- Преподавателю
- Физкультура
- Планирование кружка Общая физическая подготовка
Планирование кружка Общая физическая подготовка
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурлакова Н.В. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
общей физической подготовки
для обучающихся 5-9-х классов.
Девиз программы:
«Физкультура - без освобожденных»
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации, способностей и активации двигательной деятельности.
Рабочая программа составлена на основе Государственной программы по физической культуре, направленной на развитие двигательных качеств ( 1998год) и программы общеобразовательных учреждений( комплексная программа физического воспитания 1-11 классы под редакцией В.И. Ляха, часть3 « Внеклассная работа», Просвещение 2004 год).
В настоящее время возникла необходимость составления модифицированной программы по общей физической подготовке из-за отсутствия современных пособий и программ. Таким образом, в этой программе учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря, обращается особое внимание на индивидуальное (физическое и психическое) развитие ребенка.
Цель программы: активизация процессов психо-физиологической адаптации школьников к современному миру.
Реализация основной цели осуществляется через ряд задач:
- привить культуру здорового образа жизни для осознания физического и
нравственного здоровья,
- привлечь обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической
культурой и спортом,
- содействовать воспитанию чувства гражданской ответственности и патриотизма,
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам техники
безопасности на занятиях,
- развивать коммуникативные способности.
Программа составлена на основе материала, который обучающие изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учетом их интересов , в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
В программу входят инвариативные блоки, предусматривающие базовую подготовку спортсмена. Вариативная часть программы отвечает направленности ее на специализацию.
Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации. Регулярные занятия физической культурой и спортом очень актуальны, так как отрицательное влияние на растущий организм оказывает не только генная наследственность, но и окружающая среда.
Занятия в секции ОФП с оздоровительной направленностью является уникальной естественной средой для формирования позитивной «Я - концепции», так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки. Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), фитбол-гимнастики. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение комплексам специальных упражнений, релаксации.
Программа рассчитана на обучающихся 5 - 9 классов (11 - 16 лет) и предусматривает 3 года обучения, но в случае необходимости может изучаться в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла можно дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей. Время, отведенное на обучение, составляет 68часов в год, 2часа в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, ОРУ),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
В целях улучшения реализации учебной программы было соединено учебно-тренировочные занятия с ежедневными самостоятельными заданиями по плану, что осуществляет индивидуальный подход к каждому ученику.
Рекомендуемый минимальный состав группы 1 - 3 года обучения 15 человек.
В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Работа по программе строится с учетом близких и дальних перспектив.
Порядок изучения тем в целом и отдельных блоков, определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших педагогических методик, на пришкольных, спортивных площадках и в спортивных залах образовательных учреждений. Необходимы также подсобные помещения: раздевалки, душ, комнаты для хранения инвентаря. Необходимо содействовать активному вовлечению в образовательный процесс родителей учеников, организовывая родительские собрания и совместные мероприятия.При подборе средств и методов для проведения практических занятий, руководитель должен использовать упражнения из различных видов спорта (для повышения эмоциональной окраски занятий). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом, в зависимости от условий работы объединения. По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-переводные испытания: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на перекладине, бег 6 минут.
В течение учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри группы, внутри образовательного учреждения и т.д.
Содержание программы предполагает освоение детьми:
основ знаний - по теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах; о технике и тактики видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об используемом инвентаре, о правилах поведения на спортивных площадках, о влиянии физических упражнений на организм человека, о формировании здорового образа жизни.
1 и 2 год обучения: Цель - идентификация личности посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи -
-
формирование знаний об основах физкультурной деятельности,
-
совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение игровой и соревновательной деятельности,
-
расширение и развитие двигательного опыта, овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью,
-
формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений,
-
расширение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма.
3 год обучения:
Цель - индивидуализация личности обучающихся посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью.
Задачи -
-
формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений на организм человека,
-
формирование знаний об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекция осанки
-
и телосложения,
-
расширение двигательного опыта,
-
совершенствование функциональных возможностей организма,
-
воспитание индивидуальных психических черт и способов коллективного общения,
-
создание представлений об индивидуальных физических возможностях организма,
-
формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом,
-
формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания и формирование ЗОЖ.
Вся деятельность, организованная на занятиях ОФП, направлена на овладение практическими приемами спортивных командных игр. Серьезным результатом работы является общее оздоровление учащихся, а также показатель подготовленности к военной службе ( сейчас, как известно, 80% юношей к ней не готовы из-за несоответствия физическим параметрам).
Развитие физических качеств теснейшим образом связано с закреплением и совершенствованием акробатических упражнений. Недопустимо изучить технику гимнастических упражнений без достаточного развития физических качеств. А уровень их развития может быть оценен только контрольными упражнениями или тестами. Поэтому в старшем дошкольном возрасте физическую подготовку направляю главным образом на развитие гибкости. Физическую нагрузку повышаю постепенно с учетом подготовленности занимающихся.
Тематический план
программы для обучающихся5- 9 классов
общая физическая подготовка
1 - 3 год обучения
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Основы знаний.
2
2
-
2
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
2
2
-
3
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
2
2
-
4
Оздоровительная и спортивная гимнастика.
34
-
44
5
Легкая атлетика.
34
-
64
6
Лыжные гонки.
23
-
23
7
Спортивные игры.
61
-
61
8
Контрольные испытания и соревнования.
10
-
10
Всего:
210
6
204
Содержание программы общей физической подготовки
1 - 3 год обучения
1. Основы знаний.
Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования.
Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.
Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой.
Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение. Помощь при ушибе, при растяжении и т.д. Наложение ватно-марлевой повязки. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале.
Врачебный контроль. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля.
3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Правила проведения соревнований. Места занятий. Пришкольная спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения: раздевалка, душ, комната для хранения инвентаря. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
4. Оздоровительная и спортивная гимнастика.
Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д.
Акробатические упражнения. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание.
Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки. Шейпинг.
Движения головы вправо, влево, верх, вниз. Поочередное и одновременное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-верх с одновременными круговыми вращениями кистей рук и поднимание на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согнутых рук в локтях предплечьями перед собой. Наклоны прогнутого туловища вперед с одновременным подниманием одной руки вперед, другой - в сторону. Наклоны туловища с одновременным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми движениями туловища. Высокое, многократное и поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообразных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упражнения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья махи ногами. Из положения лежа на спине касание ногами пола за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движениями рук, поворотами туловища и т.д. Упражнения на расслабление. Дыхательные упражнения. На занятиях целенаправленно выполняем 2-3 упражнения для конкретных групп мышц. .
Основные упражнения игрового стретчинга, игровые комплексы
Беседа. «Позвоночник - ключ к здоровью».
Практические занятия. Упражнения игрового стретчинга.
Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «змея поднимает голову», «кобра», «ящерица», «кораблик», «лодочка», «качели», «рыбка», «кузнечик», «собачка», «кошечка», «кукушка». Упражнения для мышц спины и брюшного пресса - наклоны вперед: «книжка», «птица», «летучая мышь», «страус», «орешек», «обезьяна лезет за бананами», «веточка», «уголок», «перочинный ножик», «осьминог», «горка», «черепашка», «волчонок», «Ванька-встанька», «ежик», «слон». Повороты и наклоны туловища; «маятник», морская звезда», лисичка», «месяц», «муравей», «флюгер», «стрекоза», «повороты». Укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног: «бабочка», неваляшка», «паучок», «павлин», «лягушка», «ножницы», «бег», «краб», «велосипед», «елочка», «паровозик», «жучок», «хлопушка».
Упражнение для развития стоп: «ходьба», «кузнечик», «лошадка», «медвежонок», «телефон», «куколка», «полулотос», «лотос».
Плечевой пояс: «замочек», «зацеп», «пчелка», «домик», «крутые повороты».
Упражнения на равновесие: «аист», «петушок», «оловянный солдатик», «цапля», «ласточка», «орел».
Игровые комплексы: «гуси-лебеди», «мы топаем ногами», «вышла мышка», «печка горяча», «ровным кругом», «у реки росла рябина».
Комплекс «Красивая осанка»: поза дерева, божественная поза, поза лебедя, поза перекреста.
Комплекс «Лебединая шея».
Комплекс «Доброе утро»: Поза потягивания, поза зародыша, поза угла, поза мостика, поза ребенка, поза кошки, поза горы.
Комплекс «Здоровье позвоночника»: Поза потягивания, поза зародыша, поза змеи, поза рыбы, поза лука, головоколенная поза.
1. Упражнения для рук и плечевого пояса
Это отжимание в упоре лежа. Правила выполнения: руки на гимнастической скамейке, туловище выпрямлено, ноги на полу; руки сгибать до касания скамейки грудью, сохраняя выпрямленное положение туловища, разгибать - полностью.
Затем я использую усложненный вариант: отжимание в упоре лежа на полу:
-
в замедленном темпе;
-
на широко разведенных руках.
2. Упражнения для туловища и рук.
Для развития рук кистей я использую лазанье по канату. Для развития мышц брюшного пресса поднимание туловища из положения, из положения, лежа на животе.
3. Упражнения для ног.
Для развития мышц ног я использую различные виды приседаний и прыжки на скакалке.
Для развития гибкости применяю:
4. Упражнения для подвижности в плечевом суставе.
Для подвижности в плечевых суставах используются круговые движения руками в различных плоскостях, рывковые движения с прямыми и согнутыми руками, выкруты. Хороший эффект дают покачивания вперед и назад в положении «мост».
5. Упражнения для подвижности в тазобедренном суставе и для развития позвоночника.
Наиболее эффективными упражнениями для развития в тазобедренных суставах и позвоночного столба являются наклоны туловища из различных исходных положений и в различных направлениях, повороты и наклоны с поворотами; мост из положения, лежа на спине и наклоном назад; пружинящие приседания из положения выпада вперед (в стороны), маховые движениями ногами.
Упражнения на гибкость следует чередовать для развития силы, не забывая, что чрезмерное увеличение гибкостью ослабляет мышцы, а силовыми упражнениями отрицательно сказывается на амплитуде движения.
Для развития силовой выносливости я применяю:
6. Упражнения для рук и плечевого пояса
Например, сгибание и разгибание рук, отжимание, в упоре лежа, подтягивание на мини-перекладине.
7. Упражнения для ног и туловища
Например, глубокие приседания (обычные; с гантелями; на одной ноге), прогибание (лежа на животе, на полу), поднимание ног в висе на гимнастической стенке).
А так же развивают силовую выносливость и статические упражнения (это висы, упоры, стойки). Упражнения выполняются в среднем или медленном темпе.
8. Для развития скоростной выносливости я использую силовые упражнения с гантелями. Упражнения этой направленности выполняют в быстром или максимально быстром темпе до утомления.
Степень развития ловкости во многом зависит от наличия силы, гибкости, быстроты, координации движений. Развивают ловкость гимнастические упражнения (перекаты, кувырки, равновесия, висы, упоры, стойки).
Мои юные гимнастки пользуются большим успехом в выступлениях на спортивных праздниках, физкультурных досугах, неоднократно приглашают в школу, в дом культуры со своими акробатическими комбинациями.
Здоровье - бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В связи с этим, я надеюсь, что представленная программа окажется хорошим подспорьем в профессионально-педагогической подготовке инструкторам по физической культуре.
5. Легкая атлетика.
Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 100м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.
6. Лыжные гонки.
Лыжный инвентарь. Лыжные ходы. Сочетание лыжных ходов. Подъем и спуск с горы, виды подъемов и спусков. Прохождение дистанции до 3 км по слабо-пересеченной местности. Основные элементы тактики лыжных гонок.
7. Спортивные игры.
Баскетбол.
Техника передвижения. Стойка баскетболиста. Ходьба. Бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо). Остановки (прыжком). Повороты на мете (вперед, назад).
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча.
Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.
Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.
Техника защиты. Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии.
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. Учебная игра.
Волейбол .
Действия без мяча. Зоны. Перемещения и стойки.
Действия с мячом. Бросок мяча двумя руками из-за головы через сетку. Передача мяча партнеру. Ловля мяча двумя руками, от игрока, от сетки. Групповые действия. Взаимодействие игроков.
Подача мяча через сетку.
Техника и тактика защиты. Выбор места при приеме мяча. Расположение игроков при приеме подачи. Командные действия. Учебная игра.
Футбол.
Техника передвижения. Бег по прямой, изменяя скорость и направление. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега.
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой и левой ногой поочередно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру
Туристическая подготовка.
Ежегодно проводится не менее четырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях.
Ориентирование по карте и без нее, разбивка бивуака в разных климатических условиях, преодоление реки (оврага) по навесной переправе, спасательные работы. Выполнение нормативов III и II спортивных снарядов по туризму, участие в школьном туристическом слете.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы по ОФП оздоровительной направленности и подвижным играм учащиеся должны достигнуть следующего уровня.
Знать и иметь представление:
-
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
-
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
-
о способах и особенностях движений, передвижений;
-
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
-
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
-
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
-
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
-
вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
-
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
-
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
-
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
-
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
-
взаимоконтроль;
-
самоконтроль;
-
итоговый контроль умений и навыков;
-
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
Контрольные нормативы.
Двигательная дееспособность определялась по 9 тестам:
-
сила кисти (правой и левой);
-
сгибание и разгибание рук в упоре от пола (кол-во повторений);
-
приседания (кол-во повторений);
-
поднимание туловища (кол-во повторений);
-
прыжок в длину с места (см);
-
бег 60 метров (сек.);
-
6-минутный бег (кол-во шагов);
-
бросок набивного мяча (см);
-
наклон (см).
Для отслеживания результативности определенных параметров в работе используется: учебники "Физическая культура" для учащихся 5 - 7 классов, 8 - 9 классов, 10 - 11 классов; оценка качества подготовки выпускников основной средней (полной) школы, контрольные тесты - упражнения программы двигательной активности, контрольные тесты очково -кумулятивной системы оценивания по предмету "Физическая культура" как компонент здоровьесберегающих образовательных технологий.
Список литературы:
При составлении программы использованы следующие нормативные документы:
-
Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999г. №8.
-
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30. 08.2002г.Ха1507-р;
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9. 02. 1998 г. №322;
-
Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. № 1236;
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31. 10. 2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культуры.
Литература для учащихся:
-
Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. - 96 с.
-
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.
-
Хамзин Х. Сохранить осанку - сберечь здоровье. - М.: «Знание», 1980.
-
Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
Литература для преподавателя:
-
Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение«, 1976.
-
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109 с., ил. - (Физкультура и здоровье).
-
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
-
Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. - СПб.: КОРОНА принт., 2003. - 176 с.: ил.
-
Красикова И.С. Плоскостопие у детей. - СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. - 128 с.: ил.
-
Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С.Гарасева и др.; Под ред. С.Н.Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
-
Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. - М.:Знание, 1986. -64с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)
-
Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С.Д.Соловей. - С.-Петербург: Ривьера, 1995,214с.
-
Потапчук А.А, Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб: Речь, 2001. - 166 с.
-
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
-
Хрипкова О.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
-
Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/авт.-сост. А.Н.Каинов, И.Ю. Шалаева -_Волгоград: Учитель,2009.- 185 с.