- Преподавателю
- Физкультура
- Программа Программа жизнедеятельности младших школьников Будь здоров
Программа Программа жизнедеятельности младших школьников Будь здоров
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гайдученко Н.Н. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
жизнедеятельности младших школьников
«Будь здоров».
(При разработке содержания данной программы учитывался опыт работы по укреплению и сохранению здоровья в МОБУ СОШ № 24 имени С.И.Климакова, а также обобщался опыт других учебных заведений г. Якутска, республики Саха (Якутия) и России для достижения положительных результатов в решении этой проблемы).
Пояснительная записка.
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.
Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.
Эта программа направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся 1 - 4 классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, т.к. только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Программа реализуется на базе начальных классов МОУ СОШ № 24 имени С.И.Климакова Городского округа «Город Якутск».
Актуальность проблемы.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребенка, определяется соотношением внутренних и внешних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Степень успешности этой деятельности - устранение вредных воздействий (окружающая среда) и повышение устойчивости (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. МОБУ СОШ № 24 является ресурсным центром ИРОиПК по здоровьесберегающим технологиям. Территория школы объявлена - территорией здоровья. Для обучающихся начальных классов проводится урок «Здоровья».
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Проведя анализ медицинских карт обучающихся и беседы с родителями детей, поступивших в школу в новом учебном году, выясняется, что, не будучи еще школьниками, они уже имеют серьезные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами, вызывающими трудности в обучении.
Пытаясь исправить создавшееся положение, решено разработать программу жизнедеятельности младших школьников, мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания - ребенка.
Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни.
Задачи:
-
Внедрять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья;
-
Сформировать у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам здорового образа жизни;
-
Повысить интерес к спортивным мероприятиям;
-
Систематически проводить мониторинг диагностики здоровья обучающихся.
Принципы программы:
-
У каждого ребенка свой потенциал здоровья его надо учитывать.
-
Здоровье - это состояние организма, им нужно научиться управлять.
-
Здоровье - это результат собственного творчества.
-
Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
Участники программы:
-
Обучающиеся 1 - 4 классов.
-
Учителя, работающие в этих классах.
-
Медицинский работник
-
Преподаватель физической культуры.
-
Родители.
Ожидаемые результаты:
-
Мотивация обучающихся на здоровый образ жизни.
-
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Показатели результативности программы:
-
Увеличение числа детей занятых в спортивных секциях.
-
Снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний.
-
Уменьшение количества детей с нарушение зрения и осанки.
-
Сформированность у обучающихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам здорового образа жизни (тестирование, анкетирование).
Индикаторы:
-
Соотношение результатов медицинских осмотров.
-
Соотношение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний (сравнение).
-
Соотношение количества детей занятых в спортивных секциях.
-
Соотношение результатов тестирования по уровню грамотности в вопросах здорового образа жизни.
Содержание программы.
Содержание программы структурировано по пяти основным направлениям:
Направление
Задачи
Формы
1.Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени.
-
снять утомляемость;
-
обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различной по сложности условиях.
-
динамические паузы;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
питьевой режим;
-
уроки физической культуры.
-
кружок «Здоровье».
2.Внеурочные спортивные мероприятия.
-
развивать силу, ловкость, выносливость;
-
формировать навыки работы в команде.
-
спортивные праздники;
-
эстафеты;
-
игры.
3.Внеклассная воспитательная работа.
-
формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
-
развивать творческую активность обучающихся.
-
тематические классные часы;
-
конкурсы;
-
проектная деятельность.
4.Работа с родителями.
-
повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
-
воспитывать активную позицию в отношении здорового образа жизни.
-
тематические родительские собрания;
-
спортивные праздники;
-
круглый стол;
-
индивидуальные беседы;
5.Работа школьного врача.
-
профилактика простудных заболеваний;
-
организация медицинских осмотров.
-
профилактические осмотры;
-
вакцинация;
-
беседы.
План реализации программы жизнедеятельности обучающихся
1 - 4 классов.
Программа реализуется в несколько этапов:
1 - й класс «Уроки Мойдодыра»;
2 - й класс «Уроки Айболита»;
3 - й класс «Уроки Знайки»;
4 - й класс «Живем без докторов».
1 класс. «Уроки Мойдодыра».
месяц
Внеурочные спортивные мероприятия
Воспитательная работа
Работа с родителями
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени
Сентябрь
-день Здоровья;
-посещение «Зала здоровья».
Классный час «Умывание и купание».
Родительское собрание «Режим дня младшего школьника».
-
уроки физкультуры;
-
динамические паузы;
-
физминутки;
-
пальчиковая гимнастика;
-
смена видов деятельности на уроке;
-
питьевой режим;
-
дыхательная гимнастика;
-
мимическая гимнастика;
-
музыкотерапия;
-
создание благоприятного психологического климата на уроке.
Октябрь
-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Классный час «Забота о глазах».
Помощь в проведении спортивного праздника.
Ноябрь
-день Здоровья;
-посещение «Зала здоровья».
Классный час «Уход за ушами».
Родительское собрание «Что мы знаем о ЗОЖ».
Декабрь
-спортивные эстафеты.
Классный час «Уход за зубами».
Индивидуальные беседы с родителями.
Январь
-подвижные игры;
-конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта».
Классный час «Уход за руками и ногами».
Круглый стол «Как воспитать у ребенка хорошую привычку».
Февраль
-спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие».
Классный час «Как следует питаться».
Родительское собрание «Поговорим о питании. Это важно?».
Март
-лыжные и саночные соревнования.
Классный час «Забота о коже».
Помощь в проведении спортивного праздника.
Апрель
-подвижные игры;
-спортивные эстафеты.
Классный час «Настроение в школе и после школы».
Родительское собрание «Как часто ваш ребенок плачет».
Май
- день здоровья.
Классный час «Вредные привычки».
Экскурсия в лес.
2 класс. «Уроки Айболита».
месяц
Внеурочные спортивные мероприятия
Воспитательная работа
Работа с родителями
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени
Сентябрь
-день Здоровья.
Классный час «Ты растешь. Возрастная гигиена».
Родительское собрание «Режим дня второклассника».
-
уроки физкультуры;
-
проветривание;
-
физминутки;
-
пальчиковая гимнастика;
-
смена видов деятельности на уроке;
-
питьевой режим;
-
дыхательная гимнастика;
-
гимнастика для глаз;
-
музыкотерапия;
-
создание благоприятного психологического климата на уроке;
-
«Мозговая гимнастика» (игровой массаж);
-
релаксаутогенная терапия (релаксация мышц лица, век, глаз.
Октябрь
-час здоровья;
-знакомство с видами спорта.
Классный час «Как стать Нехворайкой».
Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта».
Круглый стол «Нравственное здоровье и его формирование».
Ноябрь
спортивные соревнования «Праздник здоровья».
Классный час «Что нужно знать о лекарствах».
Родительское собрание «Уроки здоровья в школе».
Декабрь
-спортивные эстафеты.
Классный час «Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами газа, дымом».
Лекторий «Воспитание как мотивирование»
Январь
-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Классный час «Первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах, при ожогах и отморожениях».
Помощь в проведении спортивного праздника.
Февраль
-спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие».
Классный час «Первая помощь при травмах».
Родительское собрание «Психология здоровья младших школьников».
Март
-подвижные игры на свежем воздухе.
Классный час «Первая помощь при попадании инородного тела в глаз, ухо, горло, нос».
Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни».
Апрель
-подвижные игры;
-спортивные эстафеты.
Классный час «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек».
Индивидуальные беседы с родителями.
Май
- день здоровья.
Классный час «Сегодняшние заботы медицины».
Тренинги.
3 класс. «Уроки Знайки».
месяц
Внеурочные спортивные мероприятия
Воспитательная работа
Работа с родителями
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени
Сентябрь
-день Здоровья;
-осенний кросс.
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»
Родительское собрание « Гигиена и режим младшего школьника в семье».
-
уроки физкультуры;
-
проветривание;
-
физминутки;
-
пальчиковая гимнастика;
-
смена видов деятельности на уроке;
-
питьевой режим;
-
дыхательная гимнастика;
-
гимнастика для глаз;
-
музыкотерапия;
-
создание благоприятного психологического климата на уроке;
-
«Мозговая гимнастика» (игровой массаж);
-
релаксаутогенная терапия (релаксация мышц лица, век, глаз.
Октябрь
-спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее».
Классный час «Режим дня - здоровый образ жизни».
Круглый стол «Что может быть важнее здоровья?».
Ноябрь
-спортивный час.
Экскурсия «Как правильно одеваться осенью и зимой».
Круглый стол «Охрана зрения детей», «Правильная осанка».
Декабрь
-спортивные эстафеты.
Викторина «Как стать Нехворайкой».
Родительское собрание «Режим питания его разнообразие».
Январь
-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Классный час «Как правильно закаляться».
Помощь в проведении спортивного праздника.
Февраль
-спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
КВН «Если хочешь быть здоров».
Встреча с детским врачом стоматологом «Чтобы зубы были здоровыми».
Март
-игры на улице;
-веселые старты «Все на лыжи и на санки».
Ролевые игры «Уроки здоровья».
Классный час «Как вести себя когда что-то болит».
Родительское собрание «Секреты здоровья ребенка».
Апрель
-народные подвижные игры на свежем воздухе.
Праздник здоровья
Помощь в проведении праздника.
Май
-спортивные соревнования «Самые ловкие и смелые».
Классный час «Будем плавать, загорать».
Родительский турнир «Путь к здоровью, силе, бодрости».
4 класс. «Живем без докторов».
месяц
Внеурочные спортивные мероприятия
Воспитательная работа
Работа с родителями
Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени
Сентябрь
-день Здоровья;
-осенний кросс.
Классный час «Наше здоровье. Эмоции, чувства, поступки, стресс».
Выявление эмоциональной атмосферы в семье. Диагностика взаимоотношений между родителями и учащимися. Наказания в семье (методика «Незаконченные предложения»).
-
уроки физкультуры;
-
проветривание;
-
оздоровительные минутки;
-
пальчиковая гимнастика;
-
смена видов деятельности на уроке;
-
питьевой режим;
-
дыхательная гимнастика;
-
гимнастика для глаз;
-
музыкотерапия;
-
создание благоприятного психологического климата на уроке;
-
«Мозговая гимнастика» (игровой массаж);
-
релаксаутогенная терапия (релаксация мышц лица, век, глаз).
Октябрь
-соревнования по мини-футболу.
Час общения «Помоги себе сам. Волевое поведение».
Родительское собрание «Ваш ребенок взрослеет».
Ноябрь
- час здоровья.
Дискуссия «Почему некоторые привычки называют вредными. Тренинг безопасного поведения»
Семейная спортивная спартакиада.
Декабрь
-веселые старты.
Защита проекта «Закаливание и оздоровление организма».
Круглый стол «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте».
Январь
-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Выпуск стеной газеты «Будьте всегда здоровы».
Помощь в проведении спортивного праздника.
Февраль
-день здоровья.
Игра-соревнование «Культура ЗОЖ».
Веселые старты: «Физическое развитие в школе и дома».
Март
-народные игры;
-забавы на свежем воздухе.
Классный час «Азбука поведения».
Анкетирование «Эмоции положительные и отрицательные».
Апрель
-час здоровья «Все на лыжи».
Час общения «Мы -одна семья».
Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Май
«Тропа туриста».
Игра-путешествие «В страну здоровья».
Туристический поход обучающихся и родителей «Вместе весело шагать…».