На тему Профилактика и предупреждение травматизма на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика и предупреждение травматизма на уроках физической культуры


«Только в сильном, здоровом теле дух

сохраняет равновесие, и характер

развивается во всем своем могуществе»

- ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР -

В нынешнее время безопасности в школах нашего региона уделяется повышенное внимание организации работы по предупреждению травматизма детей и работников. На занятиях физической культуры учащиеся относятся к группе риска, которая подвержена травматизму, так как урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования и инвентаря.

Предупреждение травматизма

За период трудовой деятельности, в 2012-2015 учебном году в МОУ «РТЛ - К»случаев травматизма не происходило, но учитывая деятельность учителей и тренеров в городе и по Республике в целом, можно сказать, что при разных видах физических упражнений травмы случаются, поэтому работа по профилактике травматизма является одной из важных задач учителей, тренеров, медицинских работников и администрации школ. Но не всегда все придерживаются требований техники безопасности и охраны труда. Много случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

На занятиях по физической культуре учителя используют различное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, в первую очередь, от знаний учащимися правил поведения и обучения учителем приемам страховки и самостраховки. Для того, чтобы избежать получение возможных травм, прежде всего, необходима постоянная проверка прочности установки снарядов, растяжек для крепления снарядов к полу, страхующих устройств.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеетстраховка и самостраховка учеников на занятиях. Помощь заключается в физических усилиях учителя или учащегося. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием.

Страховка - это готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка - способность занимающихся самостоятельно выходить из сложных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, ведущих за собой падение и выполнение кувырков.

Одна из основных функций учителей физкультуры - это профилактика травматизма. Причины травматизма: нарушение учебно-тренировочного процесса и санитарно-гигиенического характера. Как правило, ученики получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков. Недостаточный контроль за исправностью спортивного оборудования и несоответствие размеров и веса спортивного инвентаря возрастным особенностям учащихся(в метаниях возможны растяжения или разрывы связок, мышц, сухожилий, особенно в плечевом суставе).Неправильное размещение групп и нарушение учащимися очередности при выполнении заданий учителя, неправильная дозировка нагрузки, особенно на занятиях с детьми, отнесенных к подготовительной медицинской группе (в беге на средние дистанции).[2].

При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата.

При метании необходимо: правильно размещать группы, соблюдая безопасные расстояния, не разрешать самостоятельных метаний, не оставлять спортивный инвентарь без присмотра, следить, чтобы ближе 1 метра к границе площадки не было никаких предметов и зрителей [1].

Травматизм при занятиях легкой атлетикой отличается в зависимости от специализации. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава.

Травмы на уроках игровой формы, часто возникают в тех случаях, когда скамейки, столбы или другие предметы расположены слишком близко к площадке. Линии площадки обозначены деревянными бортиками, которые выступают на поверхность грунта.

Для баскетболистов свойственны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук [4].

Травмы у волейболистов: ушибы пальцев кисти, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием зала.

На занятиях по футболу травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц.

На уроках по разделу «Гимнастика» травмы возможны тогда, когда учитель игнорирует (полностью или частично) средства пассивной страховки (ограждения, маты и т.д.) или не умеет пользоваться приемами активной страховки. Нередко травматизм вызывается тем, что зачастую перегружаются одни и те же группы мышц (если, например, преобладают висовые упражнения); не учитываются индивидуальные особенности учащихся (их физическое развитие, физическая подготовленность);школьники плохо знают элементы самостраховки; ученики занимаются в спортивном костюме, который не соответствует требованиям физической культуры.

Для профилактики травматизма на занятиях по физической культуре учитель физической культуры обязан:

- строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки;

- учитывать индивидуальные особенности занимающихся;

- обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений;

- обучать учащихся правилам страховки и самостраховки.

В педагогической практике недопустимы случаи, когда, вместо того, чтобы укрепить свое здоровье и улучшить физическое развитие, ученик надолго выходит из строя[3].

К причинам следует отнести: слабую подготовку организма к нагрузке в основной части урока; неподготовленность учителя к уроку (урок проводится методически неграмотно, не обеспечена страховка); отсутствие дисциплины на уроке, неточный показ и непонятное объяснение упражнений.

Для того, чтобы избежать опасность травматизма на уроках физической культуры, необходимо тщательно продумывать содержание каждого урока, проверять исправность спортивного инвентаря и оборудования, уделять должное внимание разминке, совершенствовать навыки в страховке и самостраховке учащихся, требовать от школьников строгого соблюдения правил поведения на уроках. Во время проведения урока выбирать такое место, чтобы хорошо были видны все занимающиеся, и находиться в том месте, где большая вероятность срывов и падений [5].

В сентябре 2015 года на базе МОУ «РТЛ - К» с учащимися 5-6 классов было проведено тестирование на выявление знаний по технике безопасности и правилах поведения на уроках физической культуры. В результате тестирования были выявлены следующие диагностические данные:


Диаграмма уровня знаний учащихся:

На тему Профилактика и предупреждение травматизма на уроках физической культуры

В тестировании участвовало 55 учеников 5-6 классов. Результаты тестирования показали, что учащиеся шестого класса освоили лучше информацию по технике безопасности и правилам поведения на уроках физической культуры, чем ребята пятого класса. Это связано с тем, что ученики 6-го класса более осознанно относятся к своему здоровью и правилам поведения.

Надо всегда помнить, что нам доверен самый ценный капитал - здоровье детей, если будем стремиться устранять причины, вызывающие несчастные случаи, спортивный травматизм в школах нашей Республики приравняется к нулю.

Исходя из вышеизложенного и опираясь на многолетний опыт работников физического воспитания и спорта, можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика травматизма при занятиях являются важнейшей задачей всех работников спортивной сферы.

Список литературы:

1. Алексеев П.И., Афанасьев В.З., и др. /Под ред. А.П. Матвеева. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. - М.: Фрахт, 1995. - 45 с.

2. Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М. 1987. - 109 с.

3. Гимнастикаи методика преподавания: Учебник Г48 для институтов физической культуры/Под ред. В. М. Смолевского. - Изд. 3-е, перераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 336 с, ил.

4. Нестеровский Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие для вузов / Д. И. Нестеровский. - М.: Академия, 2008. - 336 с.: ил.

5. Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001. - №4. - 196 с.

O. A. Malanchuk

O.A. Bodareva

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


PREVENTION AND INJURY PREVENTION AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE


В работе рассматриваются основные причины травматизма на уроках физической культуры и вооружение преподавателей необходимыми знаниями по предупреждению и профилактике травматизма на уроках физического воспитания.

Ключевые слова: причины травматизма, профилактика, предупреждение травматизма, охрана труда, страховка, самостраховка, учащиеся.

In work the main reasons for traumatism at lessons of physical culture and arms of teachers at lessons of physical training are considered by necessary knowledge of the prevention and prevention of traumatism.

Keywords: traumatism reasons, prevention, injury prevention, labor protection, insurance, self-insurance, pupils.



© 2010-2022