• Преподавателю
  • Физкультура
  • Образовательная программа кружка дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «В здоровом теле – здоровый дух»

Образовательная программа кружка дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «В здоровом теле – здоровый дух»

Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Томызь

Афанасьевского района Кировской области


Утверждаю:

Директор

МОУ ООШ п. Томызь

Афанасьевского района

Кировской области

_________________

Е.Л. Кудашева

Приказ № 39/01-02 от 30.08.2009 г.

.

Образовательная программа кружка дополнительного образования детей

физкультурно-спортивной направленности

«В здоровом теле - здоровый дух»


Возраст детей: 7-8 лет.

Срок реализации: 1год.

2009-2010 уч. г.





Автор составитель:

учитель физической культуры

высшей категории

Бузмакова Лидия Аркадьевна

МОУ ООШ п. Томызь.



2009 г

Пояснительная записка

В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Вариативная часть образовательной программы направлена на:

-реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), региональными климатическими условиями.

- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В основе разработки и реализации дополнительной образовательной программы кружка «В здоровом теле - здоровый дух» лежат теоретические и концептуальные идеи «Примерной программы воспитания и социализации, обучающихся начального общего образования». В соответствии с «Примерной программой воспитания и социализации, обучающихся начального общего образования» приоритетным направлением кружка является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Основой программы являются познание элементарных сведений об организме человека, о его развитии в процессе занятий; привитие интереса к физическим упражнениям через ощущения мышечной радости, развитие физических качеств, закрепление у младших школьников двигательных навыков, формирование мотивации сохранения и приумножения здоровья средствами двигательной активности, воспитание коммуникативных качеств, толерантности, готовности действовать в команде. Образовательная программа кружка имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.

Растет ребенок… Все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», - гласит восточная мудрость. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

Одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является укрепление состояния здоровья детей, создание необходимых условий для полноценного роста, физического и психического развития подрастающего поколения. По данным ежегодных профилактических осмотров в Кировской области в последние годы прослеживается закономерность роста заболеваемости детей от младших к старшим классам, отмечена тенденция снижения количества детей первой и второй группы здоровья, соответственно на 6-8%.. У младших школьников наблюдаются нарушения развития костно-мышечной, нервной системы, органов зрения, органов дыхания, анемия, что подтвердили результаты Всероссийской диспансеризации в Кировской области. Анализ причин роста заболеваемости детей выявил недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, нарушение санитарно-гигиенических требований, в том числе режима двигательной активности, сбалансированности питания, учебные перегрузки и некоторые другие.

Для постепенного повышения сопротивляемости организма различным внешним воздействиям и, прежде всего, таким, как холод, ветер, сквозняки, сырость, жара необходимо закаливание. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закалённые люди, как правило, не простужаются.

Поэтому учитывая особенности местных условий занятия на свежем воздухе с младшими школьниками в нашем регионе лучше проводить в начале осени (сентябрь), и весны (май) - подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики на развитие быстроты, ловкости, выносливости и т.д. Зимой (декабрь, январь, февраль) в зависимости от температуры воздуха и снежного покрова занятия на лыжах. В это время, когда температурный и световой режим наиболее благоприятен для занятий, а организм ребенка не подвергается переохлаждению, применяют занятия с наибольшей интенсивностью. Климатические условия в октябре, ноябре, а также в апреле, менее благоприятны для занятий на открытых площадках (дождь, ветер, низкая температура воздуха) поэтому в данное время года занятия необходимо проводить в спортивном зале.

Было подсчитано, что с поступлением в школу общая двигательная активность младшего школьника снижается почти наполовину, 80-85% времени дети проводят в статическом положении (сидя). В то же время двигательная активность является одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие ребенка, его здоровье и успешную адаптацию к условиям среды.

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья.

Актуальность программы. Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью в частности.

Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.

Цель и задачи программы.

Цель: Разбудить интерес детей к личной физической культуре, своему здоровью, физическому развитию, привлечь их к самостоятельным занятием физкультурой и спортом для сохранения и приумножения здоровья средствами двигательной активности и теоретической подготовки.

Программа предполагает решение задач образовательного, развивающего, воспитательного и оздоровительного направления.

Воспитательные задачи:

  • воспитание морально-волевых качеств;

  • воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

  • воспитание ответственности за свое здоровье;

Обучающие задачи:

  • Вырабатывать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

  • сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

  • освоение новых моделей эффективного коллективного поведения и навыков сотрудничества;

Развивающие задачи:

  • создание эффективного развивающего, оздоровительного и воспитательного пространства через формирование модели игровой деятельности;

  • предоставление возможности каждому ребенку для самоопределения, самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;

  • развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по организации здорового образа жизни;

Оздоровительные задачи:

  • улучшение показателей физического развития;

  • снижение пропусков занятий по заболеваемости;

  • улучшение общего самочувствия.

Отличительные особенности: данная программа отличается от уже существующих направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов биологических закономерностей развития организма человека и его физиологических систем в процессе мышечной деятельности, на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение привычек, разрушающих здоровье. В процессе занятий у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Возраст занимающихся: 7-8 лет

Срок реализации программы: один учебный год.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю. Общая продолжительность занятий 72 часа за учебный год.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • у младшего школьника выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

  • приобретены основные понятия об органах человека;

  • сформирована начальное представление о культуре движения;

  • младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

  • младший школьник знает и умеет рассчитывать свой индивидуальный объём двигательной активности, направленной на расширение функциональных возможностей и сохранения здоровья.

Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:

Результативность оценивается на основании результатов мониторинговых исследований состояния здоровья детей, развития их жизненно важных двигательных навыков и умений:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • самоконтроль.

  • итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, состязаний, соревнований, викторин).

  • Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья".

Для повышения спортивного интереса младшего школьника в ходе выполнения контрольных упражнений, тестов, состязаний, соревнований, викторин:

  • разработана своя эмблема и девиз: «Спорт нам помогает силы прибавлять!»;

  • перед каждым участником ставится задача «победить самого себя, а не других»;

  • при определении победителей учитываются не только результаты выступления участников, но так, же нравственные и эстетические аспекты их поведения;

  • победителям и призерам вручаться призы, грамоты, медали.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой «В здоровом теле - здоровый дух».

2

1

1

2.

«Здоровье - всему голова!». Навыки ЗОЖ.

8

2

6

3.

Твой организм.

10

2

8

4.

Эмоции.

6

1

5

5.

«Бодрость, грация, координация».

10

1

9

6.

«Все на лыжи».

13

1

12

7.

«Движение - это жизнь».

15

2

13

8.

Подвижные игры.

4

1

3

9.

Итоговое занятие.

4

-

4

ИТОГО:

72

11

61

При планировании выделяется резервное время на подвижные игры. На занятиях детям предоставляется свобода выбора игр, упражнений, при этом они обеспечиваются необходимым инвентарем, контролируется техника безопасности их выполнения. Анализ наблюдений за детьми позволяет сделать вывод о любимых упражнениях, играх, определить лидеров, оценить двигательную активность детей.

На каждом занятии в течение 2-3 минут в соответствии с поставленной целью разъяснение детям понятия и значимость упражнений двигательной активности для укрепления их здоровья.

Организационная и заключительная части соответственно от 2-4 минут в зависимости от поставленной цели. Теоретическая часть на некоторых занятиях может занимать от 5 до 8 минут в зависимости от поставленных задач. В структуре занятия игры и упражнения занимают основную часть времени и направлены на развитие физических способностей учащихся (координационных, скоростно-силовых, качеств гибкости и выносливости), на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, освоение способов саморегуляции.

Подготовительная часть состоит из упражнений, направленных на врабатывание и общее физическое развитие ребенка.

Основная часть включает игры, развивающие физические способности младшего школьника, создающие положительный эмоциональный настрой.

В заключительной части предложены упражнения для восстановления, снятия общего напряжения организма за счет релаксации.

Особое внимание следует обращать на совместную работу с родителями по организации двигательного режима детей в школе и дома.

Содержание программы

Тема 1: «Вводное занятие» (2 часа).

Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Правила поведения на уроках физкультуры в спортивном зале и на спортивной площадке. Требования к спортивной одежде и обуви. Беседа «Как одеваться в разные времена года».

Практика: Игра: «Мое имя», «Отгадай, чей голосок?», подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики на развитие быстроты, ловкости.

Вопросы для повторения.

Тема 2: «Здоровье - всему голова!». Навыки ЗОЖ» (8 часов).

Теория: Беседы: «Что мы понимаем под здоровым образом жизни?», «Соблюдение режима дня»; «Утренняя гигиеническая гимнастика»; «Сон выручатель нервной системы»; «О личной гигиене».

Практика: Подвижные игры. Упражнения для УГГ. Составление режима дня. Игра «Да-нет». Упражнения для снятия напряжения зрительного анализатора

Занятие: « Прогулка в лес и ее сюрпризы».

Тема 3: «Твой организм» (10 часов).

Теория: Беседы: «Я и мой организм». «Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы»; «О закаливании». «Мышцы, кости, суставы». «Скелет - наша опора». «Глаза - зеркало здоровья. Забота о глазах», «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми», «Слух. Уход за ушами», «Органы дыхания. Правильное дыхание», «Сердце - главный орган нашего организма», «Кожа. Забота о коже», «Зачем человеку кожа?», «Если кожа повреждена», «Уход за руками и ногами», «Стопы. Профилактика плоскостопия».

Практика: Комплексы упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Упражнения для профилактики плоскостопия. Физкультминутки. Оздоровительные минутки: само - массаж ушной раковины, самомассаж пальцев, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Упражнения: «Держи осанку». Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Космонавты», «Перемена и урок», «Великаны, карлики». Игры малой подвижности: «Внимательные глазки», «Жмурки», «Запрещенное движение» и др. Индивидуальная работа. Подвижные игры на развитие прыгучести, координации движений. Игра «Самый координированный»; Игра «Прыжки». Дыхательная гимнастика.

Тема 4: «Эмоции» (6 часов).

Теория: Беседа: «Что же такое эмоции?» «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.). Управление эмоциями.

Практика: «Передай настроение». Упражнение «Покажи эмоцию». «Мои желания - цветик семицветик (конкурс на самое лучшее желание)». Игра: «Угадай чувство». Игры малой и средней подвижности. Индивидуальная работа. Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости. Веселые эстафеты.

Соревнования: «Весёлые старты».

Тема 5: «Бодрость, грация, координация» (10 часов).

Теория: Беседа: «Что такое гимнастика?» Виды спорта: спортивная, художественная, ритмическая, акробатика.

Практика: Упражнения «Самолёт», «Колечко», «Мостик», «Берёзка», «Аист», «Лебедь» и др. Имитационные игры и упражнения. Закрепление навыка само - регуляции. Релаксационные упражнения.

Тестирование: наклон вперёд из положения, сидя на полу, гимнастический мост.

Тема 6: «Все на лыжи» (13 часов).

Теория: Беседа: «Одежда лыжника», «О пользе ходьбы на лыжах», «Способы передвижения на лыжах».

Практика: Упражнения по освоению ходьбы на лыжах; подвижные игры на лыжах, эстафеты. Подвижные игры на развитие физических качеств выносливости и ловкости.

Соревнования «Юный лыжник».

Тема 7: «Движение - это жизнь» (15 часов).

Теория: «Жизнь требует движения. Что такое гиподинамия?», «Двигательная активность человека в течение дня». «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота». «Пластика движений», «Красивая походка».

Практика: Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма. Комплексы упражнений для красивой осанки. Комплексы упражнений УГГ. Упражнения для развития гибкости, ловкости, силы, выносливости. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, эспандером. Упражнения на тренажерах. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений для гибкости и подвижности в суставах. Ритмическая гимнастика. Комплексы упражнений для красивой походки. Элементы спортивных игр (мини-футбол, мини-баскетбол). Подвижные игры: «Догони мяч», «Замри-отомри», «Море волнуется», «Делай, как я». Эстафеты. Индивидуальная работа. Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания.

Соревнования по скиппингу (прыжки через скакалку).

Тема 8: (Подвижные игры) (4 часа).

Практика: подвижные игры по желанию детей.

Тема 9: «Итоговое занятие» (4 часа).

Теория: Подведение итогов работы за год. Анализ обучения. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.

Практика: Уровень физической подготовленности учащихся (тестирование).

Методическое обеспечение программы:

  1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития учащихся данного возраста.

  2. Дидактический материал: литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений), презентации.

Техническое оснащение занятий:

Для занятий необходимо оборудование: спортивное оборудование и инвентарь, парты, стулья, компьютер.

Список литературы использованной при составлении программы:

  1. Воронина Г.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры БЖД и здоровьесберегающих технологий и др. Программа для апробации в школах Кировской области регионального компонента «Основы развития двигательной активности у младших школьников».

  2. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.

  3. Ковалько В.И. уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.- М.: ВАКО, 2003.- 272с.

  4. Лях В.И. Физическая культура: 1-4 классы общеобразовательных учреждений./ - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 190 с.

  5. Матвеев А.П. Учеб. Для 1 кл. нач.шк./- М.: Просвещение, 2002. - 111с.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.

  7. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.

  8. Яковлев, В. Г. Подвижные игры / В. Г. Яковлев. - М.: Просвещение, 1987.





Уровень физической подготовленности обучающихся 7-8 лет

(2009-2010 учебный год)


результат

уровень


сентябрь

май

сентябрь

май

Бег 30 м, с

7,0

6,1

средний

средний

Челночный бег

3 Х 10 м, с

10,2

9,5

высокий

высокий

Прыжок в длину с места, см

121

151

средний

высокий

6-минутный бег, м

790

1050

средний

высокий

Наклон вперед из положения сидя, см

+7

+9

средний

средний

Подтягивание на низкой

перекладине из виса лёжа, кол-во раз (д.),

8

10

средний

средний


Худякова Алёна


результат

уровень


сентябрь

май

сентябрь

май

Бег 30 м, с



средний

средний

Челночный бег

3 Х 10 м, с

10,1

9,6

высокий

высокий

Прыжок в длину с места, см

131

153

средний

высокий

6-минутный бег, м

830

990

средний

высокий

Наклон вперед из положения сидя, см

+6

+9

средний

средний

Подтягивание на низкой

перекладине из виса лёжа, кол-во раз (д.),

7

9

средний

средний

Вывод: Результатом работы кружка в «Здоровом теле - здоровый дух» стало снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года. Улучшение показателей физической подготовленности учащихся (см. таблицу «Уровень физической подготовленности обучающихся 7-8 лет»). Программа способствовала развитию физических способностей, таких как скорость, выносливость, гибкость, сила, координация движений и скоростно-силовых качества.



12


© 2010-2022