Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.

Срок реализации дополнительной образовательной программы три года.

Учитель Быкова Елена Апполинарьевна



Цель - укрепление здоровья учащихся

Задачи - овладение школой движений, развитие координации, развитие скоростно-силовых качеств, воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к друг другу.

Программа рассчитана на 72 часа в год

1 раз в неделю - по 2 часа









Содержание изучаемого курса.

ВОЛЕЙБОЛ

I Вводная часть

Беседа по технике безопасности на занятиях. Теория.

II Методы обучения и тренировки.

Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рас­сматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап - ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение.

Второй этап - изучение приема в упрощенных условиях.

Третий этап - изучение приема или действия в усложненных условиях. Игровые и соревнователь­ные методы, круговая тренировка.

Четвертый этап - предполагает закрепление приема (действия) в игре.

III Техническая подготовка

1. Передвижения, шагом, бегом, приставными шагами, скачком, прыжками, падениями, сочетание способов пере­движений с выполнением приемов нападения и защиты.

2. Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после пере­движения; двумя сверху назад (за голову) в опоре; двумя сверху в прыжке; двумя сверху назад (за голову) в прыжке; одной сверху над собой в прыжке; чередование способов передач.

3. Прием: двумя снизу стоя на месте; двумя снизу с выпадом

4. Прием - передачи: мячей, летящих с медленной скоростью

5. Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения; верх­няя боковая с вращением; верхняя боковая без вращения; чередо­вание способов подач.

6. Отбивания, нападающие и атакующие удары

IV Тактическая подготовка

Индивидуальные тактические действия: выбор места для вы­полнения передач, подач, приема, отбивания. Нападающих и атакую­щих ударов, блокирования, страховки в зависимости от ситуации. Выбор способов отбивания мяча через сет­ку, передач, подач.

V Обучение передвижениям

Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скач­ке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, па­дения при приеме мяча и т. д.

VI Обучение передачам мяча

Общеразвивающие упражнения: Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки впе­ред, в стороны, вверх. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук и т.д.

Подготовительные упражнения: Передачи между партнерами. Передачи над собой. Передачи через сетку. Передачи с изменениями расстояния. Передачи в прыжке. Передачи в тройках и т.д.

VII Обучение приему мяча Прием снизу двумя руками

Общеразвивающие упражнения. В исходном положении руки вперед, движения прямыми ру­ками в горизонтальном и вертикальном направлении. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны - вверх с сопротивлением партнера и т.д.

Подготовительные упражнения. Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх, стоя на месте и в выпаде вперед и т.д.

VIII Обучение подачам мяча

Общеразвивающие упражнения: Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения - одна рука вверху. Большие круги руками вперед-назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед «Мель­ница». Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному - два бас­кетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу и из-за головы), пере­бросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча и т.д.

Подготовительные упражнения: Броски набивного мяча весом 1 кг одной рукой снизу, сверху, сверху боком вперед-вверх. То же, но толчки набивного мяча из исходного положения для того или иного способа подачи, толчки выполняются одной ру­кой без предварительного замаха. Броски набивного мяча через сетку и т.д.

IX Обучение атакующим ударам

Общеразвивающие упражнения Выполнение атакующих ударов требует атлетической подготов­ки, хорошего развития силы, скоростных качеств, ловкости, гиб­кости. Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов, с набивными мячами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке, снарядах массового типа и др.

Подготовительные упражнения Прыжки через гимнастическую скамейку змейкой. Упражнения для развития прыгучести. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы в прыж­ке. Атакующие удары через сетку по мячу и т.д.

X Обучение блокированию

Блокирование - самый эффективный прием защиты, но и самый сложный технический прием игры в волейболе.

Общеразвивающие упражнения Основная направленность упражнений такая же, как и при атакующих ударах. Особое значение имеют упражнения с заданием касаться предметов руками в прыжке, прыжки вверх толчком двух ног после различных перемещений.

Подготовительные упражнения Главной задачей упражнений специальной направленности будет развитие прыгучести и координации движений в без опорном поло­жении с поднятыми вверх руками. Отсюда все упражнения, реко­мендованные для освоения атакующего удара, будут полезны при изучении блокирования. Имитация блокирования в прыжке с места и после передвиже­ния приставными шагами в стороны.

XI Обучение тактике

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на достижение эффективного применения технических прие­мов в сложной игровой обстановке с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации дея­тельности волейболистов в игре для достижения успеха. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразитель­ности, наблюдательности, переключения с одних действий на другие и т. д. Обуче­ние следует построить так, чтобы в игре проявилось единство тех­ники и тактики. Напри­мер, учащиеся, выполняя передачу, следят за действиями партнера: в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить передачу по низкой, средней или высокой траектории.







БАСКЕТБОЛ



Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (ос­тановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).

I Вводная часть

Беседа по технике безопасности на занятиях. Теория.

II Методы обучения и тренировки.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные,

2) наглядные и 3) практические.

1)К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, коман­ды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

2)Наглядные методы многообразны и направлены на активиза­цию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их эле­ментов учителем или наиболее подготовленными учениками.

3)Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов от­дельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

III Техническая подготовка

  1. обучение стойкам и передвижениям;

  2. обучение технике владения мячом в нападении;

  3. обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;

4)обучение игровым действиям (сочетанию приемов) в напа­дении и контрдействиям в защите.

IV Тактическая подготовка

По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каж­дый раздел подразделяют на группы действий: индивиду­альные, групповые и командные.

Индивидуальные действия - это самостоятельные действия иг­рока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия - это взаимодействия двух или трех игро­ков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на решение задач ведения игры.

V Обучение передвижениям

1)К передвижениям в нападении относятся ходьба, прыжки, бег, ос­тановки, повороты.

Ходьбой в основном пользуются в непродолжительные по вре­мени игровые паузы. Прыжки в нападении являются, главным образом, элемента­ми других приемов техники: в прыжке осуществляют ловлю и пе­редачи мяча, броски, взятие отскока и добивание мяча в корзину. В игре нападающий преимущественно передвигается специфи­ческим бегом баскетболиста, для которого характерна упругая по­становка ног с полной стопы. Повороты предназначены для маневрирования нападающего, стоя на месте, с целью ухода от защитника или укрывания мяча от выбивания. Они выполняются без мяча или с мячом, на месте и в движении.

2)Характер и направление передвижений в защите преимуще­ственно зависят от действий нападающего.

Ходьбу и медленный бег применя­ют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной впе­ред - при переходе от нападения к защите; рывки - при стреми­тельной атаке соперника или для максимально быстрого восста­новления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Пере­численные способы передвижений защитник чередует с останов­ками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толч­ком одной или двумя ногами используются при попытках воспре­пятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите. Специфическими в арсенале техники защитника являются пе­редвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок.

VI Обучение техникой владения мяча

Ловля мяча

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация приема перекладыванием мяча из рук одного за­нимающегося в руки другого.

  3. Индивидуальные упражнения:

а) ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в
прыжке;

б) то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя
момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола;

в) то же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях,
сидя, лежа и т.п;

г) ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока;

д) то же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными
двигательными действиями после выпуска мяча, например: при­сесть-встать, повернуться на 90 - 360° прыжком, кувырок вперед или назад и т. п.

4. Упражнения ловли мяча, посланного партнером:

  • ловля мяча, посланного партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти;

  • то же, но партнер набрасывает мяч, изменяя высоту его по­лета: над головой, на уровне головы, груди, пояса и т.д.;

  • то же, но ловлю осуществлять с шагом навстречу мячу;

  • ловля катящегося от партнера мяча;

  • ловля мяча, летящего сбоку и поступающего сзади - сбоку.



  1. Выполнение разновидностей ловли мяча, посланного партне­ром, после предшествующего передвижения игрока и остановки.

  2. Ловля мяча на месте с вышагиванием в условиях пассивного сопротивления условного защитника.

  3. Выполнение разновидностей приема в эстафетах и подвиж­ных играх типа: «Гонка мячей по кругу», «Передай мяч и садись», «Мяч ловцу» и т. п.

Передачи мяча

Передача мяча - прием техники владения мячом, с помощью ко­торого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском.

  • двумя руками от груди;

  • одной рукой от плеча;

  • двумя руками от головы (сверху);

  • одной рукой от головы (сверху);

  • одной рукой сбоку;

  • одной рукой над головой (крюком);

  • двумя и одной рукой снизу;

  • скрытые передачи: под рукой, над плечом, из-за спины.

Разновидности скрытых передач изучают при углубленных за­нятиях баскетболом на этапе спортивной специализации, так как их освоение требует от занимающихся владения основами техни­ки игры уже на достаточно хорошем уровне.

Обучение передачам мяча на месте.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделе­ниям с зеркальным возвращением в и. п.

  3. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого.

  4. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену.

  5. Передача мяча изучаемым способом в цель - заранее постав­ленные руки партнера.

  6. То же, что в упр. 2 -5, но с вышагиванием сзади стоящей, но не опорной ногой.

  7. Передачи мяча в парах с вышагиванием, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча.

  8. То же, но с последующим выполнением разнообразных дви­гательных действий (например, после выполнения передачи пры­жок толчком двумя ногами с поворотом на 360° - ловля мяча от партнера и т.д.).

  9. Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п.



  1. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач.

  2. Передачи мяча в положении сидя с одновременным выпол­нением разнообразных движений ногами (например, поочеред­ное сгибание -разгибание ног, как при езде на велосипеде; не­прерывное сведение - разведение прямых ног, скрестное движе­ние ногами - «ножницы» и т.п.).

  3. Чередование изученных способов передач мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или партнера.



  1. Передачи мяча партнеру через «слабые зоны» защитной стойки условного соперника: над плечом, над головой, под ру­кой и т.п.

  1. То же, но в сочетании с обманными движениями мячом.

  2. То же, но в сочетании с поворотами на месте.

  1. Передачи мяча на месте в различных построениях: во встреч­ных колоннах, в шеренгах, треугольнике, квадрате, круге и т.п. - с последующим передвижением вслед за мячом.

  2. То же, но с последующим передвижением в сторону от на­правления выполненной передачи (например, при построении в треугольнике: передача в одну его вершину, передвижение в дру­гую).

  3. Разновидности передач на месте, преодолевая пассивное со­противление условного защитника, в сочетании с последующим финтом и уходом от него.

  4. Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.Передача мяча с места движущемуся партнеру: на ориентир (разметка площадки, поднятая рука и т.п.) или по его звуковому сигналу.

  5. То же, но произвольно меняя момент передачи мяча.

  6. Выполнение разновидностей передач в условиях регламен­тированного противодействия одного или нескольких защитни­ков в ситуации численного большинства нападающих: 2x1,3x1, 3x2 и т.п.

  7. То же, но в подвижных играх, таких, как «Не давай мяч водящему», «Мяч в центр», «Подвижная цель», «10 передач» и т. п.

Направленное сочетание разновидностей передач с другими техническими приемами (по мере освоения техники игры) в ус­ловиях игрового противоборства

Обучение встречным передачам мяча в движении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение изучаемого способа передачи мяча в движении неподвижно стоящему игроку после двухшажного разбега с мес­та, снимая мяч с кисти руки партнера, вытянутой в сторону;

  3. То же, но снимая мяч после передвижения ходьбой, а затем бегом.

  4. То же, но партнер при приближении игрока, выполняющего

«прием, слегка подбрасывают мяч вертикально вверх. 5. Выполнение ловли-передачи в движении, направляя мяч неподвижно стоящему партнеру: мяч набрасывается набегающему игроку в заранее указанную точку площадки, обозначенную ли­нией разметки, набивным мячом и т. п.

  1. То же, но после встречной передачи партнера с отскоком от пола, выполненной с места по звуковому сигналу набегающего игрока.

  2. То же, но после встречной передачи партнера по навесной, а затем по прямой траектории.

  3. То же, что в упр. 6 и 7, но изменяя момент передачи мяча набегающему игроку и траекторию его полета.

  4. Выполнение изучаемого приема в целом при движении зани­мающихся из встречных колонн:

  • передачи с отскоком от пола при встречном перемещении игроков;

  • передачи по прямой траектории при встречном перемеще­нии игроков.

10. То же, но постоянно варьируя скоростями встречных пере­мещений.

  1. Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.То же, что в упр. 9, но со сменой направления движения до или после выполнения приема: перемещения змейкой осуществ­ляются между переносными стойками, набивными мячами или неподвижно стоящими игроками.

  2. То же, что в упр. 9, но со сменой направления движения после передачи мяча при различных построениях занимающихся: в трех или четырех колоннах.

  3. Выполнение разновидностей встречных передач мяча в дви­жении в эстафетах и подвижных играх «Охота с мячом», «Запят­най мячом», «Салки и мяч» и т. п.





Ведение мяча

Ведение мяча - прием техники нападения, позволяющий баскет­болисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения

Обучение ведению мяча.

  1. Объяснение и показ.

  2. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.

  3. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке напа­дающего на сильно согнутых ногах.

  1. Ведение на месте с различной высотой отскока.

  2. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.

  3. Ведение на месте с элементами жонглирования:

  • чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т.п.;

  • с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной;

  • со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.

7. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой - против часовой стрелки, левой - по часовой стрелке.

  1. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой.

  2. То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных от­резках дистанции.



  1. То же, что в упр. 8, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера.

  2. То же, что в упр. 8, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам.

  3. То же, что в упр. 8, но после обыгрывания условного защит­ника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения.

  4. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением на­правления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» - 2 - 3 удара правой рукой с перемещением в право - в перед, перевод мяча на левую руку; 2 - 3 удара левой рукой с перемещением в лево - в перед, перевод мяча на правую руку и т.д.

  5. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условно­го соперника.

  6. То же, но с обыгрыванием защитника в движении перево­дом мяча перед собой в указанных точках площадки.

  7. То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога.

  8. Чередование высокого и низкого ведения в движении с из­менением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гим­настических скамеек, обручей и т.п.

  9. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур раз­ной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.).

19. «Длинное» ведение: преодоление заданных отрезков площадки с указанным количеством касаний мяча (например, дойти от центральной линии до корзины в три отскока мяча).

  1. Чередование высокого и низкого ведения с изменением ско­рости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам.

  2. То же, но при пассивном сопротивлении условного защит­ника.

  3. Обыгрывание пассивного защитника по ходу ведения за счет изменения скорости передвижения - «рваного» ритма.

  4. «Зигзаг» в коридоре в условиях пассивного противодействия защитника.

  5. Вариативное выполнение приема в сочетании с обманными движениями (финтами) для обыгрывания пассивного защитника в начале или по ходу ведения.

  6. Выполнение высокого и низкого ведения по прямой, с из­менением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх, таких, как «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением».

  7. Выполнение разновидностей ведения на ограниченных уча­стках площадки, преодолевая активное противодействие защит­ника.

  8. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).


Броски мяча

Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым при­емам игры в баскетбол, так как являются конечной целью атаку­ющих действий игроков и их эффективность определяет в итоге результат игры.

Точность броска в корзину обусловливается многими фактора­ми:

  • рациональной техникой;

  • тонким дифференцированием мышечных усилий: правиль­ным чередованием напряжения и расслабления мышц;

  • четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;

  • силой и подвижностью кистей;

  • стабильностью движений и управляемостью ими в зависимо­сти от условий выполнения;

  • психологической устойчивостью, уверенностью в себе;

  • оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.

При обучении броскам необходимо учитывать, что направле­ние вращения мяча диктуется расстоянием и расположением иг­рока по отношению к корзине, а также степенью противодей­ствия со стороны защитника.

Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:

  • количеством рук, участвующих в броске: двумя или одной рукой;

  • расположением мяча в начальный момент выполняемого брос­кового движения: от головы (сверху), над головой, от плеча, от груди, снизу);

  • отношением к опоре: с места, в прыжке;

  • характером предшествующего броску двигательного действия: в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения мяча (проход-бросок).

  • Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций - сильнейшей.

  • Обучение дистанционным броскам с места.



  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделени­ям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обрат­ной последовательности.

  3. Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: пе­рекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обе­их рук или кисти рабочей руки.

  4. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине.

  5. Выполнение передачи-броска изучаемым способом по сред­ней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п.

  6. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 - 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.

  7. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.

  1. То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.

  2. Штрафные броски изучаемым способом.

  1. Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.

  2. То же, но при пассивном сопротивлении условного защит­ника.

  3. Выполнение бросков изучаемым способом с различных ди­станций в личном соревновании на:

  • количество попаданий в серии бросков с одной или несколь­ких точек;

  • количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) по­паданий в серии бросков;

максимальное количество бросков без промаха;

  • Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.быстроту достижения заданного количества попаданий;

  • быстроту достижения заданного количества двойных или трой­ных попаданий;

  • результативность бросков с «заказанных» попаданиями со­перника точек: после каждого точного броска необходимо повто­рить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко;

  • количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени;

  • лучшую разность между результативными и неточными брос­ками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попада­ние начисляется 2 очка, за каждый промах вычитается 1 очко;

  • выполнение модельных показателей результативности: каж­дому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точ­ности бросков, достижение которого приносит победу в состяза­нии.



  1. То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.

  2. Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: вы­полнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладе­нием отскоком и т.п.

  3. То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.

  4. Сочетание разновидностей бросков с места с другими игро­выми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места - имитация броска без мяча.

  3. То же, но после предшествующего двухтактному ритму рабо­ты ног передвижения ходьбой или бегом.

  4. Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.

  5. Выполнение броска в корзину после одного шага с места.

  1. То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.

  2. То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.

  3. То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.

  4. Выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача почти из рук в руки).



  1. Выполнение броска в движении поочередно правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи парт­нера с отскоком от пола.

  2. То же, но после встречной передачи по навесной и прямой траекториям.

  3. То же, но варьируя скорость движения игрока.

  4. То же, что в упр. 11, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту.

  5. Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.

  6. Броски в движении после поступательной передачи партне­ра («на ход» игроку) или передачи сбоку.

  7. Выполнение вариантов приема в личных и командных со­ревнованиях на результативность.

  8. Выполнение изучаемого способа броска в целом в сочета­нии с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

  9. То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания.

  1. Объяснение и показ.

  1. Выполнение броска справа и слева от корзины из стойки игрока, владеющего мячом, после вышагивания вперед.

  2. То же, но изменяя исходное расположение по отношению к щиту и угол атаки: прямо перед корзиной, справа или слева от нее.

  3. То же, но в сочетании с поворотом на опорной ноге и варь­ируя направление вышагивания.

  4. То же, но из различных и. п.: стоя спиной, правым или ле­вым боком по отношению к корзине.



  1. Выполнение разновидностей приема, преодолевая пассив­ное сопротивление условного защитника.

  2. То же, но в сочетании с обманными движениями перед вы­шагиванием: на проход, на бросок.

  3. То же, что в упр. 2 -7, но после получения мяча от партнера, стоя на месте.

  4. Выполнение вариантов приема в личных и командных сорев­нованиях на результативность.



  1. Воспроизведение разновидностей броска после вышагива­ния в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

  2. То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема с места после одноударного ведения.

  3. Выполнение приема после многоударного ведения мяча на месте.

  4. Выполнение прохода-броска в целом на невысокой скорости.

  5. То же, но варьируя скорость передвижения с мячом.

  6. То же, но в сочетании с обманным движением - вышагива­нием (скрестным шагом или поворотом) перед началом ведения и последующим уходом от условного защитника.

  7. Чередование разновидностей приема с изменением направ­ления движения, предшествующего броску.

  8. То же, но с обыгрыванием пассивного защитника в движе­нии с помощью перевода мяча с руки на руку перед собой.

  9. Соревнования на результативность разновидностей прохо­да-броска (личные и командные).



  1. Выполнение прохода-броска в целом в условиях игрового противоборства на одном щите с ограниченной активностью за­щитника.

  2. Вариативное выполнение разновидностей прохода-броска одной рукой сверху в сочетании с другими приемами техники

Обучение разновидностям броска в движении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация приема без мяча с места после одного шага разбега.

  3. Выполнение разновидности броскового движения после од­ношажного разбега с места.

  4. Выполнение изучаемого способа броска, снимая мяч в дви­жении с кисти вытянутой в сторону руки партнера с использова­нием двухтактного ритма работы ног.

  5. То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вертикально вверх.

  6. Выполнение приема в целом после встречной передачи парт­нера.

  7. То же, но после поступательной передачи партнера и переда­чи сбоку.

  8. То же, что в упр. 6 и 7, но преодолевая пассивное сопротив­ление условного защитника.

  9. Вариативное выполнение разновидностей приема:

  • чередуя направление и скорость движения игрока на щит;

  • изменяя направление и траекторию передачи партнера;

  • увеличивая степень сопротивления защитника.

  1. Выполнение разновидностей броска в движении в сочета­нии с ведением мяча и финтами.

  2. То же, но в игровых заданиях, подвижных и подготовитель­ных к баскетболу играх.

Обучение броску с прыжком (в прыжке «на один счет»).

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация выполнения приема с места с выпуском мяча над собой.

  3. Бросок-передача с прыжком на ориентир: поднятую руку парт­нера или в цель на стене.

  4. Выполнение приема в целом с места со средней дистанции под углом 30-45° к щиту.

  5. То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине.

  6. То же, но после остановки с получением мяча от партнера или после ведения.

  7. Выполнение бросков с дальней дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика.

  8. Чередование бросков с различных позиций в соревновании на результативность.

  9. То же, что в упр. 4-7, но с преодолением пассивного проти­водействия условного защитника.

10. Выполнение приема в сочетании с другими игровыми дей­
ствиями (по мере освоения техники игры).

Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зави­санием (в прыжке «на три счета»).

  1. Объяснение и показ.

  2. Из стойки нападающего с тройной угрозой: запрыгивание на гимнастическую скамейку с выносом мяча в и. п. для броска - имитация замаха.

  3. Из стойки нападающего с вынесенным в положение для брос­ка мячом, стоя на гимнастической скамейке: спрыгивание со ска­мейки с выпуском мяча над собой в заданный момент прыжка - имитация броскового движения.

  4. То же, что в упр. 2 и 3, но в сочетании.

5. Имитация броска изучаемым способом на месте после отталки­вания от гимнастического мостика с выпуском мяча вверх над собой.

  1. Бросок-передача в прыжке с места с близкой дистанции парт­неру на ориентир (поднятую вверх руку).

  2. То же, но после собственного набрасывания мяча перед со­бой и остановки двумя шагами или прыжком с ловлей мяча, от­скочившего от пола.

8. То же, что в упр. 6, но после получения мяча от партнера в
движении и остановки двумя шагами или прыжком.

9. Выполнение разновидности изучаемого приема в целом с места под углом 30 - 45° к щиту с близкой дистанции, отталкива­ясь от гимнастического мостика или другой пружинящей поверх­ности.



  1. То же, но отталкиваясь от площадки.

  1. То же, но после остановки двумя шагами или прыжком с места с ловлей мяча, предварительно выпущенного перед собой и отскочившего от площадки.

12. То же, но после получения мяча от партнера в движении или после ведения и остановки избранным способом.

13. То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине.

14. Броски в прыжке с места с указанных точек, разно удален­ных и разнонаправленных по отношению к корзине.

15. То же, но с преодолением пассивного противодействия ус­ловного защитника.

16. То же, что в упр. 13 и 14, но в личном или командном соревновании на результат.

17. Ловля-передача мяча в одном прыжке партнеру на ориен­тир.

18. То же, но с выполнением задания поочередно двумя партнерами, расположенными на близком расстоянии.

19. Повторное выполнение ловли - добивания мяча в щит в од­ном прыжке, завершая серию добиванием в корзину.

20. Выполнение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).

VII Обучение тактике

Если в процессе обучения технике игры занимающиеся ос­ваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником. Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимаю­щимися техникой нападения и защиты.

Как и при изучении техники баскетбола, первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствова­ния обучают тактическим контрдействиям в защите.

-На первом этапе ведется работа по развитию у занимаю­щихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь за­нимают подготовительные упражнения для развития быстроты ре­акций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты.

-На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т. е. разучиваются индивидуальные тактические действия.

-Следующий, третий этап обучения тактике игры направ­лен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.

Групповые действия игроков составляют основу различных так­тических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.

-Освоению взаимодействий между всеми игроками команды, нахо­дящимися на площадке, посвящен четвертый этап обучения тактике баскетбола.

Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием дей­ствий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, на­конец, действия всех игроков снова сводятся воедино.

-Пятый этап обучения тактике игры - этап комплексного совершенствования изученных тактических действий. Он характе­ризуется их многократным воспроизведением в различной после­довательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.



Учебно-тематический план кружка «Спортивные Игры»

1 Вводная часть

Беседа по технике безопасности на занятиях. Теория.

2 Методы обучения и тренировки в волейболе и баскетболе .

3 Техническая подготовка в волейболе и баскетболе .

4 Техническая подготовка в волейболе и баскетболе .

5 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .

6 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .

7 Обучение передвижениям в волейболе и баскетболе .

8 Обучение передвижениям в волейболе и баскетболе .

9 Обучение передачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча в баскетболе.

10Обучение передачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча в баскетболе.

11Обучение приему мяча Прием снизу двумя руками в волейболе. Обучение техникой владения мяча в баскетболе.

12 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .

13 Обучение подачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча и ловли меча в баскетболе.

14 Обучение подачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча и ловли меча в баскет.

15 Обучение подачам мяча в волейболе. Передача мяча в баскетболе.

16 Обучение атакующим ударам. Передача мяча в баскетболе.

17 Обучение атакующим ударам. Передача мяча в баскетболе.

18Обучение передачам мяча в волейболе. Обучение техникой владения мяча и ловли меча в баскет.

19 Обучение подачам мяча в волейболе. Передача мяча в баскетболе.

20Обучающие игры.

21Обучающие игры.

22 Обучение блокированию в волейболе. Обучение передачам мяча на месте в баскетболе.

23 Обучение блокированию в волейболе. Обучение передачам мяча на месте в баскетболе.

24Обучающие игры.

25 Техническая подготовка в волейболе и баскетболе.

26Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе.

27Обучающие игры.

28 Обучение подачам мяча в волейболе. Передача мяча в баскетболе.

29 Обучение блокированию в волейболе. Обучение встречным передачам мяча в движении в баскетболе.

30Обучающие игры

31 Обучение встречным передачам мяча в движении в баскетболе. Обучение тактике в волейболе.

32 Обучение встречным передачам мяча в движении в баскетболе. Обучение тактике в волейболе.

33Обучающие игры.

34 Обучение встречным передачам мяча в движении. Закрепление техники передачи мяча в волейболе.

35 Обучение встречным передачам мяча в движении. Закрепление техники передачи мяча в волейболе.

36Обучающие игры.

37Обучение блокированию в волейболе. Обучение передачам мяча на месте в баскетболе.

38 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .

39Обучающие игры.

40Обучение ведению мяча в баскетболе. Прием снизу двумя руками в волейболе.
41 Закрепление техники блокированию в волейболе, передачам мяча на месте в баскетболе.

42 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .

43Обучающие игры.

44 Броски мяча в баскетболе. Повторение техники атакующим ударам в волейболе.

45 Обучение дистанционным броскам с места в баскетболе. Обучение блокированию в волейболе.

46 Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении в баскетболе. Повторение техники блокирования в волейболе.

47Закрепление пройденного материала.

48 Обучающие игры.

49 Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания в баскетболе. Повторение техники подачам мяча в волейболе.

50 Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения в баскетболе. Повторение техники приема снизу двумя руками в волейболе.

51 Тактическая подготовка в волейболе и баскетболе .

52 Закрепление пройденного материала.

53 Обучение разновидностям броска в движении в баскетболе. Техника верхней подачи в волейболе.

54 Обучающие игры.

55 Обучение броску с прыжком (в прыжке «на один счет») в баскетболе. Техника боковой подачи в волейболе.

56 Закрепление пройденного материала.

57 Соревнования между командами

58 Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зави­санием (в прыжке «на три счета») в баскетболе. Техника нижней подачи в волейболе.

59 Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зави­санием (в прыжке «на три счета») в баскетболе. Техника нижней подачи в волейболе.

60 Закрепление пройденного материала.

61 Обучающие игры.

62 Обучение тактике в баскетболе и волейболе.

63 Закрепление техники передачи мяча в волейболе. Закрепление техники ведения мяча в баскетболе.

64 Закрепление техники блокирования в волейболе. Закрепление техники встречным передачам мяча в движении в баскетболе.

65 Командные действия в баскетболе и в волейболе.

67 Индивидуальные тактические действия в баскетболе и в волейболе.

68 Усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков в баскетболе и в волейболе.

69 Обучающие игры.

70 Закрепление пройденного материала.

71 Групповые действия игроков в баскетболе и в волейболе.

72 Обучающие игры.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.Программа дополнительного образования, по волейболу, баскетболу учащихся 6-9 Кл. 2015-2016 год.Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М. Портно-ва. - М., 2012.

Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / В.М.Корягин, В.Н.Мухин, В.А.Боженар, Р.С.Мозола. - Киев, 2011.

Вари П. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер. с фр. / Под ред. Л. Ю. Поплавского. - Киев, 2011.

Вуден Д. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ. Е. Р.Яхонтова. - М., 1987.

Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М., 1997.

Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. - Минск, 1988.

Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физ. воспитания. - Львов, 1998.

Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. - М., 2011.

Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. - М., 1975.

Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. - М., 2011.

Луничкин В., Чернов С, Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Метод, пособие для тренеров ДЮСШ. - М., 2002.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М., 2000.

Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами на­чальной подготовки по баскетболу / Пер. с англ. Е.А.Черновой. - М., 2002.

НестеровскийД.И., Поляков В. А. Обучение основам техники нападе­ния игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. - Пенза, 2010.

Нестеровский Д. И. Обучение основам техники защиты игры в баскет­бол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культу­ры. - Пенза, 1997.

Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Пер. с англ. - М., 2012.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю. М. Портнова. - М., 2001.

Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспита­ния и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.

Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод, рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. - М., 2001.

Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. - М, 2011.

Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб-никдля студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка. - М., 2012.

18


© 2010-2022