На зарядку, на зарядку - становись!

                                                                                         Степанова Татьяна Михайловна,    учитель  физической культуры,                                                           РГОУ  РХ   «Черногорская                                                                   специальная (коррекционная) школа-интернат                                                                                                   На зарядку,  на  зарядку  - становись!                    ...                                                                   Потому что нам даёт                                                                     Миг  зарядки – жизни год!           Я работаю в специальной коррекционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с нарушениями двигательной сферы.  Поэтому важную роль для коррекции  психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры....
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Татьяна Михайловна,

учитель физической культуры,

РГОУ «Черногорская

специальная (коррекционная)

школа-интернат

Республика Хакасия,

ул. Дзержинского, 16,

+7 (39031) 2-17-20,

School _19_052_ int @ mail. Ru,

+7 (39031) 6-19-25 (д),

+7 923 595 75 56 (с).


На зарядку, на зарядку - становись!

На зарядку, на зарядку - становись!

Привыкаю я к порядку,

Утром делаю зарядку,

Потому что нам даёт

Миг зарядки - жизни год!

Я работаю в специальной коррекционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с нарушениями двигательной сферы. Поэтому важную роль для коррекции психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры. Они являются составной частью всей системы работы с детьми. В программу включены следующие разделы: гимнастика, спортивные игры (подвижные игры), лёгкая атлетика, лыжная подготовка (коньки). Наши дети умеют играть в баскетбол, волейбол, футбол, хорошо катаются на коньках. Всему этому я их учу на уроках. Также дети получают знания о режиме дня, о личной гигиене, о предупреждении травматизма, об осанке, об утренней гигиенической гимнастике (зарядке).

Очень часто приходится сталкиваться в жизни с ситуациями, когда приходится вынужденно или умышленно нарушать правила и нормы поведения, внушаемые нам как аксиомы с младенчества. «Мойте руки перед едой!» - любимый лозунг, знакомый ещё с детского сада. Заставляли - все мыли, повзрослели - начали пренебрегать.

«Переходите улицу только на зелёный сигнал светофора!» - это уже серьёзнее. Но, а если нет машин на дороге? Зачем нам ждать зелёный свет. Можно и перейти.

Можно ещё долго цитировать давно приевшиеся лозунги, над смыслом которых мы не всегда спешим задуматься, хотя они вполне этого заслуживают. Мне хотелось бы более детально рассмотреть такой призыв: «На зарядку, на зарядку - становись!».

«Господи, кошмар какой-то!» - реакция большинства людей, прочитавших эту статью. Какая там зарядка после отбоя за полночь, когда каждая после рёва будильника минута кажется райской и так тяжко расставаться с тёплым одеялом и мягкой подушкой, прижатой к щеке!.. Моя профессия обязывает разговаривать с моими учениками и объяснять о той самой «Утренней Гигиенической Гимнастике». Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики.

Она помогает решить сразу несколько задач. Основная - проснуться!

Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание замедлено, обмен веществ понижен. В момент пробуждения не хочется резко двигаться, появляется желание потянуться, глубоко вздохнуть. Все органы не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в работу, необходимо выполнить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, которую часто называют зарядкой. Несколько выполненных упражнений заряжают человека энергией и бодростью на весь день.

Зарядка имеет и воспитательное значение, так как регулярное её выполнение требует определённого волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря утренней гимнастике, человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.

Делать упражнения следует ежедневно, в хорошо проветренном помещении. Продолжительность - 10 - 15 минут.

Выполняя зарядку, необходимо знать:

  1. медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усилие дыхания и

кровообращения;

  1. упражнение «потягивание» углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной

клетки, гибкость позвоночника, формирует осанку;

  1. поднимания, отведения, вращения стоп, голеней, бедер при относительно

небольшой физической нагрузке способствуют увеличению подвижности суставов,

укрепляют мышцы и связки ног;

  1. наклоны туловища в различных направлениях, вращения укрепляют мышцы

живота и спины, увеличивают подвижность позвоночника;

  1. приседания, выпады с движениями рук и туловища развивают мышцы

ног, брюшного пресса;

  1. поднимания ног в положении сидя или лёжа используют для укрепления мышц

брюшного пресса;

  1. бег и прыжки используют для тренировки и укрепления сердечно - сосудистой

системы и для повышения выносливости;

  1. ходьбу с медленным, глубоким дыханием между упражнениями применяют

для расслабления и восстановления организма;

9) ходьба в конце занятия - для равномерного снижения нагрузки, восстановления.

Во время выполнения упражнений необходимо помнить:

1) комплекс упражнений состоит из 6 - 8 упражнений;

2) каждый комплекс начинается с ходьбы;

3) упражнения выполняют в последовательности сверху вниз (для головы,

рук, плечевого пояса, туловища, ног);

  1. после прыжков на месте или бега в конце зарядки необходимо переходить к спокойной ходьбе;

  2. чрезмерная нагрузка скорее принесет вред, чем пользу;

  3. свежий воздух закаляет организм;

  4. делают зарядку в легкой спортивной форме (футболка, шорты), лучше босиком; Для упражнений из положения лежа на полу необходим небольшой коврик.

Теперь вы многое узнали о зарядке и можете смело начинать, не ожидая понедельника.

Эти, незатейливые на первый взгляд правила утренней гимнастики, я рассказываю детям. Однако этого недостаточно, чтобы сформировать устойчивый интерес к такому важному делу, превратить его в навык - привычку.

Для решения возникшей проблемы была создана инициативная группа из числа детей, коллег для проведения мозгового штурма, где возникло решение подготовить и провести «Фестиваль зарядки» в рамках «Дня здоровья». Для его проведения было разработано «Положение «Фестиваль зарядки», согласно которому каждый учащийся школы становился участником данного мероприятия. Первый этап был реализован во время спортивного часа в группах продленного дня, а для детей, не посещающих группу - во время урока физкультуры.

На I этапе необходимо каждому учащемуся составить свой комплекс упражнений утренней гимнастики с учетом правил и оформить его на 2-х листах (формат А-4), в виде рисунка или текста, а также представить и защитить эту работу в классе, получить оценку одноклассников.

На II этапе лучшие работы были реализованы в форме защиты проекта, который представляли классы во время «Смотра утренней гимнастики».

Младшее звено представили проект «Утро», среднее - «Гиподинамия»,

старшее - «Бодрость». Проекты включали в себя:

1) комплекс упражнений;

2) ответы на вопросы (например, в чем польза и необходимость знаний о зарядке;

3) правила выполнения (в соответствии своему возрасту).

Наиболее успешные работы были отмечены в номинациях: «Мастер утренней гимнастики» и «Лучший теоретик».

Условия «Положения «Фестиваля зарядки» позволяли каждому учащемуся иметь оценку в журнале по предмету, чем создавалась мотивация для успешной работы.

В результате проведенного мероприятия, дети получили знания и навыки в соответствии со своим возрастом и возможностями здоровья. Они смогли использовать эти знания для составления комплекса упражнений утренней гимнастики, в подготовительной части урока, обосновать необходимость утренней зарядки для себя.

Подводя итоги, я могу сказать, что физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но в значительной мере совершенствуют все его функции, развивают физические качества человека. Здоровье, красота тела, сила, закалка находятся в наших руках. Никакого договора с собственной ленью и покоем! Утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивных секциях, походы, холодная вода и солнце должны стать нашими неразлучными спутниками и сопровождать нас всю жизнь! Будьте здоровы!


Литература

Шурухина В.К. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного и продлённого дня школы с учащимися: пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1980.

Авдулина А.С. Жизнь без лекарств: учебное издательство. - г. Ярославль «Физкультура и спорт», - 1981.

Сашина И.А. Про то, о чем все знают, но почти не применяют: научно-методический журнал. «Физическая культура в школе», г. Чехов: Издательский дом «Школа-Пресс 1»,

2002, №7. - 39 с.

Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика:

научно-методический журнал. «Физическая культура в школе», г. Чехов: Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2000, №3. - 29 с.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ Редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО

ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ «ХРИПКиПРО» «РОСА», редакция

ОБРАЗОВАНИЕМ научно-методического журнала «Поиск»

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

ЧЕРНОГОРСКА

ГУО

Советская ул., д. 64, Черногорск, 655162

Тел/факс.(8-39031) 2-27-66

Е-mail: [email protected]

ОКПО 02101159, ОГРН 1021900699952

ИНН/КПП 1903005869/190301001

20.04.2010 г. № б/н

Аннотация

на статью «На зарядку, на зарядку - становись!»

учителя физической культуры Степановой Татьяны Михайловны

Республиканского государственного образовательного учреждения

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната


Материалы, представленные учителем, могут представлять интерес не только у учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, инструкторов дошкольных образовательных учреждений, а также широкому кругу читателей.

Представленный материал направлен на сохранение и укрепление детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализуется через методические рекомендации выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Опыт работы может быть использован через систему урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся получают практический опыт, который может быть использован в повседневной жизни. Работа направлена на развитие потребности в формировании здорового образа жизни у детей и самостоятельному выполнению зарядки в домашних условиях.

Ключевые слова: здоровье, красота тела, сила, закалка, утренняя гигиеническая гимнастика, тренировка в спортивных секциях, походы, холодная вода, солнце.

Методист ГУО И.А.Подлесских

5

© 2010-2022