Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры.   XXI век ставит перед нами много педагогических задач, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является задача сохранения здоровья.  Здоровьесберегающие технологии позволяют нам решать поставленные задачи педагогического процесса. В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт активной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования. Очевидной задачей процесса об...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в работе

учителя физической культуры.


XXI век ставит перед нами много педагогических задач, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является задача сохранения здоровья. Здоровьесберегающие технологии позволяют нам решать поставленные задачи педагогического процесса. В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт активной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования. Очевидной задачей процесса обучения является - обеспечить возможность каждому ученику достигать того уровня успехов на каждом этапе образовательного процесса, который для него адекватен, желателен и возможен не нанося вред его здоровью.

Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов"[4]. Важным в этом определении здоровья считается отношение к нему, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В связи с этим в нашем школьном образовательном учреждении получило широкое применение здоровьесберегающая практика. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры становятся перспективным средством работы со школьниками. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только психологических трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста. На фоне комплексной педагогической работы здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс здоровьесбережения и способствуют оздоровлению всего организма школьника. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему учебно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий "ситуацию уверенности" их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Рациональная организация уроков - важная составная часть здоровьесберегающей работы в школе. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия и зависит функциональное состояние ребенка в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность, предупреждать преждевременное наступление утомления. Для обучающихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения на уроках используются оздоровительные приемы параллельно с дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и динамическими паузами. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение. Целесообразно варьировать формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением). В своей практике на занятиях с младшими школьниками использую физкультурные минутки в форме - когнитивные, двигательно-речевые. Дети с огромным удовольствием запоминают слова и движения. По мере отработки материала, ребенок сам выступает в роли ведущего.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является профилактика простудных заболеваний. Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать со школьного возраста, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в учебно-воспитательном процессе, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

В современных условиях образовательного процесса возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации здоровьесбережения. Одним из таких эффективных направлений это - самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.

С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать "лекарства", которые намного безопаснее таблеток.

Упражнения на развитие моторики, создаёт предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы его возможностей.

Каждое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над дыханием, простейшие приемы массажа, гиманстика для глаз).

Средства, которые я использую на своих уроках следующие:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;

- упражнения, формирующие чувства темпа;

- ритмические упражнения;

- игровая деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

- разнообразные виды движения;
- творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;

- упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;

- упражнения на релаксацию;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- ритмико-гимнастические упражнения;

- танцевальные упражнения;

- упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;

- разные виды массажей.

Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной "встроенностью" в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в учебно-образовательном процессе, преемственность в деятельности всех специалистов школьного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей.


Литературные источники

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.

  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 159 с.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2004. - 176 с.

  4. Ковалько,В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе [Текст] /В.И.Ковалько//Начальная школа. М.:Просвещение, 2004. - № 12. - С.14 -15.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

  6. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34.

© 2010-2022