Проект учителя физической культуры: Её величествостопа

Выбор нашей темы  исследовательской работы неслучаен. Мы стали  замечать, что некоторые ученики нашего класса ходят «шаркающей» походкой,  отказываются играть в подвижные игры, бегать, пропускают уроки физкультуры, объясняя это тем, что болят ноги. Из беседы со своей мамой я узнала, что причиной может быть плоскостопие. Мы заинтересовались этой темой и решили провести исследование на тему «Плоскостопие у младших школьников». Цель исследования: подробное изучение плоскостопия у младших школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания. Задачи: 1. Изучить литературу по теме. 2. Побеседовать с одноклассниками, участковым терапевтом. 3. Провести беседу и анкетирование с учащимися  4 «Б» класса. 4. Обозначить медицинские требования к обуви. 5. Провести практическую работу на выявление плоскостопия. 6. Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия. 7. Подвести итоги и сделать выводы. .
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова,

« ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО» СТОПА

автор: Мальцева Татьяна Владимировна, учитель физической культуры, МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова

« Аннотация »

Выбор нашей темы исследовательской работы неслучаен. Мы стали замечать, что некоторые ученики нашего класса ходят «шаркающей» походкой, отказываются играть в подвижные игры, бегать, пропускают уроки физкультуры, объясняя это тем, что болят ноги. Из беседы со своей мамой я узнала, что причиной может быть плоскостопие. Мы заинтересовались этой темой и решили провести исследование на тему «Плоскостопие у младших школьников».

Цель исследования: подробное изучение плоскостопия у младших школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме. 2. Побеседовать с одноклассниками, участковым терапевтом. 3. Провести беседу и анкетирование с учащимися 4 «Б» класса. 4. Обозначить медицинские требования к обуви. 5. Провести практическую работу на выявление плоскостопия. 6. Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия. 7. Подвести итоги и сделать выводы.

Выводы: на основании результатов данного исследования установлено, что плоскостопие часто встречается у младших школьников. Оно бывает врожденное и приобретенное. Причем чаще встречается приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству.

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений. Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Многие дети знают об этом заболевание очень мало. Но все-таки нами было выявлено, что у учащихся есть это заболевание. Но самое главное, что дети не знают, как правильно надо лечить плоскостопие. И мы надеемся им помочь в этом вопросе. Мы уже рассказали своим одноклассникам об этой болезни, ее последствиях, профилактике и лечении. Ребята внимательно слушали, задавали вопросы и обещали следить за своим здоровьем.

Мы провел два опыта, в которых принимали участие наши одноклассники. Из опытов видно, что плоскостопие можно определить. Даже поставить степень заболевания.

Мы исследовали эту тему с разных сторон: изучили литературу, провели беседы, опросы, опыты.

План исследований

Актуальность. В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат - на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза - «нарушения осанки» и «плоскостопие».

Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания - плоскостопие. А казалось бы, такая мелочь, немножко свернутая внутрь стопа.

Гипотеза: Мы предполагаем, что использование комплексов коррекционно-профилактических упражнений позволят предотвратить плоскостопие у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: методы коррекционно-профилактической помощи при плоскостопии у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: упражнения с детьми младшего школьного возраста.

Методы исследования.

Беседы, интервью, анкетирование, анализ литературы, составление диаграммы и таблиц.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы для диагностики и профилактики плоскостопия.

Мы побеседовал с фельдшером нашего лицея.

При беседе Людмила Алексеевна рассказала, что плоскостопие - это заболевание ног. Оно бывает врожденное и приобретенное. Врожденное плоскостопие передается по наследству от родителей или родственников, приобретенное - чаще всего от неправильной обуви. В обоих случаях выясняют степень плоскостопия и назначают лечение в зависимости от степени заболевания. При 4-й степени плоскостопия, когда нарушена полностью стопа, делают хирургическую операцию по исправлению стопы. В остальных случаях назначают массаж, ванны для ног, ортопедические стельки. Обязательно периодически посещать ортопеда для проверки стопы на аппарате.

Советы врача: правильно выбирать обувь, чтобы не узкую и со специальной ортопедической стелькой для детской обуви. Если заметили признаки заболевания, необходимо срочно обратиться к врачу-ортопеду и строго соблюдать его рекомендации.

В нашем классе 24 ученика. Мы побеседовали со своими одноклассниками на тему «Плоскостопие у младших школьников».

Цель беседы: выявить, что знают одноклассники о плоскостопии.

Я: Ребята, я хочу поделиться с вами темой исследовательской работы «Её величество» стопа.

Никита: А почему тебя заинтересовала эта тема?

Софья: а вы знаете, что такое «плоскостопие»?

(многие): не слышали о такой болезни.

Екатерина: А я слышала.

Григорий: образовано от двух слов: плоский,стопа.

Давид: А мне мама говорит, что у меня плоскостопие. У меня болят ноги и стаптываются ботинки. Но мы пока к врачу не обращались.

Ангелина: У меня раньше было плоскостопие, мы с мамой ходили к врачу, выполняли упражнения и масаж. Теперь всё в порядке.

Исследования проводились в три этапа. На первом (предварительном) этапе (сентябрь 2014 года) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, анкетирование и тестирование для выявления плоскостопия у учеников 4 «Б» класса.

На втором этапе ( сентябрь-октябрь 2014 ) с целью профилактики плоскостопия у учеников 4 «Б» класса проводился комплекс профилактических упражнений .

На третьем этапе ( октябрь 2014 года) проводилось повторное исследование и обработка результатов .

Нам хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты и провели анкетирование в нашем классе.

1.Обувь стоптана и изношена с внутренней стороны - 3чел.

2.Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх - 5чел.

3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести - 16чел.

4. Знают о такой болезни, как плоскостопие - 21чел

5. У кого есть это заболевание ног - 6чел. не знают, 15чел. считают, что нет

6. Как вы считаете, эта болезнь лечится? - да, лечится - 24 чел

Опыт №1

Тема: «Проверка на наличие плоскостопия »

Цель: опыт на определение плоскостопия .

Оборудование: лист бумаги, крем, ручка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и крем детский (жирный) 2. Наносим крем на подошву стопы 3.Наступаем на бумагу 4. Внимательно рассматриваем жирный отпечаток стопы.

5. Вывод.

Вывод: Мы провели опыт№1 и выявили, что из 24 человек плоскостопие обнаружено у 2-х человек.

Опыт №2

Тема: «Определение степени плоскостопия»

Цель: Определить степень плоскостопия.

Оборудование: зеленка, лист бумаги, ручка, линейка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и зеленку 2. Раствором зеленки смазываем подошву стопы

3. Получаем отпечаток стопы на чистом листе бумаги 4. Внимательно рассматриваем отпечаток стопы. 5. Определяем степень плоскостопия. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне - стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.
Проект учителя физической культуры:Её величествостопа
АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком
а - здоровая стопа;
б - присутствует плоскостопие 1-й степени, уплощение;
в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.

Вывод: Мы провели опыт№2 и выявили, что плоскостопие обнаружено у двух человек, уплощение - 4-х человек, нормальная стопа - у 18 человек.

На основании результатов данного исследования установлено, что плоскостопие часто встречается у младших школьников. Оно бывает врожденное и приобретенное. Причем чаще встречается приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству.

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений.. Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Многие дети знают об этом заболевание очень мало. Но все-таки нами было выявлено, что у … учащихся есть это заболевание. Но самое главное, что дети не знают, как правильно надо лечить плоскостопие. И мы надеемся им помочь в этом вопросе. Мы уже рассказали своим одноклассникам об этой болезни, ее последствиях, профилактике и лечении. Ребята внимательно слушали, задавали вопросы и обещали следить за своим здоровьем.

Мы провел два опыта, в которых принимали участие наши одноклассники. Из опытов видно, что плоскостопие можно определить в домашних условиях. Даже поставить степень заболевания.

Мы исследовали эту тему с разных сторон: изучили литературу, провели беседы, опросы, опыты.

Собранный материал, полученные диагностические данные приводят нас к следующим выводам:

Если плоскостопие постоянно лечить, то это не самое страшное заболевание. Но только надо соблюдать все рекомендации врача, Это заболевание можно предотвратить выбором правильной обуви. Ведь любое заболевание легче предотвратить, если оно не врожденное, чем лечить.

В ходе нашей работы поставленная цель была достигнута.

КОРОЛЬКОВА Софья Валерьевна

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова, 4 класс

« ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО» СТОПА

Научный руководитель: Мальцева Татьяна Владимировна, учитель физической культуры, МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова

Статья

Введение.

Актуальность. В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать, разве что, от бабушек и дедушек. Как результат - на школьных медосмотрах всё чаще звучат два диагноза - «нарушения осанки» и «плоскостопие».

Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания - плоскостопие.[1] А казалось бы, такая мелочь, немножко свернутая внутрь стопа.

Обоснование выбранной темы. Выбор темы исследовательской работы неслучаен. Мы стали замечать, что некоторые ученики нашего класса ходят «шаркающей» походкой, отказываются играть в подвижные игры, бегать, пропускают уроки физкультуры, объясняя это тем, что болят ноги. Из беседы со своей мамой я узнала, что причиной может быть плоскостопие. Мы заинтересовались этой темой и решили провести исследование на тему «Плоскостопие у младших школьников».

Цель исследования: подробное изучение плоскостопия у младших школьников. Способы профилактики и лечения данного заболевания.

Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Побеседовать с одноклассниками, участковым терапевтом.
3. Провести беседу и анкетирование с учащимися 4 «Б» класса.
4. Обозначить медицинские требования к обуви.
5. Провести практическую работу на выявление плоскостопия.
6. Подобрать упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.
7. Подвести итоги и сделать выводы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что использование комплексов коррекционно-профилактических упражнений позволят предотвратить плоскостопие у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: методы коррекционно-профилактической помощи при плоскостопии у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: упражнения с детьми младшего школьного возраста.

Методы исследования.

Беседы, интервью, анкетирование, анализ литературы, составление диаграммы и таблиц.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы для диагностики и профилактики плоскостопия.

1-ая часть работы

Мы прочли много материала по нашей теме и узнали из книг:

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.[1]

В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.[2]

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.

Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе.[2]

А если обратить внимание на обувь, как быстро она снашивается и каким образом, можно получить дополнительную информацию.

Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жош-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По тому, как стерты подметки у того или иного человека, они делали следующие выводы: по всей ширине - тихоня, внутренняя сторона - жаден, внешняя сторона - расточителен, стерты задники каблуков - упрям, неуступчив. Предполагалось даже основать новую науку - скарпологию, позволяющую определить характер человека по его обуви. .Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно.

При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны.

При плоскостопии износ каблука идет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «заламывается кнаружи», то это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю «заламыванию» обуви вовнутрь.

Ну а детская обувь просто «горит»! Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно этому изнашивается обувь.

Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае ! [3]

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движения в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы - частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.[3]

Виды плоскостопия. Идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%, из них 90% составляют женщины.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

Отдельной формой необходимо считать статическое плоскостопие, причинами которого могут быть:

• наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата)
• слабость мышц и связок стопы и голени из-за малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий

• избыточный вес

• неудобная обувь

• длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, обувь на высоких каблуках).[3]

Первые симптомы плоскостопия, которые вы можете заметить и сами:

• ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести

• отечность в области лодыжек

• очень трудно ходить на каблуках

• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)
• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям.

Плоскостопие у детей

Все дети рождаются с мнимым плоскостопием, что объясняется обилием подкожного жира в стопе. Особенностью мнимого детского плоскостопия является то, что по мере взросления дети естественным путем избавляются от плоскостопия: с развитием ходьбы и бега мышцы развиваются, и стопа ребенка принимает привычные очертания. Полноценное формирование сводов стопы завершается к 3 годам. В связи с этим, плоская стопа у детей до трех лет не может быть отнесена к истинному плоскостопию.

Приобретенное плоскостопие у детей, как правило, обусловлено следующими факторами:

  1. Наследственная предрасположенность

  2. Избыточный вес

  3. Длительное хождение босиком по ровной твёрдой поверхности

  4. Ношение некачественной обуви (слишком мягкая или слишком жесткая подошва, резиновая обувь, слишком высокий каблук или его отсутствие, слишком узкая или широкая )

  5. Неправильно сросшийся перелом

  6. Чрезмерная подвижность суставов

  7. Поднятие тяжестей (например, при ношении на руках младших братьев или сестер)

  8. Малая физическая активность

Последствия детского плоскостопия.

У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы - амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы и бега передается на голень, тазобедренные суставы, позвоночник и т.д. Длительное раздражение суставов приводит к их воспалению - артрозам. Влияние плоскостопия на позвоночник заключается в развитии искривления позвоночника, или сколиоза у детей. Такие симптомы плоскостопия, как боль в ногах, усталость, головные боли приводят к сниженной успеваемости в школе.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.[3]

Врожденное плоскостопие

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Врожденное плоскостопие возникает при факторе недоразвитой стопы. Но при правильном отношении к проблеме можно исправить, а в дальнейшем и вообще избавить от этого недуга.

Плоскостопие быстро прогрессирует и может вести за собой сколиоз, остеохондроз, радикулит, артрит, артроз, варикозное расширение вен и другие заболевания. Плоскостопие ускоряет износ всего опорно-двигательного аппарата! Именно поэтому при первых признаках плоскостопия необходимо срочно обратиться к врачу!

Плоскостопие - наследственное заболевание. Если есть у родителей, то избежать его не получится.

Профилактика и лечение плоскостопия у детей

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен следующий комплекс упражнений:

  1. Катание по полу ступнями скалки или небольшого мяча.

  2. На пол укладывается салфетка, которую предлагают смять с помощью стопы.

  3. Ребенку предлагают собирать пальцами ног и перекладывать с места на место разбросанные на полу предметы.

  4. Круговые движения ступнями наружу и внутрь.

  5. Стоя на носочках, сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

  6. Захватывать обеими стопами мячик и приподнимать его, удерживая между стоп.

  7. Поочередно ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

  8. Перекатывание с пятки на носок.

  9. Ходить по ребристой поверхности (массажный коврик, песок, галька).

  10. Ходьба по бревну, лазанье по канату.

Основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем .[4]

Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек.

Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются теплые ножные ванны и массаж. Достаточно эффективным методом лечения на раннем этапе развития плоскостопия является ножная ванночка, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями. [5]

Как правильно подобрать обувь для ребенка? Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы. Нельзя донашивать чужую обувь!

Беседа со школьным фельдшером

Мы побеседовал с нашим школьным фельдшером .

При беседе Пшеничных Людмила Алексеевна рассказала, что плоскостопие - это заболевание ног. Оно бывает врожденное и приобретенное. Врожденное плоскостопие передается по наследству от родителей или родственников, приобретенное - чаще всего от неправильной обуви. В обоих случаях выясняют степень плоскостопия и назначают лечение в зависимости от степени заболевания. При 4-й степени плоскостопия, когда нарушена полностью стопа, делают хирургическую операцию по исправлению стопы. В остальных случаях назначают массаж, ванны для ног, ортопедические стельки. Обязательно периодически посещать ортопеда для проверки стопы на аппарате.

Советы врача: правильно выбирать обувь, чтобы не узкую и со специальной ортопедической стелькой для детской обуви. Если заметили признаки заболевания, необходимо срочно обратиться к врачу-ортопеду и строго соблюдать его рекомендации .

Фрагмент беседы с одноклассниками

В нашем классе 24 ученика. Мы побеседовали со своими одноклассниками на тему «Плоскостопие у младших школьников».

Цель беседы: выявить, что знают одноклассники о плоскостопии.

Я: Ребята, я хочу поделиться с вами темой исследовательской работы «Её величество» стопа.

Никита: А почему тебя заинтересовала эта тема?

Софья: а вы знаете, что такое «плоскостопие»?

(многие): не слышали о такой болезни.

Екатерина: А я слышала.

Григорий: образовано от двух слов: плоский,стопа.

Давид: А мне мама говорит, что у меня плоскостопие. У меня болят ноги и стаптываются ботинки. Но мы пока к врачу не обращались.

Ангелина: У меня раньше было плоскостопие, мы с мамой ходили к врачу, выполняли упражнения и масаж. Теперь всё в порядке.

2-ая часть

От анкетирования к опытам

Исследования проводились в три этапа. На первом (предварительном) этапе (сентябрь 2014 года) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, анкетирование и тестирование для выявления плоскостопия у учеников 4 «Б» класса.

На втором этапе ( сентябрь-октябрь 2014 ) с целью профилактики плоскостопия у учеников 4 «Б» класса проводился комплекс профилактических упражнений .

На третьем этапе ( октябрь 2014 года) проводилось повторное исследование и обработка результатов.

Нам хотелось узнать, что знают о плоскостопии ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкеты и провели анкетирование в нашем классе. ( Приложение №1)

1.Обувь стоптана и изношена с внутренней стороны - 3чел.

2.Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх - 5чел.

3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести - 16чел.

4. Знают о такой болезни, как плоскостопие - 21чел

5. У кого есть это заболевание ног - 6чел. не знают, 15чел. считают, что нет

6. Как вы считаете, эта болезнь лечится? - да, лечится - 24 чел

Опыт №1

Тема: «Проверка на наличие плоскостопия »

Цель: опыт на определение плоскостопия .

Оборудование: лист бумаги, крем, ручка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и крем детский (жирный)

2. Наносим крем на подошву стопы

3. Наступаем на бумагу

4. Внимательно рассматриваем жирный отпечаток стопы.

5. Вывод.

Вывод: Мы провели опыт№1 и выявили, что из 24 человек плоскостопие обнаружено у 2-х человек.

Опыт №2

Тема: «Определение степени плоскостопия»

Цель: Определить степень плоскостопия.

Оборудование: зеленка, лист бумаги, ручка, линейка.

Ход работы:

1.Берем лист бумаги и зеленку

2. Раствором зеленки смазываем подошву стопы

3. Получаем отпечаток стопы на чистом листе бумаги

4. Внимательно рассматриваем отпечаток стопы.

5. Определяем степень плоскостопия. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне - стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.
Проект учителя физической культуры:Её величествостопа
АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком
а - здоровая стопа;
б - присутствует плоскостопие 1-й степени, уплощение;
в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.[6]

Вывод: Мы провели опыт№2 и выявили, что плоскостопие обнаружено у двух человек, уплощение - 4-х человек, нормальная стопа - у 18 человек.

На основании результатов данного исследования установлено, что плоскостопие часто встречается у младших школьников. Оно бывает врожденное и приобретенное. Причем чаще встречается приобретенное. Врожденное плоскостопие часто передается по наследству.

Для профилактики и лечения плоскостопия у детей может быть применен специальный комплекс упражнений (Приложение №2). Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь.

Многие дети знают об этом заболевание очень мало. Но все-таки нами было выявлено, что у … учащихся есть это заболевание. Но самое главное, что дети не знают, как правильно надо лечить плоскостопие. И мы надеемся им помочь в этом вопросе. Мы уже рассказали своим одноклассникам об этой болезни, ее последствиях, профилактике и лечении. Ребята внимательно слушали, задавали вопросы и обещали следить за своим здоровьем.

Мы провел два опыта, в которых принимали участие наши одноклассники. Из опытов видно, что плоскостопие можно определить в домашних условиях. Даже поставить степень заболевания.

Мы исследовали эту тему с разных сторон: изучили литературу, провели беседы, опросы, опыты.

Собранный материал, полученные диагностические данные приводят нас к следующим выводам:

Если плоскостопие постоянно лечить, то это не самое страшное заболевание. Но только надо соблюдать все рекомендации врача, Это заболевание можно предотвратить выбором правильной обуви. Ведь любое заболевание легче предотвратить, если оно не врожденное, чем лечить. В ходе нашей работы поставленная цель была достигнута

Заключение

Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у младших школьников. В процессе исследования задачи, поставленные нами, были решены.

Для осуществления цели и решения задач нашего исследования мы изучили литературу по теме; обратились к участковому терапевту, побеседовали с членами семьи, учащимися школы; составили график работы нашего исследования; разработали анкеты и провели анкетирование, которые нами были обработаны. Обозначили медицинские требования к обуви, подобрали упражнения для профилактики и лечения, провели опыты, подвели итоги и сделали выводы.

В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: что использование комплексов коррекционно-профилактических упражнений позволят предотвратить, снизить степень плоскостопия при его наличии у детей младшего школьного возраста.

В своей работе нам это удалось рассмотреть, проверить и доказать.

Все хотят, чтобы дети рождались здоровыми и у них не было такого заболевания, как плоскостопие. Ведь врожденное заболевание лечится тяжелее, чем приобретенное. А со вторым справиться можно, если дети будут владеть информацией по этой проблеме.

Список используемой литературы:

1. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

2. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

3. И.С. Красикова, 2002 г..

4.Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г

5. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина. 1983 г.

6.Огурцова А.О. Плоскостопие у младших школьников

Приложение

Приложение №1

Анкета

Цель нашего анкетирования состоит в том, чтобы узнать Ваше мнение о болезни плоскостопия.

Прежде, чем ответить на вопросы, внимательно прочитайте варианты ответов и отметьте тот, который считаете правильным.

Ф.И. ___________________________________________________________

  1. Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны?

а) да; б) нет;

  1. Ноги быстро утомляются при ходьбе и продолжительных подвижных играх?

а) да; б) нет;

3. Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести?

а) да; б) нет;

4. Вы знаете о такой болезни, как плоскостопие?

а) да; б) нет;

5. У вас есть это заболевание ног?

а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Как вы считаете, эта болезнь лечится?

а) да; б) нет; в) не знаю.

7. Что такое плоскостопие?

______________________________________________________________





Приложение № 2

Комплекс упражнений способствующих профилактике плоскостопия. Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна.

Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну, развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения плоскостопия и косолапия у детей. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 30 градусов (например на рейку гимнастической лестницы).

Проводят специальные занятия по предупреждению плоскостопия. Продолжительность занятий - 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.

I. Разминка.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.

2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» - Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

7. «Серп» - Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

8. «Мельница» Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.

9. «Барабанщик» Стучим носками ног не касаясь его пятками.

10. «Веселые прыжки» - И.П. - сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.

11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П.. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

12. И.П. - лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

13. И.П. - лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.

14. И.П. - стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

«Морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налить «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки и походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать крупную соль.

Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два - три месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

Контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-450), другой - с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение , массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы.

Подвижные игры при плоскостопии.

  1. «Ловкие ноги». Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, стопами удерживают мяч. Перекладывают мяч в сторону, передавая его другому игроку.

  2. «Великаны и Карлик». «Великаны» ходят приподнимаясь на носках как можно выше, «Карлики» передвигаются присев на корточки.


© 2010-2022