Проект работы со спортивно - одаренными детьми

Данный проект позволяет эффективно строить процесс совершенствования работы со спортивно - одаренными детьми в рамках не только ОУ, но и при тесной связи с общественностью, а так же со всеми неравнодушными людьми. Система работы строится поэтапно, каждый этап(модуль) имеет свои цели и пути(методы и приемы ) достижения. Кроме того, ведется регулярная диагностичекая работа по отслеживанию результативности системы, а так же с целью корректировки. Круг участников реализации проекта расширен за рамки...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект работы со спортивно - одаренными детьми «Школа - ступень к победе»

Актуальность

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация потенциала личности является насущной потребность сегодняшнего дня, социальным заказом современности. В нашем образовательном учреждении работа с одаренными детьми ведется на основе программы «Одаренные дети» в нескольких направлениях (интеллектуальное, творческое, спортивное), которые включены в подпрограммы «Зажги свою звезду» (начальная школа) и «Ступени мастерства» (среднее и старшее звено).

Опираясь на многочисленные исследования, значимость и актуальность проблемы, в нашем образовательном учреждении эффективная инновационная деятельность ведется со спортивно - одаренными детьми в рамках проекта «Школа - ступень к победе» (2013-2015г.)

Изучение состояния и перспектив развития спортивных достижений, а также реальных возможностей российского спорта, дает основание утверждать, что успешно конкурировать с ведущими спортивными державами и побеждать на крупнейших международных форумах будет возможно главным образом, за счет превосходства в методической концепции многолетней подготовки, основой которой является система подготовки спортивного резерва из раннего выявления одаренных детей.

Исследование показывает, что совершенствование системы работы со спортивно - одаренными детьми возможно только при следующих условиях :

- многократном расширении пространства для поиска и выявления спортивных

талантов путем ускоренного развития и освоения прогрессивных систем физического воспитания детей, подростков и молодежи;

- создание условий для эффективного, индивидуализированного развития выявленных спортивных талантов и эффективной их реализации в соревновательной спортивной деятельности;

- концентрации усилий специалистов на перспективных направлениях совершенствования систем спортивной деятельности;

- приоритетном финансирование и материально-техническом обеспечение

технологических разработок, ориентированных на создание высоких технологий спортивного развития.

Цель проекта: систематизация работы со спортивно - одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность; поддержка и развитие одаренных детей, их самореализация, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирование мотивации развития способностей, поддержка его талантов семьей.

Задачи, обеспечивающие достижение цели, ориентированы на совершенствование каждого элемента системы работы с одаренными детьми.

  1. Культивировать одаренность и таланты из общей школьной среды.

  2. Проводить диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях);

  3. Поддерживать многоуровневую и многофункциональную обогащенную образовательную среду, обеспечивающую развитие одаренных детей и предъявления их достижений.

  4. Обеспечивать необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу с одаренными детьми в школе.

Участники Проекта:

  • Обучающиеся школы (1-11 классов)

  • Учителя и преподаватели физической культуры.

  • Классные руководители.

  • Педагоги-психологи.

  • Тренеры-преподаватели спортивной направленности.

  • Педагоги дополнительного образования.

  • Представители общественных физкультурно-спортивных организаций.

  • Инструкторы-общественники (учащиеся старших классов, воспитанники

спортивных секций, родители-спортсмены).

  • Родители обучающихся.

Ценностные приоритеты Проекта:

1 модуль: одаренный ребенка в различных социальных пространствах

Проект работы со спортивно - одаренными детьми

2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Проект работы со спортивно - одаренными детьми

Основные мероприятия Проекта:

  1. Культивирование одаренности и талантов из общей школьной среды:

  • организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;

  • организация дополнительного образования;

  • организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;

  • модернизация и поддержка базы данных, обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности;

  • организация системы поддержки талантливых детей на уровне школы

2. Эксклюзивное образование одаренных детей:

взаимосвязь с сетью образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает:

  • детско-юношескую спортивную школу;

  • школу олимпийского резерва;

  • деятельность ресурсных центров работы с одаренными детьми;

3. Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:

  • олимпийское движение,

  • конкурсная деятельность, включающая состязания, вошедшие в региональный и федеральный перечень; муниципальные, региональные соревнования спортивного направления;

  • научно-практические конференции школьников;

  • детские общественные организации (Школьное ученическое самоуправ- ление «СДиВ»)

  • социально- пропагандисткие программы и проекты школы;

  • форумы победителей, форумы талантливых школьников;

5. Ресурсное обеспечение проекта.

5.1 Материально-техническое обеспечение:

  • оснащение современным оборудованием тренажерного зала, спортивного зала и площадок для работы с одаренными детьми;

  • оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;

  • оснащение инвентарем и расходными материалами спортивных объединений школьников;

5.2 Научно-методическое обеспечение:

  • проведение научно-практической конференции и ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;

  • осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;

  • работа творческой группы по общению и распространению передового педагогического опыта по организации спортивно - оздоровительной работы с детьми;

  • создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;

5.3 Кадровое обеспечение:

  • включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;

  • разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми;

5.4 Информационное обеспечение:

  • функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;

  • освещение работы с одаренными детьми в СМИ( в том числе в выпусках школьной информационной газеты «Возрождение»);

  • издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;

  • информационное наполнение базы данных.

6. Разработка нормативно - правовых документов:

  • Положения о конкурсе «Лучший спортсмен школы»

  • Положения о конкурсе «Самый спортивный класс»

  • Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми

  • Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;

Этапы реализации Проекта

1. Содержательно-целевой этап - включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки спортивно одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.

2. Операционально-деятельностный этап - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение теоретический и практических спортивных олимпиад, конкурсов и соревнований, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях по различным видам спорта. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3. Оценочно-регулятивный этап - предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Концептуальная основа проекта

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень фи­зической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортив­ная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренно­сти мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

-обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движение (бег, прыжки, лазание);

-обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

-легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражне­ний (на бревне, трамплине);

- умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навы­ков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Содержательно-целевой этап реализации проекта начинается с психолого-педагогического анализа развития учащихся школы, который включает в себя выявление одаренных детей (диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб, анализ результатов одаренности), создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.

Диагностика детской одаренности проводится в следующей после­довательности:

1. Первичная диагностика общих способностей(анкеты «Мои способ­ности», «Способности ребенка»). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняют все школьники, родители и педа­гоги, затем результаты по каждому ребенку обобщаются, вычисляется среднее арифметическое значение.

2. Анализ первичной диагностики, формирование банка данных и групп детей с определенным видом одаренности.В процессе анализа первичной диагностики мы получаем группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу.

3. Углубленная диагностика специальных способностей (проводится только с детьми с выраженной специальной одаренностью).

Результаты первичной диагностики:

Проект работы со спортивно - одаренными детьми


Анализ полученных данных диагностики позволил определить приоритетные направления и формы деятельности школы по реализации основной идеи данного проекта.

Операционально-деятельностный этап - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок - учитель - родители».

1.

Научно-методический модуль

Психолого-педагогические исследования

Медико-физиологические исследования

Исследования содержания и технологий образования

2.

Практико-педагогический модуль

Спортивные объединения

Олимпийское движение, состязания, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ

Марафоны спортивных достижения и т.д.

Индивидуальные программы работы с детьми

3.

Акмеологический модуль

Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы

Лекторий

Творческие лаборатории

4.

Модуль «Родительский всеобуч»

Просветительский лекторий

Индивидуальная консультация

5.

Финансово-экономический модуль

Финансово-экономическое обеспечение видов деятельности

6.

Материально-технический модуль

Компьютерный банк данных «Одаренные дети»

Медиатека

7.

Информационно-издательский модуль

Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.

Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.

Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, творческих работ одаренных детей.

Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсы

8.

Административный модуль

Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.

Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др. мероприятий разного уровня.

Основные формы организации работы:

  1. Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и развития специфических способностей учащихся. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных соревнованиях, показательных выступлениях.

2. Кружки спортивно - оздоровительной направленности (ФГОС)

а) «Румяные щёчки» и ОФП; ритмика (начальная школа)

б) «Планета здоровья» (среднее звено)

в) Шахматы «Белая ладья

г) спортивные танцы

3. Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта.

а) Лёгкая атлетика

б) Спортивное ориентирование «Альтаир»

в) Стендовая стрельба «Мишень»

4. Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований.

5. Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы.

На этом этапе организуется подготовка учащихся к соревнованиям, олимпиадам, марафонам и конкурсам. Работа данного этапа отражена в достижениях учащихся.

Участие школьников в спортивных мероприятиях различного уровня:

Итоги участия учащихся в мероприятиях различного уровня можно проанализировать по количеству призовых мест.

Уровень

2012-2013

2013-2014

Школьный

Муниципальный

Региональный

Федеральный

84

44

29

27

112

51

34

29

Доля учащихся (по ступеням обучения), занятых дополнительным образованием в области спорта:

Доля учащихся

уч.год

уч.год

1-4 кл.

5-9 кл.

10-11 кл.

1-4 кл.

5-9 кл.

10-11 кл.

% Занимаются в кружках, секция, объединениях

54

37

21

58

40

23

Мероприятия по реализации Проекта

п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

Сентябрь - май
2013-2015г.

Администрация школы

Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными детьми

Сентябрь - октябрь 2013

Администрация школы

Мониторинговые исследования (выявление специальных способностей )

2013

психолог

Определение основных направлений деятельности, включая поиск эффективных форм, методов и приемов работы

2013

Координационный совет

Разработка подпрограммы «Школа - ступень к победе» инновационного проекта «Одаренные дети»

2013

Администрация школы, координационный совет

Проведение школьных спортивных мероприятий. Участие региональных и муниципальных состязаниях по разным спортивным дисциплинам т.д.

ежегодно

Учителя физкультуры

Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:

  • организация работы кружков различных направлений;

  • организация системы исследовательской работы школьников;

2013 - 2015

Администрация школы, совет школы, рук-ли центров допобразования

Расширение спортивной инфраструктуры ОУ (практико - ориентированная связь с ДЮСШ, Школой олимпийского резерва, спортивными клубами микрорайона)

ежегодно, сентябрь

Руководители центров допобразования, администрация школы

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные

ежегодно, 1 раз в четверть

Администрация

Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям

ежегодно, 1 раз в полугодие

Администрация, совет школы

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения

ежегодно,
1 раз в триместр

Администрация , координационный совет школы

Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми

Постоянно

Кл.руководители, учителя физкультуры, администрация

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми

еженедельно

2013-2015 уч. г.

психолог

Участие в конкурсах «Лучший спортсмен», «Лучший спортивный класс», «Лидер спортивного движения»

ежегодно, сентябрь

Учителя физкультуры

Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»

в течение учебного года по графику спорт. соревнований.

Творческая группа

Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ

ежегодно,
по плану работы школы

Сетевой администратор

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.



постоянно

Участники реализации проекта

Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.

ежегодно,
1 раз в триместр

Сетевой администратор

План спортивных мероприятий Средней общеобразовательной школы №9

На 2013-2014 учебный год

Мероприятия

Классы

Дата проведения

Ответственные

1

Легкоатлетический кросс

5 - 11

Сентябрь

Учителя физкультуры

2

Олимпиада по физической культуре

5-11

ноябрь

Учителя физкультуры

3

Веселая зимняя Олимпиада

5-9

Декабрь

Учителя физкультуры

4

Баскетбол

5-11

декабрь

Учителя физкультуры

5

«Белая ладья» шахматный турнир

5-11

Февраль

Учителя физкультуры

6

Соревнования по спортивным бальным танцам «Звезда школьного танцпола»

4 - 11

Февраль

Рук-ль кружка

7

Волейбол

5-11

декабрь

Учителя физкультуры

8

Мишень. Стрельба из винтовки

8-10

ноябрь

Преподаватель ОБЖ

9

«Муравейник» Спортивное ориентирование

9, 10-11

октябрь

Февраль

Учителя физкультуры

10

Интеллектуальный турнир «Олимпийское движение»

5-11

Март

Учителя физкультуры

11

Старт марафона «Лучший спортивный класс»

1-4

5-8

9-11

Март - апрель

Учителя физкультуры, кл.рук - ли, рук - ли кружков и секций

12

Марафон личностных спортивных достижений «лучший спортсмен школы»

Все учащиеся

Апрель - май

Учителя физкультуры, кл.рук - ли, рук - ли кружков и секцийОжидаемые конечные результаты Проекта:

  • полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах спортивной деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях;

  • наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в школе;

  • наличие пакета концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми;

  • наличие пакета (сборников) научно-методических разработок для работы с одаренными детьми;

  • увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;

  • положительная динамика количества участников и победителей различных соревнований.

  • востребованность выпускников со специальной одаренностью в профессиональных образовательных учреждениях

Оценка результативности

№п\п

Критерии

Показатели

1.

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки,

способность к рефлексии, стремление к познанию, и

проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2.

Удовлетворённость

учащихся, родителей,

учителей жизнедеятельностью одарённых детей в

школе

Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3.

Конкурентоспособность

одарённых учащихся.

Эффективность и качество

подготовки одарённых детей.

Участие обучающихся, педагогов в соревнованиях и конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.

Формы представления результатов проекта

  1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации проекта.

  2. Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективного взаимодействия с одаренными детьми.

  3. Материалы научно-практических семинаров, проведенных в школе по данной проблеме.

  4. Создание банка методических материалов педагогов по работе со спортивно - одаренными детьми

Риски проекта

Факторы, способные помешать реализации проекта

Предполагаемая нейтрализация факторов

Недостатки материальной базы

Оснащение материально-технической базы школы

Отсутствие подготовленных педагогов

Повышение квалификации педагогов (курсы, научно-практические конференции, МО, семинары)

Отсутствие методической базы

Создание банка данных методической литературы

Низкая мотивация обучающихся к развитию и реализации своих способностей

Стимуляция обучающихся (грамоты, призы), использование разнообразных приемов мотивирования

Ограничения проекта

Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.

  2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.

  3. Включение проблемы работы со спортивно-одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.

  4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к развитию способностей учащихся;

  5. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

6.Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику.












14

© 2010-2022