Учебный роект Мордовские игры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный роект Мордовские игрыУчебный роект Мордовские игрыУчебный роект Мордовские игрыУчебный роект Мордовские игрыУчебный роект Мордовские игры

МАОУ «Большемакателёмская СШ»




Проект

«Мордовские народные игры».


Учебный роект Мордовские игры


Работу выполнили: учащиеся 7кл.


Руководитель работы:

Сусуйкин В.А.(учитель физической культуры)




с. Большой - Макателём


Содержание.

  1. Оглавление……………………………………………… 2

  2. Проблема………………………………………………... 3

III. Цель проекта…………………………………………… 3

IV. Описание проекта……………………………………... 4

1) Источники информации………………………………. 4

V. Ожидаемый результат…………………………………. 5

VI. Анализ используемых ресурсов

1)Интернет-ресурсы……………………………………..6

2)Литература по проблеме………………………………6

3) Результаты социальных опросов……………………. 6-7

VII. Приложения

1)Паспорта учащихся школы…………………………..8-9

2)Паспорта жителей села……………………………….10-12

3)Паспорта старожилов села…………………………...13-15

4)Описание правил мордовских игр……………………16-23

VIII. Результаты………………………………………………23-25

IX. Список используемой литературы………………. …...26




- 2 -

Проблема.

Мы родились и живём в селе Большой Макателём. Село Б.- Макателём ведёт свою историю с 16 века. В своё время это было единственное мордовское село в окружении русских. Сегодня в структуре населения выделяется, прежде всего, русскоязычное население. Но, большую долю составляет и мордовское население. Каждый четвёртый житель села имеет именно мордовские корни, многие говорят на мордовском языке и чтят мордовские традиции.

Нам интересен мордовский народ. Нам близка и понятна его культура. Жители села мало знают о мордовском народе. И мы решили побольше узнать о мордовском народе и приобщить к этому своих друзей, одноклассников.

Больше всего нас интересовал вопрос: в какие игры играли мордовские дети? Как оказалось, правила мордовских игр почти ни кто не знает, а, наверное, хотят узнать. Вот мы и решили реализовать проект, который поможет возродить мордовские народные игры в селе. Мы считаем, что знать игры, в которые играли наши предки интересно и необходимо.

Цель проекта.

  1. Возрождение игровых традиций, основанных на уважении к своему народу, к Родине.

  2. Объединение учеников нашей школы их родителей, детей из детского сада для проведения активного досуга.

  3. Приобщение детей и взрослых к здоровому образу жизни через спортивные праздники, подвижные народные игры, забавы.


- 3 -

Описание проекта.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание

обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Наш проект направлен на возрождение народных игр и традиций. Мы хотим научить жителей нашего села играть в народные игры, в которые играли наши предки. Результатом работы мы видим крепкие, здоровые семьи и сплоченный школьный коллектив, где каждому найдется дело по душе.

Как? «Мозговой штурм».




Источники информации.

Соответствующая литература

Интернет-ресурсы

Опросы населения в, том числе, обучающихся и их родителей

Опросы старожилов









- 4 -

Ожидаемый результат:

- выпуск пособия для взрослых и детей «Мордовские народные игры»;

- создание картотеки мордовских народных игр;

- разучивание мордовских народных игр на кружке «Народные игры» ( руководитель: Сусуйкин В.А.);

- размещение описания игр на сайте школы.









- 5 -

Анализ используемых ресурсов.

1).Интернет - ресурсы мне помогли узнать о том, что есть много интересных и познавательных мордовских игр, а также, что есть много литературы о мордовских играх. Мы пользовались некоторыми Интернет-ресурсами:

- сайт «Шумбрат, Финно-Угория».

- сайт «Национальная библиотека имени А.С. Пушкина», в электронном варианте.

- сайт Информационного центра финно-угорских народов.

- сайт «Эрзянский инструмент АШТЕМОР-КУДО.

- сайт «Финно-угорская электронная библиотека.

2). Самую подробную информацию о мордовских играх мы почерпнули из источников соответствующей литературы. (список прилагается).

3)Было опрошено более 30 человек, в возрасте старше 50 лет. После опроса старожилов мы узнали не большое количество мордовских игр, так как они уже пожилые и многие не вспомнили игры, в которые играли в детстве.

Из опроса обучающихся и их родителей мы убедились, что никто не знает правила мордовских игр.

Результаты социальных опросов.

Анкета для опроса.

«Что вы знаете о мордовских играх?»

Цель опроса: Выявить знания о мордовских играх.

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему социального проекта в нашей школе.

1. В какие игры ты предпочитаешь играть?

  1. Опиши правила самой лучшей игры.

  2. В какие игры играли твои родители?

  3. Попроси их описать правила самых любимых ими игр.

- 6 -

  1. В какие игры играли твои бабушка, прабабушка, дедушка, прадедушка?

  2. Попроси их описать правила самых любимых ими игр.

  3. Какие из описанных игр понравились тебе больше?

  4. Какие из этих игр ты хотел бы разучить с друзьями?

В результате социологического опроса мы пришли к такому выводу, что дети очень мало знают игр вообще, ещё меньше знают игры, в которые играли раньше, а тем более мордовские, и даже бабушки, дедушки забыли игры, в которые играли в детстве. И только один учащийся нашей школы назвал мордовскую игру «Ловишки».

В то же время, дети хотели бы узнать о мордовских играх как можно больше, хотели бы разучить правила игр, научить играть других.


Вывод: Необходимо поддержать интерес к народным, и, прежде всего, мордовским играм и изучить правила мордовских игр, распространить опыт.

- 7 -

Приложение.

Паспорта учащихся школы.

«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Жамкова Мария Александровна

  • Полная дата и место его рождения:

8 сентября 1996 г., село Успенское

  • Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский р-он., с. Успенское

  • Класс:

7 класс

  • Национальность:

русская

Учебный роект Мордовские игры

- 8 -


«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Казанцева Маргарита Сергеевна

  • Полная дата и место его рождения:

21 ноября 1998 г., п.Разино

  • Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский р-он., с. Большой Макателём.

  • Класс:

5 класс

  • Национальность:

мордовка

Учебный роект Мордовские игры

- 9 -

Паспорта жителей села.

«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Безухова Валентина Николаевна

  • Полная дата и место его рождения:

6 декабря 1944г., село Большой Макателём.

  • Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский р-он., с. Большой Макателём.

  • Образование (сколько классов и пр.), где учился:

10 классов, Арзамаский педагогический институт им. А. Гайдара (заочно).

  • Нынешняя профессия и место работы

Детский дом, библиотекарь.

  • Национальность:

мордовка

Учебный роект Мордовские игры

- 10 -

«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Горбунов Иван Николаевич

  • Полная дата и место его рождения:

22 июня 1963г., село Большой Макателём.

  • Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский район ., с. Малый Макателём.

  • Образование (сколько классов и пр.), где учился:

Горьковский педагогический институт им. М. Горького

  • Нынешняя профессия и место работы:

Учитель истории Большемакателёмской школы

  • Национальность:

мордвинУчебный роект Мордовские игры















- 11 -

«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Аверьянова Татьяна Михайловна

  • Полная дата и место его рождения:

14 мая 1958 г., село Большой Макателём , Нижегородская обл., Первомайский район

  • Нынешнее место жительства:

село Большой Макателём , Нижегородская обл., Первомайский район

  • Образование (сколько классов и пр.), где учился:

10 классов, училась на мастера - плодоовощевода.

  • Нынешняя профессия и место работы:

Гардеробщица школы

  • Национальность:

мордовка

Учебный роект Мордовские игры

- 12 -

Паспорта старожилов села.

«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Илюшкин Виктор Николаевич

  • Полная дата и место его рождения:

18 августа 1931., Нижегородская обл., Первомайский район., посёлок Рогожка

  • Нынешнее место жительства:

Нижегородская обл., Первомайский район., посёлок Рогожка

  • Образование (сколько классов и пр.), где учился:

Высшее образование, Педагогическое училище, речной техник, судомиханник.

  • Нынешняя профессия и место работы:

Пенсионер

  • Национальность:

русский

Учебный роект Мордовские игры

- 13 -

«Паспорт» респондента

  • Ф.И.О. рассказчика:

Гараев Иван Павлович

  • Полная дата и место его рождения:

15 июля 1932.,село Большой Макателём, Первомайского района, Нижегородской области

  • Нынешнее место жительства:

село Большой Макателём, Первомайского района, Нижегородской области

  • Образование(сколько классов и пр.), где учились:

7 классов. Учился в Ардатове в школе Механизации

  • Нынешняя профессия и место работы:

Пенсионер

  • Национальность:

мордвин

Учебный роект Мордовские игры

- 14 -

«Паспорт» респондента

  • ФИО рассказчика:

Вельдяксова Мария Федоровна

  • Полная дата и место его рождения:

18 августа 1931., село Большой Макателём, Нижегородская обл., Первомайский район

  • Нынешнее место жительства:

Село Большой Макателём, Нижегородская обл., Первомайский район

  • Образование (сколько классов и пр.), где учился:

7 классов, не училась. Работала санитаркой.

  • Нынешняя профессия и место работы:

Пенсионер

  • Национальность:

мордовка

Учебный роект Мордовские игры

- 15 -



Описание правил мордовских игр.


Клёк.

Для этой игры нужны: биты - палки по числу участников (70-80 см), 1 небольшая деревянная чурка (клёк)

Играют до 10 человек. Чертят два квадрата (посмотри на нашу схему). В маленький квадрат ставят чурочку-клёк. От центра большого квадрата (он называется кон) на расстоянии 8-10 шагов выкапывают лунки по количеству игроков.

Водящий стоит у «клёка», сбоку. Игроки с битами становятся у лунок - пяткой в лунку.

Игроки по очереди бросают биты, стараясь выбить клёк за пределы кона.

Линия кона

1 х 1 м

Квадрат для клёка

15 х 15 см

Если клёк выбит, водящий бежит за ним: нужно успеть схватить клёк, поставить на место и занять лунку игрока. В это время игрок должен быстро взять свою би-ту и вернуться к лунке. Игрок, на успевший занять свою лунку, становится водящим.

Если клёк не сбит броском или бита упала близко от водящего, игрок должен дожидаться своей очереди и следующего удачного броска.

Правила. При броске нельзя заходить за линию кона и выходить из лунки. Водящий следит, чтобы никто не выходил из лунки. Если это случается, водящий может занять место нарушившего правило игрока.

Ну какая игра без считалочки? Вот какие считалочки у мордовских детей.

Считалочки:

Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три, четыре.

Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное ухо.

Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три, четыре, пять,

Кинень понги псакань пекесь? Кому достанется кошкин живот?

Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет зерно,

Мон кундайне пулода, Я поймал ее за хвост.

Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет из горшка,

Мон кундайне пакшта. Я поймал ее за горло.

- 16 -

Салки (Варенец понгома. Варяняс повома).

Ямки-салки роют по размеру мяча (3-4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой (Мячень кунсема. Топса налхсема)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.







- 17 -

Раю-раю

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Биляша

На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.


- 18 -

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Ловишки

Назначался водящий. Остальные игроки-ловимые. Задача водящего переловить всех игроков, но она усложняется тем, что водящий должен был отвести пойманного в специально отведённое место ( под деревом, крышу бани или другое место) и оставить его там. Затем водящий ловил следующего, а пойманный улучал время и освобождался, таким образом он снова вступал в игру и был ловимым. Или же правила могли быть и такими: пойманный становился тоже водящим и ловил ловимых вместе с первым водящим. Если они ловили следующего, тот тоже выступал в роли водящего. Тот кто оставался последним не пойманным становился победителем.

Слепая старуха
Для игры «В слепую старуху» обычно собиралось не больше пяти человек. Вначале один из игроков мазал палец сажей, сжимал в кулак и предлагал каждому выбрать себе палец. Тот, кто выбирал вымазанный, становился «слепой старухой». Ему завязывали глаза тряпкой, которой вынимали из печи чугуны, и в таком виде он обязан ловить. Он не только должен кого-то поймать, но и на ощупь узнать игрока. Иногда правила усложнялись тем, что игроки придумывали себе различные имена, а водящий должен их запомнить и назвать пойманного новым именем.



Сова
В игре «Сова» игроки бегают, когда сова спит, но как только он просыпается, все должны затаиться. Первый, кто окажется обнаруженным, становится «совой».


Паук и мухи
Игра «Паук и мухи» предполагает наличие «домика», то есть места, где обитает водящий - «паук». Пока он в «домике», мухи бегают. Когда «паук» выходит из «домика», «мухи» убегают. «Паук» должен переловить всех и привести к себе в «домик».
- 19 -
За капустой
Игроки, взявшись а руки, образуют круг - «огород». В одном месте цепь разорвана - это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «Собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.


За ягодой
На землю ставится камень - это «дом», от него отгораживается «поляна» размером 10 х 30 и более метров (чем больше игроков, тем больше «поляна»). В качестве ведущих выбирают «деда» и «медведя». «Дед» остается в «доме», а «медведь» ложится в стороне от «поляны». Играющие берут в руки щепу - «поясок» и отправляются за ягодой. Но вот «туесок» наполнен, его ставят на землю, а дети начинают кувыркаться, бегать наперегонки. Через некоторое время между игроками и «дедом» начинается диалог: -Деда, мы медведя поймали!

-Ведите сюда!

- Не идет!

-Ну тогда сами приходите!

-Не пускает!

Когда играющие произносили последние слова, «медведь» встает и бежит за ними, стараясь кого-либо запятнать. Если это удавалось, то менялись местами.

Правила: 1. Игрок должен взять с собой свой «туесок».

2. «Медведь» может ловить лишь на поляне. Если игрок добежал до «дома», то запятнать его нельзя.

Вариант: игра продолжается, пока «медведь» не переловит всех игроков. Этот вариант часто разыгрывается, когда роль медведя играет ловкий мальчик.

Кевняняса («В камушки»)
Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирает себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место

- 20 -

следующему по кругу игроку .

Первая фигура называется «фкяняса» - «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.

Вторая фигура - «кафтоняса» - «по две», т.е. теперь он должен подбросить сразу два камушка.

Третья фигура - «колмоняса и фкяняса» - «три и один». Необходимо поднять сразу три, а затем - оставшийся один.

Четвертая фигура - «ниленяса» - «по четыре» - подбрасывается свой камушек и подхватываются сразу все четыре.

Пятая фигура - «орта» - «воротца»: кисть левой руки ставилась на большой и указательный пальцы, образуя воротца. Правой рукой подбрасывается свой камушек, и одновременно подталкиваются остальные в эти воротца. Выполнение фигуры считалось правильным, если игрок успевал схватить камушек с земли и одновременно поймать этой же рукой подброшенный свой камушек. Выигрывал тот, кто раньше других выполнял фигуры.


В хорек
Играют летом мальчики. Садятся в круг человек пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой.
Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо сядет тот, у которого этот кнут он отнял.

В ворона
Играют дети 6 - 12 лет.

Действующие лица:

Ворон.

Клушка.

Цыплята.

Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!

- 21 -

Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.


В курочки
Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся - покупателем.

Ключи от замка
Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»

Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.

Круговой мяч
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда

- 22 -

мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга,

играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Результат

1)Вышло пособие для взрослых и детей «Мордовские народные игры»;

Учебный роект Мордовские игры


- 23 -

2) Создана картотека мордовских народных игр;

Учебный роект Мордовские игры

Учебный роект Мордовские игры

3) Мордовские народные игры разучиваются на кружке «Народные игры» (руководитель: Сусуйкин В.А.);

4) На сайте школы размещено описания игр.





- 24 -

Список используемой литературы.

  1. Брыжинский В.С. «Мордовские народные игры»

  2. Брыжинский В.С. «Мордовские пословицы, поговорки».

  3. Самойлова М.А. «Мордовские народные игры».

  4. Науменко Т.В. «Сказания, песни, пословицы народов России»

  5. Энциклопедия «Народы России».

  6. Серов А.А. «Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы: конец XIX - начало XX века.





















- 25 -Учебный роект Мордовские игрыУчебный роект Мордовские игры

© 2010-2022