Развитие силы и выносливости на уроках физкультуры

Развитию физических качеств в комплексной программе по физическому воспитанию отводится важное место. Среди них сила и выносливость, которые необходимо развивать уже в начальной школе. Хотя  наиболее благоприятный период развития этих качеств приходится на более поздний период, все же для гармоничного развития школьников нужно уже в этом возрасте начинать развивать эти качества. Они помогут ученикам выдерживать большие нагрузки и быть более работоспособными.  Планирование материала для развития ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №76




Методическая разработка

по теме:




Развитие силы и выносливости

на уроках физической культуры в начальной школе



Учитель физической культуры:

Бурдуковская К.В.























Иркутск, 2012

Развитию физических качеств в комплексной программе по физическому воспитанию отводится важное место. Среди них сила и выносливость, которые необходимо развивать уже в начальной школе. Хотя наиболее благоприятный период развития этих качеств приходится на более поздний период, все же для гармоничного развития школьников нужно уже в этом возрасте начинать развивать эти качества. Они помогут ученикам выдерживать большие нагрузки и быть более работоспособными.

Планирование материала для развития двигательных качеств.

Одним из главных требований, позволяющих добиться высокой эффективности учебного процесса, является правильное планирование материала программы.

Параллельно с изучением элементов лёгкой атлетики планируется развитие скоростно-силовых качеств, быстроты движений и выносливости, а в период освоения игровых умений и навыков - развитие быстроты и выносливости к игровым действиям. Во время прохождения раздела гимнастики планируется развитие силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и равновесия.

Развитие двигательных качеств школьников на уроке может осуществляться посредством различных организационно-методических форм. В настоящее время сложилась определённая система способов организации деятельности учащихся на уроке физической культуры, направленная на развитие двигательных способностей:

- упражнения-задания;

- контрольные упражнения (тесты);

- подвижные и спортивные игры;

- дополнительные упражнения;

- круговые занятия («круговая тренировка»).

Подбор упражнений.

Задачи физической подготовки учащихся решаются в основной части урока. Место расположения упражнений для решения этих задач определяется содержанием учебного материала и конкретной направленностью физической подготовки. Развитие силы, выносливости проводится во второй половине или в конце основной части урока.

Подбирая упражнения для развития двигательных качеств, учитель должен соотнести их с основными упражнениями, изучаемыми на уроке, а затем определить их направленность на развитие того или иного двигательного качества. Например, при изучении прыжка в длину с разбегу для развития скоростно-силовых качеств, следует использовать такие прыжковые упражнения, которые связаны с перемещением тела в горизонтальной плоскости, при изучении прыжка в высоту - упражнения скоростно-силового характера, связанные с перемещением тела в вертикальной плоскости (2).

На этапе начального развития двигательных качеств самые разнообразные упражнения оказывают положительное влияние на развитие двигательных способностей. На следующих этапах продолжение работы с малыми отягощениями способствует развитию силы и выносливости.

В процессе развития двигательных качеств, надо учитывать, как упражнения воспринимаются учащимися. Так, лучше всего школьники воспринимают упражнения скоростно-силового характера (и если они проводятся в игровой форме). Упражнения на силу с большим интересом выполняют мальчики, чем девочки. Быстрее всего дети теряют интерес к упражнениям на выносливость. Эти особенности следует учитывать при подборе упражнений.

Развитие скоростно-силовых качеств.

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются, как самостоятельные качества они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает наиболее полное проявление скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовая подготовка школьников осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. Упражнения для развития скоростно - силовых качеств проводятся в первой половине основной части урока. Это могут быть упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера.

Игровые задания и подвижные игры: ,"Волк во рву", "Сторож заяц и жучка", "Воробушки и коршун", "Лисы и куры", "Вороны и воробьи"(1).

Развитие выносливости.

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. Различают два вида выносливости - общую и специальную.

При занятиях с младшими школьниками рекомендуется от урока к уроку увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, специально не повышая скорости бега, которая возрастает за счёт естественного повышения тренированности детей.

Наряду с бегом в школьной программе широкое место для развития общей выносливости занимают многократные прыжки через короткую скакалку, ходьба на лыжах, плавание, подвижные игры.

Для развития выносливости можно находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Игровые задания и игры и подвижные игры: "Гандикап", "Кто выдержит темп?", "Круговая эстафета", "Скакалка - подсекалка", "Смена лидера", "Следуй за мной", "Круговорот".

Развитие силы.

Силовые возможности детей выражаются в способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Развитие силы у детей школьного возраста осуществляется методом повторных упражнений.

В школьной программе наиболее широко для развития силовых возможностей учащихся применяются упражнения в динамическом режиме. Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном контакте с ним. Основные содержательные компоненты таких игр, включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями - наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития, метания различных предметов на дальность.

Игровые задания и игры и подвижные игры: перетягивания в парах, метание набивного мячей (кто дальше), сопротивление в парах, перетягивание каната, "Всадники", "Тачка", "Переноска мячей", "Али-баба".

Список использованной литературы:

1. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. Москва. Издательский центр «Академия», 2000.

2. Байбародова Л.В., Бутин И.М., Леонтьева Т.Н. Методика обучения физической культуре: Метод. М.,2004.



© 2010-2022