Программа дополнительного образования по физической культуре для детей 7-17 лет

Здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Олимпия»

«Развитие физической культуры и спорта, олимпийского образования в МБОУ СОШ №15 г. Мичуринска Тамбовской обл. «Олимпия» на 2013 -2015 годы» (далее - Программа)

Авторы - разработчики программы

Проскурякова О.Н. зам. директора по ВР, Ефремова С.И. - учитель физической культуры, Попова Н.В. - учитель физической культуры.

Обоснование актуальности, цели, и задачи

Одним из наиболее важных условий успешности и эффективности деятельности человека является укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре. Выполнение требований дисциплины "физическая культура", с одной стороны, способствует созданию этих условий, с другой, напрямую зависит от того, насколько актуально пространство физической культуры и спорта в школе.

Исследования показывают, что в настоящее время пространство физической культуры и спорта не всегда является формирующим самореализацию личности.

Здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».

МБОУ СОШ №15 ориентировано на охрану физического и психического здоровья детей, обеспечение безопасности образовательного процесса. В Программе по развитию физической культуры и спорта на 2013 - 2015 годы одной из основных задач является формирование безопасной образовательной среды школы, способствующей сохранению социально-психологического, духовно-нравственного и физического здоровья, психологической устойчивости всех участников образовательного процесса. Эта задача актуальна в связи с разработкой и внедрением ФГОС.

Во времена проведения и после XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних

Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи по прежнему актуальными являются вопросы

внедрения олимпийской тематики в учебный процесс, создания инновационной системы

физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающей организацию олимпийского

образования.

Программа по развитию физической культуры и спорта «Олимпия» дает возможность четкой организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в учреждении, реализует тенденцию к поиску и практическому использованию интегративного подхода в организации спортивной работы с детьми и подростками.

Цель программы

Приобщение учащихся к идеалам и ценностям олимпийского движения путем целенаправленного внедрения программы «Олимпиада начинается в школе» в систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы МБОУ СОШ № 15.

Формирование представления о ценностях Олимпизма, истории олимпийских и паралимпийских видов спорта, подготовке России к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр, воспитание патриотизма и гордости за свою страну, изменение отношения к людям с инвалидностью, формирование культуры здорового образа жизни.

Задачи программы

 Способствовать развитию олимпийского образования среди школьников, родителей, педагогов, жителей города.

 Формировать у школьников потребность в систематических занятиях спортом.

 Способствовать повышению двигательной активности и укреплению здоровья школьников, формировать их физическую культуру как элемент здорового образа жизни.

 Создавать условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

 Выявлять талантливых детей для их дальнейшего целенаправленного занятия спортом.

 Обеспечить поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс элементы инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы.

Основные принципы

При проектировании программы нами использованы дидактические принципы компетентностного подхода:

  • Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации. Данный принцип предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности.

  • Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.

  • Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит системно представить учащимся масштабную картину истории, идеологии, философии Игр, этапы подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г.

  • Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.

  • Принцип мотивации. Содержание образования в предложенных мероприятиях программы спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно Олимпийских и Паралимпийских игр, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности. В предложенных мероприятиях программы использованы средства побуждающего и формирующего воздействия.

  • Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование нами предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации.


Срок реализации

В программе принимают участие школьники 7 - 17 лет. Программа "Олимпия" рассчитана на 3 года.

2013 - 2015 год.

Этапы реализации программы

1. Подготовительный этап: 01.01.2013 г. - 31.08.2013 г.

2. Основной этап: 01.09.2013 г. - 31.08.2014 г.

3. Заключительный этап: 01.09.2014 г. - 31.12.2015 г.



Содержание программы

Этапы реализации проекта

Основные мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап:

01.01.2013 г. - 31.08.2013 г.

Изучение проблемы, разработка программы по развитию физической культуре и спорту «Олимпия»

Администрация, учителя физической культуры

Утверждение творческой группы по разработке программы «Олимпия»

Администрация

Презентация программы «Олимпия» на методическом совете школы

Творческая группа

Приобретение и оформление витрины «Наши достижения», успешно сочетающие спорт, учебу и общественную активность.

Директор, заместитель директора по ВР, учителя физической культуры

Оформление информационного стенда «Бери пример с нас!»

Учителя физической

культуры

Включение модулей олимпийской тематики в содержание предметов учебного плана

Руководители ШПО, учителя-предметники

Разработка системы физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая организацию олимпийского образования.

Педагог-организатор, классные руководители

Разработка методических рекомендаций в сфере дополнительного образования для выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающимися во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС.

Заместители директора по ВР

Разработка методик работы с учащимися различных групп здоровья на уроках физической культуры

Школьный врач, учителя физкультуры

Разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий олимпийской тематики

Методический совет

Основной этап:

01.09.2013 г. - 31.08.2014 г.

Мониторинг здоровья участников образовательного процесса

Школьный врач

Мониторинг физического развития учащихся

Учителя физической культуры

Создание банка данных спортивных достижений обучающихся

Учителя физической культуры

Создание «Паспорта здоровья школьника»

Классные руководители

Разработка и внедрение инновационных технологий физического воспитания обучающихся

Заместители директора по УВР, учителя физкультуры

Проведение школьного этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» с включением вопросов олимпийской и паралимпийской тематики в задания творческого конкурса

Заместители директора по ВР, педагог-организатор, учителя физической культуры

Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (5-11 класс) с включением вопросов олимпийской и паралимпийской тематики

Руководитель ШПО учителей физкультуры

Проведение олимпийских уроков в общеобразовательных учреждениях: (предметные уроки, уроки физической культуры, классные часы и т.д.).

Учителя-предметники, классные руководители

Формирование и пополнение банка программно-методического материала по теме олимпийского образования

Руководитель ШПО учителей физкультуры

Взаимодействие с учреждениями города и района:

- ДЮСШ «Темп» г. Мичуринска,

…..

Администрация школы

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий:

- открытие и закрытие школьной Олимпиады;

- ежегодные турниры по мини-футболу и пионерболу;

- участие во Всероссийской Спартакиаде школьников;

- участие в «Президентских спортивных играх»;

- участие в «Президентских состязаниях»;

- участие во всероссийских проектах «Мини-футбол в школу»;

- «Весёлые старты»;

- «Мама, папа, я - спортивная семья»;

- Дни здоровья;

- муниципальный конкурс презентаций «За здоровый образ жизни»;

-конкурс газет «Олимпийские виды спорта», «Олимпийские чемпионы»

-спортивная игра «Зарничка» для учащихся 1 -4 классов

Учителя физической культуры

Заключительный этап:

01.09.2014 г. - 31.12.2015 г.

Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры».

Творческая группа

Диагностика и оценка уровня сформированности культуры здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса

Психолог, педагог-организатор

Проведение мониторинга реализации мероприятий по внедрению программы олимпийского образования

Творческая группа

Освещение хода реализации программы олимпийского образования на школьном сайте, в СМИ

Заместитель директора по ВР, учитель информатики

Обобщение опыта работы по реализации программы«Олимпия» через фестиваль открытых уроков, мастер- классы, внеклассную спортивную работу

Методический совет школы

Подведение итогов реализации проекта «Олимпия»

Администрация школы, ШПО учителей физкультуры









Ресурсное обеспечение

Кадровые ресурсы.

В школе работает стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. Уроки физической культуры преподают 7 педагогов:

п/п

Ф.И.О учителя

Образование

Категория

Педагогический стаж

1

Шатилов Александр Юоьевич

высшее

первая

28 лет

2

Попова Наталья Васильевна

высшее

первая

16 лет

3

Ефремова Светлана Ивановна

высшее

первая

13 лет

4

Полякова Елена Александровна

высшее

-

4года

5

Ламонова Елена Владимировна

высшее

-

1год

6

Филимонова Галина Викторовна

высшее

-

10лет

7

Семененко Игорь Владимирович

Высшее специальное

-

12лет

Материально - технические ресурсы


Материально - техническое обеспечение школы способствует проведению массово-спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в школе. В школе имеются оснащенные необходимым спортинвентарем два больших спортивный зала, гимнастический зал, спортивная площадка, 2 медицинских и процедурных кабинета, столовые; имеются оформленный кабинет ОБЖ, 2 компьютерных класса.

Работают кабинеты социального педагога, психолога, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, в котором имеются информационные стенды с результатами спортивно-оздоровительной работы класса и условиями безопасного образа жизни.

Методические ресурсы

- методическая литература: Лях В.И., Зданевич А. А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» Просвещение, 2011 г.;

- электронные образовательные ресурсы;
- методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, соревнований учителей по физической культуре;

- методические рекомендации по олимпийскому образованию для классных руководителей и учителей-предметников;

- методические разработки программ с учетом групп здоровья детей;

- программы дополнительного образования по внеурочной деятельности ФГОС по физкультурно-оздоровительному направлению;

- коллекция презентации по олимпийским видам спорта и учебных проектов по формированию здорового образа жизни.


Информационные ресурсы.

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется через регулярное обновление сайта школы, публикацию в СМИ.


Ожидаемые результаты


  1. В Целях и содержании образования:

Одной их целей образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения.

В содержании учебных программ будут отражены вопросы олимпийской и паралимпийской тематики, будет разработана система здоровьесберегающего и физкультурно-спортивного воспитания, в том числе организацию олимпийского образования.

  1. В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса.

Программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий, информационных ресурсов и технологий нового поколения, разработка методик работы с обучающимися различных групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов.

  1. В формах и способах организации обучения и воспитания.

Через всю урочную деятельность будет проходить идея здорового образа жизни.

Дополнительное образование будет предлагать варианты для выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающимися во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС. Будет расширен спектр спортивно-оздоровительных программ. Одной из задач внеурочной спортивной работы является выявление одаренных детей, привлечение их для освоения программ профессиональной направленности как внутри образовательного учреждения, так и в специализированных школах города.

В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление; волонтерство, социальное проектирование, проведение специальных акций (реклама, видеоролики, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, подготовкой массовых спортивных праздников.

  1. В деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей.

Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей здорового образа жизни. Будут заложены традиции совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, выпускников, родителей.

Предполагается создание модели управления инновационной деятельностью школы как эффективной системы информационного обеспечения и коммуникаций, сбора и анализа информации о результативности реализации программы, актуализации мотивационных ресурсов, включения педагогов в инновационную деятельность.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • повышение уровня культуры здоровья учащихся и правильное питание;

  • компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

  • увеличение числа постоянно занимающихся физической культурой и спортом до 70%;

  • улучшение состояния физического здоровья школьников, добиться снижения заболеваемости за счет привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

  • повышение уровня обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем;

  • оптимизация распределения бюджетных средств на развитие физической культуры, спорта, эффективность их использования; активизация поиска внебюджетных источников финансирования;

  • повышение степени информированности и уровня знаний обучающихся и их родителей по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

  • повышение уровня взаимодействия семьи и школы,

Контроль за ходом реализации Программы:

Администрация школы, педагогический Совет, Попечительский Совет.

Критерии и диагностика эффективности реализации программы

  1. Сохранение показателей здоровья.

  2. Спортивные достижения учащихся.

  3. Учебные достижения (уроки физкультуры) наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья; гармоничность физического развития, уровень физической подготовленности;

  4. Нормальное или отклоняющееся от нормы функционирование систем организма; нервно-психическое развитие;

  5. Сопротивляемость и устойчивость к болезням,

  6. Развитие кратковременной памяти, работоспособности, утомляемости

  7. Отсутствие травматизма на уроках физкультуры.

  8. Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:

- Обучающихся - в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности.

- Родителей - в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, в решении проблем разобщенности и конфликтов в семьях.

- Педагогического коллектива - в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе, в решении проблем профессионального выгорания педагогов.

- Образовательного учреждения - в позиционировании на рынке образовательных услуг как ОУ, внедряющего инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди ОУ города, создании благоприятных условий для дальнейшего развития.


Оценка степени эффективности реализации Программы

Наименование показателя

Ед.

из.

Целевой ориентир

1

Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием

%

Не менее 90

2

Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, участием в олимпийском движении, олимпийским образованием

%

Не менее 80

3

Удовлетворенность педагогического коллектива

%

Не менее 90

4

Рейтинг школы среди школ города по данным соц. опросов

место

Не ниже 10

5

Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы

%

100

6

Доля обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы

%

Не менее 100

7

Доля обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским движением школы

%

Не менее 60

8

Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся

%

Не менее 20

9

Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии

%

100

10

Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации инновационной общеобразовательной программы

%

90

11

Включенность участников образовательного процесса в олимпийское образование и просвещение

%

90

12

Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся в классе

детодней

Не более 10

13

Доля сотрудников, не имеющих больничных листов в течение учебного года от общего числа сотрудников

%

Не менее 80

14

Доля победителей в индивидуальном и командном зачете от общего числа проведенных соревнований

%

Не менее 10

15

Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения, для которых сформированы индивидуальные образовательные маршруты от общего числа обучающихся

Чел.

15

16

Доля обучающихся 1,2,3,4-х классов, для которых ведутся «Паспорта здоровья»

%

100

17

Обеспеченность материально-техническим оборудованием для организации здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы

%

Не менее 100%

18

Увеличение количества социальных партнеров школы

Кол-во

Не менее 5



© 2010-2022