- Преподавателю
- Физкультура
- Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Курочкина И.Н. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Здоровьесбережение в образовательном процессе.
Здоровье человека - актуальная проблема во все времена, а в наше время она приобретает первостепенное значение. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья учащихся.
При построении уроков физической культуры, технологии я использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесбережением учащихся:
1. Обстановка и гигиенические условия в спортзале: температура и свежесть воздуха; рациональность освещения помещения
2. Оптимальное число видов учебной деятельности: физические упражнения слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная работы и т.д.
3. Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
4. Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Например, разноуровневые задания, самопроверка и взаимопроверки, организация различных видов самостоятельной работы.страховка.проведение самостоятельных разминок.
5. Применения ИКТ( информационно-коммуникативные технологии) и других видов наглядности, использую их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.
Мультимедийные презентации: «Упражнения на расслабление» на уроках физкультуры и т.д.
Портреты известных спортсменов, тренеров (на уроках физкультуры);
Наглядность в спортзале (технологические карты, инструкции, таблицы), расположенная не только по центру, позволяет учащимся менять позы рассматривая материал.
6. Материал для самостоятельного применения на уроках.
Физминутки:
Данное упражнение для глаз можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты - молодец!
7. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; нравственным здоровьем; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Например, при изучении техники бега обсуждается как правильно дышать, что может стать причиной переутомляемости; ведется разговор о вредных привычках, мешающих занятиям спортом и физкультурой; в последнее время среди молодежи много стало подростков с лишним весом, проговариваются приемы здорового питания, вопросы режима дня.
8. Психологический климат на уроке.
Учитель должен быть не «над», а рядом с учениками, для этого использую введение самоконтроля и самооценки учащихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока. Тестовые работы оцениваю только в балльной системе. Использую эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», «В чем оказалось неудачным?».
Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках и физической культуры и технологии эффективно используются межпредметные связи, т.е. привлечение материала смежных дисциплин. Физическая культура имеет многоаспектные связи с биологией, математикой, историей, ОБЖ. Например, изучаем историю олимпийского движения.
9. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: уместных шуток, улыбок, использование картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.
Часто на уроках физкультуры использую элементы релаксации (включаю запись «Звуки природы»).
10. Использование современных педагогических технологий: исследовательской, проектной, информационной, игровой.
Учебный процесс должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психо-физиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Работу по укреплению здоровья веду и во внеклассной работе:
Провожу внеклассную работу в разных формах, на которых веду разъяснительную работу среди учащихся по проблеме здорового образа жизни:
2010-2011 уч.г.: викторина «Вредная 5 и полезная 10», «25000 шагов к здоровью, или движение - это жизнь», мастер-класс «Твоё здоровье. Как накачать мышцы».
2011-2012 уч.г.: КВН «Курить - здоровью вредить», беседа «Здоровье - единственная драгоценность», игровая программа о вреде курения «Зависимость».
2012-2013 уч.г.: лекция по профилактике алкоголизма (акция «Выбери жизнь»), «Суд над табаком»
(Приложение …)
Считаю, что проведение внеклассных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни дают свои результаты: учащиеся школы не курят, не употребляют алкогольные напитки, не используют в своей речи нецензурные выражения. Кроме того, сами создают презентации, призывающие вести здоровый образ жизни. С данным материалом выступают на общешкольных мероприятиях.
С ребятами всегда принимаем участие в спортивных мероприятиях школы, района, республики: «Кросс наций», «Лыжня России», республиканская акция «Я выбираю спорт», соревнования по волейболу, теннису, футболу.
Ежегодно с детьми проводим День здоровья, совместно с родителями ходим в походы. Это способствует укреплению здоровья учащихся.
Вывод: в учебно-воспитательном процессе активно использую здоровьесберегающие технологии.