• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов

Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АВАНГАРД»Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов 11-12 лет на этапе начальной подготовки» тренер преподаватель И. И. Кушнирюк инструктор-методист Н.Г. Швардыгула г. Тарко-Сале 2015 г. «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятий юных дзюдоистов 11-12 лет на этапе начальной подготовки»: методические рекомендации/И.И. Кушнирюк, Н.Г. Швардыгула – Тарко-Сале: 2014-25 с. Целью данной методической рекомендации является повышение качества технической и физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной подготовки под средством совершенствования игрового метода с элементами борьбы. В методической рекомендации на основе педагогического опыта авторского коллектива, рассматриваются вопросы связанные с особенностями подготовки юных дзюдоистов, совершенствованием игрового метода как средством активизации спортивной подготовки юных дзюдоистов. Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочими программами для групп начальной подготовки отделения дзюдо. Адресуется тренерам – преподавателям отделения дзюдо, методистам и специалистам в области физической культуры и спорта.Библиог.: Табл. 1. Прил. 1.Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе К.А. Бурцева МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР «АВАНГАРД», 2015 г.Введение Сегодня дзюдо - один из популярнейших видов борьбы. Тот, кто ценит в единоборстве не только физическую силу, но и ум, благородство, взаимное уважение, отдает свои симпатии дзюдо. Занятия дзюдо оказывают разностороннее влияние на занимающихся. Занимаясь дзюдо, учащиеся приобретают навыки борьбы и имеют возможность значительно повысить уровень разносторонностей физической подготовленности. Дзюдо предъявляет особые требования к волевым усилиям, а поэтому по мере занятий у занимающихся развиваются способности к проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений и умению сдерживать отрицательные эмоции. Формирование двигательных способностей юных спортсменов 11-12 летнего возраста на этапе начальной подготовки ставит тренера- преподавателя перед необходимостью совершенствования методов физического воспитания и обучения, а именно – игрового метода на основе сочетания подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами единоборств.Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизмы координации и управления движениями. Свойственная подвижным играм двигательная деятельность, несущая в себе основы спортивного состязания, чрезвычайно полезна и необходима в развитии двигательных качеств (9).Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние на двигательную сферу занимающихся. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма (1). В то же время игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. Изменение игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям, двигательные навыки формируются гибкими, пластичными, развивается ловкость, способность осваивать новые движения (11). В связи с этим, совершенствование игрового метода, а именно включение наиболее эффективных подвижных игр и соревновательно - игровых заданий с элементами единоборств в учебно-тренировочные занятия на этапе начальной подготовки дзюдоистов являются актуальным и позволяет повысить качество технической и физической подготовленности юных спортсменов.1.1.Особенности подготовки юных дзюдоистов Одним из основных средств активизации процесса спортивной подготовки являются подвижные игры и соревновательно - игровые задания. Роль игры в учебно-педагогической подготовке детей и подростков трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Основное его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Обучение и совершенствование в игровых условиях придают навыкам особую стабильность, гибкость и вариативность, где вместе с двигательными навыками развиваются и физические качества. В игре физические качества, как правило, развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться избирательно (6,7). На своих учебно - тренировочных занятиях совершенствую игровой метод с применением элементов борьбы, которые развивают, совершенствуют и поддержанию на достигнутом уровне физические качества дзюдоистов, такие как: ловкость, гибкость, сила, равновесие. И решить следующие задачи: 1) повысить уровень физической подготовленности;2) изучить индивидуальные особенности занимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;4) воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач (16).Методы использования техники в упражнениях на развитие ситуативной координации в процессе технико-тактического совершенствования дзюдоистов. Таблица№1 Методы совершенствования приемов (действий) техники тактики специальной ловкости целостное изучение идеомоторный целостное изучение идеомоторный игровой с условным статическим сопротивлением в условно-контактном режиме идеомоторный с условным динамическим сопротивлением круговой с дозированным сопротивлением игровой с полным сопротивлением, без контрприемов соревновательный соревновательный (схватки по заданию для обоих борцов) соревновательный-с встречными ролевыми действиями по заданию (круговой) соревновательный(схватки по заданию для противника) Соревновательный – с ролевыми заданиями для противника (круговой) соревновательный (вольные схватки) соревновательный (вольные схватки) соревновательный (смена противника) (круговой) соревновательный (смена противника) (круговой) Тактика проведения технических действийЦеленаправленная учебная работа по обучению тактике проведения технических действий проводится не всеми преподавателями. Причиной тому, с одной стороны, недостаточно разработанная методика обучения, с другой – неверие спортсменов и тренеров в силу направленного обучения тактике. До сих пор приемы тактики очень часто зарождаются у борцов стихийно в ходе многократных и разнообразных повторений приемов техники. Сложившиеся в таких условиях тактические приемы, как правило, становятся «коронными» для данных спортсменов и способствуют высоким спортивным результатам. Однако условия образования механизма эффективности данного приема теряются в памяти спортсменов и тренеров и крайне редко могут быть воспроизведены с целью обучения этому приему других (14). Когда элементы техники целенаправленно применяются в схватке, то они становятся элементами тактики, а умение применять их в схватке характеризует тактико-техническую подготовленность спортсмена. Поэтому обучение тактике ведения схватки начинается одновременно с обучением самым простым техническим приемам. Тренер может предоставить занимающимся самим избирать тактику выполнения задачи и, судя по конечному результату, внести необходимые поправки, сохраняя и закрепляя ценные индивидуальные особенности выполнения, которые могут проявиться в таких случаях.В дальнейшем тактические задачи могут усложняться (провести определенный прием в указанное время после начала схватки в определенной части ковра и т. д.). Причем все эти действия можно выполнять тогда, когда атакуемый не знает тактического плана, и даже тогда, когда он знает этот план (16).Разнообразие средств тактической подготовки дает преподавателю возможность постоянно по мере изучения техники совершенствовать тактику.Бывает, что спортсмен во время схватки точно выполняет намеченный совместно с тренером план. Однако в большинстве случаев ему приходится вносить коррективы в план схватки в зависимости от складывающейся обстановки. Способность настойчиво добиваться выполнения намеченного плана схватки и умение при необходимости изменить его и действовать в соответствии со сложившимися условиями – обязательное требование к тактико-технической подготовленности.В теории и практике спортивной борьбы разработана методика обучения тактике проведения технических действий, и ее использование, несомненно, даст положительный результат в учебно-спортивной работе. Создание условий, в которых у спортсменов могут складываться приемы тактики, наиболее соответствующие их данным, – составная заключительная часть общей методики обучения тактике (6).Сущность тактики проведения технических действий в борьбе заключается в подготовке условий для проведения приема. Большая часть действий атакующего борца по подготовке таких условий направлена на снижение устойчивости позы атакуемого в определенном направлении. К таким тактическим приемам относятся: сковывание, угроза, вызов, повторная атака и др. Кроме того, снижение устойчивости позы или ослабление внимания к ее сохранению наблюдаются в скоротечных ситуациях борьбы при переходах от одного приема к другому. Как тренер я совершенствую разработке так называемых тактико-технических комплексов, где возможность провести прием создана выполнением предшествующего приема.Такие серии приемов могут быть закончены на одном из звеньев общей цепи. В таком случае последний прием следует считать завершающим, а все предшествующие приемы данной серии – подготавливающими.Выбор средств и методов определяется содержанием учебного материала, педагогической задачей, подготовленностью занимающихся, условиями занятий (10).1.2.Совершенствование игрового метода как средство активизации спортивной подготовки юных дзюдоистов Одним из основных средств активизации процесса спортивной подготовки являются подвижные игры и соревновательно - игровые задания. Роль игры в учебно-педагогической подготовке детей и подростков трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Основное его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений (15). Обучение и совершенствование в игровых условиях придают навыкам особую стабильность, гибкость и вариативность, где вместе с двигательными навыками развиваются и физические качества. В игре физические качества, как правило, развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться избирательно (8). На своих учебно - тренировочных занятиях совершенствую игровой метод с применением элементов борьбы, которые развивают, совершенствуют и поддержанию на достигнутом уровне физические качества дзюдоистов, такие как: ловкость, гибкость, сила, равновесие. И решить следующие задачи: 1) повысить уровень физической подготовленности;2) изучить индивидуальные особенности занимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;4) воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач. Рекомендуется, для повышения двигательной активности детей использовать блоки подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами единоборств, на которые в основной части занятия отводить около 25 % времени (от времени основной части), в подготовительной и заключительной частях учебно- тренировочного занятия соответственно 15% т 10% времени. Подвижные игры и соревновательно-игровые задания необходимо применять с учетом: направленности на развитие физических качеств; освоения и совершенствования элементов техники и тактики дзюдо (13).Совершенствуя игровой метод с применением элементов борьбы, формирую рациональное выполнение ряда движений, предшествующих броску, так называемых коронных технических действий — одна из главных задач моих тренировок. Особое внимание при составлении подвижных игр уделяю умению свободно передвигаться по татами, выполнять захваты и освобождаться от захватов- соперника, преследовать соперника и т. д. Освоение техники спортивных движений полноценно проходит только при системном использовании подвижных игр. Первоначально в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. На этом этапе такие игры выполняют роль подводящих упражнений. Для закрепления специальных упражнений использую игровые соревнования. Это, как правило, задания на правильность выполнения изученного (13). Применяемые мной на учебно-тренировочных занятиях игры, можно разделить на три группы. Таблица №2В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих дзюдоистов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять групп игр.Игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В дзюдо возможно применение более 280 игр с основными разновидностями захватов. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв .захватов.Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача — научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов — более 300. Возможны различные варианты их применения:1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся — не дать или сорвать его.Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача — путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов.1) нападающий получает задание взять захват, защищающийся — не дать или сорвать его.Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы.Тренер используя игровой метод с применением элементов борьбы, может создавать любые условия, вплоть до соревновательных (4).ЗаключениеЭффективность и целесообразность применения подвижных игр в спортивной подготовке подтверждаются современной спортивной практикой и имеют научно-теоретическое обоснование. Интерес к игровой деятельности не только ребёнка, но и взрослого человека естественен и объясним природой самой игры. Ведь стремление к игре (спортивной, подвижной) интуитивно связано с потребностью человека тренировать мышцы и внутренние органы, а также получать внешнюю информацию. Игра продолжает оставаться желанным спутником досуга человека, его спортивной подготовки, что вполне объяснимо, если учесть психофизиологическую природу этого вида деятельности. Использование игрового метода с элементами борьбы способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связках, которые вследствие координационной общности с изучаемым видом физической деятельности облегчают освоение программного материала. Игровые – соревновательные задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и нравственного воспитания. Вот почему подвижные игры с элементами борьбы, я считаю, должны широко использоваться на всех этапах спортивной подготовки спортсменов.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1подвижные игры с элементами единоборств«Рыболовная верша» Игроки становятся в круг; держась за руки, они образуют «ры­боловную вершу». Два игрока «рыбы» входят в круг.По сигналу они пытаются выбраться из «верши», пройдя под ру­ками своих товарищей или перепрыгивая. В свою очередь эти иг­роки стараются помешать «рыбам»: они могут сближаться, опускать руки, приседать. Если одной из «рыб» удастся проскочить, заменя­ют обоих игроков. (развивает такие качества как: ловкость, быстрота, координация, цепкость захвата) «Борьба с поясами» Четыре игрока строятся, образуя квадрат, и на равном удалении друг от друга берутся за веревку, связанную в кольцо или два свя­занных вместе пояса. За каждым игроком на расстоянии 1,5 м ле­жат свернутые пояса.По сигналу каждый игрок, не отпуская веревки, старается до­тронуться или схватить лежащий позади него пояс. Тот, кому это удастся сделать, получает одно очко в пользу своей команды, но при этом продолжает игру, чтобы помешать другим игрокам заработать это очко.( развивает такие качества как: ловкость, координацию, гибкость, равновесие)«Борьба с использованием платков» Игроки разбиваются на две команды с равным числом игроков и выстраиваются на противоположных концах ковра; каждый иг­рок получает номер. У всех игроков к поясу прикреплен платок.Преподаватель называет один номер и два игрока под этим но­мером выходят на середину дохё. Они стараются схватить платок противника, при этом одну руку нужно держать за спиной. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, скорость) «Борьба с использованием платков, завязанных на голени» Игроки разбиваются на две команды с равным числом игроков и выстраиваются друг напротив дру­га на противоположных концах ковра, у каждого игрока на левой голени завязан платок (узел затяги­вать не очень туго). Противник должен правой рукой овладеть этим платком.Соревнуются парами или командами, каждый захват приносит очко.Вторую партию играют, завязав платок на правой голени, про­тивник должен схватить его левой рукой. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, быстрота)«Чертов мост» Игроки становятся по краю дохе, один из них назначается «чер­том» и выходит в центр, зацепив за пояс платок.По сигналу все другие игроки имеют право отнять у него пла­ток, но «черт» может мешать им, стараясь дотронуться до них (иг­рок, которого коснулись, исключается и должен выйти из игры). Если одному игроку удается схватить платок, то он становится на место «черта» и игра продолжается с участием исключенных игроков. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, равновесие)«Преграды» Игроки выстраиваются в две шеренги, садятся друг против дру­га в шахматном порядке, вытянув ноги до уровня коленей напро­тив сидящего.Первый номер берет в руки набивной мяч и становится рядом с последним игроком; он передает по полу мяч второму номеру, кото­рый становится с другого конца.Чтобы пропустить набивной мяч, все сидящие ученики отодви­гаются назад и поднимают ноги; как только мяч пройдет, они воз­вращаются к своему исходному положению, а второй номер подби­рает этот мяч и бежит, чтобы занять место первого номера, который в свою очередь садится рядом с игроками своей команды. Второй номер передает мяч третьему и т.д. до тех пор, пока все игроки не пройдут через прием и передачу мяча. (развивает такие качества как: ловкость, быстрота)«Ушастый тюлень» Каждая команда делится на две группы и становится лицом друг к другу на противоположных концах ковра, четные номера с одной стороны, нечетные - с другой.Первые номера ложатся у стартовой линии на живот лицом вниз и по сигналу, подталкивая лбом набивной мяч, пересекают ковер, чтобы передать его второму номеру, который может уходить со своей стартовой линии, только получив мяч, и т.д. до последнего игрока. (развивает такие качества как: ловкость, сила)«Эстафета - игра в классики» Игроки разбиваются на команды, которые в свою очередь делятся на две группы и выстраиваются друг напротив друга на двух про­тивоположных концах площадки.По сигналу первые номера начинают движение и пересекают пло­щадку, подталкивая «на одной ножке» пластмассовый кубик, переда­ют его второму номеру и т.д.Сыграть еще раз, но на другой ноге. (развивает такие качества как: ловкость, координация)«Эстафета с мячом» Игроки разбиваются на команды и выстраиваются за стартовой линией. С другой стороны площадки начерчена линия финиша.Все первые номера держат в руке набивной мяч; по сигналу они бегут к линии финиша, поворачивая, катят набивной мяч ко второ­му номеру, который в свою очередь пересекает площадку и катит мяч к третьему номеру и т.д. до последнего игрока, еще раз сыграть, подавая мяч левой рукой. (развивает такие качества как: скорость, координация) «Игра с мячом в центре круга» Игроки становятся в круг лицом к центру, там, в маленьком круге стоит игрок с мячиком или легким мячом в руках.По сигналу он бросает мяч одному из игроков и выбегает за круг, трижды огибая его. Тот, который получил мяч, должен догнать пер­вого игрока, но только после того, как он положит мяч в центр и выйдет из круга там же, где вышел первый игрок.Если игрока не поймали, то тот, которого догоняли, занимает свободное место в круге, а второй становится в центр. ( развивает такие качества как: скорость, координация)«Мяч в корзине» Игроки разбиваются на команды и выстраиваются по линии броска. На определенном расстоянии, которое зависит от уровня тре­нированности игроков, ставится корзина для бумаг. У каждой ко­манды по 5 теннисных мячей, и они должны выделить по одному игроку, чтобы он собирал мячи.По сигналу первый номер каждой команды бросает свои пять мячей в корзину. Каждое попадание дает команде одно очко. Затем очередь второго и т. д. до последнего игрока. Победа присуждается по сумме очков. (развивает такие качества как: координация) «Хлопнуть в ладоши и поймать мяч» Все игроки становятся в круг, держа руки за спиной; препо­даватель с мячом в руках - в центре круга. Он подает мяч в произ­вольном порядке. Прежде чем поймать мяч, игрок должен хлопнуть в ладоши перед грудью.Тот, кто не успеет хлопнуть или хлопнет в ладоши, тогда как мяч предназначался не ему, должен сесть.Преподаватель обманными движениями старается ввести игро­ков в заблуждение; тот, кто останется последним в кругу, может за­менить преподавателя. ( развивает такие качества как: ловкость)«Игра в волейбол набивным мячом» В зале расчерчивается одна или несколько площадок размером 4 м х 6 м с нейтральной зоной - 50 см с одной и другой стороны, разделенной эластичной лентой, которая протянута на высоте 1 м. На каждой стороне площадки садятся игроки одной команды: от 6 до 8 человек.Играют легким набивным мячом и начинают с задней линии. Игра проходит по правилам волейбола (3 паса и передача на сторону противника); выигрывается очко, если набивной мяч выходит из-под контроля противника; очко теряется, если мяч уходит за пре­делы площадки или падает в нейтральной зоне.Можно сыграть сет в пять очков или вести счет, как в теннисе, соблюдая волейбольный принцип «переходов». (развивает такие качества как: ловкость, координация)«Тачка». Занимающийся, имеющий первый номер, принимает положение упора лежа ноги врозь, его партнер, имеющий второй номер, берет его ноги за щиколотки и поднимает их до высоты пояса. Первый номер выполняет роль «тачки», а второй — «везущего» ее.Каждая пара стремится преодолеть большее расстояние. Стартуют одновременно 2-3 пары, темп движе­ния произвольный. Нижний в ранних занятиях продвигается на руках, поочередно переставляя их. В последующих заня­тиях он движется, отталкиваясь одновременно обеими рука­ми, выполняя прыжки на руках. После приобретения некото­рого навыка в передвижении на руках это упражнение можно проводить на скорость — кто быстрее пройдет определен­ное расстояние. ( развивает такие качества как: сила, ловкость)«Бой петухов». Пары составляются из равных по весу и росту участников.Первый вариант: на площадке обозначается круг диамет­ром 3 м. В круге партнеры встают правым плечом друг к другу. По команде каждый из играющих старается вытолкнуть из круга своего партнера. Победитель выявляет­ся после трех попыток. Толчки выполняются прижатой к кор­пусу правой рукой. В толчке нужно использовать массу свое­го тела.Второй вариант: партнеры становятся правым боком друг к другу и берутся левой рукой за свою левую щиколотку.Проведение: каждый из играющих старается, толкнув партнера плечом, вывести его из равновесия и заставить коснуться левой ногой земли. Играющие повторяют упраж­нения несколько раз, поочередно меняя ноги.Третий вариант: играющие располагаются лицом друг к другу в положении глубокого приседа, вытянув руки вперед.Проведение: каждый старается, толкнув партнера в ладони рук или плечи, вывести его из равновесия. Кто первым сядет или встанет, проигрывает. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, равновесие)Сдвинуть с места. Первый вариант: партнеры, стоя лицом друг к другу, вытягивают руки вверх-вперед и берутся ладонями. Позади каж­дого из партнеров в 3-4 м проводятся линии. По команде каждый из играющих пытается сдвинуть партнера за линию.Второй вариант: партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии шага. Каждый из них выставляет вперед правую ногу и упирается в партнера руками на линии пояса. Затем партнеры кладут головы друг другу на правые плечи и упира­ются грудью в грудь. Каждый из играющих, толкая противника в грудь, стремится отодвинуть его за обозначенную линию. (развивает такие качества как: координация, сила, равновесие)Борьба за предмет. Двое занимающихся захватывают мяч. Захват должен быть прочным. По команде каждый из игроков старается вырвать мяч у партнера. (развивает такие качества как: ловкость, цепкость захвата)Перетягивание одной рукой. Обозначаются две линии на расстоянии 8 м одна от другой. Играющие становятся правым боком друг к другу на середине этого 8-метрового отрезка и схватывают­ся правыми руками.Каждый из играющих старается перетянуть партнера за обозначенную линию. При повторении упражне­ния играющие перетягивают друг друга левыми руками. (развивает такие качества как: сила, сила захвата, равновесие)Карусель. Двое упражняющихся, равные по росту, ста­новятся лицом друг к другу и захватывают друг друга за кисти. После этого упражняющиеся откидывают туловища на­зад. Играющие кружатся (в любую сторону), постепенно увеличивая скорость вращения, затем плавно за­медляют движение и останавливаются. После короткого от­дыха вращение повторяют в другую сторону. (развивает такие качества как: сила захвата, цепкость, координацию, равновесие) (2).«Конь». Играют две команды. 5-6 человек становятся в колонну спиной к линии разбега. После этого головной игрок упирается руками в выставленную вперед правую ногу и накло­няет голову. Стоящий сзади крепко обхватывает стоящего перед ним игрока правой рукой за туловище, а левой — упирает­ся в колено левой ноги. Подобным образом поступают все остальные игроки, образует «коня». Игроки другой команды один за другим вспрыгивают на «коня» и сидят на нем, крепко держась, пока не прыгнет последний игрок их команды.Первый вариант: как только нижние игроки удержат всех верхних, они меняются местами.Второй вариант: «конь» должен преодолеть расстояние 10-15м. (развивает такие качества как: внимание, ловкость, координацию, захват)«Толкай из круга». Игро­ки (четное количество — 4-6) произвольно становятся в круг диаметром 4-5 м. По команде играющие начи­нают выталкивать друг друга из круга. Как только ступни или любая другая часть тела игрока коснется земли за линией круга, он выбывает из игры. Толкать разрешается только в грудь и плечи. Игрок, оставшийся в круге последним, счита­ется победителем. Игра повторяется 2-3 раза.Вариант: играющие выталкивают друг друга из круга, на­ходясь в положении приседа. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) «Остаться в круге». В круге диаметром 6 м произвольно располагаются играющие (четное количество — 4-8 человек) и занимают произвольную позицию. По команде участники хватают друг друга, кто кого хочет, и стараются вытолкнуть из круга. Захватывать партнера разрешается только выше пояса. Кто останется в круге последним, считается победителем. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) «Толкай партнера» В круг диаметром 6 м входят две, равные по числу играющих, команды. По сигналу игроки одной команды, стараясь удержаться на ногах, стремятся вытолкнуть игроков другой команды из круга. Игрок выбывает, как только нога или любая часть его тела коснется площадки за кругом.Игра продолжается 2 мин. После окончания подсчитывается, сколько игроков осталось в круге. Вы­игрывает команда, у которой в круге осталось большее коли­чество игроков.Вариант: захватив партнера, приподнять его над площад­кой и вынести из круга. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) (5) «Захват места». Игра проводится между двумя командами, каждая из которых со­стоит из 6-8 человек. Одна занимает позицию в круге диаметром 3 м., другая — старается захватить круг, вытолкнув оттуда противника. Игроки защи­щающейся команду, отталкивают нападающих.Нападающая команда атакует игровую зону с разных сторон, игроки обороняющей команды, стоя у линии круга, выталкивают их. Если игрок защищающейся команды переступит обеими ногами ограничительную линию, он выбывает из игры. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) «Достать предмет». На площадке обозначается квадрат с дли­ной каждой стороны 4 м. На каждый угол квадрата кладут ма­ленький мешочек с песком или ставят булаву. Канат кладется внутри квадрата так, чтобы он лежал параллельно сторонам квадрата. После этого четыре команды, по три человека в каждой, берутся за канат со стороны каждого угла каната.По сигналу каждая команда старается пере­тянуть канат в свою сторону и первой дотянуться до предме­та, лежащего на площадке. Выигрывает та команда, предста­витель которой первым возьмет предмет. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) (3).Перетягивание каната. Поперек площадки проводят три параллельные линии на расстоянии 1 м. одна от другой. Поперек них кладется канат. Середина его, имеющая спе­циальную отметку, должна оказаться на линии А. После этого две команды, стоя лицом к средней линии, захватывают ка­нат. Капитаны команд находятся у линии Б и В. По сигналу команды начинают тянуть канат в свою сторону. Выигрывает команда, перетянувшая весь ка­нат за среднюю линию. При повторении игры команды стано­вятся не лицом, а спиной друг к другу. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)Перетягивание команды. Играющие делятся на две шеренги и стано­вятся в двух шагах друг от друга. Обе шеренги стоят лицом к тренеру. Затем одна шеренга поворачивается направо, а другая — налево. Каждый из игроков левой рукой обхва­тывает впереди стоящего игрока своей команды за талию, а правой рукой берется за правую руку партнера из другой команды. Между командами, на одинаковом расстоянии от каждой из них, обозначается средняя линия.Каждая команда старается перетащить про­тивоположную команду за среднюю линию. При повторении игры команды перетягивают друг друга, схватившись левыми руками, для чего предварительно поворачиваются кругом. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)«Наездники». Занимающихся делятся на пары примерно равных по весу и росту. В каждой паре назна­чаются «лошадь» и «наездник». «Наездники» садятся на спины своих партнеров и соединяют свои руки у них на груди.По сигналу каждый «наездник», передвига­ясь на своей «лошади», начинает стаскивать других «наезд­ников». Та пара, которая сумеет продержаться до конца игры, считается победительницей. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) (2).Список литературы1.Барчуков, И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов /И.С.Барчуков – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 255 с. 2.Бриедис, А. А. Подвижные игры: Пособие для учителей физ. воспитания /А.А.Бриедис. - Л. : [б.и.], 2001. - 174 с.3.Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, И.М.Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 2002. - 216 с.4.Былеева, Л. В. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физ.культуры / Л.В.Былеева. - М. : [б.и.], 2004. - 340 с.5.Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, В.Г.Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 245 с.6.Вахун, М. Дзюдо (основы тренировки) /М.Вахун – Минск: Полымя, 1983. - 126 с.7. Волков, Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л.В.Волков. -К.: [б.и.], 2000.-45 с.8. Геллер, Е. М. Праздник подвижных игр / Е.М.Геллер. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 80 с.9. Гужаловский, А. А. Физическая подготовка школьника /А.А.Гужаловский. - Челябинск : [б.и.], 1999. - 205 с.10. Дзюдо. Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих/под общ. Ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева (Ю.А.Шулика, Я.К.Коблев, Ю.М.Схаляко, Ю.В. Подоруев). – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 240 с.11. Дзюдо. Система и борьба: Учебник /под ред. Ю.А.Шулики, Я.К.Коблева – Ростов н /Д : Феникс, 2006. – 800 с.12. Жарков, К. П. Волевая подготовка спортсменов / К.П.Жарков. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 205 с.13. Жуков, М. Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов / М.Н.Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.14.Кано Дзигаро. Кодокан Дзюдо / Дзигаро Кано – Ростов н /Д: Феникс, 2000. - 222с.15. Коротков, И. М. Подвижные игры в занятиях спортом / И.М.Коротков. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 28 с. 16. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, В.Г.Бауэр - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.17.Пархомич, Г. Основы классического дзюдо (УМП для тренеров и спортсменов) /Г.Пархомич. – Пермь: Урал Пресс, 1993. – 302 с.18.Портнов, Ю. И. Спортивные и подвижные игры / Ю.И.Портнов. - М.: Физкультура и спорт, 1998.-320 с.19.Фраде Клод. Дзюдо для нас. (Перевод Н. Дьячковой) /Клод Фраде //Журнал «Дзюдо». – 2002. - № 3-4. – С. 94 - 97.20. Фраде Клод. Дзюдо для нас. (Перевод Н. Дьячковой) / Клод Фраде //Журнал «Дзюдо». – 2003. - № 8-10. – С. 79 - 81.21.Ямасита Ясухиро. Боевой дух дзюдо. / Ясухиро Ямасита – М.: «Гранд-Фаир», 2003. – 192 с.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АВАНГАРД»





Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования

«Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов 11-12 лет на этапе начальной подготовки»

Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов

тренер преподаватель И. И. Кушнирюк

инструктор-методист Н.Г. Швардыгула

г. Тарко-Сале

2015 г.

«Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятий юных дзюдоистов 11-12 лет на этапе начальной подготовки»: методические рекомендации

/И.И. Кушнирюк, Н.Г. Швардыгула - Тарко-Сале: 2014-25 с.



Целью данной методической рекомендации является повышение качества технической и физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной подготовки под средством совершенствования игрового метода с элементами борьбы. В методической рекомендации на основе педагогического опыта авторского коллектива, рассматриваются вопросы связанные с особенностями подготовки юных дзюдоистов, совершенствованием игрового метода как средством активизации спортивной подготовки юных дзюдоистов.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочими программами для групп начальной подготовки отделения дзюдо.

Адресуется тренерам - преподавателям отделения дзюдо, методистам и специалистам в области физической культуры и спорта.

Библиог.: Табл. 1. Прил. 1.

Рецензент:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе К.А. Бурцева



МАУ ДО Пуровская районная

СДЮСШОР «АВАНГАРД», 2015 г.



ВведениеМетодические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов


Сегодня дзюдо - один из популярнейших видов борьбы. Тот, кто ценит в единоборстве не только физическую силу, но и ум, благородство, взаимное уважение, отдает свои симпатии дзюдо. Занятия дзюдо оказывают разностороннее влияние на занимающихся. Занимаясь дзюдо, учащиеся приобретают навыки борьбы и имеют возможность значительно повысить уровень разносторонностей физической подготовленности. Дзюдо предъявляет особые требования к волевым усилиям, а поэтому по мере занятий у занимающихся развиваются способности к проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений и умению сдерживать отрицательные эмоции.

Формирование двигательных способностей юных спортсменов 11-12 летнего возраста на этапе начальной подготовки ставит тренера- преподавателя перед необходимостью совершенствования методов физического воспитания и обучения, а именно - игрового метода на основе сочетания подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами единоборств.

Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизмы координации и управления движениями. Свойственная подвижным играм двигательная деятельность, несущая в себе основы спортивного состязания, чрезвычайно полезна и необходима в развитии двигательных качеств (9).

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние на двигательную сферу занимающихся. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма (1). В то же время игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. Изменение игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям, двигательные навыки формируются гибкими, пластичными, развивается ловкость, способность осваивать новые движения (11).

В связи с этим, совершенствование игрового метода, а именно включение наиболее эффективных подвижных игр и соревновательно - игровых заданий с элементами единоборств в учебно-тренировочные занятия на этапе начальной подготовки дзюдоистов являются актуальным и позволяет повысить качество технической и физической подготовленности юных спортсменов.

Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов








  1. Особенности подготовки юных дзюдоистов

Одним из основных средств активизации процесса спортивной подготовки являются подвижные игры и соревновательно - игровые задания. Роль игры в учебно-педагогической подготовке детей и подростков трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Основное его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Обучение и совершенствование в игровых условиях придают навыкам особую стабильность, гибкость и вариативность, где вместе с двигательными навыками развиваются и физические качества. В игре физические качества, как правило, развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться избирательно (6,7).

На своих учебно - тренировочных занятиях совершенствую игровой метод с применением элементов борьбы, которые развивают, совершенствуют и поддержанию на достигнутом уровне физические качества дзюдоистов, такие как: ловкость, гибкость, сила, равновесие. И решить следующие задачи:

1) повысить уровень физической подготовленности;

2) изучить индивидуальные особенности занимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;

3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;

4) воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач (16).

Методы использования техники в упражнениях на развитие ситуативной координации в процессе технико-тактического совершенствования дзюдоистов.

Таблица№1

Методы совершенствования приемов (действий)


техники

тактики

специальной ловкости

целостное изучение

идеомоторный

целостное изучение

идеомоторный

игровой


с условным статическим сопротивлением

в условно-контактном режиме

идеомоторный

с условным динамическим сопротивлением


круговой

с дозированным сопротивлением


игровой

с полным сопротивлением, без контрприемов


соревновательный

соревновательный (схватки по заданию для обоих борцов)

соревновательный-с встречными ролевыми действиями по заданию (круговой)


соревновательный

(схватки по заданию для противника)

Соревновательный - с ролевыми заданиями для противника (круговой)


соревновательный

(вольные схватки)

соревновательный

(вольные схватки)


соревновательный

(смена противника) (круговой)

соревновательный (смена противника) (круговой)


Тактика проведения технических действий

Целенаправленная учебная работа по обучению тактике проведения технических действий проводится не всеми преподавателями. Причиной тому, с одной стороны, недостаточно разработанная методика обучения, с другой - неверие спортсменов и тренеров в силу направленного обучения тактике. До сих пор приемы тактики очень часто зарождаются у борцов стихийно в ходе многократных и разнообразных повторений приемов техники. Сложившиеся в таких условиях тактические приемы, как правило, становятся «коронными» для данных спортсменов и способствуют высоким спортивным результатам. Однако условия образования механизма эффективности данного приема теряются в памяти спортсменов и тренеров и крайне редко могут быть воспроизведены с целью обучения этому приему других (14).

Когда элементы техники целенаправленно применяются в схватке, то они становятся элементами тактики, а умение применять их в схватке характеризует тактико-техническую подготовленность спортсмена. Поэтому обучение тактике ведения схватки начинается одновременно с обучением самым простым техническим приемам. Тренер может предоставить занимающимся самим избирать тактику выполнения задачи и, судя по конечному результату, внести необходимые поправки, сохраняя и закрепляя ценные индивидуальные особенности выполнения, которые могут проявиться в таких случаях.

В дальнейшем тактические задачи могут усложняться (провести определенный прием в указанное время после начала схватки в определенной части ковра и т. д.). Причем все эти действия можно выполнять тогда, когда атакуемый не знает тактического плана, и даже тогда, когда он знает этот план (16).

Разнообразие средств тактической подготовки дает преподавателю возможность постоянно по мере изучения техники совершенствовать тактику.

Бывает, что спортсмен во время схватки точно выполняет намеченный совместно с тренером план. Однако в большинстве случаев ему приходится вносить коррективы в план схватки в зависимости от складывающейся обстановки. Способность настойчиво добиваться выполнения намеченного плана схватки и умение при необходимости изменить его и действовать в соответствии со сложившимися условиями - обязательное требование к тактико-технической подготовленности.

В теории и практике спортивной борьбы разработана методика обучения тактике проведения технических действий, и ее использование, несомненно, даст положительный результат в учебно-спортивной работе. Создание условий, в которых у спортсменов могут складываться приемы тактики, наиболее соответствующие их данным, - составная заключительная часть общей методики обучения тактике (6).

Сущность тактики проведения технических действий в борьбе заключается в подготовке условий для проведения приема. Большая часть действий атакующего борца по подготовке таких условий направлена на снижение устойчивости позы атакуемого в определенном направлении. К таким тактическим приемам относятся: сковывание, угроза, вызов, повторная атака и др. Кроме того, снижение устойчивости позы или ослабление внимания к ее сохранению наблюдаются в скоротечных ситуациях борьбы при переходах от одного приема к другому. Как тренер я совершенствую разработке так называемых тактико-технических комплексов, где возможность провести прием создана выполнением предшествующего приема.

Такие серии приемов могут быть закончены на одном из звеньев общей цепи. В таком случае последний прием следует считать завершающим, а все предшествующие приемы данной серии - подготавливающими.

Выбор средств и методов определяется содержанием учебного материала, педагогической задачей, подготовленностью занимающихся, условиями занятий (10).


  1. Совершенствование игрового метода как средство активизации спортивной подготовки юных дзюдоистов

Одним из основных средств активизации процесса спортивной подготовки являются подвижные игры и соревновательно - игровые задания. Роль игры в учебно-педагогической подготовке детей и подростков трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Основное его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений (15).

Обучение и совершенствование в игровых условиях придают навыкам особую стабильность, гибкость и вариативность, где вместе с двигательными навыками развиваются и физические качества. В игре физические качества, как правило, развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться избирательно (8).

На своих учебно - тренировочных занятиях совершенствую игровой метод с применением элементов борьбы, которые развивают, совершенствуют и поддержанию на достигнутом уровне физические качества дзюдоистов, такие как: ловкость, гибкость, сила, равновесие. И решить следующие задачи:

1) повысить уровень физической подготовленности;

2) изучить индивидуальные особенности занимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;

3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;

4) воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач. Рекомендуется, для повышения двигательной активности детей использовать блоки подвижных игр и соревновательно-игровых заданий с элементами единоборств, на которые в основной части занятия отводить около 25 % времени (от времени основной части), в подготовительной и заключительной частях учебно- тренировочного занятия соответственно 15% т 10% времени. Подвижные игры и соревновательно-игровые задания необходимо применять с учетом: направленности на развитие физических качеств; освоения и совершенствования элементов техники и тактики дзюдо (13).

Совершенствуя игровой метод с применением элементов борьбы, формирую рациональное выполнение ряда движений, предшествующих броску, так называемых коронных технических действий - одна из главных задач моих тренировок. Особое внимание при составлении подвижных игр уделяю умению свободно передвигаться по татами, выполнять захваты и освобождаться от захватов- соперника, преследовать соперника и т. д. Освоение техники спортивных движений полноценно проходит только при системном использовании подвижных игр. Первоначально в упрощенных вариантах игр, занимающиеся знакомятся с близкими по структуре движениями, отобранными для изучения. На этом этапе такие игры выполняют роль подводящих упражнений. Для закрепления специальных упражнений использую игровые соревнования. Это, как правило, задания на правильность выполнения изученного (13).

Применяемые мной на учебно-тренировочных занятиях игры, можно разделить на три группы.

Таблица №2

Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов

В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих дзюдоистов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять групп игр.

Игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.

Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В дзюдо возможно применение более 280 игр с основными разновидностями захватов. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв .захватов.

Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача - научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов - более 300. Возможны различные варианты их применения:

1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся - не дать или сорвать его.

Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача - путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника.

В процессе обучения действиям можно варьировать нагрузку путем:

а) изменения особенностей проведения технических действий;

б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов.

1) нападающий получает задание взять захват, защищающийся - не дать или сорвать его.

Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы.

Тренер используя игровой метод с применением элементов борьбы, может создавать любые условия, вплоть до соревновательных (4).



















Заключение

Эффективность и целесообразность применения подвижных игр в спортивной подготовке подтверждаются современной спортивной практикой и имеют научно-теоретическое обоснование. Интерес к игровой деятельности не только ребёнка, но и взрослого человека естественен и объясним природой самой игры. Ведь стремление к игре (спортивной, подвижной) интуитивно связано с потребностью человека тренировать мышцы и внутренние органы, а также получать внешнюю информацию. Игра продолжает оставаться желанным спутником досуга человека, его спортивной подготовки, что вполне объяснимо, если учесть психофизиологическую природу этого вида деятельности. Использование игрового метода с элементами борьбы способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связках, которые вследствие координационной общности с изучаемым видом физической деятельности облегчают освоение программного материала. Игровые - соревновательные задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и нравственного воспитания.

Вот почему подвижные игры с элементами борьбы, я считаю, должны широко использоваться на всех этапах спортивной подготовки спортсменов.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации, составленные из опыта работы педагогических работников МАУ ДО Пуровская районная СДЮСШОР в целях повышения качества дополнительного образования «Совершенствование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях юных дзюдоистов




Приложение 1


подвижные игры с элементами единоборств

«Рыболовная верша» Игроки становятся в круг; держась за руки, они образуют «рыболовную вершу». Два игрока «рыбы» входят в круг.

По сигналу они пытаются выбраться из «верши», пройдя под руками своих товарищей или перепрыгивая. В свою очередь эти игроки стараются помешать «рыбам»: они могут сближаться, опускать руки, приседать. Если одной из «рыб» удастся проскочить, заменяют обоих игроков. (развивает такие качества как: ловкость, быстрота, координация, цепкость захвата)

«Борьба с поясами» Четыре игрока строятся, образуя квадрат, и на равном удалении друг от друга берутся за веревку, связанную в кольцо или два связанных вместе пояса. За каждым игроком на расстоянии 1,5 м лежат свернутые пояса.

По сигналу каждый игрок, не отпуская веревки, старается дотронуться или схватить лежащий позади него пояс. Тот, кому это удастся сделать, получает одно очко в пользу своей команды, но при этом продолжает игру, чтобы помешать другим игрокам заработать это очко.( развивает такие качества как: ловкость, координацию, гибкость, равновесие)

«Борьба с использованием платков» Игроки разбиваются на две команды с равным числом игроков и выстраиваются на противоположных концах ковра; каждый игрок получает номер. У всех игроков к поясу прикреплен платок.

Преподаватель называет один номер и два игрока под этим номером выходят на середину дохё. Они стараются схватить платок противника, при этом одну руку нужно держать за спиной. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, скорость)

«Борьба с использованием платков, завязанных на голени» Игроки разбиваются на две команды с равным числом игроков и выстраиваются друг напротив друга на противоположных концах ковра, у каждого игрока на левой голени завязан платок (узел затягивать не очень туго). Противник должен правой рукой овладеть этим платком.

Соревнуются парами или командами, каждый захват приносит очко.

Вторую партию играют, завязав платок на правой голени, противник должен схватить его левой рукой. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, быстрота)

«Чертов мост» Игроки становятся по краю дохе, один из них назначается «чертом» и выходит в центр, зацепив за пояс платок.

По сигналу все другие игроки имеют право отнять у него платок, но «черт» может мешать им, стараясь дотронуться до них (игрок, которого коснулись, исключается и должен выйти из игры). Если одному игроку удается схватить платок, то он становится на место «черта» и игра продолжается с участием исключенных игроков. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, равновесие)

«Преграды» Игроки выстраиваются в две шеренги, садятся друг против друга в шахматном порядке, вытянув ноги до уровня коленей напротив сидящего.

Первый номер берет в руки набивной мяч и становится рядом с последним игроком; он передает по полу мяч второму номеру, который становится с другого конца.

Чтобы пропустить набивной мяч, все сидящие ученики отодвигаются назад и поднимают ноги; как только мяч пройдет, они возвращаются к своему исходному положению, а второй номер подбирает этот мяч и бежит, чтобы занять место первого номера, который в свою очередь садится рядом с игроками своей команды. Второй номер передает мяч третьему и т.д. до тех пор, пока все игроки не пройдут через прием и передачу мяча. (развивает такие качества как: ловкость, быстрота)

«Ушастый тюлень» Каждая команда делится на две группы и становится лицом друг к другу на противоположных концах ковра, четные номера с одной стороны, нечетные - с другой.

Первые номера ложатся у стартовой линии на живот лицом вниз и по сигналу, подталкивая лбом набивной мяч, пересекают ковер, чтобы передать его второму номеру, который может уходить со своей стартовой линии, только получив мяч, и т.д. до последнего игрока. (развивает такие качества как: ловкость, сила)

«Эстафета - игра в классики» Игроки разбиваются на команды, которые в свою очередь делятся на две группы и выстраиваются друг напротив друга на двух противоположных концах площадки.

По сигналу первые номера начинают движение и пересекают площадку, подталкивая «на одной ножке» пластмассовый кубик, передают его второму номеру и т.д.

Сыграть еще раз, но на другой ноге. (развивает такие качества как: ловкость, координация)

«Эстафета с мячом» Игроки разбиваются на команды и выстраиваются за стартовой линией. С другой стороны площадки начерчена линия финиша.

Все первые номера держат в руке набивной мяч; по сигналу они бегут к линии финиша, поворачивая, катят набивной мяч ко второму номеру, который в свою очередь пересекает площадку и катит мяч к третьему номеру и т.д. до последнего игрока, еще раз сыграть, подавая мяч левой рукой. (развивает такие качества как: скорость, координация)

«Игра с мячом в центре круга» Игроки становятся в круг лицом к центру, там, в маленьком круге стоит игрок с мячиком или легким мячом в руках.

По сигналу он бросает мяч одному из игроков и выбегает за круг, трижды огибая его. Тот, который получил мяч, должен догнать первого игрока, но только после того, как он положит мяч в центр и выйдет из круга там же, где вышел первый игрок.

Если игрока не поймали, то тот, которого догоняли, занимает свободное место в круге, а второй становится в центр. ( развивает такие качества как: скорость, координация)

«Мяч в корзине» Игроки разбиваются на команды и выстраиваются по линии броска. На определенном расстоянии, которое зависит от уровня тренированности игроков, ставится корзина для бумаг. У каждой команды по 5 теннисных мячей, и они должны выделить по одному игроку, чтобы он собирал мячи.

По сигналу первый номер каждой команды бросает свои пять мячей в корзину. Каждое попадание дает команде одно очко. Затем очередь второго и т. д. до последнего игрока. Победа присуждается по сумме очков. (развивает такие качества как: координация)

«Хлопнуть в ладоши и поймать мяч» Все игроки становятся в круг, держа руки за спиной; преподаватель с мячом в руках - в центре круга. Он подает мяч в произвольном порядке. Прежде чем поймать мяч, игрок должен хлопнуть в ладоши перед грудью.

Тот, кто не успеет хлопнуть или хлопнет в ладоши, тогда как мяч предназначался не ему, должен сесть.

Преподаватель обманными движениями старается ввести игроков в заблуждение; тот, кто останется последним в кругу, может заменить преподавателя. ( развивает такие качества как: ловкость)

«Игра в волейбол набивным мячом» В зале расчерчивается одна или несколько площадок размером 4 м х 6 м с нейтральной зоной - 50 см с одной и другой стороны, разделенной эластичной лентой, которая протянута на высоте 1 м. На каждой стороне площадки садятся игроки одной команды: от 6 до 8 человек.

Играют легким набивным мячом и начинают с задней линии. Игра проходит по правилам волейбола (3 паса и передача на сторону противника); выигрывается очко, если набивной мяч выходит из-под контроля противника; очко теряется, если мяч уходит за пределы площадки или падает в нейтральной зоне.

Можно сыграть сет в пять очков или вести счет, как в теннисе, соблюдая волейбольный принцип «переходов». (развивает такие качества как: ловкость, координация)

«Тачка». Занимающийся, имеющий первый номер, принимает положение упора лежа ноги врозь, его партнер, имеющий второй номер, берет его ноги за щиколотки и поднимает их до высоты пояса. Первый номер выполняет роль «тачки», а второй - «везущего» ее.

Каждая пара стремится преодолеть большее расстояние. Стартуют одновременно 2-3 пары, темп движения произвольный. Нижний в ранних занятиях продвигается на руках, поочередно переставляя их. В последующих занятиях он движется, отталкиваясь одновременно обеими руками, выполняя прыжки на руках. После приобретения некоторого навыка в передвижении на руках это упражнение можно проводить на скорость - кто быстрее пройдет определенное расстояние. ( развивает такие качества как: сила, ловкость)

«Бой петухов». Пары составляются из равных по весу и росту участников.

Первый вариант: на площадке обозначается круг диаметром 3 м. В круге партнеры встают правым плечом друг к другу. По команде каждый из играющих старается вытолкнуть из круга своего партнера. Победитель выявляется после трех попыток. Толчки выполняются прижатой к корпусу правой рукой. В толчке нужно использовать массу своего тела.

Второй вариант: партнеры становятся правым боком друг к другу и берутся левой рукой за свою левую щиколотку.

Проведение: каждый из играющих старается, толкнув партнера плечом, вывести его из равновесия и заставить коснуться левой ногой земли. Играющие повторяют упражнения несколько раз, поочередно меняя ноги.

Третий вариант: играющие располагаются лицом друг к другу в положении глубокого приседа, вытянув руки вперед.

Проведение: каждый старается, толкнув партнера в ладони рук или плечи, вывести его из равновесия. Кто первым сядет или встанет, проигрывает. (развивает такие качества как: ловкость, координацию, равновесие)

Сдвинуть с места. Первый вариант: партнеры, стоя лицом друг к другу, вытягивают руки вверх-вперед и берутся ладонями. Позади каждого из партнеров в 3-4 м проводятся линии. По команде каждый из играющих пытается сдвинуть партнера за линию.

Второй вариант: партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии шага. Каждый из них выставляет вперед правую ногу и упирается в партнера руками на линии пояса. Затем партнеры кладут головы друг другу на правые плечи и упираются грудью в грудь. Каждый из играющих, толкая противника в грудь, стремится отодвинуть его за обозначенную линию. (развивает такие качества как: координация, сила, равновесие)

Борьба за предмет. Двое занимающихся захватывают мяч. Захват должен быть прочным. По команде каждый из игроков старается вырвать мяч у партнера. (развивает такие качества как: ловкость, цепкость захвата)

Перетягивание одной рукой. Обозначаются две линии на расстоянии 8 м одна от другой. Играющие становятся правым боком друг к другу на середине этого 8-метрового отрезка и схватываются правыми руками.

Каждый из играющих старается перетянуть партнера за обозначенную линию. При повторении упражнения играющие перетягивают друг друга левыми руками. (развивает такие качества как: сила, сила захвата, равновесие)

Карусель. Двое упражняющихся, равные по росту, становятся лицом друг к другу и захватывают друг друга за кисти. После этого упражняющиеся откидывают туловища назад. Играющие кружатся (в любую сторону), постепенно увеличивая скорость вращения, затем плавно замедляют движение и останавливаются. После короткого отдыха вращение повторяют в другую сторону. (развивает такие качества как: сила захвата, цепкость, координацию, равновесие) (2).

«Конь». Играют две команды. 5-6 человек становятся в колонну спиной к линии разбега. После этого головной игрок упирается руками в выставленную вперед правую ногу и наклоняет голову. Стоящий сзади крепко обхватывает стоящего перед ним игрока правой рукой за туловище, а левой - упирается в колено левой ноги. Подобным образом поступают все остальные игроки, образует «коня». Игроки другой команды один за другим вспрыгивают на «коня» и сидят на нем, крепко держась, пока не прыгнет последний игрок их команды.

Первый вариант: как только нижние игроки удержат всех верхних, они меняются местами.

Второй вариант: «конь» должен преодолеть расстояние 10-15м. (развивает такие качества как: внимание, ловкость, координацию, захват)

«Толкай из круга». Игроки (четное количество - 4-6) произвольно становятся в круг диаметром 4-5 м. По команде играющие начинают выталкивать друг друга из круга. Как только ступни или любая другая часть тела игрока коснется земли за линией круга, он выбывает из игры. Толкать разрешается только в грудь и плечи. Игрок, оставшийся в круге последним, считается победителем. Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант: играющие выталкивают друг друга из круга, находясь в положении приседа. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)

«Остаться в круге». В круге диаметром 6 м произвольно располагаются играющие (четное количество - 4-8 человек) и занимают произвольную позицию. По команде участники хватают друг друга, кто кого хочет, и стараются вытолкнуть из круга. Захватывать партнера разрешается только выше пояса. Кто останется в круге последним, считается победителем. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)

«Толкай партнера» В круг диаметром 6 м входят две, равные по числу играющих, команды. По сигналу игроки одной команды, стараясь удержаться на ногах, стремятся вытолкнуть игроков другой команды из круга. Игрок выбывает, как только нога или любая часть его тела коснется площадки за кругом.

Игра продолжается 2 мин. После окончания подсчитывается, сколько игроков осталось в круге. Выигрывает команда, у которой в круге осталось большее количество игроков.

Вариант: захватив партнера, приподнять его над площадкой и вынести из круга. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) (5)

«Захват места». Игра проводится между двумя командами, каждая из которых состоит из 6-8 человек. Одна занимает позицию в круге диаметром 3 м., другая - старается захватить круг, вытолкнув оттуда противника. Игроки защищающейся команду, отталкивают нападающих.

Нападающая команда атакует игровую зону с разных сторон, игроки обороняющей команды, стоя у линии круга, выталкивают их. Если игрок защищающейся команды переступит обеими ногами ограничительную линию, он выбывает из игры. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)

«Достать предмет». На площадке обозначается квадрат с длиной каждой стороны 4 м. На каждый угол квадрата кладут маленький мешочек с песком или ставят булаву. Канат кладется внутри квадрата так, чтобы он лежал параллельно сторонам квадрата. После этого четыре команды, по три человека в каждой, берутся за канат со стороны каждого угла каната.

По сигналу каждая команда старается перетянуть канат в свою сторону и первой дотянуться до предмета, лежащего на площадке. Выигрывает та команда, представитель которой первым возьмет предмет. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) (3).

Перетягивание каната. Поперек площадки проводят три параллельные линии на расстоянии 1 м. одна от другой. Поперек них кладется канат. Середина его, имеющая специальную отметку, должна оказаться на линии А. После этого две команды, стоя лицом к средней линии, захватывают канат. Капитаны команд находятся у линии Б и В. По сигналу команды начинают тянуть канат в свою сторону. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат за среднюю линию. При повторении игры команды становятся не лицом, а спиной друг к другу. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)

Перетягивание команды. Играющие делятся на две шеренги и становятся в двух шагах друг от друга. Обе шеренги стоят лицом к тренеру. Затем одна шеренга поворачивается направо, а другая - налево. Каждый из игроков левой рукой обхватывает впереди стоящего игрока своей команды за талию, а правой рукой берется за правую руку партнера из другой команды. Между командами, на одинаковом расстоянии от каждой из них, обозначается средняя линия.

Каждая команда старается перетащить противоположную команду за среднюю линию. При повторении игры команды перетягивают друг друга, схватившись левыми руками, для чего предварительно поворачиваются кругом. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие)

«Наездники». Занимающихся делятся на пары примерно равных по весу и росту. В каждой паре назначаются «лошадь» и «наездник». «Наездники» садятся на спины своих партнеров и соединяют свои руки у них на груди.

По сигналу каждый «наездник», передвигаясь на своей «лошади», начинает стаскивать других «наездников». Та пара, которая сумеет продержаться до конца игры, считается победительницей. (развивает такие качества как: силу, силу захвата, координацию, равновесие) (2).









Список литературы

  1. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов /И.С.Барчуков - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 255 с.

  2. Бриедис, А. А. Подвижные игры: Пособие для учителей физ. воспитания /А.А.Бриедис. - Л. : [б.и.], 2001. - 174 с.

  3. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, И.М.Коротков. -

М.: Физкультура и спорт, 2002. - 216 с.

  1. Былеева, Л. В. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физ.культуры / Л.В.Былеева. - М. : [б.и.], 2004. - 340 с.

  2. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л.В.Былеева, В.Г.Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 245 с.

  3. Вахун, М. Дзюдо (основы тренировки) /М.Вахун - Минск: Полымя, 1983. - 126 с.

  4. Волков, Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л.В.Волков. -К.: [б.и.], 2000.-45 с.

  5. Геллер, Е. М. Праздник подвижных игр / Е.М.Геллер. - М. : Физкультура
    и спорт, 2006. - 80 с.

  6. Гужаловский, А. А. Физическая подготовка школьника /А.А.Гужаловский. - Челябинск : [б.и.], 1999. - 205 с.

  7. Дзюдо. Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих/под общ. Ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева (Ю.А.Шулика, Я.К.Коблев,

Ю.М.Схаляко, Ю.В. Подоруев). - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 240 с.

  1. Дзюдо. Система и борьба: Учебник /под ред. Ю.А.Шулики, Я.К.Коблева - Ростов н /Д : Феникс, 2006. - 800 с.

  2. Жарков, К. П. Волевая подготовка спортсменов / К.П.Жарков. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 205 с.

  3. Жуков, М. Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических
    вузов / М.Н.Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

  4. Кано Дзигаро. Кодокан Дзюдо / Дзигаро Кано - Ростов н /Д: Феникс, 2000. - 222с.

  5. Коротков, И. М. Подвижные игры в занятиях спортом / И.М.Коротков. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 28 с.

  6. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, В.Г.Бауэр - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.


  1. Пархомич, Г. Основы классического дзюдо (УМП для тренеров и спортсменов) /Г.Пархомич. - Пермь: Урал Пресс, 1993. - 302 с.

  2. Портнов, Ю. И. Спортивные и подвижные игры / Ю.И.Портнов. - М.:
    Физкультура и спорт, 1998.-320 с.

  3. Фраде Клод. Дзюдо для нас. (Перевод Н. Дьячковой) /Клод Фраде //Журнал «Дзюдо». - 2002. - № 3-4. - С. 94 - 97.

  4. Фраде Клод. Дзюдо для нас. (Перевод Н. Дьячковой) / Клод Фраде //Журнал «Дзюдо». - 2003. - № 8-10. - С. 79 - 81.

  5. Ямасита Ясухиро. Боевой дух дзюдо. / Ясухиро Ямасита - М.: «Гранд-Фаир», 2003. - 192 с.


22


© 2010-2022