- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа факультатива «ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Рабочая программа факультатива «ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Раздел | Физкультура |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кожеурова Н.А. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №8»
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Педсовет Учреждения рассмотрел и
рекомендовал к утверждению Протокол № 13 от 29.08.2014г
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВЧ С. В. Архипович 28.08.2014
УТВЕРЖДЕНО директор В.Ю. Яковлев приказ №365 от 01.09.2014
___________
Рабочая программа факультатива
«ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
для 7 "С" класса
основного общего образования
Составитель:
Кожеурова Н.А., учитель физической культуры
ПРИНЯТО
решением методического объединения учителей естествознания протокол №1 от 26.08.2014
2014
Пояснительная записка
-
Место факультатива в образовательном процессе.
Программа составлена на основе
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Примерной программы по физической культуре для основного общего образования;
-
Авторской программы А.Н. Каинова, Г.И. Курьерова, Е.Г. Хаустова «Физическая культура».
Программа факультатива рассчитана на 35 учебных часов (1час в неделю) и составлена для учащихся 7 классов в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «физическая культура». Усвоение программы позволяет учащимся получить образование на основе материала повышенного уровня сложности; формирует системный подход к овладению знаниями; способствует осознанному выбору профиля дальнейшего образования.
Факультатив «История олимпийского движения» является межпредметным: наряду со сведениями по истории Олимпийского движения, в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.
Направление факультатива - развивающее. Прежде всего курс ориентирован на создание у школьников правильного представления об олимпийском и международном спортивном движении, его роли в мире, а также в приобретении знаний по истории развития спортивного движения в России.
Изучение истории олимпийского движения имеет большое значение в деле воспитания учащихся, заинтересованных физической культурой и спортом. Это одна из составляющих в воспитании патриотизма, гордости и уважения за спортивные достижения спортсменов нашей страны.
-
Цели и задачи.
Цель факультатива - создать в сознании учащихся образ олимпийского движения как наглядную запоминающуюся модель современного общества с его общечеловеческими организационными, духовными, эстетическими и правовыми нормами и атрибутами.
Данный факультатив призван решить следующие задачи:
-
историческую преемственность поколений;
-
воспитание патриотов Российского спорта, уважающих основные законы проведения спортивных состязаний и правил честной игры;
-
формирование навыков самообразования;
-
воспитание здорового образа жизни; развитие юношеского спорта;
-
противодействие негативным социальным процессам;
-
формирование у учащихся устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спорта, повышенному уровню образованности в этой области.
-
Содержание курса.
Структурно программа курса состоит из 2 разделов (34 часа).
Раздел 1: Олимпийское движение (26 часов)
Тема 1: История возникновения Олимпийских игр. Основные традиции (3 часа).
Легенды и достоверные сведения об Олимпийских играх Древней Греции. Программа соревнований древних Олимпийских игр (пентатлон, соревнования по кулачному бою, верховой езде, панкратиону). Олимпионики - чемпионы древних Олимпийских игр. Система подготовки древних спортсменов. Сведения об Олимпийских играх в сочинениях Платона, Геродота, Аристотеля, Пифагора, Лукиана. Запрет Олимпийских игр древности.
Тема 2: Возрождение Олимпийских игр (2 часа).
Пьер де Кубертен и его вклад в развитие международного Олимпийского движения. Первое заседание МОК. А. Д. Бутовский, первый россиянин-член МОК, единомышленник и соратник Пьера де Кубертена. Первые современные Олимпийские игры в Афинах. Д. Конноли первый олимпийский чемпион современности. Олимпийские игры современности 1896-1948 гг.
Тема 3: Спортсмены дореволюционной России на IV и V Олимпийских играх (1 час).
Участие первых (в дореволюционной России) российских олимпийцев и их спортивные достижения.
Тема 4 : Участие спортсменов СССР и России в Олимпиадах (4 часа).
Первое участие спортсменов СССР в летних и зимних Олимпийских играх. Участие спортсменов СССР в Олимпиадах 1956-1992 гг. Олимпийские игры в Москве. Участие Российских спортсменов в Олимпийских играх 1996-2006 гг. Выдающиеся спортсмены участники Олимпийских игр.
Тема 5: МОК и его значение для олимпийского движения в мире (4 часа).
МОК. Функции, обязанности и структура. Официальные языки МОК.
Президенты МОК - Пьер де Кубертен, Деметриус Веласкес, Анри де Байе-Латур, Зигфрид Эдстрем, Эвери Брендедж, Майкл Кинанен, Хуан Антонио Самаранч, Жак Рогэ. Российские представители в МОК: князь Сергей Белосельский-Белозерский (1900-1908 гг.), граф Рибопьер (1900-1910 гг.), князь Семен Трубецкой (1908-1910 гг.), князь Лев Урусов (1910-1933 гг.), Георгий Дюперрон (1913-1915 гг.).
Национальные Олимпийские комитеты. Олимпийские комитеты в нашей стране. (РОК и его председатель - известный общественный и спортивный деятель Вячеслав Срезневский, 1911 год). Олимпийский комитет СССР (1951 г.).
Всероссийский олимпийский комитет (1989 г.) и его первый председатель, олимпийский чемпион 1972 г. по прыжкам в воду, известный общественный деятель Владимир Васин. 1991 год - приобретение полной самостоятельности ОК - президентом избран Виталий Смирнов, а Васин стал первым вице-президентом.
Тема 6: Олимпийские принципы, традиции, правила (3 часа).
Олимпийская хартия. Олимпийская идея в знаках, символах, наградах. Олимпийская эмблема. Олимпийский флаг. Олимпийский огонь. Клятвы спортсменов и судей. Талисман олимпийских игр. Олимпийские награды.
Тема 7: Значение современного олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами (3 часа).
Спорт, каким он нужен миру. Спорт - модель реального мира. Спорт - инструмент познания и управления. Олимпийское движение. Девиз олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Движение «Фэйр Плэй».
Тема 8: Участие волгоградских спортсменов в олимпийских играх (3 часа).
Новосибирск: спорт высших достижений. Становление и развитие физической культуры и спорта в Новосибирске. Наши олимпийцы. Спорт в жизни города на Оби. XXVIII Олимпийские игры (Афины 13-29 августа 2004 г.). Персоналии.
Тема 9: Зимние олимпийские игры (2 часа).
Олимпийские игры на льду и на снегу. Решение МОК о проведении Белых Олимпиад. I зимние Олимпийские игры. Участие спортсменов СССР в VII зимних Олимпийских играх 1956 года в Кортина д'Ампеццо. Участие спортсменов СССР и РФ в Олимпийских играх 1960-2006 гг.
Тема 10: Параолимпийские игры (игры для спортсменов-инвалидов) (1 час).
История возникновения и развития.
Раздел 2 : Международное спортивное движение (8 часов).
Тема 1: Становление международного спортивного движения (3 часа).
История создания и развития различных видов спорта. Первые соревнования. Проведение первых национальных соревнований по различным видам спорта. Создание международных федераций по видам спорта. Функции международных федераций. Международный календарь соревнований. Первые представители дореволюционной России в международных федерациях.
Тема 2: Участие спортсменов СССР и России в международном спортивном движении (3 часа).
Участие спортсменов в чемпионатах мира, Европы. Выдающиеся спортсмены СССР и России, добившиеся наивысших результатов. Представители СССР и России в международных федерациях.
Тема 3: История создания и развития международных федераций по гимнастике, футболу, баскетболу, хоккею с шайбой (2 часа).
Старейшая федерация в мире - Федерация по гимнастике. История создания, выдающиеся спортсмены-гимнасты, представители СССР и России в Федерации по гимнастике.
ФИФА (Международная федерация футбола): история создания, функции. Спортсмены СССР и России в соревнованиях, проводящихся под эгидой ФИФА и УЕФА (Европейская федерация футбола). Представители России в руководящих органах ФИФА и УЕФА.
ФИБА (Международная федерация баскетбола): история создания, функции. Спортсмены СССР и России в соревнованиях, проводящихся под эгидой ФИБА. Представители России в руководящих органах ФИБА.
ИИФХ (Международная федерация хоккея с шайбой): история создания, функции. Спортсмены СССР и России в соревнованиях, проводящихся под эгидой ИИФХ. Представители России в руководящих органах ИИФХ.
-
Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения, сами находили нужное решение.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
-
Календарно - тематическое планирование.
№
Тема
Тип урока
Элементы содержания
Кол-во часов
Требования к уровню подготовленности обучающихся
Вид контроля
I
Олимпийское движение (26 часов)
История возникновения Олимпийских игр. Основные традиции (3 часа)
Изучение нового материала
Легенды и достоверные сведения об Олимпийских играх Древней Греции
1
Знать о возникновении Олимпийских игр
Текущий
Комплексный
Программа соревнований древних Олимпийских игр (пентатлон, соревнования по кулачному бою, верховой езде, панкратиону). Олимпионики - чемпионы древних Олимпийских игр
1
Знать программу древних Олимпийских игр
Текущий
Комплексный
Система подготовки древних спортсменов. Сведения об Олимпийских играх в сочинениях Платона, Геродота, Аристотеля, Пифагора, Лукиана. Запрет Олимпийских игр древности
1
Знать систему подготовки древних спортсменов. Запрет Олимпиад
Текущий
Возрождение Олимпийских игр (2 часа)
Изучение нового материала
Пьер де Кубертен и его вклад в развитие международного олимпийского движения. Первое заседание МОК. Бутовский А. Д., первый россиянин член МОК, единомышленник и соратник Пьера де Кубертена
1
Знать историю возрождения Олимпийских игр современности. Создание МОК
Текущий
Комплексный
Первые современные Олимпийские игры в Афинах. Д. Конноли - первый олимпийский чемпион современности. Олимпийские игры современности 1896-1948 гг.
1
Знать о современных Олимпийских играх 1896-1948 гг.
Текущий
Спортсмены дореволюционной России на IV и V Олимпийских играх
Комплексный
Участие первых (в дореволюционной России) российских олимпийцев и их спортивные достижения. Первый олимпийский чемпион Панин-Коломенкин
1
Знать об участии России в IV и V Олимпийских играх
Текущий
Участие спортсменов СССР и России в Олимпиадах (4 часа)
Изучение нового материала
Первое участие спортсменов СССР в летних Олимпийских играх в 1952 г. Первые олимпийские чемпионы
1
Знать об участии в Олимпийских играх в 1952 г.
Текущий
Комплексный
Участие спортсменов СССР в Олимпиадах 1956-1992 гг. Олимпийские игры в Москве
1
Знать об участии спортсменов СССР в Олимпиадах современности
Текущий
Комплексный
Участие Российских спортсменов в Олимпийских играх 1996- 2006 гг.
1
Знать об участии спортсменов РФ в олимпийских играх
Текущий
Комплексный
Выдающиеся спортсмены- участники Олимпийских игр. Чемпионы Олимпийских игр
1
Знать выдающихся спортсменов- чемпионов Олимпийских игр
Текущий
МОК и его значение для олимпийского движения в мире (4 часа)
Изучение нового материала
МОК. Функции, обязанности и структура. Официальные языки МОК
1
Знать функции, обязанности и структуру МОК
Текущий
Комплексный
Президенты МОК - Пьер де Кубертен, Деметриус Веласкес, Анри де Байе-Латур, Зигфрид Эдстрем, Эвери Брендедж, Майкл Кинанен, Хуан Антонио Самаранч, Жак Рогэ. Российские представители в МОК - С. Белосельский-Белозерский (1900-1908), Рибопьер (1900-1910), С. Трубецкой (1908-1910), Лев Урусов (1910-1933),
Г. Дюперрон (1913-1915)
1
Знать президентов МОК и их вклад в олимпийское движение.
Российские представители в МОК
Текущий
Комплексный
Национальные Олимпийские комитеты. Олимпийские комитеты в нашей
стране. (РОК и его председатель В. Срезневский, 1911 г.). Олимпийский комитет СССР (1951г.)
1
Знать о НОК. Знать о создании РОК и НОК СССР
Текущий
Комплексный
Всероссийский олимпийский комитет (1989 г.) и его первый председатель. Владимир Васин.
1991 год - приобретение полной самостоятельности ОК - президентом избран В. Смирнов, а В. Васин стал первым вице-президентом
1
Знать о создании Олимпийского комитета РСФСР. Создание НОК РФ
Текущий
Олимпийские принципы, традиции, правила (3 часа)
Изучение нового материала
Олимпийская хартия. Основные понятия и пункты
1
Знать содержание хартии
Текущий
Комплексный
Олимпийская идея в знаках, символах. Олимпийская эмблема
1
Знать знаки и символы Олимпиад
Текущий
Комплексный
Олимпийский флаг. Олимпийский огонь. Клятвы спортсменов и судей. Талисман Олимпийских игр. Олимпийские награды
1
Знать об олимпийском флаге, клятве, талисмане и наградах Олимпиады
Текущий
Значение современного олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами (3 часа)
Изучение нового материала
Спорт, каким он нужен миру. Спорт - модель реального мира. Спорт - инструмент познания и управления
1
Знать социальные функции спорта и его роль в мире
Текущий
Комплексный
Олимпийское движение. Девиз олимпийского движения
1
Знать об олимпийском движении в мире
Текущий
Комплексный
Олимпийское движение в России. Движение «Фэйр - Плэй»
1
Знать об олимпийском движении в РФ и движении «Фэйр - Плэй»
Текущий
Участие новосибирских спортсменов в Олимпийских играх (3 часа)
Изучение нового материала
Новосибирск: спорт высших достижений. Становление и развитие физической культуры и спорта в Новосибирске. Наши олимпийцы. Спорт в жизни города на Оби. XXVIII Олимпийские игры (Афины 13-29 августа 2004 г.). Персоналии.
1
Знать о становлении и развитии спорта в Сталинграде и Волгограде
Текущий
Комплексный
Наши олимпийцы на Олимпийских играх (1956-2000 гг.)
1
Знать о волгоградских олимпийцах
Текущий
Комплексный
XXVIII Олимпийские игры (Афины 13-29 августа 2004 г.). Персоналии
1
Выступление волгоградских спортсменов в Афинах 2004г
Текущий
Зимние Олимпийские игры (2 часа)
Изучение нового материала
Олимпийские игры на льду и на снегу. Решение МОК о проведении Белых Олимпиад. I зимние Олимпийские игры
1
Знать о возникновении зимних олимпиад
Текущий
Комплексный
Участие спортсменов СССР в VII зимних Олимпийских играх 1956 года в Кортина д'Ампеццо. Участие спортсменов СССР и РФ в Олимпийских играх 1960-2006 гг.
1
Знать об участии российских спортсменов в зимних Олимпиадах
Текущий
Параолимпийские игры
Комплексный
История возникновения и развития. Программа. Новосибирскиеспортсмены на параолимпийских играх
1
Знать о возникновении и проведении параолимпийских игр
Текущий
II
Международное спортивное движение (8 часов)
Становление международного спортивного движения (3 часа)
Изучение нового материала
История создания и развития различных видов спорта (гимнастика, фехтование). Первые соревнования. Проведение первых национальных соревнований по различным видам спорта
1
Знать историю создания и развития различных видов спорта
Текущий
Комплексный
Создание международных федераций по видам спорта. Функции международных федераций
1
Знать историю создания международных федераций по видам спорта
Текущий
Комплексный
Международный календарь соревнований. Первые представители дореволюционной России в международных федерациях
1
Знать назначение и задачи международного календаря
Текущий
Участие спортсменов СССР и России в международном спортивном движении (3 часа)
Изучение нового материала
Участие спортсменов России в чемпионатах мира, Европы
1
Знать историю выступления российских спортсменов в международных соревнованиях
Текущий
Комплексный
Выдающиеся спортсмены СССР и России, добившиеся наивысших результатов
1
Знать выдающихся спортсменов СССР и РФ
Текущий
Комплексный
Выдающиеся новосибирские спортсмены добившиеся наивысших результатов
1
Знать выдающихся спортсменов города Новосибирска и НСО
Текущий
Комплексный
Представители СССР и России в международных федерациях
1
Знать представителей СССР и РФ в международных федерациях по видам спорта
Текущий
История создания и развития международных федераций гимнастики, футбола, баскетбола, хоккея с шайбой (2часа)
Изучение нового материала
Старейшая федерация в мире - Федерация по гимнастике. История создания, выдающиеся спортсмены-гимнасты, представители СССР и России в федерации по гимнастике. ФИФА: история создания, функции. Спортсмены СССР и России в соревнованиях, проводящихся под эгидой ФИФА и УЕФА. Представители России в руководящих органах ФИФА и УЕФА
1
Знать историю создания ФИФА, УЕФА и федерации гимнастики и их функции
Текущий
Комплексный
ФИБА: история создания, функции. Спортсмены СССР и России в соревнованиях, проводящихся под эгидой ФИБА. Представители России в руководящих органах ФИБА. ИИФХ: история создания, функции. Спортсмены СССР и России в соревнованиях, проводящихся под эгидой ИИФХ. Представители России в руководящих органах ИИФХ
1
Знать историю создания ФИБА, ИИФХ и их функции
Текущий
-
Литература
-
Агеевец, В. В. И генерал Бутовский для России / В. В. Агеевец. - М.: Советский спорт, 1994.
-
Лоу, Б. Красота спорта / Б. Лоу. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
-
Образцов, И. В. Твои Олимпийские игры / И. В. Образцов. - М.: Фэйр Плэй, 1993.
-
Оливова, В. Люди и игры / В. Оливова. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
-
Родиченко, В. С. Приглашение в страну «Фэйр Плэй» / В. С. Родиченко. - М.: Фэйр Плэй, 1993.
-
Родиченко, В. С. Российский спорт: выбор пути / В. С. Родиченко. - М.: Фэйр Плэй, 1993.
-
Родченко, В. С. Твой олимпийский учебник / В. С. Родченко, С. А. Иванов, Л. Б. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1996.
-
Столяров, В. И. Спорт, духовность и искусство / В. И. Столяров // Физическая культура в школе. - 1993 - № 2.
-
Чернецкий, Ю. М.История олимпийского движения / Ю. М. Чернецкий. - Челябинск: ЧГПИ, 1991.
-
Чернецкий, Ю. М. Ода спорту: книга для учащихся / Ю. М. Чернецкий. - Челябинск: ЧГПИ, 1993.
-
Штейнбах, В. Л. Герои олимпийских баталий / В. Л. Штейн- бах. - М.: Советская Россия, 1974.
-
Юрьев, Ю. Н. Международный спорт. Организации и люди / Ю. Н. Юрьев. - М.: Фэйр Плэй, 1993.
-
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения факультатива «История олимпийского движения» учащийся должен
-
знать:
-
историю возникновения и развития олимпийского движения в мире;
-
историю и развитие международного спортивного движения;
-
историю участия российских спортсменов в Олимпийских играх и международных соревнованиях;
-
биографии видных деятелей МОК;
-
биографии видных российских спортсменов.
-
овладеть:
-
конкретно историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления международного олимпийского и спортивного движения;
-
историко-биографической информацией, касающейся выдающихся спортсменов и деятелей МОК;
-
навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);
-
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
-
текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);
-
тематический контроль (выполнение тестовых заданий).