РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НО И ОО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

.С введением ФГОС изменяется подход к содержанию и результатам образовательной деятельности учителя. ФГОС требует развитие у учащихся способности уметь учиться, то есть самостоятельно усваивать новые знания и умения, стремиться к самосовершенствованию. В основе стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который основывается на общих законах теории деятельности. Деятельностный подход в обучении – это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НО И ОО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд № 3.С введением ФГОС изменяется подход к содержанию и результатам образовательной деятельности учителя. ФГОС требует развитие у учащихся способности уметь учиться, то есть самостоятельно усваивать новые знания и умения, стремиться к самосовершенствованию. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который основывается на общих законах теории деятельности. Деятельностный подход в обучении - это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приёмами, определяющими теоретическими особенностями.

Стандарт устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения. Предметные результаты частично включают метапредметные и личностные результаты. При определении личностных и метапредметных универсальных учебных действий учителю необходимо отталкиваться от собственного видения и понимания задач, которые он ставит перед учащимися на протяжении всего изучения дисциплины. Поэтому при реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС учителю необходимо определить доминирующий предметный и личностный результат.

Слайд №4. Например, доминирующий личностный результат: Слайд №4

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

Слайд №5 доминирующий предметный результат:

- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

Под технологией реализации деятельностного подхода понимаются особенности реализации развивающего обучения в рамках образовательной системы. Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором ученики получают знания не в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений.

Слайд №6. Реализация деятельностного подхода автоматически включает в себя следующие универсальные учебные действия - они представлены на слайде: целеполагание; регулятивные, познавательные универсальные учебные действия (планирование, анализ, синтез, классификация, моделирование); оценка учебной деятельности.

Слайд №7. Рассмотрим структурные элементы деятельности:

  1. Подведение учеников к цели урока (УУД - целеполагание). Варианты подведения: - ученики узнают цель из текста учебника; - цель урока сообщается учителем; - цель выводится из проблемной ситуации (поиск ответа на проблемный вопрос); - цель входит в структуру учебной задачи.

2. Освоение нового материала (процесс, средства, результат). Эта часть урока должна включать не только формирование предметных знаний, умений, отношений, отражающих специфику предмета, но и формирование, развитие метапредметных универсальных учебных действий. И то, и другое должно найти отражение в задачах урока, которые могу быть переданы в форме планируемых достижений. Планируемые достижения - это перечень конкретных знаний, умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке.

3. Применение освоенного в практической деятельности (формирование умений использования полученного результата). Учитель должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения целесообразно отражать в «планируемых достижениях школьника» и доводить до учащихся в такой форме, чтобы их можно было легко проверить.

4. Оценивание планируемых достижений (универсальные учебные действия - оценка). В процесс оценивания достигнутых результатов, достижений включается и школьник. Оценку определяет учитель и ученики сообща.

Очень важный момент в уроке - это целеполагание.

Цель урока - заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут обучающихся в конце урока. Цель урока определяет взаимодействие учителя и учеников на уроке. В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся. Слайд № 8. Цели должны быть - представлены на слайде

- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы; - сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата; - соотносимы с типом и содержанием урока; - личностно ориентированы.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание - самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное - воспитание и развитие личности.

Слайд №9. Например, мы, как педагоги, можем поставить Цель урока - Сформировать у учащихся умение выполнять нападающий удар в волейболе. Тогда задачи урока могут звучать следующим образом: Они представлены на слайде.

1. Формирование упорства и настойчивости в преодолении трудностей, возникающих при выполнении нападающего удара в волейболе. Эта задача направлена на формирование личностного результата.

2. Овладение техникой правильного выполнения нападающего удара в волейболе. Эта задача направлена на формирование метапредметного результата.

3. Формирование навыка применения нападающего удара в учебной игре. Направлена на формирование предметного результата.

Слайд № 10. Учителю можно осуществлять уровневый подход к постановке цели темы.

Цели могут быть сформулированы на 4-х уровнях, которые удобно определять глаголами - иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть).

Цели первого уровня можно представить в виде: «иметь представление» + «о чём?»

Цели второго уровня: «знать» + «что?»

Цели третьего уровня: «Деятельность, задаваемая глаголом» + «предмет, на который направлена эта деятельность», например: - планировать, рассчитывать, дифференцировать, выбирать, осуществлять самоконтроль.

Цели четвертого уровня: по форме могут быть представлены как цели третьего уровня, но подчёркивается более высокий уровень владения практическими навыками в решении конкретных задач курса.

Слайд №11. Цель урока должна быть направлена на достижение учащимися конкретных результатов. По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной и основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Слайд № 12. Личностные результаты:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Слайд № 13. Метапредметные результаты:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Слайд № 14. Предметные результаты:

- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;

- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

Для того чтобы оптимизировать процесс достижения конкретной цели в условиях образовательного процесса по физической культуре на уровне деятельности как учителя так и ученика необходимо активно использовать педагогическую технологию.

слайд 15. Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной».

слайд 16. Описанный модуль «цель - средства - правила их использования - результат» составляет ядро любой технологии.

слайд 17. На наш взгляд, точное определение педагогической технологии дает Г.К. Селевко. - система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, приводящая к определенным результатам.

слайд 18. Современные педагогические технологии должны соответствовать определенным признакам, перечислим основные. Концептуальность - опора на научную концепцию. Системность - логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности действий. Управляемость - возможность проектирования и корректирования. Воспроизведение системы действий - возможность применения другими в однотипных условиях образовательной среды. Действенность - эффективность в достижении образовательных целей. Инструментальность - это проработанность и алгоритмизация конкретных действий (начиная с постановки целей), определенность и четкость этапов, шагов, операций, ведущих к цели.

Только в таких случаях обеспечиваются воспроизводимость технологии и гарантированность результата.

слайд 19. В педагогических технологиях выделяют три основных компонента:

- содержательный компонент, в который входят различные концепции (философские, психологические и др.), а также цели и задачи обучения.

- процессуальный компонент, который включает методы и приемы обучения, формы организации обучения, особенности взаимодействия учителя и ученика.

- диагностика результатов обучения.

Наверное, к трем составляющим педагогической технологии - дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую - педагогическое мастерство учителя. слайд 20. Концептуальными элементами педагогической технологии являются:

С-содержание предметного знания (разные способы структурирования),

Д1 - диагностика констатирующая,

СО - средства обучения и разные способы их встраивания в учебный процесс,

СД- совместная деятельность субъектов образования (учителя- ученика, учеников, ученика - ученика..),

Ф-формы организации учебного процесса,

Д2- контролирующая диагностика (включающая корректирующий и контролирующий контроль.

слайд 21. Таким образом, все педагогические технологии имеют следующую структуру: 1. Название технологии - отражающее главную решаемую проблему, основные качества, принципиальную идею, суть применяемой системы обучения, отражает самый яркий её признак.

2. Целевые ориентации технологии - являются стержнем, удерживающим стройность технологии, характеризующую деятельностную позицию, ориентацию на определённую сферу развития человека. Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, обозначается логика целей, задач и модель развития ученика по ступеням.

3. Концептуальная основа педагогической технологии. Даётся краткое описание руководящих идей, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, применяемые методы воспитания.

4. Содержание учебного процесса. Содержание и структура педагогической деятельности учителей и учащихся в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указываются объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

5. Процессуальная характеристика (методические особенности). В процессуальной характеристике технологии раскрываются методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).

6. Учебно-методическое обеспечение

7. Программно-методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий) рассматривается в тесной связи с содержанием и применяемыми методами. При работе по определенной педагогической технологии используют технологические схемы и карты. слайд 22. Технологическая схема - условное изображение (описание) алгоритма процесса, представление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графическое, символьное) логических связей между ними. Технологическая карта - описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. слайд 23.

слайд 24. Учитель сам выбирает педагогическую технологию исходя из:

- приоритетности целей обучения; специфики содержания обучения (учебного материала); состава обучающихся; оснащенность учебного процесса.

© 2010-2022