РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФВ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края



ГБОУ СПО «Коми-Пермяцкий сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Для специальностей (группы специальностей)

110401 Агрономия; 111801 Ветеринария; 111101 Зоотехния.













Кудымкар 2012

Одобрена предметной методической Составлена согласно «Рекомендациям

комиссией общеобразовательных по реализации среднего(полного)

дисциплин общего образования образовательных

Протокол № от учреждений начального и среднего

профессионального образования» для

специальностей 110401 Агрономия;

111801 Ветеринария; 111101 Зоотехния

Председатель ЦК Заместитель директора по учебной

____________________ НечаеваТ.Н. работе _______________________ Иутина С.А




Автор: Колдомов Сергей Николаевич, преподаватель физической культуры ГБОУ СПО «Коми-Пермяцкий сельскохозяйственный техникум»

Рецензент: Радостев В.И., преподаватель «ОБЖ», ГБОУ СПО «Коми-Пермяцкий сельскохозяйственный техникум».

Рецензент: Конев В.К., Заслуженный работник физической культуры,

преподаватель физической культуры филиала «УдГУ» г.Кудымкаре.








Рецензия

на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура» для специальностей 110401 Агрономия; 111801 Ветеринария; 111101 Зоотехния

преподавателя БГОУ СПО «Коми - Пермяцкий сельскохозяйственный техникум»

Колдомова Сергея Николаевича

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку, содержание учебной дисциплины согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта , тематический план учебной дисциплины, требования к результатам обучения, контроль и оценка результатов обучения, темы рефератов, самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» и литература для обучающихся и преподавателей.

В пояснительной записке определены цели изучения дисциплины, дано краткое описание содержания программы.

Тематический план раскрывает последовательность изучения разделов тем программы показано распределение учебных часов, продуманны максимальная учебная нагрузка, аудиторная и самостоятельная работа обучающихся.

Раздел «Содержание учебной дисциплины» начинается с введения, где дана характеристика дисциплины, требования техники безопасности, показаны место и роль физической культуры в подготовке специалистов. В теоретической части раскрываются основные понятия физической культуры и валеологии. Практическая часть представлена учебно-методическим и учебно-практическим разделами. В учебно-методическим разделе представлены простейшие методики самооценки работоспособности, составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики, приемы массажа. По материально-техническим причинам из учебно-практического раздела исключен такой вид спорта как плавание. Вариативная часть представлена нетрадиционными видами спорта- элементами единоборств и коньками.

В каждом разделе предполагается самостоятельная работа обучающихся. Задания для самостоятельной работы развивают информационные, учебно-познавательные, физкультурно-оздоровительные и коммуникативные компетенции студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает содержание, количество часов, формы отчетности и контроля. Литература составлена в соответствии с ГОСТ. В рабочей программе имеются темы рефератов.

Оценка программы положительная. Рабочая программа может быть рекомендована для реализации в данном учебном учреждении.

Рецензент:

Преподаватель физической культуры

филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г.Кудымкаре,

Заслуженный работник физической культуры В.К.Конев______________


Рецензия

на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура» для специальностей 110401 Агрономия; 111801 Ветеринария; 111101 Зоотехния

преподавателя БГОУ СПО «Коми - Пермяцкий сельскохозяйственный техникум»

Колдомова Сергея Николаевича

Рабочая программа составленна в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного федерального образовательного стандарта по предмету «Физическая культура».

Дисциплина преподается на первых курсах: для специальностей 110401 Агрономия; 111801 Ветеринария; 111101 Зоотехния.

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку, содержание учебной дисциплины согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта , тематический план учебной дисциплины, требования к результатам обучения, контроль и оценка результатов обучения, темы рефератов, самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» и литература для обучающихся и преподавателей. Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета.

Заключение.

В пояснительной записке указаны цели изучения дисциплины, кратко описано содержание теоретической и практической части программы. Указаны отступления от примерной программы, и причины их обуславливающие.

Содержание учебной дисциплины состоит из теоретической и практической частей. Практическая часть подразделяется на учебно-методический и учебно-практический разделы. Вариативная часть представлена элементами единоборств и коньками. В каждой теме указана самостоятельная работа.

Тематический план составлен с указанием частей, разделов и тем учебной дисциплины.

В рабочей программе представлена таблица с внеаудиторная самостоятельной работой студентов отображающая содержание, количество часов, формы отчетности и контроля.

В программе имеются темы рефератов, литература для преподавателей и студентов.

Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для специальностей 110401 Агрономия; 111801 Ветеринария; 111101 Зоотехния может быть использована в учебном процессе.


Рецензент:

Преподаватель ОБЖ, ГБОУ СПО

«Коми - Пермяцкий сельскохозяйственный техникум» ____________ В.И.Радостев


Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО.

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. В связи с ухудшающимся состоянием здоровья подрастающего поколения увеличено количество часов до 117 от 78 часов рекомендуемой примерной программой.

Физическая культура осваивается как базовый учебный предмет в объеме 176 часов, из которых 117- аудиторная нагрузка и 59- самостоятельная работа.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В вариативной части представлены разделы- коньки и элементы единоборств.

Рабочая программа «Физическая культура» направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.

Программа содержит теоретическую и практическую части.

Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.

Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: ознакомление обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.

На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.

Учебно-практические занятия содействуют развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний.

При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта. Содержание и объем учебно-тренировочных занятий может корректироваться преподавателем с учетом индивидуально - психологических особенностей групп, погодных условий и расписанием.

Для организации учебно-практических занятий обучающихся первого курса учреждений СПО в программу кроме обязательных видов спорта (легкая атлетика, лыжи, гимнастика, спортивные игры) дополнительно включены нетрадиционные виды спорта- коньки и элементы единоборств. Из учебно-практического раздела исключен такой вид спорта как плавание, в связи с материально-техническими возможностями.

Формой промежуточной аттестации является зачет, формой итоговой аттестации является дифференцированный зачет.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Введение

Современное состояние физической культуры и спорта. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Особенности организации физического воспитания в учреждениях СПО (валеологическая и профессиональная направленность).Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Самостоятельная работа. Сообщения на темы: современные оздоровительные системы; анализ состояния физической культуры в Пермском крае.

1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.

Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и валеология. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

Самостоятельная работа. Сообщения на темы: закаливание; здоровое питание; режим дня; вредные привычки; физкультура и спорт в кино, театре, литературе; значение физкультуры и спорта для современного человека. Ребусы и кроссворды.

2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств. Самостоятельная работа. Рефераты и сообщения на темы: особенности, принципы построения самостоятельных занятий; тесты; сенситивность.

3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств

Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений - тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.

Самостоятельная работа. Сообщения на темы: утомление и восстановление; врачебный контроль; самоконтроль. Составить: комплексы упражнений для восстановления физической, умственной и зрительной способностей комплексы для проведения физкультминутки, динамической паузы, подвижной перемены.

4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО и СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.

Самостоятельная работа. Рефераты и сообщения на темы: нервно-эмоциональное, психическое, и психофизическое утомление; повышение работоспособности.

5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.

Самостоятельная работа. Рефераты и сообщения на темы: физкультура и спорт в ногу с профессиональной деятельностью; ППФК для вашей специальности; профилактика профессиональных заболеваний.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учебно-методическая

1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.

Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.

Самостоятельная работа. Освоить одну из методик самооценки работоспособности.

2. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.

Самостоятельная работа.. Разработать комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата и коррекции зрения.

3.Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма.

Самостоятельная работа. Составление конспектов комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики.

Учебно-тренировочная

При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта. Содержание и объем учебно-тренировочных занятий может корректироваться преподавателем с учетом индивидуально - психологических особенностей студентов, погодных условий и расписанием.

3.1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка

Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления. Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м,.1000м.; эстафетный бег 4100 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в длину с места; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши). Инструктаж по технике безопасности при занятиях легкой атлетикой на открытом стадионе и спортивном зале.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщения о легкоатлетах Коми округа и Пермского края, сообщения о советских и российских легкоатлетах (работа в мини группах), составить комплекс упражнений для развития прыгучести и разучить его с группой. Равномерный бег, ежедневно в течение 30-40 минут. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

3.2. Гимнастика

Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.

Строевая подготовка, фигурная маршеровка. Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, групповые упражнения, упражнения с набивными мячами, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. Акробатика. Инструктаж по технике безопасности при занятиях гимнастикой.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщения о выдающихся гимнастах современности. Составить комплекс упражнений и подобрать музыкальное сопровождение для ритмической и художественной гимнастики. Выполнение гимнастических упражнений профилактической направленности. Составление комбинации по акробатике(I, II, III ст. сложности). Изучение истории развития гимнастики. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

3.3. Спортивные игры

Спортивные игры способствуют совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.

Волейбол

Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам. Судейство игр.

Самостоятельная работа. Изучение правил игры и жестов судьи. Составление таблицы игр. Правила организации и проведения соревнований по волейболу. Изучение истории развития волейбола. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

Баскетбол

Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам. Судейство игр.

Самостоятельная работа. Изучение жестов судьи. Правила игры и судейства. Составление таблиц при разном количестве команд-участниц. Правила организации и проведения соревнований по баскетболу. Изучение истории развития баскетбола. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

3.4 Лыжная подготовка

Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.

Совершенствование лыжных ходов: коньковый ход, плуконьковый ход; попеременные (двухшажный), одновременные (безшажный, одношажный, двухшажный), переходы с одновременных ходов на попеременные и обратно. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Подъемы попеременным ходом: скользящим, беговым, ступающим шагом «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Спуски: в основной, низкой, высокой стойке. Торможения: «плугом», «упором», «соскальзыванием». Повороты: переступанием, упором, на параллельных лыжах. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции от 2-3 км (девушки»)и от 3-5 км (юноши). Инструктаж по технике безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщения о лыжниках Коми округа и Пермского края, чемпионах и призерах Европы, Мира, Олимпийских игр. Равномерное прохождение дистанции изученными лыжными ходами 4 - 5 км.

Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

3.5 Виды спорта по выбору (вариативная часть).

Знакомство с элементами единоборств и их влиянием на развитие физических, нравственных и волевых качеств.

3.5.1 Элементы единоборств. Развивают сложно-координационные движения, психофизические навыки (предчувствие ситуации, мгновенный анализ сложившейся ситуации, умение избежать стресса, снятие психического напряжения, уверенность и спокойствие, способность принимать правильное решение мгновенно, обучают приемам самозащиты и зашиты, развивают физические качества (статическую и динамическую силы, силовую выносливость, общую выносливость, гибкость).

Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя .Ударная техника рук и ног. Учебная схватка. Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т.д. силовые упражнения и единоборства в парах. Овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами. Правила соревнований по боксу. Инструктаж по технике безопасности при занятиях единоборствами. Самостоятельная работа. Подготовить сообщения о различных видах единоборств. Классификация видов единоборств. Составить комплекс упражнений с элементами единоборств. Соблюдение недельного двигательного режима. Выполнение УГГ. Правила соревнований по одному из видов единоборств.

3.5.1 Коньки

Катание на коньках стимулирует двигательную активность обучающихся, улучшает состояние их здоровья и общую физическую подготовку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и двигательной мускулатуры, развитию и укреплению всей опорно-двигательной системы. Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.

Поведение на катке. Температурный режим. Правила безопасных падений. Подбор коньков. Катания по прямой. Скольжение на одном коньке. Повороты. Катание по кругу, спиной вперед. Торможения. Группировка при падении. Инструктаж по технике безопасности при катании на коньках.

Самостоятельная работа. Совершенствование изученных способов передвижений. Выполнение УГГ. Соблюдение недельного двигательного режима.

Тематический план учебной дисциплины


«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Наименование разделов и тем

Количество часов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Максимальная нагрузка

Раздел 1. Теоретическая часть

6

6

12

Введение

1

1

2

Тема 1.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.

1

1

2

Тема 1.2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

1

1

2

Тема 1.3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.

1

1

2

Тема 1.4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

1

1

2

Тема 1.5.Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.

1

1

2

Раздел 2. Учебно-методическая часть

4

3

7

Тема 2.1. Методики самооценки работоспособности; составления и проведения самостоятельных занятий; активного отдыха в ходе профессиональной деятельности.

1

1

2

Тема 2.2. Физические упражнения, как средство повышения работоспособности и профилактики профзаболеваний

1

1

2

Тема 2.3. Организация и самостоятельное проведение занятий физическими упражнениями вовремя учебного (рабочего) дня

2

1

3

Раздел 3. Учебно-тренировочная часть

107

50

157

Тема 3.1 Легкая атлетика. Кроссовая подготовка

24

11

35

Тема 3.2. Гимнастика

14

7

21

Тема 3.3. Спортивные игры (волейбол и баскетбол).

40

20

60

Тема 3.4. Лыжная подготовка.

17

8

25

Тема 3.5. Вариативная часть (коньки и элементы единоборств).

8

4

12

Зачет

4

-

4

Итого:

117

59

176

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;

  • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, акробатические комбинации, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

  • выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.






ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ


  • Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.

  • Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.

  • Овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.

  • Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.

  • Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.

  • Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.

  • Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыжная подготовка).

  • Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.

  • Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.

  • Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.

  • Уметь выполнять упражнения:

  • сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек - руки на опоре высотой до 50 см);

  • подтягивание на перекладине (юноши);

  • поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);

  • прыжки в длину с места;

  • бег 100 м;

  • бег: юноши - 3 км, девушки - 2 км (без учета времени);

  • тест Купера - 12-минутное передвижение;

  • плавание - 50 м (без учета времени);

  • бег на лыжах: юноши - 3 км, девушки - 2 км (без учета времени).


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. По итогам I семестра проводится зачет, по итогам II семестра- дифференцированный зачет.

Для текущего контроля создаются педагогические контрольно-оценочные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Контрольно-оценочные средства по дисциплине

« Физическая культура»


ГИМНАСТИКА


Вид упражнения

I курс

II курс

III-IV курс

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

Подтягивание на высокой перекладине(юноши)

6

9

12

8

11

14

10

13

16

Подъем выход силой(юноши)

2

4

5

4

5

7

4

6

8

Подъем переворотом(юноши)

2

4

5

3

5

7

4

6

8

Подъем ног к перекладине в висе стоя(юноши)

6

9

12

8

12

14

9

14

18

5.Подъем туловища из положения лежа за 30 сек:

Юноши

18

22

26

19

23

27

20

24

28

Девушки

16

21

24

18

22

25

18

22

25

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа:

Юноши

18

24

32

24

32

38

28

36

42

Девушки

8

12

16

9

14

17

9

14

18

Прыжки на скакалке за 30 сек:

Юноши

45

50

55

50

55

60

55

60

65

Девушки

60

75

70

65

70

75

70

75

80

Подтягивание на низкой перекладине(девушки)

18

22

26

18

22

26

18

22

26

Подъем ног с положения лежа на полу (девушки)

24

32

36

28

36

42

28

36

48

Наклон вперед из положения лежа:

Юноши

1

4

8

1

4

8

1

4

8

Девушки

4

8

14

6

10

16

7

12

18

Удерживание ног под прямым углом в висе(сек)(юноши)

2

4

6

4

6

12

5

9

16





ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Вид упражнения

I курс

II курс

III-IV курс

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

Бег 60 м:

Юноши

9,4

9,0

8,8

9,2

8,8

8,6

9,0

8,6

8,4

Девушки

11,0

10,2

9,4

11,0

10,2

9,4

11,0

10,2

9,4

Бег 100 м:

Юноши

15,0

14,6

14,2

14,6

14,2

13,8

14,2

13,8

13,4

Девушки

18,0

17,2

16,4

18,0

17,0

16,2

18,0

17,0

16,2

Бег 200 м:

Юноши

35,0

33,0

30,0

34,0

32,0

29,0

33,0

31,0

28,5

Девушки

39,0

37,0

35,0

39,0

37,0

35,0

39,0

37,0

35,0

Бег 300 м:

Юноши

56,0

53,0

50,0

55,0

52,0

49,0

54,0

51,0

48,0

Девушки

1,04

59,0

55,0

1,04

58,0

55,0

1,04

58

51

Бег 400 м:

Юноши

1,18

1,14

1,10

1,16

1,12

1,08

1,14

1,10

1,06

Девушки

1,30

1,25

1,20

1,30

1,25

1,20

1,30

1,25

1,20

Бег 500 м:

Юноши

1,42

1,36

1,32

1,38

1,33

1,28

1,35

1,31

1,26

Девушки

2,10

2,00

1,50

2,10

2,00

1,50

2,10

2,00

1,50

Бег 800 м:

Юноши

3,00

2,48

2,42

2,52

2,44

2,38

2,48

2,40

2,32

Девушки

3,40

3,20

3,10

3,35

3,15

3,05

3,35

3,15

3,05

Бег 1000 м:

Юноши

3,40

3,30

3,25

3,35

3,25

3,20

3,35

3,25

3,15

Девушки

5,00

4,30

4,15

5,00

4,30

4,15

5,00

4,30

4,15

Бег 1500 м (юноши)

6,30

6,00

5,40

6,20

5,50

5,30

6,10

5,40

5,20

Бег 2000 м

(девушки)

12,30


11,30

11,00

12,00

11,00

10,30

12,00

11,00

10,30

Бег 3000 м (юноши)

15,00

14,00

13,00

14,00

13,00

12,30

13,30

12,40

11,50

Марш-бросок

Юноши(6 км)

32,00

29,00

27,00

31,00

28,00

26,00

30,00

27,00

25,00

Девушки(3 км)

24,00

21,00

18,00

24,00

20,00

17,00

24,00

20,00

17,00

Прыжки в высоту(см)

Юноши

120

125

130

125

130

135

130

135

140

Девушки

95

105

110

100

107

112

100

110

115

Прыжки в высоту с места:

Юноши

30

35

40

32

40

45

35

42

50

Девушки

25

30

35

25

30

35

25

30

35

Прыжки в длину с места:

Юноши

200

215

230

205

220

235

210

225

240

Девушки

280

300

320

300

320

340

300

320

340

Тройной прыжок с места:

Юноши

500

600

650

550

600

650

550

620

670

Девушки

400

450

500

450

500

550

450

500

550

Метание гранаты

Юноши

24

30

34

28

32

35

28

33

37

Девушки

14

18

22

14

18

24

16

20

25

Приседания на одной ноге без помощи рук (кол-во раз) (юноши)

1

2

3

2

4

6

4

7

10



ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Вид упражнения

I курс

II курс

III-IV курс

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1. 2 км девушки(мин.сек)

15,00

14,00

13,00

14,00

13,00

12,00

14,00

12,00

11,00

2. 3 км (мин.сек):

Юноши

20,00

18,00

16,00

18,00

16,00

15,00

17,00

15,00

14,00

Девушки

25,00

19,00

17,00

24,3,0

20,30

18,00

24,00

20,00

17,00

3. 5 км (мин.сек):

Юноши

32,00

28,00

25,00

29,00

25,00

23,00

28,00

24,00

22,00

Девушки

35,00

30,00

27,00

33,00

28,00

26,00

31,00

26,00

24,00БАСКЕТБОЛ

Вид упражнения

I курс

II курс

III-IV курс

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1. Выполнение штрафных бросков. Попадание из 10-ти попыток:

Юноши

2

3

4

3

5

6

3

6

7

Девушки

1

2

4

2

3

4

3

4

6

2. Бросок мяча в корзину после ведения с 2х шагов из 3х попыток:

Юноши

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Девушки

1

2

3

1

2

3

1

2

3

3. Бросок мяча в корзину с произвольной точки(кол-во раз подряд):

Юноши

4

6

8

6

8

10

6

8

10

Девушки

2

3

4

2

4

6

2

4

6ВОЛЕЙБОЛ

Вид упражнения

I курс

II курс

III-IV курс

«3»

«42

«5»

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1. Верхний прием и передача в парах:

Юноши

4

6

8

6

8

10

7

9

11

Девушки

2

4

6

3

5

8

4

6

9

2. Нижний прием и передача:

Юноши

4

6

8

6

8

10

6

8

10

Девушки

2

4

6

4

6

8

4

6

8

3.Выполнение подачи с попаданием в площадку с 3х попыток:

Юноши

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Девушки

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4.Атакующий удар с попаданием в площадку с 3х попыток:

Юноши

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Девушки

1

2

3

1

2

3

1

2

3

5. Челночный бег по разметке волейбольной площадки (4х9м)

Юноши

18,0

17,0

16,0

17,5

16,5

15,5

17,0

16,0

15,0

Девушки

18,0

17,0

16,0

18,0

17,0

16,0

18,0

17,0

16,0В группах с учащимися, поступившими на базе 11 классов, в зависимости от уровня подготовки, по усмотрению преподавателя, рекомендуется принимать зачетные нормативы у юношей 2 курса по нормативам 3 курса; у девушек 2 курса по нормативам 1 курса.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
по дисциплине «Физическая культура»

Социальные функции физической культуры и спорта.
Физическая культура и ее роль в решении социальных проблем.
Место физкультуры и спорта в моей жизни (прошлое, настоящее, перспективы). Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств.
Занятия спортом как средство развития профессионально важных жизненных качеств (на примере конкретной профессиональной деятельности).
История развития олимпийского движения (Древняя Греция).
Олимпийские Игры современности, герои отечественного спорта.
Влияние физических упражнений на совершенствование различных систем организма человека.
Организация здорового образа жизни студента.
Основы лечебной физической культуры (раскрыть методику проведения занятий при конкретном заболевании).
Здоровый образ жизни и факторы его определяющие.
Основные требования к организации здорового образа жизни студента.
Значение средств физической культуры в повышении работоспособности студента и профилактике утомления.
Коррекция телосложения (массы тела) студента средствами физической культуры.
Характеристика отдельных систем оздоровительной физической культуры.
Значение физической культуры для будущего специалиста -работника социальной сферы.
Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями.
Восточные единоборства. Специфика. Развиваемые качества.
Приемы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических и физических состояний.
Предупреждение профессиональных заболеваний и самоконтроль.
Взаимосвязь и взаимозависимость духовного и физического самосовершенствования.
Профилактика девиантного поведения подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.


Литература для подготовки рефератов

Основная литература:
Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М.: Прометей, 1993. - 156 с.
Белов В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет.- М.: Химия, 1993. - 400 с.
Горлова О.Е., Гурова А.И. Практикум по общей гигиене. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. - 140 с.
Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 479 с.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемЭкспресс, 2000. - 280 с.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. / Методические основы развития физических качеств / Под ред. А.В.Карасева. - М.: МПТОС, 1994 . - 368 с.
Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена./ Учебник. - М.: ФиС, 1990. - 368 с.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. /Под ред. М.Я. Виленского, О.С, Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995. -318с.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта. / Учебник . - М., 1997. - 304 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. /Учебник. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
Теория и методика спорта./ Учеб. пособие/ Под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова.
Толковый словарь спортивных терминов./ Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.- 480 с.
Физическое воспитание и валеология: Учеб. пособ. / Сост. А.П.Горбань, А.А. Бишаева, М.В. Паукова. - М.: Союз, 1998. - 88 с.
Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 230 с.

Дополнительная литература:
Бардина Р.А. Сотвори себя: Здоровье и физическая культура: Энциклопедия, - М.: Олимп,1996. -480 с.
Билич ГЛ., Назарова Л.В. Основы валеологии. - СПб.: Водолей, 1998.-560 с.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде. - М.: Мысль, 1990 . - 288 с.
Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровье, 1989. - 126 с.
Горин М., Осава Дж" Астеров. Путь к здоровью. - СПб.: «ЛЕЙЛА», 1993.-463 с.

Самостоятельная работа учащихся по предмету:

Самостоятельная работа обучающихся являются дополнением к урокам физической культуры.

Задачи, решаемые при организации самостоятельной работы учащихся:

  1. способствует воспитанию самодисциплины;

  2. служат внедрению физических упражнений в повседневную жизнь обучающихся;

  3. совершенствует навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами, в том числе с электронными ресурсами и Internet;

  4. открывает широкие возможности для освоения дополнительного теоретического и практического материала по физической культуре и накопленного практического опыта;

  5. способствует профессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;

Содержание выполняемой работы соответствует уровню подготовленности обучающихся и предусматривает дозировку, условия, обеспечивающие безопасное выполнение задания. При подборе средств выполнения домашних и самостоятельных занятий предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход. Обучающиеся инструктированы о контроле и оценке предполагаемых упражнений с точки зрения соблюдения правильной техники.

Самостоятельная работа

№ раздела

Вид, название и краткое содержание задания

Объем часов

Форма отчетности и контроля

Введение.

Сообщения на темы: современные оздоровительные системы; анализ состояния физической культуры в Пермском крае.

1

Выступление перед группой,

устный опрос.

1.1

Сообщения на темы: закаливание; здоровое питание; режим дня; вредные привычки; физкультура и спорт в кино, театре, литературе; значение физкультуры и спорта для современного человека. Ребусы и кроссворды.

1

Выступление перед группой,

устный опрос.

1.2

Рефераты и сообщения на темы: особенности, принципы построения самостоятельных занятий; тесты; сенситивность.

1

Выступление перед группой, устный опрос.

1.3

Сообщения на темы: утомление и восстановление; врачебный контроль; самоконтроль. Составить: комплексы упражнений для восстановления физической, умственной и зрительной способностей комплексы для проведения физкультминутки, динамической паузы, подвижной перемены.

1

Выступление перед группой. Комплексы упражнений разучить с группой, устный опрос.

1.4

Рефераты и сообщения на темы: нервно-эмоциональное, психическое, и психофизическое утомление; повышение работоспособности.

1

Выступление перед группой, устный опрос.

1.5

Рефераты и сообщения на темы: физкультура и спорт в ногу с профессиональной деятельностью; ППФК для вашей специальности; профилактика профессиональных заболеваний

1

Выступление перед группой, устный опрос.

2.1

Освоить одну из методик самооценки работоспособности.

1

Провести с группой. Работа в малых группах.

2.2

Составить комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата и коррекции зрения.

1

Провести с группой. Работа в малых группах.

2.3

Составление конспектов комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики

1

Проверка конспектов. Работа в малых группах.

3.1

Подготовить сообщения о легкоатлетах Коми округа и Пермского края, сообщения о советских и российских легкоатлетах (работа в мини группах), составить комплекс упражнений для развития прыгучести и разучить его с группой. Равномерный бег, ежедневно в течение 30-40 минут. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

11

Выступление перед группой, устный опрос. Записи в дневнике.

3.2

Подготовить сообщения о выдающихся гимнастах современности. Составить комплекс упражнений и подобрать музыкальное сопровождение для ритмической и художественной гимнастики. Выполнение гимнастических упражнений профилактической направленности. Составление комбинации по акробатике(I, II, III ст. сложности). Изучение истории развития гимнастики. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

7

Выступление перед группой, устный опрос. Записи в дневнике.

3.3

Изучение жестов судьи. Правила игры и судейства. Составление таблиц. Составление таблиц при разном количестве команд-участниц. Правила организации и проведения соревнований по баскетболу, волейболу. Изучение истории развития баскетбола, баскетбола. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима. Выполнение УГГ.

20

Судейство учебных игр, устный опрос, проверка таблиц. Записи в дневнике.

3.4

Подготовить сообщения о лыжниках Коми округа и Пермского края, чемпионах и призерах Европы, Мира, Олимпийских игр. Равномерное прохождение дистанции изученными лыжными ходами 4 - 5 км. Подготовка к сдаче нормативов. Соблюдение недельного двигательного режима.

8

Выступление перед группой.

Запись в дневнике.

3.5.1

Подготовить сообщения о различных видах единоборств. Классификация видов единоборств. Составить комплекс упражнений с элементами единоборств. Соблюдение недельного двигательного режима. Выполнение УГГ. Правила соревнований по одному из видов единоборств.

2

Выступление перед группой, устный опрос. Записи в дневнике.

3.5.2

Совершенствование изученных способов передвижений. Выполнение УГГ. Соблюдение недельного двигательного режима.

2

Записи в дневнике.


Всего часов:

59

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для обучающихся


  1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 кл. - М., 2005.

  2. Решетников Н.В. Физическая культура. - М., 2002.

  3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. - М., 2005.

  4. Волков В.Ю. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. испр. и доп. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та. 2009.

  5. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И.Ильинич - М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.

Интернет-ресурсы:

1. lib.sportedu.ru

2. school.edu.ru

3. infosport.ru/minsport/


Для преподавателей

  1. Барчуков И.С. Физическая культура. - М., 2003.

  2. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. - М., 2006.

  3. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. - Кострома, 2003.

  4. Вайнер Э.Н. Валеология. - М., 2002.

  5. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. - М., 2002.

  6. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. - М., 2006.

  7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. - М., 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………

Содержание учебной дисциплины ………….....................

Тематический план …………………………………………

Требования к результатам обучения ……………………..

Требования к результатам обучения специальной медицинской группы……………………………………….

Контроль И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………….

Темы рефератов……………………………………………..

Самостоятельная внеаудиторная работа…………………

Рекомендуемая литература ………………………...............

5

7

13

14

15

16

19

21

23


25


© 2010-2022