Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька

Разработка предназначена для проведения урока чтения и развития речи в коррекционной школе 8 вида. Урок составлен по сказке Э.Шима "Камень, ручей и сосулька".  Для активизации мыслительной деятельности в урок включены загадки. Для развития памяти учащимся предлагается вспомнить стихи о весне русских поэтов.  Для развития лексики учащимся предлагаются задания на нахождение соответствующего признака предмета.  На уроке проводится словарная работа над незнакомыми учащимся словами и выражениями.  На...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Э. Шим

Сказка

«Камень, ручей и сосулька»

Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулькаРазработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька

Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулькаРазработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька



Подготовила:

Денисенкова Н.А.,

учитель - дефектолог


2012г.

Урок чтения.

(коррекционная школа 8 вида)

Тема: Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце» (сказка)

Цели урока:

  • Работа над техникой чтения (правильность, беглость, выразительность); развивать умение читать по ролям с передачей характера героев;

  • Развитие связной устной речи учащихся; обогащение лексического запаса учащихся; развитие логического, образного мышления;

  • Воспитание интереса к учению, любви к книге, живому слову.

Оборудование:

  1. Речевые таблицы по чтению (№15)

  2. Таблицы слов, обозначающих признаки

  3. Рисунки (камень, ручей, сосулька, солнце)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Сядет тот, кто назовет слово, которое означает приход весны (ручей, сосулька, солнце, капель, проталины, грачи, скворечник, март, апрель

II. Активизация имеющихся знаний:

  1. Работа по речевым таблицам:

- чтение хором до команды «Стоп»

- индивидуальное чтение по столбикам

1 столбик - Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? (кот, бык)

- Назовите 2 слова, отличающиеся одной буквой (дым, дом)

2 столбик - Сколько слогов в данных словах?

- Назовите слова, обозначающие имена людей (Маша, Саша)

3 столбик - Сколько слогов в данных словах?

- Назовите слово, обозначающее месяц (март)

4 столбик - Сколько гласных в данных словах?

- Сколько согласных?

- Сколько слогов?

- Назовите слова, связанные с понятием «Зима» (мороз, холод)

5 столбик - Посчитайте количество буквы Р - (9), У - (6), Г - (4)

- Назовите 2 слова, противоположные по значению (друг- враг)

III. Проверка домашнего задания:

- Вспомним стихи, которые мы с вами учили о весне:

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»

А.Плещеев «Весна»

Я.Колас «Песня о весне»

- Я начну стихи рассказывать, а вы продолжите (стр. 173, 175, 186 «Книга для чтения» 3 класс)

1. «Зима недаром злится,

Прошла ее пора - …

(Весна в окно стучится

И гонит со двора)

И все засуетилось….

(Все гонит зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.)

Зима еще хохочет

И на весну ворчит…

(Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит)»

2. «Уж тает снег, бегут ручьи,…

(В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.)

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,…

(Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала)

  1. «Уходи, мороз косматый,…

(Слышишь старый , или нет?

И над садом и над хатой

Голубой весенний свет.)

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей…

(И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей)

IV. Подготовка к восприятию нового материала:

- К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

- Отчего же ноги у весны теплые?

Мы узнаем, если познакомимся со сказкой, героями которой будут:

а) камень (рисунок на доску)

б) « Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Все узнают меня» (ручей ) (рисунок на доску)

в) « Виси за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной! (сосулька) (рисунок на доску)

г) «Светит жарко, горячо,

Всей земле несет тепло» (солнце) (рисунок на доску)

- А сказка, которую написал Э. Шим, так и называется «Камень, ручей, сосулька и солнце».

V. Новый материал:

1) Чтение сказки учителем. - Кто же делает весну?

2) Словарная работа: (доска)

Болобочут - болтают, разговаривают

Бормочут - что-то невнятно говорят, непонятно

Бубенчиками разливаются - поют, будто бубенчики звенят «Синь-тинь»

Благодать- очень хорошо

Камень - валун - круглый камень

Лежебока - лентяй, любитель полежать

Попусту- зря, напрасно

Пустомеля - много болтает, врет

3) Чтение сказки учащимися (по частям)

- Почему камень стал горячим? Ручей бурливым? Сосулька закапала?

- Что произошло, когда солнце закатилось, спряталось?

Физминутка: « Мы читали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали: 1-2-3

Ножками потопали - 1-2-3

Сели-встали, сели - встали (приседания)

И друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем»

4) Выборочное чтение

- Прочтите, как хвалится Камень-валун?

- Что говорит о себе Ручей?

- Как расхваливала себя Сосулька?

- Что же потом случилось?

5) Работа со словами- признаками:

- Подберите слова, подходящие к описанию Камня, Сосульки, Ручья:

(слова расположены на доске в произвольном порядке)

круглый звонкий

квадратный глухой

горячий журчащий

холодный звенящий

хвастливый капающая

скромный молчаливая

ленивый хвастливая

работящий плачущая

6) Чтение сказки по ролям:

Автор - учитель

Камень -

Сосулька -

Ручей -

Звери и птицы - читают все хором

VI . Закрепление

«Улетели все метели,

Убежали холода,

Светит солнышко сильнее -

Нету снега, нету льда»

  1. Работа с деформированными предложениями (индивидуальная работа)

- Из рассыпанных слов, на ваших партах, составьте предложения:

Греет теплое солнце.

Журчит звонкий ручей.

Светит ласковое весеннее солнце.

Весело поют звонкие ручьи.

Звонко и весело капает сосулька.

Весеннее солнце согревает землю.

Тает и чернеет снег на полях.

Весело звенит капель.

На земле появились черные проталины.

VII. Итог урока.

- Разучивание заклички: (хором)

«Солнце, солнце, ярче грей,

Не жалей своих лучей»

VIII. Оценка учащихся.

  1. Домашнее задание: чтение сказки по ролям.







Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька




Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька


Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька



Разработка урока чтения по теме Э. Шим Камень, ручей и сосулька






© 2010-2022