- Преподавателю
- Физкультура
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС физическая культура
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС физическая культура
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Салданов В.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
-
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
-
К - полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
-
Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечание
Основная школа
Старшая школа
Базов уров.
Проф уров
1
2
3
4
5
6
1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1.
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Д
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)
Д
1.3
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)
Д
1.4
Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре
Д
1.5
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)
Д
1.6
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
Д
1.7
Авторские рабочие программы по физической культуре
Д
Д
Д
1.8
Учебник по физической культуре
К
К
К
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.9
Дидактические материалы по основам
Г
Г
Г
Комплекты разноуровневых
1
2
3
4
5
6
разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
тематических заданий,
дидактических карточек.
1.10
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению
Д
Д
Д
В составе библиотечного фонда
1. 11
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Д
Методические пособия и рекомендации
Ж. «Физическая культура в школе»
2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Д
2.2
Плакаты методические
Д
Д
Д
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения
Д
3.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
3.1
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
Д
Д
Д
3.2
Аудиозаписи
Д
Д
Д
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;
проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
4.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4.1
Телевизор с универсальной подставкой
Д
Телевизор не менее 72 см по диагонали
4.2
Видеомагнитофон с комплектом видеокассет
Д
1
2
3
4
5
6
4.3
Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок
Д
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей
4.4.
Радиомикрофон (петличный)
Д
4.5.
Мегафон
4.6
Мультимедийный компьтер
Д
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.7
Сканер
Д
4.8.
Принтер лазерный
Д
4.9.
Копировальный аппарат
Д
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.10
Цифровая видеокамера
Д
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.11
Цифровая фотокамера
Д
4.12
Мультимедиапроектор
Д
4.13
Экран (на штативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,25х1,25
5.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ГИМНАСТИКА
5.1.
Стенка гимнастическая
Г
Г
Г
5.2
Бревно гимнастическое напольное
Г
5.3
Бревно гимнастическое высокое
Г
Г
Г
5.4.
Козел гимнастический
Г
Г
Г
5.5.
Конь гимнастический
Г
5.6
Перекладина
Г
Г
Г
1
2
3
4
5
6
гимнастическая
5.7.
Брусья гимнастические, разновысокие
Г
Г
Г
5.7
Брусья гимнастические, параллельные
Г
Г
Г
5.8.
Кольца гимнастические, с механизмом крепления
Г
Г
5.9
Канат для лазания, с механизмом крепления
Г
Г
Г
5.10
Мост гимнастический подкидной
Г
Г
Г
5.11
Скамейка гимнастическая жесткая
Г
Г
Г
5.12
Скамейка гимнастическая мягкая
Г
Г
Г
5.13
Комплект навесного оборудования
Г
Г
Г
В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания
5.14
Контейнер с набором т/а гантелей
Г
5.15
Скамья атлетическая, вертикальная
Г
Г
5.16
Скамья атлетическая, наклонная
Г
Г
5.17
Стойка для штанги
Д
Д
5.18
Штанги тренировочные
Г
Г
5.19
Гантели наборные
Г
Г
5.20
Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина
Г
Г
Г
5.21
Коврик гимнастический
К
К
К
5.22
Станок хореографический
Г
Г
Г
5.23
Акробатическая дорожка
Г
Г
Г
5.24
Покрытие для борцовского ковра
Д
Д
5.25
Маты борцовские
Г
Г
5.26
Маты гимнастические
5.27
Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)
Г
Г
Г
5.28
Мяч малый (теннисный)
К
К
К
5.29
Скакалка гимнастическая
К
К
К
5.30
Мяч малый (мягкий)
К
К
К
5.31
Палка гимнастическая
К
К
К
5.32
Обруч гимнастический
К
К
К
5.33
Коврики массажные
Г
Г
5.34
Секундомер настенный с защитной сеткой
Д
1
2
3
4
5
6
5.35
Пылесос
Д
Д
Д
Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря
5.36
Сетка для переноса малых мячей
Д
Д
Д
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
5.37
Планка для прыжков в высоту
Д
Д
5.38
Стойки для прыжков в высоту
Д
Д
5.39
Барьеры л/а тренировочные
Г
Г
5.40
Флажки разметочные на опоре
Г
5.41
Лента финишная
Д
5.2
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
Г
5.43
Рулетка измерительная (10м; 50м)
Д
5.44
Номера нагрудные
Г
Г
Г
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
5.45
КОМПЛЕКТ ЩИТОВ БАСКЕТБОЛЬНЫХ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ
Д
5.46
ШИТЫ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ НАВЕСНЫЕ С КОЛЬЦАМИ И СЕТКОЙ
Г
5.47
МЯЧИ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ
Г
Г
Г
5.48
СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСА И ХРАНЕНИЯ МЯЧЕЙ
Д
Д
Д
5.49
ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ
Г
Г
Г
5.50
СТОЙКИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
Д
5.51
СЕТКА ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ
Д
5.52
МЯЧИ ВОЛЕЙБОЛЬНЫЕ
Г
Г
Г
5.53
СЕТКА ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ И ХРАНЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МЯЧЕЙ
Д
Д
Д
5.54
ТАБЛО ПЕРЕКИДНОЕ
Д
5.55
ЖИЛЕТКИ ИГРОВЫЕ С НОМЕРАМИ
Г
Г
Г
5.56
ВОРОТА ДЛЯ МИНИ-ФУТБОЛА
Д
5.57
СЕТКА ДЛЯ ВОРОТ МИНИ-ФУТБОЛА
Д
5.58
МЯЧИ ФУТБОЛЬНЫЕ
Г
Г
Г
5.59
НОМЕРА НАГРУДНЫЕ
Г
Г
Г
5.60
КОМПРЕССОР ДЛЯ НАКАЧИВАНИЯ МЯЧЕЙ
Д
1
2
3
4
5
6
ТУРИЗМ
5.61
ПАЛАТКИ ТУРИСТСКИЕ (ДВУХ МЕСТНЫЕ)
Г
5.62
РЮКЗАКИ ТУРИСТСКИЕ
Г
5.63
КОМПЛЕКТ ТУРИСТСКИЙ БИВУАЧНЫЙ
Д
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
5.64
ПУЛЬСОМЕТР
Г
Г
5.65
ШАГОМЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ
Г
Г
5.66
КОМПЛЕКТ ДИНАМОМЕТРОВ РУЧНЫХ
Д
5.67
ДИНАМОМЕТР СТАНОВОЙ
Д
5.68
СТУПЕНЬКА УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ДЛЯ СТЕП-ТЕСТА)
Г
5.69
ТОНОМЕТР АВТОМАТИЧЕСКИЙ
Д
5.70
ВЕСЫ МЕДИЦИНСКИЕ С РОСТОМЕРОМ
Д
Д
СРЕДСТВА ДО ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
5.71
АПТЕЧКА МЕДИЦИНСКАЯ
Д
Д
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ
5.80
ДОСКА АУДИТОРНАЯ С МАГНИТНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
Д
Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу
6.
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
6.1
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ИГРОВОЙ
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.2
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ ГИМНАСТИЧЕСКИЙ
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.3
ЗОНЫ РЕКРЕАЦИИ
Для проведения динамических пауз (перемен)
1
2
3
4
5
6
6.4
КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ
Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5
ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИНВЕНТАРЯ И ОБОРУДОВАНИЯ
Включает в себя: стеллажи, контейнеры
7.
ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)
7.1
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКАЯ ДОРОЖКА
Д
7.2
СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ
Д
7.3
СЕКТОР ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ
Д
7.4
ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ФУТБОЛА (МИНИ-ФУТБОЛА)
Д
7.5
ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ
Д
7.6
ПЛОЩАДКА ИГРОВАЯ ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ
Д
7.7
ГИМНАСТИЧЕСКИЙ ГОРОДОК
Д
Д
7.8
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
Д
Д
7.9
ЛЫЖНАЯ ТРАССА
Д
Включающая, небольшие отлогие склоны
7.10
КОМПЛЕКТ ШАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕСТ ЗАНЯТИЙ НА СПОРТИВНОМ СТАДИОНЕ
Д