• Преподавателю
  • Физкультура
  • Проект, описывающий успешные практики вовлечения обучающихся в спортивные мероприятия и приобщение к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом

Проект, описывающий успешные практики вовлечения обучающихся в спортивные мероприятия и приобщение к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Спортивные вершины» (спортивно-оздоровительная деятельность в основном общем образовании)»







Проект, описывающий успешные практики вовлечения обучающихся в спортивные мероприятия и приобщение к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом.









Куракина Алла Александровна

учитель физической культуры

1 квалификационная категория

Широкинская средняя общеобразовательная школа

[email protected]

м.тел. 89286047778









Актуальность проекта.

Ныне действующая концепция физического воспитания и здоровья детей констатирует тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из характерных особенностей современного образа жизни школьников является сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. В связи с этим, четко определяется роль физической культуры как образовательного предмета в деле поддержания и укрепления здоровья школьников. Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Придя в школу в 6-ти летнем возрасте, ребенок на протяжении многих лет живет в ее стенах. Практика показывает, насколько далеки от идеальных условия обучения в малокомплектных и малочисленных школах. Понятно, что в пусковом механизме заболеваний школьников тесно переплетаются факторы окружающей среды, личностные, поведенческие и физиологические факторы риска. Тем не менее, здоровье ребенка рассматривается как динамический и управляемый процесс. Для этого нужны эффективные меры, направленные на охрану и укрепление здоровья и они заложены в Законе об образовании Российской Федерации .

Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания общеобразовательных учреждений. Из выше сказанного ясно, что двигательная активность - залог здоровья.

С помощью физических упражнений можно воздействовать на различные части тела, системы и органы. Мальчики и девочки, регулярно занимающиеся физкультурой, лучше растут, кости и связки у них крепче, мышцы лучше развиты, сердце более тренированно, а жизненная емкость легких больше, чем у детей, не занимающихся физическими упражнениями. Под влиянием физкультурных занятий происходят определенные сдвиги в организме школьников, повышающие их устойчивость к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. Они лучше приспосабливаются к современным условиям жизни: меньше болеют, легче переносят длительные и частые поездки в общественном транспорте, шум. Дети, занимающиеся физкультурой, обладают нормальным весом, хорошим телосложением; они ловкие, сильные, гибкие, выносливые. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. Таким образом, исследование вопросов, связанных с двигательной активностью, как средством формирования здоровья школьников является актуальным.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

- между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья;

- между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности;

- между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.

Анализ противоречий помогает сформулировать проблему:

совершенствование процесса преподавания физической культуры, разнообразив формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности обучающихся.

Объектом проекта является процесс физического воспитания детей, направленный на улучшение здоровья обучающихся, а также на повышение интереса к физической культуре детей школьного возраста.

В проекте представлена методика проведения уроков физической культуры и внеклассных мероприятий с использованием волновой или фитбол- гимнастики и ее влияние на показатели физической подготовленности, улучшение здоровья учащихся, а также на повышение интереса к физической культуре детей школьного возраста.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта состоит в том, чтобы показать что занятие с детьми в урочное и во внеурочное время фитбол-гимнастикой способствует повышению двигательной активности, содействует формированию здоровья школьников и повышает мотивацию обучающихся к занятиям по физической культуре.

В соответствии с этой целью поставлены задачи:

  • Укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, равновесия и др.). Профилактика и коррекция различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезни легких).

  • Повышение мотивации учащихся к физической культуре и овладение комплексом современных здоровье формирующих систем физического воспитания (фитнес, фитбол-гимнастика, волновая гимнастика).

  • формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

  • Развитие музыкально ритмических и творческих способностей.

  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

  • Адаптация организма к физической нагрузке.

Участники, реализующие данный проект - учитель физкультуры, обучающиеся общеобразовательной школы и их родители.

Концепция проекта

Проект носит спортивно-оздоровительную направленность. В нем представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей, занятиях на фитболах - больших гимнастических мячах.

Мы были бы очень сильными и ловкими, если бы могли каждый день карабкаться в гору, ползти по канату, плавать на спине, ездить на велосипеде, прыгать с парашюта, но это все сделать ни в сельских, ни в городских условиях не возможно. Очень удобен тренажерный зал, где можно нагрузить все группы мышц. Но это не всем доступно. Одним из тренажеров является гимнастический мяч. Гимнастический мяч главный и основной атрибут волновой гимнастики. Только в волновой гимнастике раскрываются все возможности мяча как лечебного тренажера и тренажера для повышения физической подготовленности всего организма. Что такое волновая или баланс-гимнастика. Идея ее создания родилась в 2002 году. Это авторская программа. По ней работает центр кинезиотерапии в г.Москве доктора мед.наук, профессора С.М.Бубновского. Низкочистотные колебания, которые тело человека получает работая на мяче, выполняя определенные упражнения и пытаясь поймать баланс, являются целительными для спазмированных мышц. Что такое спазмированные мышцы? Это гиподинамия, это длительное сидение за монитором компьютера, это наши школьники, у которых устает спина. Все это спазмированные мышцы, спазм которых нужно снимать, что бы человек не вышел в жизнь с больной спиной. Основным терапевтическим воздействием волновой гимнастики является четкое и последовательное выполнение упражнений. Именно она не позволяет перегрузить определенные группы мышц. Упражнения на мяче вызывают последовательное сокращение почти всей скелетной мускулатуры. При каждом движении механическая волна напряжения и расслабления мягко воздействует на все ткани организма.

Фитбол - гимнастика не только благоприятно воздействует на все системы организма ребенка (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Занятия способствуют формированию у детей практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивать осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.

Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов. Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений. Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Фитнес еще не знал таких упражнений, которые бы одновременно повышали тонус мышц, улучшали их взаимную координацию, развивали равновесие, улучшая работу вестибулярного аппарата, и в добавок работали на рельеф сразу всего тела. Движение - это жизнь. Данный «веселый» разноцветный надувной тренажер поможет вернуть утерянную подвижность, которой все мы обладали в детстве, оживит ваши мышцы и подарит им полноценную жизнь.

История фитбола уходит корнями в теперь уже далекие пятидесятые годы XX столетия. Сюзан Кляйнфогельбах, швейцарский врач-физиотерапевт, успешно применяла упражнения на мяче для лечения своих пациентов. В восьмидесятых годах фитбол перекочевал в фитнес-клубы, где пользуется огромной популярностью и по сей день.

Почему именно фитбол?

При регулярном посещении занятий через некоторое время вы заметите, что улучшилась координация движений, а кровяное давление нормализовалось. Но это далеко не все. Фитбол поможет вам в :

- снижение веса и проработка всех групп мышц;

- формирование правильной осанки и укрепление мышц спины;

- устранение боли в суставах и нормализация их работы;

- снятие стресса и получение положительных эмоций.

Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, большое количество и разнообразие комплексов, волновой гимнастикой необходимо заниматься школьникам, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам .

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как тренажер. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Этапы реализации проекта.

Внедрение этой методики началось с мая 2013 года, с освоения преподавания основ программы. Можно сказать начала с самой себя. Прежде чем знакомить с комплексом упражнений обучающихся, я посетила Центр кинезитерапии доктора Бубновского в г.Москве(4-й Лучевой просек, ПКиО «Сокольники», павильон №5,(ст.м.Сокольники). Познакомилась с авторской программой волновой гимнастики, опробовала комплексы упражнений на себе, т.е. прошла курс обучения самостоятельно. Приобрела мячи разного размера и к началу учебного года адаптировала рабочую программу общеобразовательной школы элементами волновой гимнастики, учитывая возрастные особенности детей. Начал работать кружок «Азбука движений»(см.Приложение №1). Я увидела, что у детей появился интерес к новому. Мяч увлекает. Даже дети, которые не проявляли ранее особого интереса к занятиям физической культурой, увидев «веселый» разноцветный мяч, стараются не упустить момента контакта с ним. Этим и уникален мяч, что на нем хочется заниматься всегда. Многие семьи дома давно уже пересели с любимого кресла на любимый мячик. Мяч помогает расслабиться и снять усталость в семье после учебного и рабочего дня. В начале второго полугодия я дала открытый урок с обучающимися 9 класса и открытое внеклассное мероприятие для учителей района. На них присутствовали не только педагоги района, но и родители детей. (см.Приложение №2). Они заинтересовались оздоровительной составляющей этой методики и сами захотели заниматься. У них появился интерес к проведению занятий для старшего возраста во внеурочное время. Я пошла навстречу инициативе, к которой присоединились не только родители обучающихся школы, но и мои коллеги по работе, работники школы, жительницы хутора. Так была создана группа желающих заниматься волновой гимнастикой в вечернее время. ( см.Приложение №3). В этом 2014 году вместе с родителями стали приходить и дети. Так стали образовываться смешанные группы - взрослых и детей. Совместные занятия физической культурой и спортом способствуют не только укреплению здоровья, повышению мотивации к занятиям, но и улучшает взаимопонимание между взрослыми и детьми. (см.Приложение №4)

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский

Технология.

Прежде, чем приступить к занятиям по волновой гимнастике, нужно находить у удерживать равновесие сидя на мяче, а это не так-то просто и не у всех это сразу получается. Во время занятий на мяче точка опоры меняется при каждом движении. Опора при этом - место контакта нашего тела с мячом. Упражнения, из которых состоит волновая гимнастика, учат наше тело правильно двигаться, своевременно активизируя механизм моторной памяти.

Во время проведения занятий прежде всего детей нужно увлечь, чтобы занятия стали веселой игрой или зрелищным шоу, в котором ребенок является главное действующее лицо. План построения занятий гимнастикой здесь имеет огромное значение. Немаловажен педагогический и индивидуальный подход учителя или инструктора. Дети младшего и среднего возраста психологически все-таки устают быстрее, т.е. не выдерживают до конца гимнастику. Необходимо включать игровые моменты, чтобы была фаза отдыха и смена одного вида деятельности на другой. Немаловажно при выполнении упражнений комментировать движения, обращать внимание на значимость упражнения, правильное дыхание. Познавательный интерес, активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность), самостоятельность - важные компоненты мотивации учения. Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями важно, прежде всего, чтобы обучающиеся понимали смысл и знание выполняемых заданий, нацеленных на улучшение их здоровья и физического развития, достижение высокого уровня физической подготовленности и личных количественных показателей.

Уникальные особенности проекта.

В своей работе с детьми я стремлюсь как можно эффективнее помочь каждому ребёнку сохранить и укрепить его здоровье, повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Сочетание физических упражнений с воздействием большого гимнастического мяча (фитбола) - уникально. Основные преимущества выполнения упражнений с фитболом заключается в следующем:

1. Упражнения на больших гимнастических мячах носят оздоровительный эффект, который подтверждён опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран.

2. По своим свойствам фитбол многофункционален и в комплексах упражнений может использоваться как предмет, тренажёр, опора и т.д. Благодаря этому можно комплексно решать несколько задач, например: одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а так же музыкальность.

3. Упражнения на мяче доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющие заболевания суставов ног, страдающих избыточным весом и др., т.к. он создаёт амортизацию, тем самым уменьшает осевую нагрузку на позвоночник и ударную нагрузку на суставы.

4.Дети, занимающиеся волновой гимнастикой, менее болеют, у них улучшается осанка. Большой, яркий, прыгучий мяч повышает внимание детей, улучшает настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее происходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам. На нем хочется заниматься всегда

Заключение

Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в школе позволяет сделать следующие выводы:

Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, учителем, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

Обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;

совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;

развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка школьников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Список использованной литературы и интернет-ресурсы

1.wiki.iteach.ru/index.php/Обобщение_опыта_%22Двигательная активность%22

2. В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа», М., 1969г

3. С.М.Бубновский «Остеохондроз - не приговор!», М, 2012г

4. neboleem.net/fitbol.php

5. Просмотр видеоматериалов. (авторские материалы)

6. .nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/library/vospitanie-dvigatelnoi-aktivnosti-i-samostoyatelnosti-shko

7. ortodon.ru/articles/48-2012-12-14-10-07-46.html

8. festival.1september.ru/articles/628490/

9. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. - СПб.: «ДИЛЯ», 2007. - 144 с









© 2010-2022