

Содержание занятия

Дози-ровка

Организационно- методические указания

1.

Вводная часть (суша):

3-5

Правила поведения на воде, в душе и на бортике. Инструктаж перед входом в раздевалку. Организованный вход детей из душевых на бортик бассейна

  1. Построение, приветствие.

  2. Проверка присутствующих по журналу.

  3. Краткий инструктаж по технике безопасности.

  4. Краткое сообщение целей и задач урока.

2.

Основная часть (вода)

20-25

Выдохи под воду. Глубокий вдох приседание под воду с головой продолжительный выдох.

1. Упражнение на дыхание

10

2. Плавание ноги "дельфин" руки с доской вытянуты вперед с одним вдохом на каждые 2-4 удара ногами.

2x25m

Носки ног оттянуты, а стопы повернуты вовнутрь, чтобы сгибание ног в коленных суставах было умеренным и движение начиналось бы "от бедра". Плечи удерживать на уровне воды, во время удара ногами вниз давить ладонями на доску.

3. Плавание ноги "дельфин" руки брасс.

2x25m

Плечи удерживать на уровне воды, во время удар ногами вниз тянуться за руками вперед. Не раскачивать плечевой пояс вверх и вниз.

4. После скольжения выполнить 4-6 движений руками дельфином на задержке дыхания

2x25m

Прямые руки проносятся через стороны вперед, лицо опущено в воду, Выполнять "гребок" до бедер и без остановки.

5. Плавание на руках дельфином с дыханием с доской между ног.

6. Плавание на спине с одновременным движением руками, доска между ног.

2*(2*25)


2*(2*25)

Вдох выполнять во время паузы, когда руки вытянуты вперед, через 2 цикла движений руками.

Руки должны входить в воду прямыми. Акцент делать на отталкивание назад во второй части гребка.

7. Плавание руки дельфин, ноги кроль.

8. Плавание на спине ноги кроль руки вдоль туловища.

2x(2x25)m

Плечи не раскачивать, удерживать на поверхности воды.


Дыхательные движения выполнять только при движении головы вверх.

Коснулись бортика развернулись поплыли на спине.

9. Упражнение на дыхание.

5

Выдохи под воду. Глубокий вдох приседание под воду с головой продолжительный выдох.

10. Плавание способом "дельфин" на согласование движений ногами, руками и дыхания.

2x25m

Прямые руки проносятся через стороны вперед, лицо опущено в воду. Выполнять "гребок" до бедер. Вдох выполнять во время паузы, когда руки вытянуты впереди, через 2 удара стопами ног вниз.

11. Плавание способом брасс на спине.

2х25

Коснулись бортика, развернулись, поплыли на спине способом брасс. Из положения лежа на спине руки выполняют гребок, в конце которого делаются вдох и подтягивание ног для толчка ( ноги сгибаются, разводятся в стороны и подготавливаются к толчку). Одновременно, с толчком ногами руки завершают пронос по воздуху, возвращаясь в и. п., и опускаются в воду.

12. Упражнения для разучивания поворота "маятник" при плавании дельфином:

- И.П. лежа на боку, держась за бортик одной рукой.

Сгибание опорной руки, группировка, поворот на 180 градусов с движением рукой над водой, выполнить отталкивание от стенки.

- То же - другой рукой.

- То же, что и предыдущее упражнение, но с выполнением первых плавательных движений ногами дельфином.

- Предыдущее упражнение, но с подплыванием к бортику бассейна.

- То же, что и предыдущее упражнение, но с выполнением толчка и скольжения, после которого выполнить первые плавательные движения под водой ногами дельфин.

12

При выполнении поворота дельфином касание стенки осуществляется двумя руками одновременно на одном уровне, плечи в горизонтальном положении. Сгибание рук в локтевых суставах начинается одновременно, затем одна руками сильно отталкивается от стенки, начинается поворот туловища в сторону противоположной руки. Ноги ставятся на стенку бассейна, руки соединяются за головой, выполняются толчок и скольжение. Во время вращения выполняется вдох. При плавании дельфином первые движения под водой начинаются ногами на задержке дыхания.

13. Стартовый прыжок. Упражнения для совершенствования элемента "скольжения и первых плавательных движений при плавании способом дельфин:

- Старт из воды со стартовой подвески с последующим скольжением на дальность.

То же, что и предыдущее упражнение, но выполнить еще первые плавательные движения способом дельфин.

- Выполнить предыдущие упражнения с бортика бассейна.

6

В правилах соревнований говорится: " После старта и поворотов, а также во время проплывания дистанции пловцу разрешается сделать под водой одно или несколько движений ногами и один гребок руками, которые должны вывести его на поверхность". Поэтому необходимо сделать акцент на возможность дольше поддерживать с помощью движений ногами и туловищем ту высокую скорость, которую обучающиеся приобретают за счет стартового прыжка

3.

Заключительная часть

5-7

1. Упражнение на дыхание

10

Выдохи под воду. Глубокий вдох приседание под воду с головой продолжительный выдох.

2. Подведение итогов

Группа строится. Педагог подводит итоги: указывает на достижения и ошибки отдельно каждого обучающегося, дает домашнее задание.

Всего:

Конспект №4

Тема урока: «Совершенствование техники плавания брассом».

Цель:

  1. Привлечение школьников к систематическим занятиям плаванием.

  2. Пропаганда здорового образа жизни

  3. Развитие умений и навыков, необходимых при плавании

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Совершенствовать технику работы рук и ног при плавании брассом

Совершенствовать согласование движений рук, ног и дыхания при плавании брассом

  1. Оздоровительная:

Способствовать развитию гибкости, силу мышц рук, координацию движений, силу дыхательных мышц;

  1. Воспитательная:

Воспитывать настойчивость, волю, трудолюбие, товарищескую взаимопомощь. Воспитывать интерес к изучению способов плавания. Соблюдение техники безопасности на уроке.

Форма проведения занятий: групповая

Время: продолжительность занятия 45 минут

Место проведения: плавательный бассейн

Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (показ)

Оборудование: плавательные доски

Содержание урока


Дозировка

Методические рекомендации

Вход в раздевалку, переодевание.Помывка в душе.

Построение, проверка занимающихся.

Ознакомление с темой и целью урока.

ОРУ и СФУ на суше.

Стоя: руки в положении скольжения - вдох,

наклон вперед - выдох.

Сидя: поочередные движения ногами как при плавании кролем.

Круговые движения руками как при плавании кролем («мельница»):

  • на груди;

  • на спине

Повторить вдох - выдох

Подготовительная часть

5 - 10 мин

Обратить внимание на внешний вид и самочувствие детей

Руки в локтях не сгибать. Головой не крутить

(руки держат голову).

Следить за касанием пальцами пола.

Колени стараться не сгибать.

Ноги прямые, носки оттянуть.

Попеременные движения руками;

вверху - касание плечом уха,

внизу - кистью - ноги. Руки прямые.

Вдох выполнять ртом, а выдох - ртом-носом протяжно произносить "фу-у-у".

Вход в воду

1. Выдохи в воду

2. Плавание кролем на груди :

  • с доской в руках, поочередные движения ногами



  • с доской в руках поочередные движения ногами и поочередные гребки руками

отрезками без дыхания (на выдохе)


  • в координации



3.Плавание кролем на спине:


  • движения ногами



  • в координации


Основная часть

3-5 раз

4х25м

упражнения начинать после полного восстановления

упражнения начинать после полного восстановления

2х25м в/с

упражнения начинать после полного восстановления

4х25м


4х25м

упражнения начинать после полного восстановления


Количество раз по правильному выполнению задания

Полный вдох(большим ртом),лицо -выше воды, выдох в воду (пузыри!), лицо в воде.

Прямые руки лежат на доске. Горизонтальное положение тела

Движения частые, практически прямыми ногами, пятки "показывать" , носки - в воде. Объяснить , что ногами "стучать" по воде нельзя.

Согласование движений ног, рук и дыхания. Постоянные движения ногами согласовывать с размашистыми круговыми движениями вниз руками( гребками). Доску при смене руки не "топить"и не крутить влево -вправо. Обратить внимание на правильное выполнение вдоха : вдох выполнять поворотом головы в сторону гребущей руки(подбородок на воде), выдох выполнять на движение другой рукой.

Плавание с задержкой дыхания на вдохе представляет собой упрощенную форму способа плавания, построенную на технически правильной основе.

Ритмичные движения ногами в воде (носки по воде не "стучат"), полный вдох делать ртом, выдох выполнять в воду ртом-носом, опустив лицо.

Круговые поочередные движения руками.

Согласование движений ног, рук и дыхания. Заострить внимание на ритмичном постоянном движении ногами, поочередными круговыми движениями руками и поворотом головы подбородком в сторону гребущей руки . Вдох выполнять ртом быстро и мощно в конце гребка одной руки. поворотом шеи (в сторону гребущей руки), а выдох в воду(лицо опущено в воду) - во время гребка другой рукой. Обязательно задавать упражнение на дыхание кролем на груди на дом.

Смена рук: под головой согнуты в локтях; в положении скольжения; вдоль туловища; под спиной. Ноги выполняют ритмичные поочередные движения вверх-вниз.

Следить , чтобы ноги работали от бедра, колени оставались под водой.

Положение тела горизонтальное, лицом вверх(держать носом потолок).

Движения ногами ритмичные .Следить, чтобы колени из воды не "торчали", а стопы оставляли след (постоянно "фонтанировали").

Горизонтальное положение тела. Вдох -ртом.

На выдохе лицо в воду не опускать.

Когда рука движется над водой делать ртом вдох, под водой- выдох.




Выход из воды

Построение

Подведение итогов

Вход в душевую

Переодевание

Заключительная часть


Заострить внимание на основных ошибках.


Конспект №5

Тема: Техника спортивного плавания способом кроль на груди

Задачи:

  1. Продолжить изучение техники способом кроль на груди;

  2. Изучить технику поворота при плавание кролем на груди;

  3. Развивать общую выносливость в процессе плавания;

  4. Формировать технику дыхательного акта при плавании кролем;

  5. Прививать интерес к занятиям плаванием

Форма проведения занятия: групповая.

Время: продолжительность занятия 45 минут.

Место проведения: бассейн

Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (показ).

Оборудование: плавательные доски.

Форма одежды: купальный костюм (купальник, плавки), шапочка, резиновые тапочки.

№п\п

Содержание учебного материала

Доз-ка

ОМУ

I.

  1. Построение, рапорт, проверка присутствующих, постановка задач урока;

  2. Выполнить комплекс общеразвивающих и имитационных упражнений на суше:

- движение ногами как при плавании кролем на груди;

- движение руками как при плавании кролем на груди;

- согласование дыхания с движением одной руки кролем;

- движение руками в согласовании с дыханием

5 мин

Выполнять стоя и сидя на гимнастической скамейке.

Движение ногами выполнять от бедра, носок стопы оттянут, ноги расслаблены. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, одна рука вперед, другая сзади. Повернуть голову в сторону вытянутой руки назад и посмотреть на неё.Вэтом положении сделать выдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом. Не торопиться, не сгибать руки.

II.

Продолжить изучение техники способом кроль на груди:

2 этап обучения

1.1. Обучить технике движений ногами, руками и дыхания

Имитационные упражнения в воде

1) скольжение на груди с движениями ногами как при плавании кролем;

2) выдохи в воду с поворотом головы для вдоха;

3) выдохи в воду с движением одной руки кролем;

4) движение руками кролем, передвигаясь по дну, в согласовании с дыханием;

5) скольжение на груди с последующими движениями руками кролем;

6) плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе;

7) скольжение на груди с движениями ногами кролем и различным положением рук: вытянуты вперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер; вытянув руки с доской вперед.

Изучение техники поворота «маятником» при плавании кролем на груди

Подводящие упражнения в воде:

1) стоя на дне бассейна в полунаклоне вперед прогнувшись (на глубине по грудь), лицом к поворотной стенке, одна рука вытянута вперед на поверхности воды, другая назад - подойти к стенке по дну, коснуться её и выполнить с последующим отталкиванием и скольжением;

2) выполнить поворот, наплывая на стенку с помощью движений ног, руки вытянуты вперед;

3) то же, но подплывать к стенке следует кролем.

Свободное плавание изученным способом в произвольном темпе

35 мин

10 -15 раз

10 -15 раз

10 -15 раз

10 -15 раз

10 -15 раз

до 10 раз

2 х 25 м

5 -6 раз

3 -4 раза

3 -4 раза

4 х 25 м

Рассказать и показать движение ног и рук при плавании кролем. Указать на распространенные ошибки. Координация движений рук с дыханием.Указать временные ориентиры.

Поворот головы и вдох начинать в момент касания рукой бедра.

Выдох начинать когда рот находится над водой.

Плечи не отрывать от поверхности воды.

Вдох выполняется быстро через продолжительный выдох в воду.

Гребки выполнять прямой рукой под себя наискось к противоположной ноге.

Положение тела горизонтально лицом вниз.

Ноги выполняют попеременные движения вниз-вверх. Движение ног начинается с движения бедра. Стопы должны быть расслаблены. Ноги в коленях не сгибать, голени и стопы не напрягать.

Рассказать и показать технику поворота. Обратить внимание на основные элементы.

Добиться правильного положения группировки. Выполнить вдох до поворота и отталкивание от стенки.

Для начала скольжения, ноги подтянуть к груди, выполнить поворот и быстро оттолкнуться.

Добиваться качественного выполнения вращения, отталкивания и скольжения без движений.

Обращать внимание на движение рук и ног. Дыхание произвольное

III.

Построение группы, проверка присутствующих, задание на дом.

5 мин

Выполнить следующие упражнения по физической подготовке:

  1. Отжимание от пола

дев. - 3 серии по 8-10 раз;

юн. - 3 серии по 15 раз.

  1. Приседания

Дев. - 3 серии по 15 раз;

Юн. - 3 серии по 25 раз.

По теории: Естественные силы природы, их характеристика и значение для организма.



















Приложение 2

Календарно-тематический план


Тема

теория

практика

1

Вводная часть

- правила поведения

- техника безопасности в бассейне

- гигиена физических упражнений

- закаливание и укрепление здоровья

- общеразвивающие упражнения

- специальные и подготовительные упражнения

0,5

0,5

0,5

0,5


2

2

2

Освоение с водой

- упражнения для знакомства с плотностью и сопротивлением воды

- всплывание и лежание на поверхности воды

- освоение дыхания в воде

- скольжение

- прыжки и соскоки в воду

2

2

2

2

2

3

Техника плавания кроль на груди

- скольжение на груди

- движение ногами кроль на груди

- движение руками кроль на груди

- упражнения для дыхания

- согласование движений руками с дыханием

- согласование движений руками, ногами и дыханием

- контрольные старты

2

2

3

3

3

3

2

4

Техника плавания кроль на спине

- скольжение на спине

- движение ногами кроль на груди, спине

- движение руками кроль на спине

- согласование движений руками и ногами

- контрольные старты

4

4

4

4

2

5

6

7

8

9

10

Обучение старту при плавании кроль на груди

Обучение старту при плавании кроль на спине

Обучение повороту при плавании кроль на груди

Обучение повороту при плавании кроль на спине

Эстафеты, игры на воде

Контрольные старты

8

8

8

8

10

12

ОРУ, СПУ

11

Упражнения для развития силы мышцы плечевого пояса и рук

- упражнения с набивными мячами

- подтягивание на перекладине

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

- упражнения с резиновыми амортизаторами

- метание малого мяча в цель и на дальность

1

1

1

1

1

12

Упражнения для развития силы мышц туловища и шеи:

- вращение из различных исходных положений

- наклоны, повороты головы;

- наклоны, повороты туловища;

- круговые движения таза;

- выполнение «угла» в висе и в упоре;

1

1

1

1

1

13

Упражнения для развития силы мышц ног

- приседание на одной и двух ногах;

- прыжки вверх с места;

- прыжки в высоту и в длину с разбега;

- различные выпады;

- бег на короткие и средние дистанции;

- кросс.

1

1

1

1

1

1

14

Упражнения для развития подвижности в суставах

- круговые движения рук вперед, назад;

- махи ногами;

- упражнения с гимнастической палкой;

- повороты корпуса;

1

1

1

1

15

Подвижные и спортивные игры, эстафеты.

10

Итого

2

134

Всего

136




© 2010-2022