Методическая разработка на тему: Методика круговой тренировки

Школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические, двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активног...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность применения метода круговой тренировки в процессе развития физических качеств детей старшего школьного возраста.


Шаехов Гулюс Мухаметназипович

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МБОУ «Сармановская гимназия»


Школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические, двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психической функции и интеллектуальных способностей ребенка.

Естественно, для того чтобы целенаправленно влиять на развитие ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств. Однако в настоящее время в условиях школ, интенсификация школьного образования, недостаточным является развитие двигательных способностей детей. В условиях школьной практики в процессе физического воспитания уделяется больше обучению основным движениям, в связи, с чем реальное развитие физических качеств детей оказывается чаще всего необоснованно занижено.

На уроках физической культуры дети не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья.

Внести изменения в создавшейся ситуации возможно путем изменения содержания уроков физической культуры, использования интенсивных методов физического воспитания, одним из которых является круговая тренировка.

Круговая тренировка способствует комплексному развитию физических качеств и повышению физической работоспособности организма. Ценность круговой тренировки определяется тем, что жесткое нормирование нагрузки сочетается с ее индивидуализацией.

Круговая тренировка (КТ) - это организационно-методическая форма работы, предусматривает поточные, строго регламентированное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений физических способностей и повышения функциональных возможностей организма.

КТ предусматривает распределение упражнений по «станциям» так, чтобы нагрузка чередовалась на различные (противоположные) мышечные группы и части тела, с указанием дозировки выполнения. Физические упражнения, которые должны быть достаточно простыми. Хорошо изученными, не требующими страховки или специальной помощи во время выполнения.

Проводится КТ по специальному комплексу, в котором описаны или графически изображены упражнения с указанием: номеров станций, времени выполнения и количества повторов на каждой станции, времени интервалов отдыха и переходов на следующую станцию, времени всего круга, количества кругов.

КТ может проводиться несколькими методами - по методу длительной работы, интервальной работы, повторной работы.

Метод длительной непрерывной работы, предусматривает выполнение всех упражнений, расположенных на «станциях», без перерыва. Отдых предусматривается только после окончания всего круга, а может и вообще отсутствовать. При его использовании можно проходить 1, 2 или 3 круга. Объем нагрузки составляет от 25до 75 % показателя максимального теста. Этот метод направлен на воспитание выносливости.

При применении этого метода необходимо, чтобы повышение нагрузки осуществлялось путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также путем укорочения времени между кругами. Упражнения (6-12) продолжительностью до 1 мин. выполняются в быстром темпе. После выполнения 6-12 упражнений необходимо отдыхать в течение 3-5 минут.

Интервальный метод - предусматривает, что между нагрузками необходимо делать интервалы для отдыха. Длительность интервалов зависит от задач, поставленных в процессе воспитания физических способностей. Данный метод применяют при воспитании выносливости, собственно-силовых и скоростно-силовых способностей. Предполагает использование упражнений с весом собственного тела, хотя и не исключаются упражнения и с внешними отягощениями.

При использовании данного метода необходимо, чтобы нагрузка повышалась постепенно от 50-60% до максимальной на каждой из «станций», оптимальное количество «станций» от 6 до 10, длительность каждого упражнения до 1 мин. Отдых после выполнения перед переходом на очередную «станцию» - 30-60 сек.

Метод повторной работы предусматривает выполнение упражнения почти всегда с добавочными отягощениями. Величина которого может изменяться. Сила воздействия в каждом упражнении должна составлять 80-90% максимальной мощности. Пауза для отдыха - 2-3 минуты. При максимальном отягощении - 3-5 мин.

Данный метод способствует воспитании собственно силовых способностей .

Число «станций» зависит от задач и направленности комплекса, наличия инвентаря и оборудования мест и количестве занимающихся.

На каждой станции одновременно может находиться от 1 до 4 занимающихся (отделение).

При подборе упражнений должны соблюдаться принципы: простота, доступность и безопасность.

При подборе упражнений необходимо соблюдать разнообразие и последовательность в нагрузке на различные группы мышц и системы организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определенную группу мышц. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции: в то время как одна группа мышц работает, получает импульс для развития, другая активно отдыхает.

Основным принципом КТ является индивидуальная нагрузка. За основу берется результат полного максимального теста (ПМТ), т.е. максимальное число повторений правильного выполнения упражнений подряд без отдыха. Начальная дозировка упражнений устанавливается в два раза меньше, т.е. ПМТ, деленное на 2. Общая нагрузка, полученная от КТ получается достаточно большой.

При росте физической подготовленности первоначально запланированная работа становится слишком легкой. В таком случае нагрузка увеличивается следующими способами:

  • увеличивается ПМТ/2 + 1, + 2, + 3;

  • увеличение числа «станций»;

  • Увеличение числа повторений всего круга;

  • Комбинация приведенных способов.

Повышение интенсивности можно осуществлять за счет:

  • уменьшения времени нахождения на «станции» при заданном числе повторений, т.е. повышения темпа выполнения упражнения;

  • усложнения упражнения (применения отягощений, изменения и.п.).

Повышения напряженности работы можно добиться путем сокращения:

  • интервалов отдыха между станциями;

  • времени прохождения всего круга;

  • интервалов отдыха между кругами.

Важным компонентом дозировки в КТ является также количество кругов. В начальных занятиях интервал отдыха между кругами устанавливается в 2-3 минуты. Начиная с 3-4 занятия интервал отдыха надо укорачивать на 30 сек и постепенно доводить его до 1.30 мин и даже до 1 мин.

Для проведения занятий подбирается и изготавливается необходимый инвентарь. На станциях устанавливается такое количество инвентаря, которое позволяет выполнять упражнения всем отделениям одновременно. Также учителю необходимо для каждой станции сделать карточку (100х60см), которая будет наглядным пособием для занимающихся.

Варианты структуры урока с использованием круговой тренировки

Вариа нты

Части занятия

Подготовительная

Основная

Заключительн

ая

1

Разминка, 5 мин

КТ

10-15

Изучение техники 20-25 мин

5 мин

-

мин

2

Разминка 10 мин

Изучение

техники

10-15 мин

КТ

10-15 мин

5 мин

3

Разминка 10 мин

КТ 10-15 мин

Совершенств

ование

техники

10-15 мин

5 мин

Примерный комплекс круговой тренировки

1. Стоя спиной к гимнастической стенке, руки, согнутые в локтях,
держаться за перекладину на уровне головы - выпады вперед - вправо - влево, сгибая ногу в выпаде.

  1. Вис спиной к гимнастической стенке - подъем ног (угол).

  1. Наклон вперед у гимнастической стенки, руки в упоре на уровне груди - пружинистые наклоны.

  1. Вис на перекладине хватом снизу - подтягивания.

  1. Сидя на плинте - глубокий наклон - лежа на спине, голова как можно ниже.

  1. Лежа на груди на плинте - подъем и опускание туловища.

  1. Стоя лицом к стенке и держа эспандер, закрепленный на перекладине, тяга двумя руками назад, то же в наклоне вперед.

  2. Прыжки в быстром темпе, толкаясь двумя ногами и опираясь руками о барьер.



© 2010-2022