- Преподавателю
- Физкультура
- Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся кадетского класса
Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся кадетского класса
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тменова М.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3, г.Осы»
Пермского края
Мониторинг физического развития
и физической подготовленности
учащихся кадетского класса
Тменова Марина Георгиевна
Учитель физического воспитания
Оса 2008г.
Оглавление
Введение 4
Глава I: Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей 6
1.1 Сущность и содержание мониторинга 6
1.2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи 7
Глава II: Цель, задачи, методы и организация исследования 10
2.1. Организация исследования. 10
Глава III: Анализ и обсуждение результатов мониторинга 15
Заключение. 25
Список литературы. 26
Приложение 27
Введение
Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.
Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.
Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.
Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.
Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.
Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.
В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.
Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.
Глава I: Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей
1.1 Сущность и содержание мониторинга
Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.
Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.
Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.
Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.
1.2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.
Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.
Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.
Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.
В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.
Цель мониторинга - получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
Задачи по достижению цели:
-
выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
-
установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.
Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.
А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.
Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.
Глава II: Цель, задачи, методы и организация исследования
Целью данной работы являются сбор результатов комплексных мониторинговых исследований, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся кадетского класса, которые могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья.
Цель достигалась путем решения задач:
-
Первичная диагностика факторов риска.
-
Получение исходных данных путем фактических измерений, выполнения проб и тестов, характеризующих адаптацию организма к физической нагрузке и уровень физического состояния испытуемых.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
-
Анализ литературных источников.
-
Измерения, тесты, пробы.
-
метод математической статистики обработки материалов исследования.
2.1. Организация исследования.
Анализ литературных источников.
Анализ литературных источников проводился для изучения накопленного исследователя опыта по интересующей меня проблеме. Этот вид деятельности является составной частью любого исследования.
Измерения, тесты, пробы ФР и ФП.
Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течении индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточный вес.
Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:
-
Соматических - длина тела (рост), масса тела (вес);
-
Физиометрических - жизненная емкость легких;
-
Самотоскопических - форма грудной клетки (телосложение);
Физическая подготовленность включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота. Степень развития этих качеств определяет физическая подготовка учащихся.
Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
-
скоростных (бег на 30 м);
-
координационных (челночный бег 3 x 10 м);
-
скоростно-силовых (прыжок в длину с места);
-
силовых (подтягивание);
-
выносливости (шестиминутный бег);
-
гибкость (наклон туловища вперед).
Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относится ЧСС, АД, ЧД. С их помощью осуществляется контроль функционального состояния по нагрузочной и ортостатической пробе.
Метод математической статистики обработки результатов
Полученные в результате исследования материалы подверглись математико-статистической обработке.
В МОУ «СОШ № 3, г. Осы» с 2005 года выстраивается программа по внедрению оборонно-спортивного профиля. Профильное образование на III ступени обучения, ориентированное на развитие готовности к защите правопорядка, службе в ВС, ликвидация ЧС эффективно развивает современные ключевые компоненты, такие как ответственность, умение принимать решение в экстремальных ситуациях различного характера, универсальные качества.
При этой форме организации учебной деятельности учащихся должны максимально учитываться их интересы, склонности, способности, состояние здоровья и другие индивидуальные способности.
Опыт показал, что для реализации поставленных задач недостаточно времени. Так появилась в школе на II ступени обучения кадетские классы.
Основная цель программы по физическому воспитанию в кадетском классе - обеспечить правильное физическое развитие и оптимальную работоспособность детей и подростков. К сожалению, в настоящее время еще недостаточно разработаны стандарты физического развития и физической работоспособности детей разного пола и возраста. Контрольные упражнения, предназначенные для определения уровня физической подготовленности учащихся, дают весьма поверхностное представление о их физическом развитии, так как не учитывают антропометрические характеристики, а также медицинскую группу здоровья. Не надо забывать, что уровень физической подготовленности зависит от многих факторов. Одним из таких факторов является работоспособность ребенка, которая напрямую зависит от его здоровья. Диагностика физической работоспособности приобретает большое значение, так как дает возможность в каждой группе отслеживать учащихся с низкими показателями и вовремя принимать соответствующие меры. Руководствуясь вышесказанным, мы вместе с классным руководителем 5 «А» кадетского класса Красновой Л.А. решили проводить мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся в данном классе. Так как класс не отбирался по состоянию здоровья, а нагрузка на учащихся возросла в отличие от других классов, нами были изучены медицинские карты. На основании чего и были разработано тематическое планирование, и на основании этого планирования разрабатывались конкретные тесты. Также на каждого ученика были составлены специальные карты «Показатели физической подготовленности», «Показатели физического развития» и карта «Здоровья ребенка», которую мы предложили заполнить родителям. Также с каждым родителем была проведена беседа для того, чтобы определить группу риска ребенка.
Данные исследования проводятся с сентября 2006 года. Объектом исследования являются 21 кадет МОУ «СОШ № 3, г. Осы». В ходе исследования изучается физическое развитие и физическая подготовленность учащихся.
Для определения уровня физического развития была взята методика профессора Хрущева С.В., основанная на принципах профессора Г.Л. Апанасенко. Программа состоит из простых и доступных индексов, тесно взаимосвязанных, по данным литературы, с уровнем адапционно-энергетических ресурсов организма. Для вычисления индексов определяются простые и широко применяемые в практике показатели: длина тела, масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД).
Для определения уровня физической подготовленности была использована комплексная программа «Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет». В качестве испытаний были взяты 6 упражнений: бег на 30 м (с), челночный бег 3х10 м (с), прыжок в длину с места (см), шестиминутный бег (м), наклон вперед из положения сидя (см), подтягивание на высокой и низкой перекладине.
Проводимые исследования включают два взаимосвязанных блока: информационный и деятельностный.
Информационный блок включает обработку результатов тестирования, создание банка данных о физическом развитии и физической подготовленности (см. схему №1).
Деятельностный же блок включает действия, осуществляемые на основе, полученной в результате обработки информации: разработку рекомендаций для проведения занятий, организацию занятий, регулярные проведения тестирования.
Схема №1
Технология проведения мониторинга состояния
физической подготовленности и физического развития
Заполнение
«Паспорта физического развития»
Тестирование учащихся в начале учебного года
Информационный блок
Заполнение
«Паспорта физической подготовленности»
Создание банка данных
о физической подготовленности и физического развития
Обработка данных
Тестирование учащихся в конце учебного года
Организация физического воспитания с внесенными коррективами
Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания
Составление списков с низким, средним и высоким уровнем развития
Глава III: Анализ и обсуждение результатов мониторинга
Физическое воспитание представляет собой социально-педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, который объединяет такие основополагающие компоненты, как оздоровительный (оптимизация функционирования систем организма человека), развивающий (повышение уровня физических или двигательных способностей и качеств) и образовательный (расширение и совершенствование объема знаний двигательных навыков и умений).
Для повышения эффективности занятий физическими упражнениями в процессе физического воспитания школьников большое значение имеет индивидуализация величины и характера физических нагрузок, воспитание соответствующей мотивации к занятиям физическими упражнениями и объективизация оценки физического состояния школьника и эффективности занятий.
Наиболее важными показателями в настоящее время, на основе которых можно индивидуализировать физические нагрузки, прогнозировать здоровье ученика, прививать ему сознательное отношение и любовь к занятиям физическими упражнениями, являются регулярные количественные определения уровней физического развития и физической подготовленности каждого школьника.
В изученной литературе приводятся нормы физического развития и физической подготовленности учащихся. По мнению авторов [4,5] данные параметры должны соответствовать возрасту учащихся. Однако во время тестирования не учитываются показатели морфофункционального состояния, которые являются объективным критерием первичного выявления детей, относящихся к группе риска.
Результаты физического развития (см. таблицы № 1-2)
Таблица №1: Показатели уровня физического развития за 2006-2007 учебный год
№
п/п
Ф.И. учащегося
Рост
(см)
Вес тела (кг)
ЧСС
(уд/мин)
АД
(мм рт.ст.)
ЖЕЛ
ДЖЕЛ
КВ
Медицинская группа
До нагр.
После нагр.
До нагр.
После нагр.
1
Белоусова Елена
155
38
77
94
104/64
123/60
1,7
2,66
19,2
подготовительная
2
Богомягкова Ирина
154
42
84
77
84/61
121/63
2,0
2,73
36,5
подготовительная
3
Болотнева Полина
140
38
74
90
73/62
109/53
3,2
2,1
67
основная
4
Веремейко Юлия
156
43
66
64
79/52
104/60
1.7
2.7
24
подготовительная
5
Закиров Александр
148
47
99
92
117/67
130/50
2,4
2,8
19,8
основная
6
Занин Кирилл
155
39
72
72
104/58
113/62
1,8
3,12
15,6
основная
7
Камалова Зоя
152
39
80
96
83/44
100/57
1,7
2,55
20,5
подготовительная
8
Кетов Иван
142
40
60
70
102/64
137/63
2,0
2,7
15,7
основная
9
Котомина Анна
162
59
76
104
108/68
142/99
2,1
2,92
19
специальная
10
Култышев Виталий
144
33
74
73
91/67
76/42
2,0
2,6
30,8
подготовительная
11
Куртибраимова Э.
156
54
73
92
107/52
130/50
2,2
2,7
13,2
подготовительная
12
Лихачева Ксения
156
51
64
96
104/51
114/71
1,5
2,7
12
подготовительная
13
Малыгина Надежда
161
49
60
88
98/53
125/66
2,0
2,7
13,3
подготовительная
14
Манькова Анастасия
151
37
80
86
94/60
121/66
3,0
2,51
23,5
подготовительная
15
Орлов Артем
163
50
84
82
120/69
140/69
3,4
3,48
16,4
подготовительная
16
Осокин Александр
155
54
72
110
105/68
128/65
2,0
3,16
19,4
подготовительная
17
Садыкин Станислав
150
35
62
71
113/58
100/59
2,0
2,9
11,2
подготовительная
18
Сыпачева Ольга
157
41
72
85
110/64
108/64
2,0
2,73
15,6
подготовительная
19
Уваров Владимир
155
39
80
88
103/61
128/58
2,0
3,12
19
подготовительная
20
Шестакова Валерия
150
58
89
112
112/57
120/60
1,9
2,47
16,1
специальная
21
Юрлов Александр
168
56
101
116
112/84
152/117
2,6
3,95
26,5
основная
Таблица №2: Показатели уровня физического развития за 2007-2008 учебный год
№
п/п
Ф.И. учащегося
Рост
(см)
Вес тела (кг)
ЧСС
(уд/мин)
АД
(мм рт.ст.)
ЖЕЛ
ДЖЕЛ
КВ
Медицинская группа
До нагр.
После нагр.
До нагр.
После нагр.
1
Белоусова Елена
160
42
86
125
108/69
113/67
1,8
2,85
22
подготовительная
2
Богомягкова Ирина
160
40
70
107
101/59
124/62
2,4
2,6
16,6
подготовительная
3
Болотнева Полина
144
34
81
121
110/91
121/73
1,6
2,25
42,6
основная
4
Веремейко Юлия
158
42
88
106
106/60
115/69
1,5
2,7
13,3
подготовительная
5
Закиров Александр
154
52
89
98
106/61
123/61
2,9
3,2
19,7
основная
6
Занин Кирилл
159
40
84
86
101/49
112/46
2,1
3,2
16,1
подготовительная
7
Камалова Зоя
156
40
84
107
103/62
126/67
2,1
2,7
20
подготовительная
8
Кетов Иван
146
43
84
99
112/63
126/64
2,2
2,7
17,1
основная
9
Котомина Анна
167
63
76
89
110/62
135/72
2,3
3,1
15,8
подготовительная
10
Култышев Виталий
145
36
93
110
108/66
114/72
2,0
2,6
22,1
основная
11
Куртибраимова Э.
156
55
87
105
119/65
128/60
2,3
2,7
16
основная
12
Лихачева Ксения
160
51
68
102
102/58
115/62
2,2
2,85
15,4
основная
13
Малыгина Надежда
162
51
77
100
115/65
127/79
2,2
2,9
15,4
подготовительная
14
Манькова Анастасия
156
41
100
136
105/65
106/67
1,9
2,7
25
подготовительная
15
Орлов Артем
169
51
105
97
112/67
125/60
3,2
4,05
23,3
основная
16
Осокин Александр
157
58
80
97
122/73
140/73
2,2
3,2
16,3
подготовительная
17
Садыкин Станислав
155
39
85
89
108/74
103/51
1,9
3,1
25
подготовительная
18
Сыпачева Ольга
159
45
69
79
119/70
124/68
2,2
2,7
14
основная
19
Уваров Владимир
160
43
88
120
102/70
134/60
1,8
3,1
27,5
подготовительная
20
Шестакова Валерия
152
59
90
114
114/60
122/69
1,9
2,55
16,6
специальная
21
Юрлов Александр
174
63
94
118
151/68
171/86
2,9
4,55
11,4
подготовительная
По результатам обследования 2006-2008 г. была проведена оценка показателей физического развития учащихся.
Оценка физического развития
Оценка физического развития
Учащиеся 5 класса
(%)
Учащиеся 6 класса
(%)
Низкий рост
19
23
Дефицит массы
19
28
Избыток массы
5
9,5
Анализ полученных результатов, представленных в таблице, позволяет делать вывод, что, к сожалению, с возрастом снижается гармоничное развитие детей. Вызывает тревогу высокие показатели дефицита массы тела, особенно у мальчиков будущих защитников Родины. Известно также, что низкие показатели массы тела могут иметь негативное значение при формировании костной массы, особенно в период полового созревания.
Показатель ЖЕЛ отображает функциональные возможности системы дыхания.
Оценка ЖЕЛ
Группа тестируемых
Учащиеся 5 класса
2006-2007 г.
Учащиеся 6 класса
2007-2008 г.
Норма
5
3
Умеренно сниженная ЖЕА
7
13
Значительно сниженная ЖЕА
9
5
Анализ данных указывает на низкое функциональное состояние легких обследуемых учащихся. Если в 2006-2007 учебном году нарушение функции вентиляции легких составляло 76% обследуемых, то в 2007-2008 учебном году оно возросло на 9% и составило 85%.
Артериальное давление - важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца, а также почечной патологии. Если АД выше АД расчета (СД на 15 мм ртутного столба, а ДД на 10 мм ртутного столба), это свидетельствует о гипертоническом состоянии. Если же АД ниже АД расчета (СД на 20 мм ртутного столба, а ДД на 15 мм ртутного столба), это свидетельствует о гипертоническом состоянии.
За два года исследования повышенное давление наблюдается у двух обследуемых, также у двух обследуемых наблюдается пониженное давление.
Коэффициент выносливости представляет собой интегральную величину, объединяющую ЧСС, СД и ДД. В норме КВ равен 16. Увеличение его указывает на ослабление деятельности ССС, уменьшение - на усиление деятельности ССС.
Показатели коэффициента выносливости
учащихся кадетского класса за 2006-2008 г.
-
Возраст
11 лет
12 лет
Норма
29%
29%
Выше нормы
52%
47%
Ниже нормы
19%
24%
Определив коэффициент выносливости можно сделать вывод, что 29% обследуемых имеют нормальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, у 47% КВ выше нормы, что указывает на ослабление состояния ССС и только у 24% КВ уменьшается, соответственно и усиливается деятельность ССС.
Таблица №3: Показатели уровня физического подготовленности за 2006-2007 учебный год
№
п/п
Ф.И. учащегося
Челн. бег 3х10 м
Бег 30 м (с)
Прыжки в длину с места (СМ)
Наклон вперед из положения сидя (см)
Подтягивание (кол-во раз)
6-минутный бег в метрах
Сентябрь
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
1
Белоусова Елена
9,0
8,9
5,9
5,4
153
155
+10
+13
1
4
750
760
2
Богомягкова Ирина
8,5
8,1
5,5
5,2
154
160
+9
+12
3
6
970
1050
3
Болотнева Полина
8,7
8,5
5,8
5,6
171
173
+8
+14
8
9
1050
1050
4
Веремейко Юлия
9,9
9,8
6,0
5,9
134
133
-2
0
0
3
700
750
5
Закиров Александр
8,4
8,3
5,4
5,2
172
174
0
+1
3
5
1100
1250
6
Занин Кирилл
10,1
10,2
5,6
5,6
159
157
-3
0
0
1
950
1000
7
Камалова Зоя
9,7
9,6
5,9
5,6
134
135
+3
+5
6
9
1050
950
8
Кетов Иван
9,3
9,0
6,4
6,0
166
165
+6
+8
3
4
1150
1200
9
Котомина Анна
10,9
10,8
6,0
6,1
132
133
-4
+1
0
0
700
850
10
Култышев Виталий
9,0
8,9
5,1
5,0
184
186
+9
+12
8
9
1300
1500
11
Куртибраимова Э.
10,2
9,9
5,3
5,3
143
145
+4
+3
1
3
950
1000
12
Лихачева Ксения
10,0
9,7
6,0
5,5
146
150
+7
+5
5
8
800
950
13
Малыгина Надежда
11,0
10,8
6,0
6,0
143
145
-14
-3
4
5
740
700
14
Манькова Анастасия
9,4
9,3
5,9
5,7
157
159
+2
+3
5
6
1100
1150
15
Орлов Артем
8,9
8,9
5,1
4,9
185
187
+8
+13
7
9
1000
1300
16
Осокин Александр
9,3
9,0
6,0
5,7
162
162
+10
+16
0
2
980
1050
17
Садыкин Станислав
10,2
9,8
5,4
5,2
165
169
+5
+5
5
7
1050
1350
18
Сыпачева Ольга
10,0
9,5
5,7
5,6
166
170
+7
+9
4
6
700
970
19
Уваров Владимир
10,8
10,0
5,9
5,5
159
164
0
+5
1
2
800
890
20
Шестакова Валерия
11,0
10,8
6,2
6,1
115
120
+1
+3
0
2
750
850
21
Юрлов Александр
10,3
9,9
5,8
5,5
165
173
-4
0
0
2
970
1150
Среднее
9,74
9,5
(2,46%)
5,75
5,55
(3,47%)
147,6
157,8
(6,9%)
2,9
5,7
(96%)
2,8
4,8
(71%)
886,2
970 (9,4%)
Таблица №4: Показатели уровня физического подготовленности за 2007-2008 учебный год
№
п/п
Ф.И. учащегося
Челн. бег 3х10 м
Бег 30 м (с)
Прыжки в длину с места (СМ)
Наклон вперед из положения сидя (см)
Подтягивание (кол-во раз)
6-минутный бег в метрах
Сентябрь
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
1
Белоусова Елена
8,5
8,3
5,5
5,1
145
158
+12
+16
2
8
1080
1100
2
Богомягкова Ирина
8,0
7,9
5,2
5,1
164
173
+14
+14
5
7
1080
1300
3
Болотнева Полина
8,4
8,4
5,5
4,9
165
173
+15
+11
9
10
1296
1000
4
Веремейко Юлия
8,8
8,9
5,8
5,9
132
163
+3
+2
4
6
864
900
5
Закиров Александр
8,0
8,4
5,9
5,2
172
184
+12
+10
6
4
1296
1800
6
Занин Кирилл
8,3
8,1
5,6
4,6
152
166
+2
+11
1
3
1404
1500
7
Камалова Зоя
8,4
8
5,4
5,3
154
160
+7
+3
8
10
864
900
8
Кетов Иван
8,6
8,9
5,9
5,9
166
167
+8
+9
5
5
1296
1500
9
Котомина Анна
9
8,7
6,1
5,4
126
140
+3
+7
4
5
1080
900
10
Култышев Виталий
7,8
7,4
4,9
4,9
480
212
+2
+15
10
12
1788
1850
11
Куртибраимова Э.
8,3
8,2
5,4
5,3
145
146
+8
+7
3
4
1000
1100
12
Лихачева Ксения
8,6
8,6
5,9
5,6
151
158
+9
+3
7
9
1080
1100
13
Малыгина Надежда
8,4
8
5,3
4,8
153
157
-12
0
4
5
1080
1000
14
Манькова Анастасия
8,9
8,4
5,5
4,9
154
166
+3
+4
4
6
1080
1000
15
Орлов Артем
7,9
7,7
4,9
4,3
202
230
+9
+21
8
8
1520
1700
16
Осокин Александр
8,3
8,2
5,5
4,9
157
166
+12
+17
1
3
1080
1250
17
Садыкин Станислав
8,1
8,0
5,1
4,6
170
184
+12
+10
8
10
1728
1800
18
Сыпачева Ольга
8,3
7,9
5,6
4,9
172
181
+13
+14
5
7
1070
1050
19
Уваров Владимир
8,1
8,3
5,1
4,7
167
170
+8
+8
3
3
1000
1200
20
Шестакова Валерия
9,2
9,2
5,3
5,7
124
130
+4
+5
2
3
900
1100
21
Юрлов Александр
8,2
7,7
5,3
4,7
175
185
+1
+6
5
6
1300
1350
Среднее
8,4
8,2
(2,4%)
5,4
5,08
(7,4%)
158,4
169,9
(7,3%)
5,2
9,2
(76,9%)
4,9
6,4
(30,6%)
1185
1257
(6,1%)
Результаты тестирования
физической подготовленности
Физическая подготовленность характеризует основные кондиционные физические качества (быстрота, выносливость, гибкость, сила, скоростная сила). Особая значимость физической подготовленности обусловлена тем, что именно уровень кондиционной физической подготовленности отражает с наибольшей мерой объективности морфофункциональное состояние организма, определяющего потенциал здоровья. Показатели физической подготовленности - это результатирующая часть мониторинга, которая поддается коррекции, осуществляемой на занятиях физической культурой.
Тестирование проводится с начала 2006-2007 учебного года. Проведенный анализ систем тестирования по программам содержащимися в научно-методической литературе, показал, что самым популярными тестами являются прыжок в длину с места, характеризующий развитие скоростно-силовых качеств; бег на 30 метров - скоростные качества; шестиминутный бег - аэробная выносливость; подтягивание - сила мышц верхнего плечевого пояса; наклон вперед из положения сидя - гибкость; челночный бег 3 по 10 м. - координация. В таблицах представлены материалы контрольных испытаний учащихся за 2006-2008 уч.года.
Как видим из таблицы результаты первого года исследования свидетельствуют о том, что количество учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности составляют 43,6%, средний - 45,4%, высокий уровень только -11%. Сопоставив данные уровня физического развития и уровня физической подготовленности, мы предположили, что учащиеся имеющие низкий уровень физического развития могут относится к группе «риска». Им было предложено дополнительное тестирование (в том числе и медицинское), чтобы можно было определить причины отставания в развитии и построить коррекционную работу с ними. Проводя дополнительное тестирование, были разработаны комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств. Протестировав учащихся в 2007-2008 уч.году мы убедились в том, что уровень физической подготовленности повысился. Количество учащихся имеющих высокий уровень физической подготовленности увеличилось до 22 %, средний - 39%, низкий - 39%. Анализируя результаты контрольных испытаний за два года исследования мы наблюдаем положительную динамику прироста показателей физической подготовленности.
Оценка уровня физической
подготовленности учащихся
Уровень физической подготовленности
2006-2007 уч.г. %
2007-2008 уч.г. %
Прирост показателя %
Высокий
11
22
50
Средний
45,4
39
16,4
Низкий
43,6
39
15,5
Прирост уровня физической подготовленности
учащихся за период 2006-2008 год.
Полученные данные позволяют определить уровень физического развития и физической подготовленности, который может измеряться такими категориями как «высокий», «средний» и «низкий». Нижний уровень развития показывает, что при ухудшении результатов возрастает количество нарушений в состоянии здоровья, а превышение верхнего уровня не ведет к улучшению состояния здоровья, а является показателем способности ребенка к данному виду деятельности.
Заключение.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы и предложения:
-
Уровень физической подготовленности учащихся снижен по всем основным параметрам, характеризующим развитие двигательных качеств.
-
Численность учащихся, отнесенных по уровню физической подготовленности к группе «риска» достаточно велика.
-
Наиболее важными показателями в настоящее время, на основе которого можно индивидуализировать физические нагрузки, объективизировать оценку успеваемости по физической культуре, прогнозировать здоровье ученика, являются регулярные количественные определения уровней физического здоровья и физической подготовленности учащихся. Этого можно добиваться путем проведения мониторинга, который позволяет получить количественную оценку физической и функциональной подготовленности детей на разных этапах развития, выявить пограничные состояния между нормой и патологией, и разрабатывать коррекционные программы воздействия на организм школьника.
Список литературы.
-
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.: Концепция информационно-образовательной компании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания/Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 2003 ,№1 с.11-18;
-
Душанин А.П., Виноградов Д.А.: Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России/ Теория и практика ФК, 2000,№6 с. 62;
-
Иленкова С.Д.; Социальный менеджмент М.,1998, с.214;
-
Кучма В.Р.: Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания» - М.: Издательство ГУНЦЗДРАМН, 2003. - 316 с.;
-
Ланда Б.Х.: Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - М.: Советский спорт,2006.
-
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании СПб.: Образование - культура,1998.
-
Изак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности - М.: Советский спорт, 2005.
Приложение
Карточка здоровья ребенка
Фамилия, Имя __________________________________________год рождения__________
Школа №3 г. Осы Пермского края
Для вас, родители! Укажите умения и навыки вашего ребенка (умеет, не умеет) ____________________________________________________________________________________
Лазание различными способами (канат, гимнастическая стенка, шест)____________________ ____________________________________________________________________________________
Прыжки через короткую __________ и длинную скакалку
Катание на коньках __________________________________________________________________
Катание на двухколесном велосипеде ___________________________________________________
Умение самостоятельно играть в спортивные игры ________________________________________
Плавание ___________________________________________________________________________
Умение пробегать кроссовую дистанцию (от 300 м) _______________________________________
Занятия спортом (каким?) _____________________________________________________________
Подпись родителей __________________________
Показатели физической подготовленности уч-ся класса Ф.И.О.
класс
Челночный бег
3х10 м (с)
Бег 30 м (с)
Прыжок в длину с места (см)
Наклон вперед из положения сидя (см)
Подтягивание (кол-во раз)
6-минутный бег (м)
Плавание
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
5
6
7
8
9
Показатели физического развития ученика ______ класса Ф.И.О.
класс
Рост (см)
Вес тела (кг)
ЧСС (уд/мин)
АД
(мм рт.ст.)
ЖЕА
ДЖЕЛ
КВ
Мед. группа
Подпись врача
Сент
Май
Сент
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент
Май
Сент
Май
Сент
Май
5
6
7
8
9
Показатели пульса у детей школьного возраста
Возрастная группа
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Частота пульса
92
90
88
86
84
82
80
78
76
72
Средние показатели артериального давления у детей школьного возраста (в мм рт.ст.)
Возрастная группа
мальчики
девочки
Max давление
Min давлене
Max давление
Min давлене
7
88
52
87
52
8
90
53
88
53
9
90
53
89
53
10
93
54
94
58
11
96
59
98
59
12
103
60
104
60
13
105
61
106
61
14
108
61
106
62
15
109
62
107
62
16
110
62
108
62
17
113
63
109
63
18
114
63
110
63