СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Специфическое развитие аномального ребенка, вызванное нарушением

функционально-зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим специальное обучение двигательным действиям детей с патологией зрения открывает широкие возможности развития двигательных качеств. Известно, что развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. К условиям, определяющим специфику методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, относят особенно-различных сторон физического развития: возраст ребёнка, время

возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления), особенность индивидуального развития, система требований, которые предъя вляются к ребёнку на данном этапе его жизни. Совокупность перечисленных условий и определяет специфику вдов обучения двигательным навыкам детей с депривацией зрения.

Специфика методов обучения основана на тифлопедагогических принципах: дифференцированное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учетом целей и задач урока. В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, есть некоторые различия в приёмах применения, обусловленные состоянием зрения. Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего

зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Внимательного отношения требует состояние умственного развития ребёнка. Соблюдая принцип компенсаторной направленности, на основе сенсорного развития в процессе обучения двигательным действиям используется взаимодействие методов и приемов обучения.

Ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Наиболее

распространенным является метод объяснения, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. Особенность использования этого метода при работе со слепыми состоит в том, что при описании и повествовании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает живые образы (осязательные, слуховые, обонятельные, зрительные), пространственные представления о предметах и действиях.

Например, ориентирование по словесному описанию характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, температура воздуха, характер поверхности и т.д.). Чтобы создать у детей с нарушениями зрения полноценное восприятие учебного материала, учителю следует чаще использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Своевременно предоставленная возможность обследования предметов и прав ильное сочетание словесных объяснений с демонстрацией создают возможность для накопления конкретных представлений о предметах и действиях. Изменение интонации и динамика тембра голоса учителя

вызывают соответствующую реакцию. Например, утром, чтобы быстрее ввести детей в учебный режим дня, голос учителя должен быть бодрым, задорным, с использованием разнообразия тембра голоса. А во время проведения занятий во второй половине дня, учитывая утомленность детей, повышенную их возбудимость, желательно вести занятия в спокойном тоне, чтобы снять у детей эмоциональное напряжение и усталость. При этом используются упражнения на релаксацию, музыкальный фон -"Лунная соната" Л. Бетховена.

Поскольку незрячим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором, широко применяется звуковой метод. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления. На уроках учащихся начальной школы используются следующие звуковые сигналы: метроном, бубен, колокольчик, свисток, хлопки, голос учителя, звук впереди идущего, озвученные мячи (разных величин, фактур), озвученные игрушки, погремушки, ТСО. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Например, у звучащего мяча ребята

определяют его размеры (маленький, средний, большой) и характер поверхности (кожаный, резиновый, пластмассовый). Систематический звуков ой контроль поможет компенсаторному развитию слуха. Воспринимая звуки, учащиеся с нарушениями зрения, ориентируются в большом и малом пространстве, определяют направление звука и его местонахождение, это дает возможность слепым детям воспринимать и познавать окружающий мир.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования общедидактических методов в процессе ознакомления слепых с предметами и действиями. Используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения -осязательная. Развитие осязательного восприятия предметов различной конфигурации осуществляется пальцевым, кистевым и ладонным способом. Целесообразно одновременно использовать обе руки. Вначале предлагается рассматривание предмета

по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета (тем, у кого есть остаточное зрение), а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия. Требования к методу наглядности в школе слепых и слабовидящих - большие размеры, насыщенность цветов и контрастность предметов.

При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Средства, используемые в методе наглядности, обязательно должны сопровождаться словесным описанием. Реализация этого метода поможет избежать искаженного представления о предмете. "Особенное значение в жизни слепого имеет то обстоятельство, что слово и предмет, словесное и реальное представление у них не находится в таком сочетании, как у зрячих. Слепое дитя не слышит название предметов, о коих оно не имеет никакого или очень смутное представление" (Бюрклен. Психология слепых. 1934).

Метод показа, или как его называют "контактный" метод используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление.

Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный. Пассивный -это когда учитель, взяв руки ученика,- выполняет движение вместе с ним.

Активный, - когда ребёнок осязает положение частей тела партнера или учителя при выполнении им какого-либо движения. Показ может быть демонстративным, когда движение выполняет ученик, а остальные знакомятся с этим движением с помощью осязания. Также используется метод мышечно-двигательного чувства. Преподаватель направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках, при выполнении двигательных действий. Например, предложить ученику побегать за лидером, догнать е го. Следует обратить внимание ученика на работу рук, ног, прочувствовать мышечное ощущение. А затем предложить ученику бежать

самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Можно пользоваться методом звукового показа, когда учитель акцентирует внимание ученика на сознательно подчеркнутые звуком характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполняемого упражнения. Например, прыжок с разбега в длину. Вслушиваясь в звуки, которые сопровождают прыгуна, можно услышать его довольно звучный бег в начале, затем замедление и нарастающий звук при толчке.

По длительности полета (отсутствие звука), учитывая время полёт а от толчка до приземления, дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное прослушивание ребятами себя и своих товарищей при выполнении различных упражнений полезно для развития слухового анализатора.

Метод дистанционного управления - это когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: "поверни направо", "поверни налево", "иди вперед","3 шага вперед, вправо, влево и т.д." Метод стимулирования двигательной активности. Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность. При правильном руководстве аномальные дети овладеваю т различными двигательными навыками и умениями, у них формируются морально-волевые качества -

смелость, уверенность в своих силах. Необходимо как можно чаще поощрять детей.

Итак, в выборе и применении методов и приёмов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной моторики слепых и слабовидящих. Основными требованиями, которые определяют специфику подбора методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, являются следующие:

- Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на сочетании методов обучения.

- Восприятие учебного материала незрячими осуществляется преимущественно осязательно-слуховым способом, слабовидящими - зрительно-слуховым.

- При подборе методов обучения учитывается их коррекционно-компенсаторное значение, возраст ребёнка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления).

- Использование индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

- Используя метод объяснения, следует помнить, что основное место отводится рассуждению, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе правильный двигательный образ.

- Используя звуковой метод, следует помнить, что звуковые сигналы заменяют зрительные восприятия. Источник звука устанавливается на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается.

- При изготовлении наглядных пособий и их использовании необходимо учитывать требования, предъявляемые в тифлопедагогике к методу наглядности (описаны выше).

- При выборе метода обучения учитывается необходимость воспитания активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь сформированных навыков правильной осанки, позы, движений и т.д.

- Следует умышленно создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, создавать ситуации занимательности, успеха, подчеркивать достижения ребенка, а ошибки обсуждать наедине. Создавать ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре.

- Использовать методы обучения, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки школьных успехов.

- Программировать физическую активность (занятия по программам, улучшающим двигательную активность), что увеличит возможность социальных и эмоциональных контактов незрячих и слабовидящих детей.

Следует отметить, что в обучении слепых и слабовидящих детей двигательным действиям крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимно дополняющих методов, которые определяются целями и задачами урока.


© 2010-2022