Подготовка школьников к олимпиаде по предмету «Физическая культура»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паденко М.С., учитель по физической культуре МОБУ СОШ №21 г.Якутска Республика Саха (Якутия)

Подготовка школьников к олимпиаде по предмету «Физическая культура»
История олимпиад по физической культуре среди школьников сравнительно коротка. Впервые физкультура была включена в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников, в 1999-2000 учебном году. Так же, как и в других предметных олимпиадах, победители олимпиады по физкультуре получают преимущественное право на зачисление в высшие учебные заведения в области физической культуры. Система подготовки школьников к предметной олимпиаде является важнейшей частью олимпиадного движения как формы работы с одаренными детьми, поскольку в ней реализуется задача развития способностей учащихся, а также кадровое обеспечение образовательных учреждений республики высококвалифицированными учителями физической культуры. Олимпиада по предмету «Физическая культура» включает в программу несколько видов спорта, которые отличаются друг от друга. В связи с этим нами делается акцент на определенные виды, которые стабильны в оценке. На первое место ставится легкая атлетика, это учащиеся, постоянно занимающиеся легкой атлетикой в ДЮСШ (бег на среднюю дистанцию), на втором месте - теоретические знания, которые дают на уроках учителя физической школы, на третьем месте спортивная гимнастика (дополнительные занятия в ДЮСШ), на четвертом спортивные игры. Наша республика участвовала с самой первой олимпиады по предмету «Физическая культура» в 2000 г. в г. Москве, где Ксения Буинцева, ученица СОШ №33 стала победительницей в спортивных играх, в общем зачете заняв 2 место. С тех пор с каждой олимпиады сборная Якутии не возвращалась без медалей. А в 2014 году Всероссийская олимпиада по физической культуре проводилась в нашем городе Якутске.

Из анализа Всероссийских олимпиад последних лет можно сделать выводы:

 теоретическая часть олимпиады Всероссийской олимпиады изменилась, так, если раньше были простые тестовые задания с выбором правильного ответа, то сейчас в 1/3 части вопросов нужно вписать правильное по смыслу слово и отдельные письменные ответы. Это вызывает затруднения у школьников, обучающихся на родном языке;

 На Всероссийском финале задания выступлений по разделам: гимнастика, баскетбол, футбол, волейбол дают за один день до выступлений. Связи с этим одному представителю физически невозможно подготовить четырёх учащихся, у каждого из которых разные программы задания (с победителями Всероссийских олимпиад в последние годы выезжают отдельные сопровождающие на каждого ученика, это такие города, как Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург, Калининград);

 Для хорошей подготовки по теории нужно широко применять электронные средства обучения, нами разработаны электронные тесты, работающие в интерактивном режиме - опыт подготовки к ЕГЭ доказал эффективность данных программ. Развитая система подготовки должна включать в себя несколько уровней. Нижний уровень включает базовое школьное образование, дополнительное образование в школе и вне ее по видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры), различные телекоммуникационные образовательные проекты, конкурсы и викторины по теоретическим знаниям (история ФК, теория ФК, физические качества и их развитие, медико-биологические аспекты развития).
Второй уровень системы подготовки предполагает на уровне села, города, улуса организацию центра подготовки сборной, куда входит специалисты по видам спорта и подготовки по теоретическим знаниям. Третий уровень предполагает целенаправленную подготовку небольшого числа наиболее одаренных учащихся под руководством квалифицированных тренеров и учителей. Необходимо проведение тренировочных сборов в период каникул и сборов, перед выездом на заключительный этап олимпиады, по легкоатлетической подготовке в г. Нерюнгри (высокогорье), проведение дистанционных олимпиад по теоретической части, подготовка методических пособий по разделам олимпиады. На протяжении 11 лет директор нашей школы Ермолаев С.А. являлся председателем республиканского жюри по предмету «Физическая культура», ежегодно принимал участие в подготовке и выезде сборной республики на финал России. Нами накоплен большой практический опыт подготовки участников олимпиады по физкультуре, разработаны методические рекомендации, электронные пособия по подготовке к олимпиаде. Думается, у сборной республики неплохой показатель эффективности, так, в 2010 г. из 11 призеров Всероссийских предметных олимпиад (по 20 предметам) из нашей республики, шесть призеров были по предмету «Физическая культура». На сегодняшний день активное участие в подготовке учащихся принимают ИФКиС СВФУ и Чурапчинский ИФКиС. По приглашению ректора ЧИФКиС Готовцева И.И. в 2012 году был проведен семинар с участием председателя Всероссийского жюри, профессора Чеснокова Н.Н., по подготовке участников олимпиад, также там проходил региональный этап олимпиады. На протяжении всех лет большую помощь в организации и подготовке олимпиад оказывает Варламов М.И., директор Республиканского Центра физического воспитания и детского спорта министерства образования РС(Я). Из числа моих воспитанников победителями и призерами городских этапов олимпиады по ФК становились ученики Сердюкова Екатерина, Абрамова Виолетта, Потягов Максим, Байбородин Илья, Агафонова Елизавета, Свирин Дмитрий, Горбунова Юлия, Бальжунист Алина, Николаев Александр, Сердюкова Анастасия. Бальжунист Алина становилась призером регионального этапа олимпиады по ФК, а Николаев Александр - победителем регионального этапа в 2014 г, участником Всероссийского заключительного этапа олимпиады по ФК 2014, 2015, двукратным победителем городского этапа. Олимпиада представляет собой нечто большее, чем отбор абитуриентов. Она сегодня имеет все признаки общественного движения, нацеленного на формирование высокой культуры тела, духа и разума современного человека. Олимпиада по физической культуре должна приобрести массовый характер, пробудить в школьниках желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями и стремиться к здоровому образу жизни. С каждым годом количество участников Всероссийских олимпиад школьников растет, что свидетельствует о повышении ее популярности.

© 2010-2022