- Преподавателю
- Физкультура
- Проект работы со спортивно - одаренными детьми
Проект работы со спортивно - одаренными детьми
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семенец О.Г. |
Дата | 26.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект работы со спортивно - одаренными детьми «Школа - ступень к победе»
Актуальность
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация потенциала личности является насущной потребность сегодняшнего дня, социальным заказом современности. В нашем образовательном учреждении работа с одаренными детьми ведется на основе программы «Одаренные дети» в нескольких направлениях (интеллектуальное, творческое, спортивное), которые включены в подпрограммы «Зажги свою звезду» (начальная школа) и «Ступени мастерства» (среднее и старшее звено).
Опираясь на многочисленные исследования, значимость и актуальность проблемы, в нашем образовательном учреждении эффективная инновационная деятельность ведется со спортивно - одаренными детьми в рамках проекта «Школа - ступень к победе» (2013-2015г.)
Изучение состояния и перспектив развития спортивных достижений, а также реальных возможностей российского спорта, дает основание утверждать, что успешно конкурировать с ведущими спортивными державами и побеждать на крупнейших международных форумах будет возможно главным образом, за счет превосходства в методической концепции многолетней подготовки, основой которой является система подготовки спортивного резерва из раннего выявления одаренных детей.
Исследование показывает, что совершенствование системы работы со спортивно - одаренными детьми возможно только при следующих условиях :
- многократном расширении пространства для поиска и выявления спортивных
талантов путем ускоренного развития и освоения прогрессивных систем физического воспитания детей, подростков и молодежи;
- создание условий для эффективного, индивидуализированного развития выявленных спортивных талантов и эффективной их реализации в соревновательной спортивной деятельности;
- концентрации усилий специалистов на перспективных направлениях совершенствования систем спортивной деятельности;
- приоритетном финансирование и материально-техническом обеспечение
технологических разработок, ориентированных на создание высоких технологий спортивного развития.
Цель проекта: систематизация работы со спортивно - одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность; поддержка и развитие одаренных детей, их самореализация, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирование мотивации развития способностей, поддержка его талантов семьей.
Задачи, обеспечивающие достижение цели, ориентированы на совершенствование каждого элемента системы работы с одаренными детьми.
-
Культивировать одаренность и таланты из общей школьной среды.
-
Проводить диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях);
-
Поддерживать многоуровневую и многофункциональную обогащенную образовательную среду, обеспечивающую развитие одаренных детей и предъявления их достижений.
-
Обеспечивать необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу с одаренными детьми в школе.
Участники Проекта:
-
Обучающиеся школы (1-11 классов)
-
Учителя и преподаватели физической культуры.
-
Классные руководители.
-
Педагоги-психологи.
-
Тренеры-преподаватели спортивной направленности.
-
Педагоги дополнительного образования.
-
Представители общественных физкультурно-спортивных организаций.
-
Инструкторы-общественники (учащиеся старших классов, воспитанники
спортивных секций, родители-спортсмены).
-
Родители обучающихся.
Ценностные приоритеты Проекта:
1 модуль: одаренный ребенка в различных социальных пространствах
2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Основные мероприятия Проекта:
-
Культивирование одаренности и талантов из общей школьной среды:
-
организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;
-
организация дополнительного образования;
-
организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;
-
модернизация и поддержка базы данных, обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности;
-
организация системы поддержки талантливых детей на уровне школы
2. Эксклюзивное образование одаренных детей:
взаимосвязь с сетью образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает:
-
детско-юношескую спортивную школу;
-
школу олимпийского резерва;
-
деятельность ресурсных центров работы с одаренными детьми;
3. Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:
-
олимпийское движение,
-
конкурсная деятельность, включающая состязания, вошедшие в региональный и федеральный перечень; муниципальные, региональные соревнования спортивного направления;
-
научно-практические конференции школьников;
-
детские общественные организации (Школьное ученическое самоуправ- ление «СДиВ»)
-
социально- пропагандисткие программы и проекты школы;
-
форумы победителей, форумы талантливых школьников;
5. Ресурсное обеспечение проекта.
5.1 Материально-техническое обеспечение:
-
оснащение современным оборудованием тренажерного зала, спортивного зала и площадок для работы с одаренными детьми;
-
оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;
-
оснащение инвентарем и расходными материалами спортивных объединений школьников;
5.2 Научно-методическое обеспечение:
-
проведение научно-практической конференции и ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;
-
осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;
-
работа творческой группы по общению и распространению передового педагогического опыта по организации спортивно - оздоровительной работы с детьми;
-
создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;
5.3 Кадровое обеспечение:
-
включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;
-
разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми;
5.4 Информационное обеспечение:
-
функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
-
освещение работы с одаренными детьми в СМИ( в том числе в выпусках школьной информационной газеты «Возрождение»);
-
издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
-
информационное наполнение базы данных.
6. Разработка нормативно - правовых документов:
-
Положения о конкурсе «Лучший спортсмен школы»
-
Положения о конкурсе «Самый спортивный класс»
-
Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми
-
Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;
Этапы реализации Проекта
1. Содержательно-целевой этап - включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки спортивно одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.
2. Операционально-деятельностный этап - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение теоретический и практических спортивных олимпиад, конкурсов и соревнований, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях по различным видам спорта. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
3. Оценочно-регулятивный этап - предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Концептуальная основа проекта
Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).
К критериям определения спортивной и физической одаренности мы отнесли следующие психофизические особенности детей;
- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
-обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
-обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
-легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
- умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Содержательно-целевой этап реализации проекта начинается с психолого-педагогического анализа развития учащихся школы, который включает в себя выявление одаренных детей (диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб, анализ результатов одаренности), создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.
Диагностика детской одаренности проводится в следующей последовательности:
1. Первичная диагностика общих способностей(анкеты «Мои способности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педагоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.
2. Анализ первичной диагностики, формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу.
3. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).
Результаты первичной диагностики:
Анализ полученных данных диагностики позволил определить приоритетные направления и формы деятельности школы по реализации основной идеи данного проекта.
Операционально-деятельностный этап - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок - учитель - родители».
1.
Научно-методический модуль
Психолого-педагогические исследования
Медико-физиологические исследования
Исследования содержания и технологий образования
2.
Практико-педагогический модуль
Спортивные объединения
Олимпийское движение, состязания, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Марафоны спортивных достижения и т.д.
Индивидуальные программы работы с детьми
3.
Акмеологический модуль
Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы
Лекторий
Творческие лаборатории
4.
Модуль «Родительский всеобуч»
Просветительский лекторий
Индивидуальная консультация
5.
Финансово-экономический модуль
Финансово-экономическое обеспечение видов деятельности
6.
Материально-технический модуль
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
Медиатека
7.
Информационно-издательский модуль
Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.
Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, творческих работ одаренных детей.
Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсы
8.
Административный модуль
Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.
Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др. мероприятий разного уровня.
Основные формы организации работы:
-
Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и развития специфических способностей учащихся. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных соревнованиях, показательных выступлениях.
2. Кружки спортивно - оздоровительной направленности (ФГОС)
а) «Румяные щёчки» и ОФП; ритмика (начальная школа)
б) «Планета здоровья» (среднее звено)
в) Шахматы «Белая ладья
г) спортивные танцы
3. Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта.
а) Лёгкая атлетика
б) Спортивное ориентирование «Альтаир»
в) Стендовая стрельба «Мишень»
4. Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований.
5. Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы.
На этом этапе организуется подготовка учащихся к соревнованиям, олимпиадам, марафонам и конкурсам. Работа данного этапа отражена в достижениях учащихся.
Участие школьников в спортивных мероприятиях различного уровня:
Итоги участия учащихся в мероприятиях различного уровня можно проанализировать по количеству призовых мест.
Уровень
2012-2013
2013-2014
Школьный
Муниципальный
Региональный
Федеральный
84
44
29
27
112
51
34
29
Доля учащихся (по ступеням обучения), занятых дополнительным образованием в области спорта:
Доля учащихся
уч.год
уч.год
1-4 кл.
5-9 кл.
10-11 кл.
1-4 кл.
5-9 кл.
10-11 кл.
% Занимаются в кружках, секция, объединениях
54
37
21
58
40
23
Мероприятия по реализации Проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные
Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми
Сентябрь - май
2013-2015г.
Администрация школы
Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными детьми
Сентябрь - октябрь 2013
Администрация школы
Мониторинговые исследования (выявление специальных способностей )
2013
психолог
Определение основных направлений деятельности, включая поиск эффективных форм, методов и приемов работы
2013
Координационный совет
Разработка подпрограммы «Школа - ступень к победе» инновационного проекта «Одаренные дети»
2013
Администрация школы, координационный совет
Проведение школьных спортивных мероприятий. Участие региональных и муниципальных состязаниях по разным спортивным дисциплинам т.д.
ежегодно
Учителя физкультуры
Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:
-
организация работы кружков различных направлений;
-
организация системы исследовательской работы школьников;
2013 - 2015
Администрация школы, совет школы, рук-ли центров допобразования
Расширение спортивной инфраструктуры ОУ (практико - ориентированная связь с ДЮСШ, Школой олимпийского резерва, спортивными клубами микрорайона)
ежегодно, сентябрь
Руководители центров допобразования, администрация школы
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные
ежегодно, 1 раз в четверть
Администрация
Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям
ежегодно, 1 раз в полугодие
Администрация, совет школы
Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения
ежегодно,
1 раз в триместр
Администрация , координационный совет школы
Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми
Постоянно
Кл.руководители, учителя физкультуры, администрация
Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми
еженедельно
2013-2015 уч. г.
психолог
Участие в конкурсах «Лучший спортсмен», «Лучший спортивный класс», «Лидер спортивного движения»
ежегодно, сентябрь
Учителя физкультуры
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»
в течение учебного года по графику спорт. соревнований.
Творческая группа
Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ
ежегодно,
по плану работы школы
Сетевой администратор
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.
постоянно
Участники реализации проекта
Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.
ежегодно,
1 раз в триместр
Сетевой администратор
План спортивных мероприятий Средней общеобразовательной школы №9
На 2013-2014 учебный год
Мероприятия
Классы
Дата проведения
Ответственные
1
Легкоатлетический кросс
5 - 11
Сентябрь
Учителя физкультуры
2
Олимпиада по физической культуре
5-11
ноябрь
Учителя физкультуры
3
Веселая зимняя Олимпиада
5-9
Декабрь
Учителя физкультуры
4
Баскетбол
5-11
декабрь
Учителя физкультуры
5
«Белая ладья» шахматный турнир
5-11
Февраль
Учителя физкультуры
6
Соревнования по спортивным бальным танцам «Звезда школьного танцпола»
4 - 11
Февраль
Рук-ль кружка
7
Волейбол
5-11
декабрь
Учителя физкультуры
8
Мишень. Стрельба из винтовки
8-10
ноябрь
Преподаватель ОБЖ
9
«Муравейник» Спортивное ориентирование
9, 10-11
октябрь
Февраль
Учителя физкультуры
10
Интеллектуальный турнир «Олимпийское движение»
5-11
Март
Учителя физкультуры
11
Старт марафона «Лучший спортивный класс»
1-4
5-8
9-11
Март - апрель
Учителя физкультуры, кл.рук - ли, рук - ли кружков и секций
12
Марафон личностных спортивных достижений «лучший спортсмен школы»
Все учащиеся
Апрель - май
Учителя физкультуры, кл.рук - ли, рук - ли кружков и секцийОжидаемые конечные результаты Проекта:
-
полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах спортивной деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях;
-
наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в школе;
-
наличие пакета концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми;
-
наличие пакета (сборников) научно-методических разработок для работы с одаренными детьми;
-
увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;
-
положительная динамика количества участников и победителей различных соревнований.
-
востребованность выпускников со специальной одаренностью в профессиональных образовательных учреждениях
Оценка результативности
№п\п
Критерии
Показатели
1.
Самооценка личности
Наличие адекватной положительной самооценки,
способность к рефлексии, стремление к познанию, и
проявлению своих возможностей, мотивационная сфера
2.
Удовлетворённость
учащихся, родителей,
учителей жизнедеятельностью одарённых детей в
школе
Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.
3.
Конкурентоспособность
одарённых учащихся.
Эффективность и качество
подготовки одарённых детей.
Участие обучающихся, педагогов в соревнованиях и конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.
Формы представления результатов проекта
-
Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации проекта.
-
Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективного взаимодействия с одаренными детьми.
-
Материалы научно-практических семинаров, проведенных в школе по данной проблеме.
-
Создание банка методических материалов педагогов по работе со спортивно - одаренными детьми
Риски проекта
Факторы, способные помешать реализации проекта
Предполагаемая нейтрализация факторов
Недостатки материальной базы
Оснащение материально-технической базы школы
Отсутствие подготовленных педагогов
Повышение квалификации педагогов (курсы, научно-практические конференции, МО, семинары)
Отсутствие методической базы
Создание банка данных методической литературы
Низкая мотивация обучающихся к развитию и реализации своих способностей
Стимуляция обучающихся (грамоты, призы), использование разнообразных приемов мотивирования
Ограничения проекта
Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
-
Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
-
Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.
-
Включение проблемы работы со спортивно-одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
-
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к развитию способностей учащихся;
-
Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
6.Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику.
14