Турслет педагогов. Методика. Опыт. Рекомендации

В Республике Марий Эл, недалеко от поселка Юрино состоялся Всероссийский туристский слет педагогов. В соревнованиях приняли участие 26 команд из разных регионов. Многое из того, что здесь происходило, можно использовать и при работе с детьми, например при организации аналогичного школьного мероприятия.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей Машковцев,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Турслет учителей: соревнования или отдых?

С 19 по 24 августа в Республике Марий Эл, недалеко от поселка Юрино Юринского района, состоялся Всероссийский туристский слет педагогов. В соревнованиях приняли участие 26 команд из разных регионов. Слет проводился без бюджетного финансирования - за счет стартовых взносов участников.

Многое из того, что здесь происходило, можно использовать и при работе с детьми, например при организации аналогичного школьного мероприятия.


История турслета

Традиционно в августе - сентябре на Всероссийском туристском слете собираются педагоги из различных регионов России. Ι и ΙΙ слеты проводились в 1970-е гг., потом следовал длительный перерыв, и вот начиная с 1995 г. они проводятся ежегодно. Очередной ΧVΙ Всероссийский туристский слет педагогов проводился под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Туристско-спортивного союза России. Непосредственное проведение слета осуществляют Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, органы образования и Юношеский туристско-краеведческий центр Республики Марий Эл.

Всероссийскому слету предшествовали слеты учителей-туристов, проводимые в большинстве регионов России. Участники жили в палаточном лагере на условиях полного самообеспечения и самообслуживания.

Программа включала ориентирование по выбору, контрольный туристский маршрут, техника пешеходного туризма, туристские навыки, ночное туристское ориентирование (командное); проводились конкурсы краеведов, туристской кухни, представления команд, туристской песни, туристских газет. Чтобы исключить ненужный ажиотаж, общий зачет не проводили, а соревнования шли в группах А и Б, различавшихся по сложности заданий. Команды сами выбирали, в какой группе они предпочитают выступать.

Соперники или соратники?

Среди команд педагогов, прибывших на турслет, были учителя физкультуры, географии и других предметов. Но большинство участников - педагоги дополнительного образования, сотрудники станций юных туристов, центров туризма и краеведения.

Открывая соревнования, главный судья Юрий Сергеевич Константинов сказал:

- Наш туристический слет не преследует цели победы одной команды над другой. Спортивная сторона соревнований для нас стоит на самом последнем месте. Именно поэтому мы не проводим командного зачета. Все приехавшие на турслет - уже победители. Главное, чтобы вы отдохнули и пообщались со своими коллегами и единомышленниками.

Однако на всех этапах слета кипела нешуточная борьба. Никто не выступал вполсилы, хотя имел на это полное право. В беседах с участниками соревнований удалось выяснить, что деньги на поездку, как правило, они находят в бюджетах администраций своих районов, учреждений или используют собственные сбережения. Поэтому так называемые спонсоры заинтересованы в результате - призовом месте хотя бы в одном из видов состязаний. Были случаи, когда команда, которая вполне могла бы справиться с заданиями группы А, специально выступала в группе Б, где выше вероятность занять призовое место.

Кроме того, все учителя, прибывшие на турслет, - бывшие спортсмены, а некоторые из них продолжают заниматься спортом и по сей день. Среди участников слета были мастера спорта по туризму и спортивному ориентированию. Естественно, спортсмен, даже бывший, обязательно будет выступать в полную силу: дух соперничества живет в нем и дает о себе знать. Хорошо, что опытные спортсмены и педагоги умеют сразу забывать поражения и не возносят себя над другими в случае победы.

Час выборов

Программа туристического слета началась с лично-командных соревнований по спортивному ориентированию. Все участники распределились так, чтобы представители одной команды не оказались в одном забеге. При этом карты с обозначенными КП (контрольными пунктами) на старте не выдавались: до места их выдачи нужно было еще добежать и только потом, взяв ее, заняться составлением маршрута. Организаторы предложили самый интересный вид ориентирования - по выбору. Участнику за 1 ч (включая время бега до пункта выдачи карт) нужно было «собрать» как можно больше КП, которых всего было 20. Маршрут в зависимости от своих способностей каждый выбирал самостоятельно, что позволяло избежать так называемых паровозов (когда все бегут за одним опытным ориентировщиком).

Наблюдать за такими соревнованиями в лесу, когда все бегут в разные стороны, совершенно неинтересно - лучше попробовать самому. Мне, имевшему небольшой опыт участия в таких соревнованиях, удалось найти только 9 КП. Я был приятно удивлен, узнав, что нашлись люди, в том числе и женщины, собравшие все 20 КП, причем меньше чем за час.

Ралли без машины

Соревнования по контрольно-туристическому маршруту (КТМ) проводились по системе ралли. Что это такое? По аналогии с автомобильным ралли есть основная дистанция, которую должны преодолеть все участники, а есть так называемые спецучастки, где важна скорость прохождения маршрута. Этот же принцип применяется на состязаниях по КТМ.

Участвующие команды (шесть человек, включая как минимум двух женщин) преодолевали маршрут через заданные КП, ориентируясь по карте. График прохождения КП команды получали заблаговременно. Он был рассчитан таким образом, чтобы туристы могли добраться до следующего КП пешком. Судьи на КП имеют такой же график и строго следят за его соблюдением. Даже если команда приходила на КП раньше установленного срока, она не допускалась к выполнению задания, а если позже, то у нее просто оставалось на это меньше времени. В случае большого опоздания команду ждало наказание - штраф или снятие с этапа.

Но самое главное в КТМ - это выполнение заданий на КП: спуск, подъем с использованием перил, навесная переправа, переправа по параллельным веревкам, азимутальный ход, транспортировка пострадавшего и т.п. На этих этапах фиксируются время и правильность выполнения задания. За каждый начисленный штрафной балл команда получает дополнительно 30 сек. к результату. По сумме результатов, показанных на КП, как спецучастков ралли, с учетом штрафа определяется победитель.

Такая форма проведения КТМ позволяет избежать ненужной беготни между КП (для этого есть состязания по спортивному ориентированию), вносит больше организованности в действия команд, позволяет участникам лучше сосредоточиться на выполнении технических заданий, а также способствует тому, что здесь могут состязаться друг с другом на равных участники с разным уровнем физической подготовки.

Целого дня мало

Состязания проводились не только днем, но и ночью. Соревнования по ночному ориентированию - командные, при этом туристское снаряжение подлежит контролю. Команда, выходя на маршрут, должна иметь с собой карту, компас, фонари, а также на экстренный случай - рюкзак с палаткой, спичками, топором, спальными мешками. Но все это не понадобилось: команды благополучно выбрались из лесу.

Ночные соревнования включают в себя ориентирование по выбору (первая часть маршрута), ориентирование по обозначенному маршруту (вторая часть) и ориентирование в заданном направлении (третья часть). В отличие от индивидуальных соревнований по ориентированию здесь важна работа в команде. Побеждает, как правило, та команда, которая лучше организует свою деятельность в экстремальных условиях: кто-то несет снаряжение, кто-то читает карту, кто-то ведет группу, а кто-то помогает в поиске КП и нужных ориентиров.

Красиво выглядят эти состязания со стороны: в ночном лесу команды участников смотрятся как группы больших светлячков, передвигающихся по лесу с большой скоростью, или как группа шахтеров, опаздывающих на работу.

Насколько оправданны и необходимы такие состязания на турслете? Ведь это травмоопасно: даже луч самого хорошего фонаря не способен уловить все коряги, кочки, пни, ветки, поэтому здесь не обходится без падений и микротравм. Однако сами участники говорят, что такие состязания нужны им самим: это не просто забава туристов, а хорошая тренировка для руководителей туристических групп - учителей. Никто не застрахован от сложной ситуации в походе: группа может заблудиться в лесу или не успеть вовремя расположиться на ночлег. Как вести в себя в такой ситуации? Фактор темноты для многих людей является стрессом, и нужно суметь преодолеть его самому и вывести группу. Поэтому ночное ориентирование дает необходимый опыт поведения в экстремальной ситуации.

День творчества

После такой тяжелой спортивной борьбы спортсменам нужен небольшой отдых. Поэтому организаторы слета предложили участникам так называемый творческий день, включавший несколько отдельных конкурсов.

Конкурс краеведов

Каждая команда делегировала на этот конкурс до трех представителей, которые заранее готовились к нему. Накануне можно было воспользоваться походной библиотекой, в читальном зале которой представлена литература по истории Марийского края.

Конкурс проходил в два этапа. В первом туре конкурсантам предлагается тест. Успешно прошедшие тест команды допускаются во второй тур, где и вопросы сложнее, и ответы на них должны быть более четкими и полными.


Конкурс туристической песни

Какой же слет без песен под гитару? В этом конкурсе команды должны исполнить две песни. Компетентное жюри оценивает не только туристическую тематику, оригинальность и качество исполнения, но и активность всех членов команды, а также оформление выступления.

Особо была отмечена авторская песня, поэтому мы услышали много нового и интересного.

Конкурс поваров

Считается, что питание в походе достаточно однообразное и быстро надоедает. Участники турслета в ходе кулинарного конкурса доказали обратное. В представленном командами меню были блюда, которые сложно приготовить даже в ресторане, не то что на костре. При этом ассортимент практически не повторялся. Использовали туристы и домашние заготовки, подчеркивающие особенности кухни их региона.

Конкурс туристических газет

Свою фантазию и творческие способности туристы-педагоги воплотили в специальных выпусках стенных газет. Помимо информации о команде, своих успехах, пройденных походах, газета содержала обзор первых дней турслета. Содержание газет было выполнено в различных стилистических жанрах, но везде нашлось место юмору, без которого в турпоходе никак нельзя. По окончании конкурса участники могли ознакомиться с газетами друг друга.

Таким образом, программа творческого дня оказалась очень насыщенной, и скучать не приходилось никому, а если у туристов и было немного свободного времени, то они использовали его для подготовки к заключительному этапу состязаний.

Полоса препятствий

В отличие от контрольно-туристического маршрута соревнования по технике пешеходного туризма проводились на короткой дистанции. Туристы называют этот этап полосой препятствий. Здесь засчитывается время прохождения дистанции всей командой (по последнему участнику) с учетом штрафных баллов на каждом этапе полосы препятствий, включающей преодоление оврага по бревну, навесную переправу, преодоление болота по жердям, подъем и спуск, а также переправу вброд.

При этом разрешается лидирование: участник команды, преодолев один этап и оказав помощь своему товарищу, идущему за ним, имеет право бежать дальше, чтобы начать подготовку следующего этапа для остальных участников. Команды, преодолевая препятствия, могут использовать разную тактику. Было интересно наблюдать, как одни направляли вперед лидеров, а другие, наоборот, предпочитали все этапы проходить совместно, оказывая помощь друг другу. В отличие от КТМ здесь действия туристов могли видеть другие команды, которые поддерживали своих друзей и соперников и в то же время анализировали их действия.

Туристические навыки

На протяжении всего турслета жюри оценивало быт участников. Обход проводился два раза в день: судьи проверяли санитарное состояние поляны, на которой расположились туристы, правильную утилизацию мусора, соблюдение правил техники безопасности, а также поведение. За малейшие нарушения участников ожидало безусловное наказание. Контролировалось даже соблюдение режима отбоя в 23 ч, несмотря на то что все участники - взрослые люди, находящиеся в отпуске. Спортивный режим нарушать нельзя!

Оцениваем учителей

Практически все участники турслета сами являются судьями и организаторами подобных соревнований у себя в школе, в клубе, туристическом центре и имеют большой опыт подобной работы. Здесь же оценивали их самих. Как учителя чувствуют себя в этой уже непривычной для себя роли? Судьи турслета отмечали, что судить соревнования учителей сложнее, так как педагоги всегда скрупулезно относятся к своим ошибкам, пытаются спорить, требуют разъяснений по поводу штрафных санкций.

При оценивании творческих заданий по определенным критериям спорных вопросов не возникало. Судьи оценивали команды «в закрытую», т.е. не общаясь друг с другом. Помимо судей, в каждой комиссии присутствовал эксперт, который мог дать соответствующие разъяснения. Кроме того, коллегия принимала пожелания от участников по совершенствованию оценивания в будущем: кому еще, как не участникам и организаторам таких же соревнований, вносить такие предложения?

Результаты выступления команд после каждого конкурса с оцениванием по каждому критерию были помещены на специальном информационном стенде, чтобы туристы могли знать, в чем им следует улучшить свое выступление. Поэтому и протестов на решения судей от учителей не было.

«Белые вороны», объединяйтесь!

Юрий Константинов рассказывает:

- Главная цель этих соревнований - в том, чтобы педагог - организатор туристической работы понял, что он не одинок, не «белая ворона» в школьном коллективе: таких, как он, много. К сожалению, туристическая работа учителя в школе не всегда находит должное понимание со стороны руководства. И подобные слеты помогают ему не опускать руки, а идти дальше, а коллеги поддержат.

Кроме того, педагогу важно убедиться в том, что его работу оценили по достоинству, что результаты его труда не бесполезны. Если фрезеровщик может сразу увидеть, как получилась его деталь, то результат работы учителя будет виден только через месяцы и годы, и то не всем, особенно если эта работа ведется в лесу, далеко от школы. На этих соревнованиях ему предоставляется возможность реализовать себя и как спортсмена, и как тренера, и как члена команды.


© 2010-2022