Программа Программа жизнедеятельности младших школьников Будь здоров

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

жизнедеятельности младших школьников

«Будь здоров».


(При разработке содержания данной программы учитывался опыт работы по укреплению и сохранению здоровья в МОБУ СОШ № 24 имени С.И.Климакова, а также обобщался опыт других учебных заведений г. Якутска, республики Саха (Якутия) и России для достижения положительных результатов в решении этой проблемы).



Пояснительная записка.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.

Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.

Эта программа направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся 1 - 4 классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, т.к. только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Программа реализуется на базе начальных классов МОУ СОШ № 24 имени С.И.Климакова Городского округа «Город Якутск».

Актуальность проблемы.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребенка, определяется соотношением внутренних и внешних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Степень успешности этой деятельности - устранение вредных воздействий (окружающая среда) и повышение устойчивости (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. МОБУ СОШ № 24 является ресурсным центром ИРОиПК по здоровьесберегающим технологиям. Территория школы объявлена - территорией здоровья. Для обучающихся начальных классов проводится урок «Здоровья».

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Проведя анализ медицинских карт обучающихся и беседы с родителями детей, поступивших в школу в новом учебном году, выясняется, что, не будучи еще школьниками, они уже имеют серьезные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами, вызывающими трудности в обучении.

Пытаясь исправить создавшееся положение, решено разработать программу жизнедеятельности младших школьников, мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания - ребенка.

Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни.

Задачи:

  • Внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья;

  • Сформировать у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам здорового образа жизни;

  • Повысить интерес к спортивным мероприятиям;

  • Систематически проводить мониторинг диагностики здоровья обучающихся.

Принципы программы:

  1. У каждого ребенка свой потенциал здоровья его надо учитывать.

  2. Здоровье - это состояние организма, им нужно научиться управлять.

  3. Здоровье - это результат собственного творчества.

  4. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.

Участники программы:

  1. Обучающиеся 1 - 4 классов.

  2. Учителя, работающие в этих классах.

  3. Медицинский работник

  4. Преподаватель физической культуры.

  5. Родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Мотивация обучающихся на здоровый образ жизни.

  2. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Показатели результативности программы:

  1. Увеличение числа детей занятых в спортивных секциях.

  2. Снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний.

  3. Уменьшение количества детей с нарушение зрения и осанки.

  4. Сформированность у обучающихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам здорового образа жизни (тестирование, анкетирование).

Индикаторы:

  1. Соотношение результатов медицинских осмотров.

  2. Соотношение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний (сравнение).

  3. Соотношение количества детей занятых в спортивных секциях.

  4. Соотношение результатов тестирования по уровню грамотности в вопросах здорового образа жизни.


Содержание программы.

Содержание программы структурировано по пяти основным направлениям:

Направление

Задачи

Формы

1.Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени.

  • снять утомляемость;

  • обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различной по сложности условиях.

  • динамические паузы;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • питьевой режим;

  • уроки физической культуры.

  • кружок «Здоровье».

2.Внеурочные спортивные мероприятия.

  • развивать силу, ловкость, выносливость;

  • формировать навыки работы в команде.

  • спортивные праздники;

  • эстафеты;

  • игры.

3.Внеклассная воспитательная работа.

  • формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

  • развивать творческую активность обучающихся.

  • тематические классные часы;

  • конкурсы;

  • проектная деятельность.

4.Работа с родителями.

  • повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

  • воспитывать активную позицию в отношении здорового образа жизни.

  • тематические родительские собрания;

  • спортивные праздники;

  • круглый стол;

  • индивидуальные беседы;

5.Работа школьного врача.

  • профилактика простудных заболеваний;

  • организация медицинских осмотров.

  • профилактические осмотры;

  • вакцинация;

  • беседы.






План реализации программы жизнедеятельности обучающихся

1 - 4 классов.

Программа реализуется в несколько этапов:

1 - й класс «Уроки Мойдодыра»;

2 - й класс «Уроки Айболита»;

3 - й класс «Уроки Знайки»;

4 - й класс «Живем без докторов».

1 класс. «Уроки Мойдодыра».

месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

Работа с родителями

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени

Сентябрь

-день Здоровья;

-посещение «Зала здоровья».

Классный час «Умывание и купание».

Родительское собрание «Режим дня младшего школьника».

  • уроки физкультуры;

  • динамические паузы;

  • физминутки;

  • пальчиковая гимнастика;

  • смена видов деятельности на уроке;

  • питьевой режим;

  • дыхательная гимнастика;

  • мимическая гимнастика;

  • музыкотерапия;

  • создание благоприятного психологического климата на уроке.

Октябрь

-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Классный час «Забота о глазах».

Помощь в проведении спортивного праздника.

Ноябрь

-день Здоровья;

-посещение «Зала здоровья».

Классный час «Уход за ушами».

Родительское собрание «Что мы знаем о ЗОЖ».

Декабрь

-спортивные эстафеты.

Классный час «Уход за зубами».

Индивидуальные беседы с родителями.

Январь

-подвижные игры;

-конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта».

Классный час «Уход за руками и ногами».

Круглый стол «Как воспитать у ребенка хорошую привычку».

Февраль

-спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие».

Классный час «Как следует питаться».

Родительское собрание «Поговорим о питании. Это важно?».

Март

-лыжные и саночные соревнования.

Классный час «Забота о коже».

Помощь в проведении спортивного праздника.

Апрель

-подвижные игры;

-спортивные эстафеты.

Классный час «Настроение в школе и после школы».

Родительское собрание «Как часто ваш ребенок плачет».

Май

- день здоровья.

Классный час «Вредные привычки».

Экскурсия в лес.

2 класс. «Уроки Айболита».

месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

Работа с родителями

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени

Сентябрь

-день Здоровья.

Классный час «Ты растешь. Возрастная гигиена».

Родительское собрание «Режим дня второклассника».

  • уроки физкультуры;

  • проветривание;

  • физминутки;

  • пальчиковая гимнастика;

  • смена видов деятельности на уроке;

  • питьевой режим;

  • дыхательная гимнастика;

  • гимнастика для глаз;

  • музыкотерапия;

  • создание благоприятного психологического климата на уроке;

  • «Мозговая гимнастика» (игровой массаж);

  • релаксаутогенная терапия (релаксация мышц лица, век, глаз.

Октябрь

-час здоровья;

-знакомство с видами спорта.

Классный час «Как стать Нехворайкой».

Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта».

Круглый стол «Нравственное здоровье и его формирование».

Ноябрь

спортивные соревнования «Праздник здоровья».

Классный час «Что нужно знать о лекарствах».

Родительское собрание «Уроки здоровья в школе».

Декабрь

-спортивные эстафеты.

Классный час «Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами газа, дымом».

Лекторий «Воспитание как мотивирование»

Январь

-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Классный час «Первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах, при ожогах и отморожениях».

Помощь в проведении спортивного праздника.

Февраль

-спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие».

Классный час «Первая помощь при травмах».

Родительское собрание «Психология здоровья младших школьников».

Март

-подвижные игры на свежем воздухе.

Классный час «Первая помощь при попадании инородного тела в глаз, ухо, горло, нос».

Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни».

Апрель

-подвижные игры;

-спортивные эстафеты.

Классный час «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек».

Индивидуальные беседы с родителями.

Май

- день здоровья.

Классный час «Сегодняшние заботы медицины».

Тренинги.

3 класс. «Уроки Знайки».

месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

Работа с родителями

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени

Сентябрь

-день Здоровья;

-осенний кросс.

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»

Родительское собрание « Гигиена и режим младшего школьника в семье».

  • уроки физкультуры;

  • проветривание;

  • физминутки;

  • пальчиковая гимнастика;

  • смена видов деятельности на уроке;

  • питьевой режим;

  • дыхательная гимнастика;

  • гимнастика для глаз;

  • музыкотерапия;

  • создание благоприятного психологического климата на уроке;

  • «Мозговая гимнастика» (игровой массаж);

  • релаксаутогенная терапия (релаксация мышц лица, век, глаз.

Октябрь

-спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее».

Классный час «Режим дня - здоровый образ жизни».

Круглый стол «Что может быть важнее здоровья?».

Ноябрь

-спортивный час.

Экскурсия «Как правильно одеваться осенью и зимой».

Круглый стол «Охрана зрения детей», «Правильная осанка».

Декабрь

-спортивные эстафеты.

Викторина «Как стать Нехворайкой».

Родительское собрание «Режим питания его разнообразие».

Январь

-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Классный час «Как правильно закаляться».

Помощь в проведении спортивного праздника.

Февраль

-спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

КВН «Если хочешь быть здоров».

Встреча с детским врачом стоматологом «Чтобы зубы были здоровыми».

Март

-игры на улице;

-веселые старты «Все на лыжи и на санки».

Ролевые игры «Уроки здоровья».

Классный час «Как вести себя когда что-то болит».

Родительское собрание «Секреты здоровья ребенка».

Апрель

-народные подвижные игры на свежем воздухе.

Праздник здоровья

Помощь в проведении праздника.

Май

-спортивные соревнования «Самые ловкие и смелые».

Классный час «Будем плавать, загорать».

Родительский турнир «Путь к здоровью, силе, бодрости».




4 класс. «Живем без докторов».

месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

Работа с родителями

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени

Сентябрь

-день Здоровья;

-осенний кросс.

Классный час «Наше здоровье. Эмоции, чувства, поступки, стресс».

Выявление эмоциональной атмосферы в семье. Диагностика взаимоотношений между родителями и учащимися. Наказания в семье (методика «Незаконченные предложения»).

  • уроки физкультуры;

  • проветривание;

  • оздоровительные минутки;

  • пальчиковая гимнастика;

  • смена видов деятельности на уроке;

  • питьевой режим;

  • дыхательная гимнастика;

  • гимнастика для глаз;

  • музыкотерапия;

  • создание благоприятного психологического климата на уроке;

  • «Мозговая гимнастика» (игровой массаж);

  • релаксаутогенная терапия (релаксация мышц лица, век, глаз).

Октябрь

-соревнования по мини-футболу.

Час общения «Помоги себе сам. Волевое поведение».

Родительское собрание «Ваш ребенок взрослеет».

Ноябрь

- час здоровья.

Дискуссия «Почему некоторые привычки называют вредными. Тренинг безопасного поведения»

Семейная спортивная спартакиада.

Декабрь

-веселые старты.

Защита проекта «Закаливание и оздоровление организма».

Круглый стол «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте».

Январь

-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Выпуск стеной газеты «Будьте всегда здоровы».

Помощь в проведении спортивного праздника.

Февраль

-день здоровья.

Игра-соревнование «Культура ЗОЖ».

Веселые старты: «Физическое развитие в школе и дома».

Март

-народные игры;

-забавы на свежем воздухе.

Классный час «Азбука поведения».

Анкетирование «Эмоции положительные и отрицательные».

Апрель

-час здоровья «Все на лыжи».

Час общения «Мы -одна семья».

Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Май

«Тропа туриста».

Игра-путешествие «В страну здоровья».

Туристический поход обучающихся и родителей «Вместе весело шагать…».



© 2010-2022