- Преподавателю
- Физкультура
- Учебная программа по ФК
Учебная программа по ФК
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абдуллин А.И. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И. АЛТЫНСАРИНА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
учебная программа
для 1-4 классов уровня начального образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Физическая культура: Учебная программа для 1-4 классов уровня начального образования. - Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. -19 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2015.
Приложение 12
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету «Физическая культура»
для 1-4 классов уровня начального образования
1. Пояснительная записка
-
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
-
Изучение предмета направлено на формирование личности, готовой к активной самореализации.
3. Содержание учебной программы определено с учетом потребностей личности учащегося, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Цели обучения:
1) формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общей развивающей направленностью;
2) формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;
3) целостное развитие физических и психических качеств;
4) творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
5. Задачи обучения:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
2) формирование системы знаний из области физической культуры, касающихся сохранения и укрепления здоровья;
3) развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и координационных способностей;
4) обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
5) содействие воспитанию социально значимых черт личности, развитию нравственных и волевых качеств, формирования эстетических вкусов и навыков культуры поведения;
6) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режима дня, влиянии физических упражнений на здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
6. Программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Формирование универсальных и предметных способов действий» (операциональный компонент).
7. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) спортивные соревнования и праздники;
4) занятия в спортивных кружках;
5) самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание).
8. В процессе проведения занятий осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1) «Русский язык и литература»: использование стихов, рифмованных упражнений для проведения подвижных игр;
2) «Познание мира»: при выполнении упражнений ученик узнает о своих органах, частях тела, о сезонных изменениях в природе, о самочувствии и т.д.; узнаёт о гигиене тела, чистоте одежды; во время бега, игр вырабатывает понятие о времени;
3) «Математика»: ученик узнает о сантиметрах, метрах, секундах, километрах и т.д.;
4) «Музыка»: ученик учится использовать в движении темп, ритм, проявлять эмоции;
5) «Изобразительное искусство»: умение использовать графические рисунки движений для выполнения изображенных упражнений;
6) «Трудовое обучение»: умение организовывать собственную деятельность.
9. Объем учебной нагрузки по предмету в соответствии с Типовым учебным планом составляет:
1) 1 класс - 3 часа в неделю, всего 99 часов;
2) 2 класс - 3 часа в неделю, всего 102 часа;
3) 3 класс - 3 часа в неделю, всего 102 часа;
4) 4 класс - 3 часа в неделю, всего 102 часа.
10. Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
11. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.
2. Базовое содержание учебного предмета для 1 класса
12. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 1
Части программы
Разделы программы
Учебные четверти
1
2
3
4
Σ
Базовая
1. Легкая атлетика
6
-
-
6
12
2. Подвижные игры
8
7
7
8
30
3. Гимнастика
7
8
6
-
21
4. Лыжная подготовка (в отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять подвижными играми на свежем воздухе)
-
-
10
-
10
5. Плавание (при отсутствии возможности проводить занятия по плаванию рекомендуется заменять их уроками гимнастики)
-
-
-
6
6
Всего по базовой части
21
15
23
20
79
Вариативная
1. Обусловленные климатом региона
6
6
4
4
20
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)
Всего часов по вариативной части
6
6
4
4
20
Общее количество часов за учебный год (Σ )
27
21
27
24
99
13. Основы знаний: правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, режим дня и личная гигиена, значение физических упражнений для здоровья человека, правила безопасности при выполнении конкретных видов физических упражнений учебной программы, значение и приемы закаливания.
14. Двигательные умения и навыки: гимнастика, строевые упражнения, основная стойка, построение, в шеренгу в колонну, команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», повороты на месте направо и налево переступанием, размыкание и смыкание в шеренге, в колонне, в кругу; Команды: «Направо!», «Налево!», «На месте - шагом марш!», «Шагом марш!», «Бегом марш», «Класс, стой!»; ходьба в колонне; ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, в полном приседи, ходьба с сохранением правильной осанки, с различными положением рук:
1) общеразвивающие упражнения с предметами (мячи, обручи, скакалки) и без предметов; основные положения рук и ног, основные движения руками, туловищем и ногами;
2) упражнения для формирования осанки, дыхательные упражнения;
3) лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, лазание и подлезание под гимнастическую скамейку, бревно и другие предметы, лазание по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползание;
4) упражнение в равновесии: на месте, ходьба по гимнстической скамейке, с поворотом и приседанием; по наклонной скамейке, по низкому бревну;
5) акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, сидя сзади, лежа сзади на предплечьях), седы (на пятках, углом), группировка и перекаты в группировке, из положения лежа руки вверх перекаты впараво и влево, танцевальные упражнения: шаг с подскоком, приставной, галоп;
6) игры и игровые задания: эстафеты с элементами гимнастики и акробатики, преодоление полосы препятствий с элементами лазания.
15. Легкая атлетика:
1) бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой до 2-х минут, до одного километра, бег с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), бег из различных исходных положений, высокий старт с последующим стартовым ускорением, челночный бег 3×10 м, бег 30 м.;
2) прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед и назад; с поворотами вправо и влево, в длину и в высоту с места, в высоту и в длину с 2-3 шагов разбега, с высоты до 30 см.;
3) метание малого мяча в цель, броски и ловля больших и малых мячей;
4) подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания, эстафеты;
5) подвижные игры: игры на развитие двигательных качеств- «Зайцы в огороде», «Пятнашки», «Салки», «Қарлығаштар-Қаршығалар», «Балапандар», «К своем флажкам», «Быстро по местам!» и другие;
6) игры с мячами: «Охотники и утки», «Гонка мячей», «Мяч по кругу», «Брось - поймай», «Пингвины с мячом» и др.
16. Лыжная подготовка:
1) переноска лыж, передвижение в колонне с лыжами, передвижение на лыжах ступающий и скользящий шаг без палок, поворот переступанием на месте и в движении, подьем ступающим шагом и спуски в основой стойке;
2) подвижные игры и встречные эстафеты: «Проедь в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»и др.
17. Плавание:
1) освоение с водной средой - погружение в воду с головой, доставание мелких предметов со дна, выдохи в воду, упражнение «медуза», «поплавок» на задержке дыхания;
2) игры на воде: с выдохом в воду «У кого больше пузырей», «Качели», с преодолением сопротивления воды «Кто выше», «Море волнуется», с погружением в воду «Кто быстрее спрячется под воду», «Хоровод», «Насос».
3. Базовое содержание учебного предмета для 2 класса
18. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 1
Части программы
Разделы программы
Учебные четверти
1
2
3
4
Σ
Базовая
1. Легкая атлетика
7
-
-
7
14
2. Подвижные игры
8
7
8
7
30
3. Гимнастика
8
10
6
-
24
4. Лыжная подготовка
(в отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой)
-
-
10
-
10
5. Плавание (при отсутствии возможности проводить занятия по плаванию рекомендуется заменять их уроками гимнастики)
-
-
-
6
6
Всего по базовой части
23
17
24
20
84
Вариативная
1. Обусловленные климатом региона
4
4
6
4
18
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)
Всего часов по вариативной части
4
4
6
4
18
Общее количество часов за учебный год (Σ )
27
21
30
24
102
19. Основы знаний:
1) двигательный режим ученика, значение утренней гимнастики, занятий физическими упражнениями на свежем воздухе, гигиенические правила при выполнении физических упражнений, дыхание при беге и ходьбе на лыжах:
2) правила приёма водных процедур, воздушных, и солнечных ванн;
3) значение плавания, правила поведения учащихся на воде.
20. Двигательные навыки и умения:
1) гимнастика, повторение материала пройденного в предыдущем классе, строевые упражнения, повороты на месте кругом с разделением по команде: «Кругом! Раз - два»;
2) перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две, передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом», общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов;
3) акробатические упражнения - стойка на лопатках согнув и выпрямив ноги, кувырок вперед в группировке, мост из положения лежа на спине, «коробочка» из положения лежа на животе;
4) упражнение в равновесии - ходьба по бревну, перешагивание через предметы, лазание и перелазание, лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, подтягивание лёжа на животе по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке, перелазание через гимнастическое бревно (высота - 60см);
5) висы и упоры - упражнение в висе лёжа; в упоре; в упоре стоя и лёжа, танцевальные упражнения, позиции ног, переменный шаг;
6) игры и игровые задания - эстафеты с элементами гимнастики и акробатики, преодоление полосы препятствий с элементами лазания.
21. Легкая атлетика:
1) повторение материала пройденного в предедущем классе, ходьба и её разновидности, бег, высокий старт, бег с изменением направления и темпа, челночный бег 3х10м., бег 30 м., бег 1000 м без учета времени, прыжки на месте и с поворотом на 90о и 180о, в длину с места, прыжки в высоту с прямого разбега, с высоты до 40 см, со скакалкой на месте, метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной мишеням; на дальность способом «из за спины через плечо»;
2) подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания, эстафеты, кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5-2км) с преодолением естественных препятствий, подвижные игры, игры разученные в предыдущем классе;
3) игры на развитие двигательных качеств - «Жылжымалы аркан», «Вызов номеров», «Бездомный заяц», «Орамал», «Невод», различные варианты салок;
4) игры с мячом - «Слалом с мячом», «Метко в цель», «Гонка мячей ногами», «Бросок мяча в колонне», «Мяч соседу», «Проводка мяча» и др.
22. Лыжная подготовка:
1) скользящий шаг с палками, передвижение ступающим и скользящим шагом на лыжне, повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж, подъем на небольшие склоны ступающим шагом, «ёлочкой», «лесенкой», спуск в основной стойке, торможение «плугом», прохождение дистанции 1 км;
2) подвижные игры и встречные эстафеты: «Кто быстрей взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки», «Гонки на лыжах», «В ворота» и др.
21. Плавание:
1) упражнения на дыхание, упражнения на задержку дыхания «медуза», «поплавок», упражнение «звезда» на груди и на спине с помощью и у бортика бассейна, движения ногами способом кроль с опорой руками о бортик бассейна, скольжение на груди и на спине;
2) игры на воде - с выдохом в воду «Поезд и тоннель», «Качели», с преодолением сопротивления воды «рыбы и сеть», «волны на море», с погружением в воду «сядь на дно», «дельфины», игры на всплытие, лежание и скольжение в воде «пятнашки с поплавком», «торпеды», «эстафета с выбыванием».
22. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (2 класс):
таблица 2
№
Контрольные упражнения
мальчики
девочки
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Челночный бег 3х10м (с)
9,8
10,2
10,6
10,4
10,8
11,5
2.
Бег с высокого старта 30 м (с)
6,2
6,8
7,2
6,3
6,9
7,3
3.
Бег 1000 м
без учёта времени
4.
Метание мяча в цель с расстояния 6 м (5 попыток)
3
2
1
3
2
1
5.
Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз)
3
2
1
-
-
-
6.
Подтягивание на низкой
перекладине из виса лёжа (к-во раз)
-
-
-
8
6
4
7.
Ходьба на лыжах 1км (мин, с)
8,30
9,00
9,30
9,00
9,30
10,00
8.
Кросс 1000 м для бесснежных районов
без учёта времени
23. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 2 класса
(мальчики):
таблица 3
Виды
испытаний
Уровни физической подготовленности
Х
низкий
н/среднего
средний
в/среднего
высокий
Бег 30 м
6,4
7,3
7,2 - 6,9
6,8 - 6,0
5,9 -5,6
5,5
Прыжок в длину с места
121,0
105
106 -112
113 - 129
130 - 137
136
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы
253,0
158,0
159,0 - 205,0
206,0 - 300,0
302,0 - 347,0
348,0
Челночный бег 3х10
10,4
11,7
11,6 - 11,1
11,0 -
9,8
9,7 - 9,2
9,1
Кистевая динамометрия (правая)
11,7
7,0
8,0 - 9,0
10,0 -14,0
15,0 - 16,0
17,0
24. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 2 класса
(девочки):
таблица 4
Виды
испытаний
Уровни физической подготовленности
Х
низкий
н/сред
него
средний
в/среднего
высокий
Бег 30 м
6,5
7,6
7,5 -7,1
7,0 - 6,0
5,9 -5,5
5,4
Прыжок в длину с места
113,0
97
98 - 105
106 - 120
121 - 129
130
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы
218,0
128,0
126,0 - 168,0
169,0 - 255,0
256,0 - 298,0
299,0
Челночный бег 3х10
10,7
12,1
12,0 - 11,5
11,4 -10,4
10,3 - 9,7
9,6
Кистевая динамометрия (правая)
9,6
5,0
5,5 - 7,0
7,5 -12,5
13,0 - 14,5
13,5
4. Базовое содержание учебного предмета для 3 класса
25. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 5
Части программы
Разделы программы
Учебные четверти
1
2
3
4
Σ
Базовая
1. Легкая атлетика
7
-
-
7
14
2. Подвижные игры
10
7
8
7
32
3. Гимнастика
4
10
6
-
20
4. Лыжная подготовка
(в отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой)
-
-
10
-
10
5. Плавание (при отсутствии возможности проводить занятия по плаванию рекомендуется заменять их уроками гимнастики)
-
-
-
8
8
Всего по базовой части
21
17
24
22
84
Вариативная
1. Обусловленные климатом региона
6
4
6
2
18
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)
Всего часов по вариативной части
6
4
6
2
18
Общее количество часов за учебный год (Σ )
27
21
30
24
102
26. Основы знаний:
1) физическая культура народов Казахстана, связь её содержания с их трудовой деятельностью, двигательный режим и его значение для здоровья, влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку и плоскостопия:
2) спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол.
27. Двигательные навыки и умения:
1) гимнастика, повторение материала пройденного в предыдущем классе, строевые упражнения, команды: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй - рассчитайсь!»;
2) построение в две шеренги, передвижения по диагонали, противоходом, «змейкой»;
3) комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов;
4) упражнения для формирования осанки, комплекс упражнений утренней гимнастики; упражнение с набивным мячом (1 кг), гантелями (0,5 кг);
5) акробатические упражнения: перекат назад в группировки с последующей опорой руками за головой, кувырок вперед в упор присев, перекат назад в стойку на лопатках, опустить прямые ноги за голову, согнув ноги прийти в исходное положение, перекаты в сторону из упора стоя на коленях;
6) упражнение в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с ударами мячом о пол и ловлей мяча, ходьба по бревну на высоте до 50 см с перешагиванием через предметы, с подбрасыванием и ловлей мяча, приставными шагами вправо и влево с перешагиванием через предметы высотой до 25см;
7) повороты на бревне направо, налево, простейшие комбинации из пройденных упражнений (ходьба по бревну на носках, повороты);
8) лазание и перелазание - лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях, лёжа на животе, поочередное преодоление 3-4 препятствий при помощи лазания и перелазания, захваты каната ногами скрестно подъемом, висы на канате с захватом скрестно подъемами ног, лазание по канату произвольным способом (2,5м);
9) висы и упоры на гимнастической стенке, бревне, скамейке;
10) танцевальные упражнения - сочетание ритмических движений руками, туловищем, головой, ногами под музыку;
11) элементы национальных, детских танцев;
12) игры и эстафеты с элементами гимнастики.
28. Легкая атлетика:
1) повторение материала пройденного в предыдущем классе, ходьба с изменением длины и частоты шага, высокий старт, бег в чередовании с ходьбой, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени назад, бег 30 м., 60м, бег на 1500 м без учета времени;
2) встречные эстафеты - прыжки со скакалкой, с продвижением вперед, многоскоки, прыжки с высоты до 50 см с мягким приземлением, прыжок в длину с места, прыжки в длину и высоту с прямого разбега согнув ноги;
3) метание малого мяча в цель, метание малого мяча на дальность;
4) игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания;
5) подвижные игры с элементами спортивных игр;
6) упражнения с мячами, высокое подбрасывание мяча и ловля его двумя (одной) руками, то же после дополнительных движений, перебрасывание мяча в парах стоя лицом друг к другу стоя лицом к друг другу (расстояние 2 м), способами снизу, из-за головы, от груди, ведение мяча в ходьбе, беге, передачи мяча ногами в парах на месте и в движении;
7) игры с мячами: «Передал - ушел», «ведение мяча между предметами с обводкой предметов», «гонка мячей в колонне», «Не давай мяча водящему», «перестрелка»;
8) кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5-2км) с преодолением естественных препятствий.
29. Лыжная подготовка:
1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, одноопорное скольжение, спуски в высокой и низкой стойке, передвижение скользящим шагом, передвижение на лыжах до 2 км, игры на лыжах.
30. Плавание:
1) повторение материала пройденного в предыдущем классе, движение ногами способом кроль на груди, держась за бортик бассейна, скольжение с движениями ног, скольжение с движениями рук, старт из воды, прыжок в воду вниз ногами, спад в воду (из положения сидя на бортике, руки вверх, наклон вперед), то же, отталкиваясь от бортика;
2) игры на воде - «Скользи вперед», «Кто быстрее», «Кто дальше прыгнет», «Каскад», «Борьба за мяч», «Салки с мячом».
31. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств (3 класс):
таблица 6
№
п/п
Контрольные упражнения
мальчики
девочки
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Челночный бег 3х10 м (с)
9,1
9,8
10,4
9,6
10,4
11,0
2.
Бег с высокого старта 30 м (с)
5,7
6,2
7,0
5,8
6,3
7,2
3.
Бег 1500 м
без учёта времени
4.
Многоскоки 8 прыжков (м)
12,5
9,0
6,0
12,1
8,8
5,0
5.
Метание мяча в цель с 6м (5 попыток)
4
3
1
4
3
1
6.
Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз)
4
2
1
-
-
-
7.
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз)
-
-
-
13
8
6
8.
Бег на лыжах 1 км (мин, с)
8,00
8,30
9,00
8,30
9,00
9,30
9.
Бег на лыжах 2 км
без учёта времени
10.
Плавание 15 м
без учёта времени
11.
Кросс 1500 м для бесснежных районов
без учёта времени
32. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 3 класса
(мальчики):
таблица 7
Виды
испытаний
Уровни физической подготовленности
Х
низкий
н/сред
него
средний
в/среднего
высокий
Бег 30 м
6,2
7,1
7,0 - 6,7
6,6 - 5,8
5,7 -5,4
5,3
Прыжок в длину с места
134,0
111
112 -122
123 - 145
146 - 157
157
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы
262,0
148,0
149,0 - 200,0
201,0 - 314,0
315,0 - 366,0
367,0
Челночный бег 3х10
10,0
11,3
11,2 - 10,8
10,7 - 9,6
9,5 - 9,1
9,0
Кистевая динамометрия (правая)
12,8
8,0
9,0 -10,0
11,0 -15,0
16,0 - 17,0
18,0
33. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 3 класса
(девочки):
таблица 8
Виды
испытаний
Уровни физической подготовленности
Х
низкий
н/среднего
средний
в/среднего
высокий
Бег 30 м
6,4
7,5
7,4 - 6,8
6,7 - 5,9
5,8 -5,4
5,3
Прыжок в длину с места
120,0
99
100 -109
110 - 130
131 - 141
142
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы
236,0
123,0
124,0 - 178,0
179,0 - 288,0
289,0 - 343,0
344,0
Челночный бег 3х10
10,0
11,3
11,2 - 10,8
10,7 - 9,6
9,5 - 9,1
9,0
Кистевая динамометрия (правая)
12,0
7,5
8,0 -9,5
10,0 -14,0
14,5 - 16,0
17,5
5. Базовое содержание учебного предмета для 4 класса
34. Содержание курса включает следующие разделы:
-
тематический план:
таблица 9
Части программы
Разделы программы
Учебные четверти
1
2
3
4
Σ
Базовая
1. Легкая атлетика
8
-
-
8
16
2. Подвижные игры
13
9
8
6
36
3. Гимнастика
-
8
8
-
16
4. Лыжная подготовка
(в отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой)
-
-
10
-
10
5. Плавание
(при отсутствии возможности проводить занятия по плаванию рекомендуется заменять их уроками гимнастики)
-
-
-
8
8
Всего по базовой части
21
17
26
22
86
Вариативная
1. Обусловленные климатом региона
6
4
4
2
16
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)
Всего часов по вариативной части
6
4
4
2
16
Общее количество часов за учебный год (Σ )
27
21
30
24
102
35. Основы знаний:
1) двигательный режим и его значение для здоровья, повышение работоспособности учащихся, правила закаливания.
36. Гимнастика:
1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, строевые упражнения;
2) команды - «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», расчет по порядку, рапорт учителю, перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом;
3) комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов - упражнения с гимнастической палкой, обручем, с большими и малыми мячами;
4) гимнастика до учебных занятий, упражнения для формирования правильной осанки;
5) акробатические упражнения: несколько последовательных кувырков вперед (2-3) разученным способом, кувырок назад в группировке, кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках, комбинации из разученных ранее элементов;
6) упражнения в равновесии: ходьба по бревну выпадами; назад на носка, приставными шагами продольно и поперек, опускание в упор стоя на колене, повороты на рейке гимнастической скамейки на носках на 90º и 180º, руки в стороны;
7) лазание и перелазание - лазание по заданию по наклонной гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку (одноименным, разноименным способами), лазание по гимнастической стенке по заданию вверх, по диагонали, одноименным и разноименным способами и с переходом на гимнастическую скамейку, установленную под углом 30º, перелазание через препятствия высотой до 1 м., преодоление полос из 3-4 препятствий, лазание по канату в три приема (2,5м);
8) висы и упоры: вис согнув ноги, завесом двумя, на согнутых руках, согнув ноги, упор лежа, упор стоя на коленях, прыжки на двух ногах через короткую скакалку, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки на мягкие препятствия (гимнастические маты, высотой до 60см) в упор присев, стоя на коленях с последующим соскоком вперед;
9) опорный прыжок (гимнастический козел, конь) - вскок в упор стоя на коленях с последующим переходом в упор присев и соскок со взмахом рук;
10) танцевальные упражнения - комплекс из усвоенных ритмических движений, детских и народных казахских танцев, упражнения с использованием казахских народных танцев и национальных ритмических движений, элементы борьбы «Казахша - курес» (для мальчиков), игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с элементами гимнастики, преодоление гимнастической полосы препятствий.
37. Подвижные игры:
1) упражнения с большим мячом (элементы баскетбола), передвижения в средней стойке баскетболиста приставными шагами, бег спиной вперед, чередуемые с обычным бегом, ведение мяча в движении бегом правой, левой, чередуя руки, обводя неподвижные препятствия, игры и эстафеты с ведением мяча, ловля и передача мяча: двумя руками снизу, от груди, из-за головы, одной рукой от плеча, и отскоком от пола, бросок двумя руками от груди в кольцо, установленное на оптимальной высоте (двумя руками снизу), «Не давай мяч водящему!», «Мяч капитану!» и др., эстафеты с передачей обусловленным способом, упражнения с элементами футбола, ведение мяча по прямой, обводя неподвижные препятствия, передачи мяча внутренней частью стопы в парах, встречные эстафеты с ведением и передачей мяча, «Футбольные салочки», «Ножной мяч в кругу», «Футбол раков» и др.
38. Легкая атлетика:
1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, бег в спокойном темпе до 3 минут, бег 30 м., бег 60 м. бег 2000 м без учета времени, встречные и круговые эстафеты с этапами до 60 м., прыжки, прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание», метание малого мяча в цель и на дальность, игры с бегом, прыжками, метанием, кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5-2км) с преодолением естественных препятствий.
39. Лыжная подготовка:
1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, передвижение на скорость на отрезках до 100 м по прямой, повороты переступанием в движении, подъем «лесенкой» по пологому склону, передвижение на лыжах в медленном темпе до 2 км., бег на лыжах 1 км на время;
-
игры на лыжах: «Вызов номеров», «Конкурсы на лыжах», «Попрыгунчики на лыжах» (повороты прыжком), «Воротца».
-
Плавание:
1)повторение материала пройденного в предыдущих классах, согласованные движения ног и рук при плавании кролем на груди, согласование движений рук с дыханием при плавании кролем на груди, плавание кролем на груди, повороты при плавании кролем на груди;
2) игры на воде: «Морской бой», «Все вместе», «Мяч водящему», «Летающий дельфин».
41. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств (4 класс):
таблица 10
№
п/п
Контрольные упражнения
девочки
мальчики
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
1.
Бег 30 м (с)
5,5
6,0
6,8
5,6
6,1
7,0
2.
Бег 2000 м
без учёта времени
3.
Прыжки в длину (см)
300
260
220
260
220
180
4.
Прыжки в высоту (см)
100
90
80
95
90
80
5.
Метание мяча 150 гр (м)
27
22
18
17
15
12
6.
Подтягивание на высокой перекладине из виса
(к-во раз)
5
3
2
-
-
-
7.
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа
(к-во раз)
-
-
-
14
9
7
8.
Бег на лыжах 1 км (мин, с)
7,00
7,30
8,00
7,30
8,00
8,30
9.
Бег на лыжах 2 км
без учёта времени
10.
Плавание 25 м
без учёта времени
11.
Кросс 2000 м для бесснежных районов
без учёта времени
1) примечание - региональное и местные органы образования имеют право изменить учебные нормативы в сторону увеличения с учётом климатических и экологических условий;
-
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 4 класса (мальчики):
таблица 11
Виды
испытаний
Уровни физической подготовленности
Х
низкий
н/
среднего
средний
в/среднего
высокий
Бег 30 м
5,8
6,7
6,6 - 6,3
6,2 - 5,4
5,3 -5,0
4,3
Прыжок в длину с места
145,0
122
123 -132
133 - 156
157- 166
167
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы
317,0
214,0
215,0 - 265,0
266,0 - 368,0
369,0 - 419,0
420,0
Челночный бег 3х10
9,7
10,6
10,5 - 10,2
10,1 - 9,4
9,3 - 9,0
8,9
Кистевая динамометрия (правая)
14,7
10,0
11,0 -12,0
13,0 -17,0
18,0 - 19,0
20,0
43. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 4 класса
(девочки):
таблица 12
Виды
испытаний
Уровни физической подготовленности
Х
низкий
н/среднего
средний
в/среднего
высокий
Бег 30 м
6,0
6,9
6,8 - 6,5
6,4 - 5,6
5,5 -5,2
5,1
Прыжок в длину с места
135,0
114
115 -125
126 - 146
147 - 157
158
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы
301,0
208,0
210,0 - 255,0
254,0 - 348,0
349,0 - 395,0
396,0
Челночный бег 3х10
10,0
10,7
10,6 - 10,4
10,3 - 9,7
9,6 - 9,4
9,3
Кистевая динамометрия (правая)
13,6
8,5
9,0 -11,0
11,5 -15,5
16,0 - 18,0
18,5
6. Требования к уровню подготовки учащихся
44. Уровень подготовки обучающихся оценивается с позиции предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
45. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
46. Учащиеся 1-4 классов должны знать:
1) роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
2) основы формирования двигательных действий и развития двигательных качеств;
3) способы закаливания организма;
4) роль физических упражнений в режиме дня.
47. Учащиеся 1-4 классов должны уметь:
1) выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы упражнений утренней гимнастики;
2) выполнять гимнастические, акробатические легкоатлетические упражнения (комбинации), технико-тактические действия в спортивных играх;
3) соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.
48. Учащиеся 2 класса должны демонстрировать:
таблица 13
Физические
качества
Физические упражнения
мальчики
девочки
Быстрота
Бег 30 м с высокого старта, с
7,3
7,3
Сила
Прыжок в длину с места, см
109
100
Бросок мяча двумя руками из-за головы
170
135
Выносливость
(выбирается
любое из
упражнений)
Кроссовый бег на 1км, мин
б/у вр.
б/у вр.
Передвижение на лыжах на 1км, мин.
б/у вр.
б/у вр.
Бег на 1000 м, мин.
б/у вр.
б/у вр.
Координация движений
Челночный бег 3 по 10 м, с
11,4
12,0
49. Учащиеся 3 класса должны демонстрировать:
таблица 14
Физические
качества
Физические упражнения
мальчики
девочки
Быстрота
Бег 30 м с низкого старта, с
7,0
7,0
Сила
Прыжок в длину с места, см
117
105
Бросок мяча двумя руками из-за головы
175
150
Выносливость
(выбирается
любое из
упражнений)
Кроссовый бег на 1,5км, мин
б/у вр.
б/у вр
Передвижение на лыжах на 2км, мин.
б/у вр.
б/у вр.
Бег на 1500 м, мин.
б/у вр.
б/у вр.
Координация
движений
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз
2
2
Челночный бег 3 по 10 м, с
11,0
11,5
50. Учащиеся 4 класса должны демонстрировать:
таблица 15
Физические
качества
Физические упражнения
мальчики
девочки
Быстрота
Бег 30 м с низкого старта, с
6,9
6,6
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с
Сила
Прыжок в длину с места, см
127
120
Бросок мяча двумя руками из-за головы
230
220
Выносливость
(выбирается
любое из
упражнений)
Кроссовый бег на 2км, мин
б\у вр.
б/у вр.
Передвижение на лыжах на 2км, мин.
9.00
9.30
Бег на 2000 м, мин.
б/у вр.
б\у вр
Координация
движений
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз
3
3
Челночный бег 3 по 10 м, с
10,3
10,5
51. Личностные результаты, учащиеся должны проявлять:
1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа Казахстана; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
52. Системно-деятельностные результаты, учащиеся должны проявлять:
1) повышение работоспособности, сохранение и укрепление здоровья;
2) организацию и проведение индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участие в массовых спортивных соревнованиях;
3) активную творческую деятельность, выбор и формирование здорового образа жизни;
4) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.