Рабочая программа курса внеурочной деятельности Легкая атлетика

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени Н.Д.Лицмана»

РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА На заседании кафедры Заместитель директора Приказом директора

Протокол № 1 по ВР___________/ №

от «__» августа 2015г. О.Л. Мазурина от «28» августа 2015г.

Зав кафедрой__________ «27» августа 2015г.







Рабочая программа

курса спортивно-оздоровительной деятельности

«Легкая атлетика»

6-7 классы



Составитель:

Рафикова Зульфия Мунировна

Срок реализации: 1 год Рассчитано на 34 часа (1 час в неделю)




  1. - 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 14.06.2014 №145-ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» (с изменениями), утвержденной приказом директора МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» № 31 от 28.08.2015

  • Учебного плана, утверждённого приказом директора № 23 от 21.05.2015г.

  • «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».

Внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность учащихся МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно решение задач их воспитания и социализации. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Согласно учебному плану, утверждённому приказом директора № 23 от 21.05.2015г. организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии. Актуальность данной программы заключается в том, что легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании школьников. Различные виды ходьбы, бега, прыжков и метаний являются составной частью не только уроков, но и внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности в целом. В 6 и 7 классах важное место отводится изучению видов легкой атлетики. И внеурочная деятельность позволяет более углубленно изучать легкую атлетику ребятам, проявляющим интерес к этому разделу.

Целью курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика» является формирование всесторонне развитой личности, укрепление физического, психоэмоционального здоровья учащихся. При этом предполагается решение следующих задач:

  • закрепление и совершенствование техники легкоатлетических упражнений;

  • развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, общей выносливости);

  • мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях легкой атлетикой, как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях;

  • освоение технологии здорового образа жизни, норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;

  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;

  • вовлечение учащихся в творческую, поисковую деятельность.

2. Общая характеристика курса «Легкая атлетика».

Содержание программы курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. Программа занятий рассчитана на 34 ч - 1 ч в неделю. Педагог самостоятельно определяет формы и виды занятий, их продолжительность с учётом времени года, погодных условий и местных особенностей. Кроме того, педагог организует занятия блоками или темами (соревнования, прогулки, походы, «погружения»). Каждое занятие организовано в виде игровой, познавательной, поисковой, физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся с элементами выполнения социально-профессиональных ролей.

Занятия способствуют:

  • освоению основ легкой атлетики;

  • обучению двигательным действиям, общему укреплению здоровья и закаливанию организма;

  • развитию физических качеств;

  • основам регулирования физической нагрузки;

  • овладению техникой бега по пересеченной местности;

  • обучению проектированию и ведению исследовательской деятельности;

  • развитию навыков межличностной коммуникации.

Структура тематического плана выстроена по принципу соответствия временам года, т. е. в межсезонье часть занятий проводятся в спортивном зале, но большая часть занятий будут на открытом воздухе.

Содержание программы предполагает использование на занятиях современных компьютерных, информационных, интерактивных технологий, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность внеурочной деятельности и организовать самостоятельную работу учеников.

Подведение итогов работы за учебный год организовано в различных формах: показательные выступления, творческий отчет, участие в соревнованиях и т.д.

Усвоение материала программы и участие в соревнованиях позволит школьникам подготовиться и сдать нормы «ГТО», а также выполнить разрядные требования. Особое внимание уделяется выполнению кружковцами норм по легкой атлетике.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций, бесед, круглых столов…

План занятий построен так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель:

  • теоретические занятия с применением проектной деятельности;

  • участие в школьных и городских соревнованиях;

  • сдача норм ГТО

Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели кружка, подготовленности группы. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время изучения темы «Метание мяча», отводится время для теоретических вопросов и экскурса в историю.

Руководитель обеспечивает условия для безопасного проведения занятий. С этой целью ему необходимо подробно ознакомиться с инструкциями. Уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Распределять обязанности в каждом занятии следует так,
чтобы к исполнению их каждый раз привлекались разные участники кружка. Это позволит выявить наиболее способных ребят для привлечения к судейству.

Для занятий кружка и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, имеющимся в гимназии, приобретенным для работы кружка.

У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях.

3. Описание места курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика» в учебном плане.

Курс спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика» рассчитан на один год. Содержание курса предполагает проведение занятий в помещениях гимназии и на свежем воздухе. Программа занятий рассчитана на 34 часа - 1 час в неделю. В группе не более 12-15 человек, что соответствует требованиям техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика».

Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы. Это:

- использование ценности легкой атлетики для удовлетворения индивидуальных интересов, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве;

- знание истории легкой атлетики;

- навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- готовность к личностному самоопределению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты характеризуют уровень качественных универсальных способностей учащихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий легкой атлетикой, их планирования и содержательного наполнения;

  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной деятельности.

  • владения способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

  • способы закаливания организма;

  • соблюдать безопасность при выполнении легкоатлетических упражнений;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты характеризуют усвоенные кружковцем специальные компетенции, опыт творческой, познавательной деятельности. Опыт коллективной деятельности в группе, социально-профессиональных ролей в системе самоуправления, ценностные установки, межличностной коммуникации.

5. Содержание курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика».

1. Вводное занятие. Обеспечение безопасности. Особенности и виды легкой атлетики.

Теория: Цели и значение занятий легкой атлетикой. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Причины и предупреждение травматизма на занятиях легкой атлетикой. Нормы поведения в общественных местах во время соревнований. Нормы передвижения по дорогам, правила ПДД. Правила обращения с инвентарем и оборудованием.

2. Бег на короткие дистанции. Бег на короткие дистанции (или спринт) включает бег на дистанции от 30 до 400 м (наиболее распространенные дистанции 60, 100, 200, 400 м). в программу 6, 7 классов входит бег на дистанции 30, 60, 200, 400м.

3. Техника эстафетного бега. В эстафете 4*100м участник первого этапа начинает бег с низкого старта с виража. Он держит в правой руке эстафетную палочку. Стартующий бежит у внутреннего края дорожки. Приближаясь к принимающему, подает команду «хоп» и принимающий отводит выпрямленную руку назад. Приняв палочку, продолжает бег.

4. Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Дальность прыжка в длину зависит от скорости разбега, мощности отталкивания, угла вылета общего центра массы тела, техники приземления.

5. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжок в высоту можно разделить на четыре основные части: 1) разбег, 2) отталкивание, 3) переход через планку, 4) приземление.

6. Метание малого мяча. Вес малого мяча 150 гр. Диаметр мяча - 58-62 мм. Метание производится в коридор шириной 10 м. Способ метания мяча - одной рукой из-за спины через плечо. Метание выполняется с места или с разбега. Техника метания малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

7. Прикладные виды легкой атлетики: полоса препятствий, подвижные игры и эстафеты. Полоса препятствий представляет собой ряд физических упражнений (бег, прыжки, перелезания, метания и др.), следующих одно за другим в определенной последовательности. Подвижные игры и эстафеты помогают овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию физических способностей.

8. Теоретические знания по физической культуре и специальные знания по легкой атлетике . История легкой атлетики. Виды легкой атлетики. Становление легкой атлетики в России. Знаменитые спортсмены - легкоатлеты. Техника выполнения разучиваемых двигательных действий, элементы правил соревнований, судейства.




6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика»

(для учащихся 6, 7 классов)

№ п/п

Наименование раздела

Общее кол-во часов

Основные виды деятельности

I

Вводное занятие.

1

Понимать и выполнять правила поведения и техники безопасности во время теоретических и практических занятий легкой атлетикой.

II

Бег на короткие дистанции.

6

Понимать и знать технику бега на короткие дистанции: положение бегуна на старте и старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Бег на 30, 60, 200, 400м.

III

Техника эстафетного бега

4

Освоить технику эстафетного бега. Прием палочки, передача палочки, бег и финиширование.

IV

Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»

4

Освоить технику прыжка в длину с разбега. Детальное ознакомление с техникой. Выполнять упражнения для закрепления техники отталкивания в прыжке в длину с разбега, упражнения для обучения движениям в полете и во время приземления.

V

Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»

4

Освоить технику прыжка в высоту с разбега. Закрепление техники отталкивания в сочетании с маховыми движениями ногой и руками, техники разбега в сочетании с отталкиванием, техники перехода через планку.

VI

Метание малого мяча на дальность и в цель.

4

Освоить технику метания малого мяча. Закрепление техники метания малого мяча на дальность с двух и трех бросковых шагов, в горизонтальную и вертикальную цель.

VII

Прикладные виды легкой атлетики.

6

Освоить технику преодоления полосы препятствий. Участвовать в играх, линейных и встречных эстафетах. Освоить правила судейства.

VIII

Теоретические знания по физической культуре и специальные знания по легкой атлетике

5

Понимать роль легкой атлетики в становлении спорта. Освоить технику выполнения разучиваемых двигательных действий, элементы правил соревнований и судейства.

Итого:

34






7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика».

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Легкая атлетика

Мяч малый

Мяч малый (теннисный)

Скакалка

Планка для прыжков в высоту

Стойки для прыжков в высоту

Барьеры л/а тренировочные

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Рулетка измерительная (10м; 50м)

Номера нагрудные

Сектор для прыжков в длину

Сектор для прыжков в высоту

Секундомер

Маты

8. Планируемые результаты изучения курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика».

По окончании занятий курса «Легкая атлетика», кружковцы будут знать:

• значение легкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма; названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;

• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий легкой атлетикой;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий легкой атлетикой, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях легкой атлетикой.


Приложение 1


Календарно-тематическое планирование курса спортивно-оздоровительной деятельности «Легкая атлетика»

№ п/п

Тема:

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

I

Вводное занятие.

1

1

0

II

Бег на короткие дистанции.

6

0

6


  1. Низкий старт.

  2. Закрепление техники низкого старта.

  3. Техника стартового разгона и бега с максимальной скоростью по дистанции.

  4. Обучение технике движения рук в беге.

  5. Техника бега с максимальной скоростью по прямой дистанции.

  6. Закрепление техники бега с максимальной скоростью.



III

Техника эстафетного бега

4

0

4


  1. 1. Обучение технике передачи и приема эстафетной палочки.

  2. 2. Закрепление техники передачи и приема эстафетной палочки.

  3. 3. Обучение технике старта учащихся, принимающих эстафетную палочку.

  4. 4. Обучение технике передачи и приема эстафетной палочки в зоне передачи.




IV

Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»

4

0

4


  1. Обучение технике прыжка в длину с разбега (приземление, отталкивание).

  2. Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием.

  3. Обучение движениям в полете в прыжках в длину с разбега.

  4. Обучение ритму последних шагов разбега.




V

Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»

4

0

4


  1. Закрепление техники отталкивания в сочетании с маховыми движениями ногой и руками.

  2. Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием.

  3. Закрепление техники разбега в сочетании с отталкиванием.

  4. Обучение технике перехода через планку.




VI

Метание малого мяча на дальность и в цель.

4

0

4


  1. Закрепление хлесткого движения метающей руки в финальном усилии.

  2. Обучение технике выполнения скрестного шага. Закрепление выхода в положение «натянутый лук» в финальном усилии.

  3. Обучение технике метания малого мяча на дальность с двух и трех бросковых шагов.

  4. Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м (6 кл.), 10-12м (7 кл.).




VII

Прикладные виды легкой атлетики.

4

0

4


  1. Легкоатлетическая полоса препятствий.

  2. Закрепление техники преодоления легкоатлетической полосы препятствий.

  3. Эстафета «Челночный бег».

  4. Эстафета «Преследование прыжками».




VIII

Теоретические знания по физической культуре и специальные знания по легкой атлетике

5

5

0


  1. История легкой атлетики.

  2. Легендарные спортсмены - легкоатлеты.

  3. Становление легкой атлетики в России.

  4. Становление легкой атлетики в Тобольске.

  5. Мировые рекорды по легкой атлетике.




Итого:

34

7

27

























© 2010-2022