Индивидуальный подход в психологической подготовке борца

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальный подход

в психологической подготовке борца

Значение индивидуального подхода заключается в том, что ни один метод обучения и тренировки не может привести к должным результатам, если он применяется без учета индивидуально-психологических особенностей человека. Конкретные задачи, которые преследуются при индивидуализации подготовки, позволяют использовать все потенциальные возможности человека, все его личностные резервы, применять доступные методы и персонально дозируемые приемы воздействия с учетом свойств характера и темперамента, психологического состояния, конкретной ситуации, поставленных целей и решаемых задач.

Степень индивидуализации учебно-тренировочной и воспитательной работы может быть различна. Во-первых, возможен совершенно одинаковый, нивелированный подход во всем. Очевидно, что в этом случае индивидуализация равна нулю. Во-вторых, можно работать с подопечным отдельно, персонально, строя всю работу на основе тщательного учета его особенностей и реакции на педагогические воздействия. Здесь налицо предельная индивидуализация. Наконец, в-третьих, возможно условное разделение спортсменов по группам, основанное на определенном их сходстве.

Индивидуализация обучения и подготовки спортсменов с ориентацией на типичные проявления заслуживает внимания. Применяя такой метод, оценив личностные особенности спортсмена и отнеся их к определенному типу проявления, можно воспользоваться практическими рекомендациями, имеющимися в специальной психологической литературе.

Возрастные различия. В спорте высших достижений сейчас немало спортсменов юношеского (16-18 лет) и даже подросткового (12-15 лет) возраста. В эти годы человек как личность еще не сложился: не сформировались полностью сознание, мировоззрение, отношения, взгляды. Подчас юные спортсмены добиваются выдающихся достижений. Это свидетельствует о значительных, но пока еще недостаточно познанных физических и психических резервах растущего организма и развивающейся личности. Однако для юных спортсменов, как правило, характерно, что в своем отношении к упражнениям и соревнованиям они плохо осознают меру риска и социальной ответственности за показываемый результат. Это в какой-то степени позволяет им не испытывать сильной психической напряженности.

Соревновательная подготовка обеспечивает слаженное проявление отдельных качеств и способностей, приобретенных в условиях различных сторон подготовки, при целостном выполнении соревновательного упражнения или его отдельных частей, фаз, элементов. В таком понимании она отождествляется с интегральной подготовкой. Теоретический анализ основных положений интегральной подготовки дает Н.Г. Озолин. Он подчеркивает, что только целостное, многократное выполнение упражнения избранного вида спорта с сохранением всех его особенностей(например, боевая схватка борцов) обеспечивает развитие, укрепление и совершенствование всех компонентов подготовленности в строгом соответствии с требованиями спорта.



© 2010-2022