Проект по физической культуре «волейбол»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект по физической культуре

По теме «волейбол».

Автор проекта Чернышова Н.В.

Актуальность.

Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. Физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности.

Современный волейбол характеризуется увеличением скорости выполнения, как отдельных технических приемов, так и целых тактических комбинаций, что неизбежно повышает требования к специальной физической подготовленности игроков. Представление о взаимосвязях в структуре специальной физической подготовленности волейболистов имеет большое значение для целенаправленного воспитания и совершенствования двигательных способностей, в частности для подбора средств.

В процессе обучения школьниц мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет внедрить комплекс координационных упражнений на занятиях по волейболу.

Координационные упражнения способствуют развитию всех двигательных способностей, улучшают здоровье, способствуют повышению функциональных систем организма, улучшению технического мастерства.

Кроме развития физических качеств в учебном процессе, также не маловажное значение имеет развитие координационных способностей.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта: Повысить технический уровень на занятиях по волейболу у девочек 13 - 14 лет с использованием комплекса координационных упражнений.

Задачи:

1. Изучить и обобщить данные научно- методической литературы.

2. Изучить индивидуальные особенности общефизической и технической подготовленности учащихся 13 - 14 лет.

3. Разработать средства и методы для повышения координации и технического уровня на занятиях по волейболу.

Гипотеза:

использование комплекса координационных упражнений на занятиях по волейболу будет способствовать развитию организма, функционального анатомо-физиологического состояния и технического уровня подготовленности.

Объект исследования:

Учебно- тренировочное занятие по волейболу у девочек 13 -14 лет.

Предмет исследования: Комплекс координационных упражнений у школьниц 13 - 14 лет.

Сроки проведения: сентябрь- декабрь 2015 года

Теоретика - методические аспекты физического воспитания учащихся

В системе современного воспитания физкультурных ценностей необходимо предусматривать и осуществлять формирование мотивов, а затем и интересов к систематической физической активности. Достижение этой важной цели - дело сложное, требующая решения многих задач, существенно разных для разного возраста.

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение координационных способностей при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов.

Основная направленность физического воспитания подростков формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его звеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».

Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается окостенение запястья и пястных костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.

В этом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата.

Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких увеличивается почти в два раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста МПК увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18%.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем самым снизить их координационные способности.

Критерии оценки и факторы влияния на развитие двигательных способностей у девочек 13-14 лет

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления двигательное умение и навыки. К двигательным способностям относятся силовые, скоростные и скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависят, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и других факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились.

Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших мышечных напряжений. Гигиеническое значение игровых упражнений усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игровые упражнения, в поле, в лесу, на воде и т.д.- ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы физических упражнений особенно важно в период роста и развития молодого организма учащихся. Несмотря на все богатство содержания, одними игровыми упражнениями невозможно решить весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо применять игровые упражнения в сочетании с другими видами.

Критерии оценки и формы проявления КС

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, т.е когда движение приводит к требуемой цели ( делает то, что нужно); быстроту результата; рациональность движения и действия ( выполняет так, как нужно); двигательная находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность движений. В практике, наряду с данными показателями, учитываются и другие.

Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе

Критерии оценки по волейболу девочек 8- го класса

Передача сверху над собой

Д оценка « 5» « 4» « 3» 8 класс ( кол. раз) 14 12 10

Прием снизу над собой

Д оценка « 5» « 4» « 3» 8 класс ( кол. раз ) 11 10 9

Верхняя подача мяча

Д оценка « 5» « 4» « 3» 8 класс (кол. раз ) 5 4 3

Передача сверху в парах над сеткой

Д оценка « 5» « 4» « 3» 8 класс (кол. раз ) 8 7 6

Прием снизу после набрасывания мяча над сеткой

Д оценка « 5» « 4» « 3» 8 класс (кол. раз ) 6 5 4

В реальной деятельности двигательные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии.

Эти важнейшие способности определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развития главным образом и следует уделять особое внимание.

Игровой метод, в силу присущих ему особенностей, является методом совершенствования двигательной деятельности, а также координация движений. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.

Основная задача использования игрового метода - эффективное развитие двигательных, координационных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации индивидуальной дозировки выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала.

Необходимо отметить, что применение игрового метода следует совмещать с использованием игровых упражнений на занятиях по волейболу. Это усвоит быстрое и качественное запоминание урока, повысит посещаемость, сделает урок интересным для школьниц.

Основные задачи игровых упражнений применяемых на занятиях по волейболу:

- укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;

- содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них координационных способностей;

- воспитывать у школьниц необходимые морально-волевые и физические качества;

- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься игровыми упражнениями .

Обучение спортивным играм (волейбол) должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игровых упражнений. Основное требование к такой системе постепенность усложнения.

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движения своего тела. Обучают также к правильному выполнению движений используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием и, наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировки. В процессе игры в волейбол на занятиях физической культуры для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают школьниц 13-14 лет: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Волейбол способствует воспитанию у учащихся чувство коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствование координационных движений и основных физических качеств.

Техника игры в волейбол разделяется на технику нападения (перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты ( перемещение, прием мяча, блок).

Подача - технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру. Наступать на лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается. Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считается правильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 метров (между антеннами и ограничительными лентами), не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределами площадки: коснется игрока подающей команды; производится броском или толчком; выполнена двумя руками; произведена с нарушением очередности при смене мест; коснется какой-либо части подающего после подбрасывания.

Различают четыре способа подачи: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.

Во всех вариантах подачи перед ее выполнением игрок должен принять исходное положение. При этом левая нога ставится вперед правой, ноги несколько согнуты в коленях. Левое плечо впереди правого, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Левая рука согнута в локте и вынесена вперед перед туловищем, мяч лежит на ладони. Правая рука снизу и готовится к замаху. Игрок смотрит вперед.

Верхняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0,5 метра.

Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе

5. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутые в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя. Удар по мячу выполняет «жесткой» кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится вперед на левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается.

Передача - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего ударом. По направлению относительно передающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.

Передача вперед - перед выполнением передачи игрок принимает стартовую стойку и перемещается к месту встречи с мячом.

В исходном положении стопы ставят на одном уровнем, параллельно друг к другу; ноги согнуты в коленях; руки согнуты в локтями кисти вынесены перед лицом. В дальнейшем руки и ноги выпрямляются до конца, руку вытягиваются в направлении передачи. Длина передачи и ее высота регулируются в коленях в исходном положении.

Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. Различают прямые нападающие удары ( выполняет лицом к сетке) и боковые( боком к сетке).[15]

Методика обучения игре в волейбол

Перемещения

Ходьба - начинается с переноса веса тела на переднюю, часть стопы выполняется мягкими, пружинистыми шагами;

Приставные шаги - начинают с ног, ближней к направлению движения:

Бег - обычный и с ускорением, выполняется мягко, без колебаний О.Ц.Т., за счет неполного выпрямления ног;

Прыжок - выполняется с моста или с разбега, толчком одной или двумя.

Двойной шаг и скачок - перенося вес тела на впередистоящую ногу, делаем шаг вперед сзади стоящей ногой, затем подставляем вторую, принимаем необходимую стойку. Скачок выполняется быстрее, резче, шире, чем двойной шаг;

Выпады - вперед и в стороны, перенося вес тела на ногу, выполняющую выпад

Обучение

1) Перемещение изученным способом в различных направлениях с постепенным увеличением расстояния, скорости передвижения;

2) Перемещения с остановками и принятием стоек;

3) Перемещения различными способами в различных направлениях по зрительным и слуховым ориентирам или сигналам;

4) Перемещение из И. П. с ловлей мяча, наброшенного партнером;

5) Закрепление перемещений в играх и игровых приемах:

а) челночный бег с различными способами перемещений и его варианты;

б) «Эстафеты»;

в) игра «Салки» (правила те же, но вместо бега - перемещение но заданию;

г) игра «Перехвати шар» - на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеет надувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданным способом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватить тар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды, перемешаться другим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается в игру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляется очко. Игра ведется определенное учителем время или до определенного количества очков. При нарушении правил игры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любому из партнеров. Дважды подряд одному и тому же игроку подбивать мяч нельзя.

д) игра «Светофор» - правила те же, но добавляется перемещение. Ошибки

1) перемещение на прямых ногах;

2) неправильное сочетание перемещений с принятием стоек

Подачи

Подачи подразделяются на нижние (прямые и боковые) и верхние (прямые и боковые).

В технике любой подачи различают:

1 .исходное положение игрока 2.Подбрасывание мяча

3. Замах

4. Ударное движение

Верхняя прямая подача:

1. И.П.- стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч или левая впереди, мяч в левой руке на уровне пояса;

2. Мяч подбрасывается вверх перед правым плечом;

3. Одновременно с подбрасыванием мяча, вес тела переносится на правую ногу, нога сгибается в колени, туловище отклоняется назад, замах выполняется правой согнутой рукой за голову;

4. При ударе правая рука резко разгибается, туловище подается вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу, удар производится напряженной ладонью сверху - сзади по мячу

Обучение (для всех видов подач)

1. Многократное подбрасывание мяча из И.П.

2. Подбрасывание мяча и замах

3. Имитация подачи в целом без мяча и с мячом, ловя его левой рукой одновременно с ударом

4. Подача мяча на расстоянии 6-10м. в стену, в парах поперек зала, в колоннах

5. Подача через сетку на расстоянии 4-6м(через сетку на меньшей высоте).

6. Подачи с зоны подач

7. Подачи с зоны подач в левую и правую часть площадки

8. Подачи в определенные зоны

9. Выполнение подач на скорость

10. Закрепление подачи в играх и игровых приемах

Классификация приемов и передач мяча сверху

Приемы и передачи:

Сверху:

1. двумя (на месте, после перемещений, в прыжке, назад за голову)

2. одной (кулаком

Передача мяча двумя руками сверху.

Передача выполняется согласованным, полным изгибанием рук туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.

При передачи в высокой стойки-кисти рук находятся у лба.

При переде в низкой стойки - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче

Обучение

1 .Многократная имитация верхней передачи из изучаемой стойки

2. Держание мяча в положении стойки и броски мяча вперед вверх из стойки, удерживая мяч широко разведенными пальцами

3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру.

4. Точное набрасывание мяча партнером и обратная передача.

5. Встречная передача в парах или колоннах переходом в конце своей или встречной колонны.

6. Передача мяча после перемещения выпадом, двойным шагом и скачком, после набрасывания партнером на 1-1,5 метра в сторону, вперед или назад или набрасыванием учителем.

7. Передача мяча с изменением траектории полета и расстоянии передачи.

8. Передача мяча с перемещениями различными способами.

9. Передача мяча под углом 45-90 гр. с изменением направления в траектории в тройках, четверках, кругу.

10. Передача через сетку.

11. Передача в различных тактических комбинациях.

12. Передача мяча назад за голову, (особенности: мяч принимается над головой, кисти горизонтально, руки выпрямляются вверх - назад, туловище прогибается, вес тела переносится на сзади-стоящую ногу).

13. Передача мяча в прыжке (в высшей точке прыжка).

- ловля мяча в высшей точке прыжка;

- передача в прыжке после набрасывания над собой;

- встречная передача в прыжке;

- передача в прыжке через сетку.

14. Передача в игре с акцентом на определенную передачу

Перебивание мяча кулаком че

Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе

рез сетку в прыжке.

1. Перебивание мяча кулаком, удерживаемого над сеткой с места, с разбега (с приземлением с места отталкивания).

2. Перебивание мяча наброшенного или переданного партнером через сетку.

Ошибки:

1. Несвоевременный выход под мяч.

2. Неустойчивое И.П. (неправильная стойка).

3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые).

4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).

5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).

6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).

7. Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев)

К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обычно относят:

1. Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.

2. Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.

3. Упругая податливость мышц .

В последнее время трудности построения целостного двигательного действия связывают также со сменой двигательных программ, когда начало одной накладывается на окончание другой.

Двигательные программы формируются под влиянием накопленного опыта, следов прошлых действий и «потребного будущего» - прогнозируемого результата. Программа двигательного действия - это механизм «объединения» прошлого, настоящего и будущего, механизм согласования движения с его смысловым содержанием. Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными процессами. Между ними имеются переходные состояния, когда в центральных структурах управления движениями существуют не одна, а две или несколько альтернативных программ. Переходные механизмы являются ключевым механизмом становления биомеханической структуры движений.

Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.

«Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею».

Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) - зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, обработке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др.

Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе двигательных функций.

Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказалось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.

Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

Координированностъ - есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

В связи с этим координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатома - физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.

При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.

Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:

- иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся,

- содержать элементы новизны, необычности,

- отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью способностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений.

В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления, как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий», от уровня развития которых зависят эффективность овладения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.

Следует отметить, что точность анализа усилий заметно уступает точности анализа длительности движений, а последняя - точности различения их пространственных признаков.

Каждый вид спортивной деятельности представляет различные требования к способностям человека определять те или иные параметры движений. Совершенствование специализированных восприятий осуществляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.

« Чувство времени», например,- точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности ( времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полётной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе, рывка штанги), очень важно во многих, и если не во всех видах двигательной деятельности.

«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояние до какого либо объекта, размеров площадки или препятствий, амплитуды, направления, формы движения. Это, например, расстояние между боксёрами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в баскетболе, направление, траектория полёта волейбольного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. К 13-14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель), достигает высокого уровня развития приближаясь к показателям взрослого человека

Способность управления мышечными напряжениями

Средствами развития точности силовых параметров движений являются упражнения с отягощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется определённым образом. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метание снарядов различного веса, а также упражнения на тренажёрах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия. Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к формированию «чувства мышечных усилий». Это чувства которое в различных двигательных действиях приобретает довольно специфический характер. Методика развития способностей у управления силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами. Установлено, что в достаточно короткие сроки повысить уровень развития этой способности можно с помощью методов срочной объективной информации.

Планируемые результаты

  1. Повышение технического уровня у спортсменок 13-14 лет с применением координационных упражнений в волейболе.

  2. Повысить эффективность средств и методов будет наблюдаться при следующих закономерностях:

- неравномерный колебательный характер развития способности к управлению двигательными действиям в разные возрастные периоды

- наличие благоприятных и неблагоприятных периодов онтогенеза для развития координационных способностей человека

- гетерохронность ускорений и замедлений в индивидуальном развитии двигательных координаций различного типа.

Выводы

1. При изучении литературы было выявлено, что координационным способностям было уделено мало внимания на учебно-тренировочном процессе, а конкретно на занятиях по волейболу.

2. Учитывая, что продолжается половое созревание и снижаются координационные способности у девочек 13-14 лет, а технический уровень имеет средние показатели, поэтому мы разработали средства и методы, которые будет способствовать повышению этого уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.А., Вилевский М.Я., Грантынь К.Х. Те и МФВ.: Учебное пособие для студентов факультета ФВ педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989, -173 с.

2. Аникин Г.А., Ковтун Л.Г. и др. Избранные главы по физиологии. Казань: Радуга, 1992. - 150 с.

3. Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова Т.Н., Урок физической культуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей.- М.: Советский спорт, 2004.-160 с.

4. Больсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000-275с.

5. Больсевич В.К.Физиологическая активность человека. М.: Владос 2000-235 с.

6. Бальсевич В.К. Возрастное развитие физических качеств человека. - Казань.: Радуга, 1992. -180 с.

7. Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Владос, 2000, -255с.

8. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно- двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. М.: Наука, 1991. - 253с.

9. Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология. М.: Наука, 1989.- 290с.

10. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.: Учебник для институтов физической культуры.- М.: ФиС, 1991. - 239с.

11. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. М.: ФиС, 1988.-116с.

12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. М.: Высшая школа. 1984.- 98с.

13. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1989.

14. Ковалев В.Д. Спортивные игры. М.: Просвещение, 1988г.

15. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. // Журнал «Физическая культура и спорт», 1984 - 124с.

16. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М.: Наука, 1991.-212с.

17. Никитин В.И. Для оценки двигательной подготовленности школьников. // Физическая культура в школе. 1982, №7,с. 19-21.

18. Романенко В.А., Максимович В.А., Круговая тренировка. М.:ФиС, 1986.-142с.

19. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение. 1987.-24с.

20. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направлением развития двигательных способностей. М.: Просвещение,1991.

© 2010-2022