Авторская пректная работа Воспитание силовых способностей у детей 13-14 лет

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

30


МБОУ: «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка»









Авторская проектная работа





ТЕМА

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА









Выполнил:

Пилипенко Андрей Николаевич

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 33 г. Нижнекамска РТ




Нижнекамск, 2015 год.



СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………3

Глава I. Обзор литературы……………………………………………………………………………………………………….6



  1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет……………………………………………………6

1.2 Понятие о физическом качестве: «Силовые способности»………………………………………………….9

1.3 Методика воспитания силовых способностей у детей 13-14 лет………………………………………..14

1.4. Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры…………………………..20



Выводы по главе I………………………………………………………………………………………………………..22



Глава II. Методика и организация исследования………………………………………………………………22



2.1. Методика исследования……………………………………………………………………………………………………….22

2.2. Организация исследования…………………………………………………………………………………………………..24



Список используемой литературы………………………………………………………………………………………..27





Введение


Актуальность.Насегодняшний день главная цель государства ввоспитании подрастающего поколения - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать его творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом возрастных особенностей [23, 24].

Каждый ребёнок - это будущее и опора не только своих родителей, но и всей нации, он находится под защитой и попечительством нации. Главная цель государства это воспитание достойного и здорового поколения, исходя из этого главными задачами средней школы являются: осуществление общего среднего образования; вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук; воспитание у них стремления к совершенствованию своих знаний и умений; пополнять эти знания самостоятельно, применять на практике; обеспечение всестороннего гармоничного развития; укрепление здоровья; эстетическое воспитание; физическое воспитание; подготовка учащихся к активной трудовой и общественной жизни, сознательному выбору профессии. Реализация всех этих задач способствует всестороннему развитию личности[24].

В связи с общим ухудшением здоровья нации (в данный момент лишь 8% детей рождаются здоровыми) главной задачей является, в первую очередь, воспитание здорового ребёнка. Этому способствует система физического воспитания в школе, а так же в семье.

Система физического воспитания включает в себя такие задачи, как укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание физических способностей. Принято различать пять основных физических (двигательных) качеств человека: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Они характеризуют двигательную одарённость человека. От уровня развития силы зависит, в определённой мере, степень развития других физических качеств. Поэтому развитие его носит первостепенный характер. Рассмотрим это физическое качество подробнее[29, 30].

Методика воспитания силовых способностей является неотъемлемой частью физического воспитания. Физическое воспитание - это целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей, которая проводится в строгом соответствии с учебной программой и включает подвижные игры, спортивные игры, гимнастику, лёгкую атлетику, лыжную подготовку, упражнения. Эти уроки повышают функциональные возможности организма, двигательную активность, обмен веществ и т.д. Уроки воспитывают у детей дисциплину, культуру поведения, смелость. Задача учителя состоит в том, чтобы умело подобрать соответствующие упражнения, умело, согласно возрасту детей, соблюдать гигиенические условия [21].

Развитие силовых способностей - это процесс кропотливый и длительный, который имеет место на каждом уроке, наряду другими физическими качествами. Для полноценного развития силовых способностей учителем должны учитываться возрастные особенности детей, а при планировании учебного процесса - последовательность и ,систематичность. Хорош, тот педагог, который видит в ребёнке то, что ему нужно именно в этот момент, хорошо знает психологию ребёнка, а также отлично эрудирован в том, чему хочет научить, чему воспитывает. Ведь для того, чтобы научить чему - либо, нужно вначале самому это в себе воспитывать [17].

Объект исследования. Процесс развития силовых способностей у детей 13 - 14 лет на уроках физической культуры.

Предмет исследования.Эффективность методики развития силовых способностей.

Цель исследования: Выявить эффективность методики развития силовых способностей у детей 13 - 14 лет на уроках физической культуры с применением подвижных игр.

Гипотеза исследования:Мы предполагаем, что использование подвижных игр на уроках физической культуры при развитии силовых способностей у детей 13 - 14 лет является наиболее эффективным методом для данной возрастной группы.

Задачи исследования:

  1. Определить исходный уровень развития силовых способностей у детей 13 - 14 лет.

  2. Разработать и экспериментально обосновать методику развития силовых способностей посредством подвижных игр на уроках физической культуры.

  3. Выявить изменения в уровне развития силовых способностей детей 13 - 14 лет по окончании эксперимента.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Тестирование.

  3. Педагогический эксперимент.

  4. Математическая статистика.

Практическая значимость.Результаты исследования имеют интерес для учителей физической культуры.















Глава I.Обзор литературы


  1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет

Применение средств и методов воспитания силы в школьные годы должно быть тщательно согласованно с возрастными особенностями этой двигательной способности.

Темпы развития мышечной силы у детей обусловлены возрастными морфо-функциональными изменениями костно-мышечной системы, общим биологическим созреванием организма, степенью двигательной активности и другими факторами. Костно-мышечный аппарат достигает степени развития, свойственной взрослым, лишь к 18-20 годам [1].

Учитывая возрастные особенности развития двигательного аппарата, в младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Основные задачи на первых этапах должны состоять в том, чтобы обеспечить оптимальную степень гармоничного развития всех мышечных групп, содействовать образованию достаточно прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, воздействовать на группы мышц, которые без применения физических упражнений развиваются особенно замедленно, как известно, у детей относительно слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы нижних конечностей, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы нижних конечностей, а у девочек и мышцы пояса верхних конечностей [11].

Показатели силы у мальчиков во всех возрастных группах (особенно после 13 лет) выше, чем у девочек. Наиболее интенсивно у девочек сила возрастает в период с 9 до 14 лет, у мальчиков - от 11 до 13 лет. Индивидуальные темпы развития силы зависят от фактических сроков полового созревания. Все это необходимо учитывать в методике применения силовых упражнений (дозировании их, определении силовых нормативов и т.д.) [1].

Для воспитания силовых способностей у школьников используют разнообразные средства: гимнастические общеразвивающие упражнения с отягощениями (с набивными мячами, гантелями и т.д.) и с сопротивлением партнёра; силовые игры типа перетягивания каната или «боя всадников»; статические упражнения (например, ходьба по гимнастическому бревну, удерживая мячи на вытянутых стороны руках), тяжелоатлетические упражнения с малой, а затем и с нормальной штангой и упражнения скоростно-силового и силового характера из других видов спорта; упражнения на гимнастических снарядах (подтягивания, подъёмы) и акробатические упражнения (стойки и др.). Предусматривается и использование силовых упражнений в естественных условиях (на открытых спортивных площадках, на местности) - броски, метание, толкание камней, приседание и ходьба с грузом, многоскоки на песке, бег в воде, бег в гору и т.д. Для направленного развития отдельных мышечных групп широко применяются локальные силовые упражнения. Специальное внимание следует уделять упражнениям для дыхательных мышц, в том числе дыхательным упражнениям с сопротивлением, а также ходьбе, бегу и другим упражнениям циклического характера с глубокими дыхательными движениями[1, 12].

Для 11-12-летних требования к проявлению силы повышаются. Общеразвивающие упражнения выполняются с более значительными отягощениями (гимнастическими палками, набивными мячами и т.д.), шире используются упражнения в смешанных упорах и висах (продолжительностью до 12 секунд, считая добавочные движения ногами), лазание по вертикальному канату в три приёма, метание лёгких предметов на дальность, проводятся игры с выраженными силовыми напряжениями динамического характера («Бой петухов», «Перетягивание через черту») и т.д.

Начиная с 14-15 лет силовые нагрузки у девочек, все больше отличаются от таковых у мальчиков, как по интенсивности, так и по объёму. У девочек преобладают упражнения с отягощением весом собственного тела, в качестве внешних отягощений используются преимущественно гимнастические предметы

или другие, относительно нетяжёлые снаряды и подсобные средства, больше доля локальных силовых упражнений [20, 19].

В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создаёт хорошие условия для овладения сложными движениями. Однако увеличение мышечной массы несколько отстаёт от увеличения длины скелета, что обуславливает повышенный тонус мышц и утомляемость подростков при физических нагрузках, а также некоторое временное снижение точности движений. У девочек наблюдается замедленное развитие мышечной силы, особенно плечевого пояса. Поскольку вес тела увеличивается, это приводит к тому, что девочкам становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах [10].

В течение большей части школьного периода упражнения с отягощениями должны иметь преимущество скоростно-силовую направленность, т.е. характеризоваться не столько собственно силовыми проявлениями (статический режим и медленные силовые напряжения), сколько сочетанием силы и быстроты.

Силовые тренировки детей были предметом противоречий на протяжении многих лет. Два главных аргумента вызывали озабоченность по поводу участия детей в подобных тренировках. Во-первых, критики заявили, что поскольку уровень мужских половых гормонов (андрогенов) у детей немного ниже, чем у взрослых и подростков, то тренировка с тяжестями не приведёт к увеличению силы и размеров мышц, так что не имеет смысла поощрять участие детей в таких тренировках. Во-вторых, они утверждали, что участие детей в силовых тренировках подвергает их опасности получения травм, особенно повреждения ростовых пластинок. Однако в последние несколько лет исследования показали, что дети при участии в организованных программах силовых тренировок могут становиться сильнее [15, 31].

В программах, которые должным образом контролировались, не было сообщений о повреждениях. Когда повреждения случаются, они происходят по тем же причинам, что и увзрослых - как результат плохой техники и поднятия слишком большого веса. Родители должны проявлять повышенную

предосторожность, если ребёнок легкого телосложения или ведёт сидячий образ жизни. Не вводите себя в заблуждение одними размерами: тощий, активный ребёнок обычно сильнее большого, но малоподвижного.

При соответствующем надзоре и правильной организации программы, силовые тренировки могут быть безопасными, эффективными и доставлять удовольствие юным спортсменам до и после половой зрелости [12].


  1. Понятие о физическом качестве: «силовые способности»

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление ( поднятие штанги, подтягивание, отжимание и т.д.) или противодействовать ему (выполнение на гимнастических кольцах упора руки в стороны, «креста») посредством мышечного напряжения. Различают силу абсолютную и относительную. Первая представляет сумму всех мышечных групп, участвующих в данном движении; вторая - силу, приходящуюся на 1 кг веса тела спортсмена. Как правило, люди с большим весом тела обладают меньшей относительной силой. Они могут поднять очень тяжёлую штангу, но подняться на перекладине смогут значительно меньше, чем «легковесы». Это объясняет тем, что вес человеческого тела пропорционален его объёму (т.е. кубическим единицам), сила же мышцы пропорциональна её сечению (т.е. квадратным единицам). Следовательно, вес тела возрастает быстрее, чем сила мышц. Однако это вовсе не означает, что нужно безучастно принимать слабое развитие силы, и наоборот, форсировать увеличение веса. Норма предполагает определённую зависимости между весом и ростом (весоростовые индексы) [5].

Мышечная сила зависит от физиологического поперечника и эластичностимышц, биохимических процессов, происходящих в них, энергетического потенциала и уровня техники спортсмена. Ведущую роль в проявлении мышечной силы играет деятельность ЦНС, концентрация волевых усилий спортсмена. Деление силы на общую и специальную довольно условно, но оно подчёркивает направленность процесса развития силы и определяет выбор упражнений.Воспитание специальной силы осуществляется с наибольшим успехом на базе приобретённой ранее ОФП и созданного специального

фундамента. Специальная силовая подготовленность характеризуется очень высокой способностью спортсмена проявлять эффективно силу мышц в режимах, соответствующих избранной специализации. Сила может быть проявлена спортсменом в динамическом или статическом (изометрическом) режиме. При этом, динамическая работа мышц проходит либо в преодолевающем режиме, либо в уступающем. В первом случае мышцы сокращаются и укорачиваются (например, при выжимании штанги), во втором - находясь в напряжённом состоянии, они растягиваются и удлиняются (например, при амортизационном сгибании ног в момент приземления после прыжка). Кроме того, динамическая работа может проходить с резкой скоростью, с различными ускорениями и замедлениями, а также с равномерным проявлением силы, т.е.в изотоническом режиме. В статическом режиме напряженные мышцы не изменяют своей длины (например, при удержании гимнастом «креста» на кольцах). Надо учитывать баллистический характер работы мышц, которые могут одновременно находится в мгновенно меняющихся режимах, иметь различные величины напряжения, скорость сокращения и расслабления. Об этом нужно помнить, выбирая для своих учеников наиболее эффективные упражнения [2? 32].

Развитие силы. Как и для развития всех других качеств, необходима определённая система. Для новичков достаточно трёх занятий в неделю. Средствами развития силы являются гимнастические упражнения с отягощением (отягощением может с служить вес собственного тела): подтягивание на перекладине, отжимание на брусьях, поднимание прямых ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, разнообразные специальные упражнения с небольшими отягощениями (гантели, амортизаторы, небольшие гири); специальные упражнения с большими отягощениями (штанги, гири).

Упражнения с отягощением своими корнями уходят в глубь веков. Ещё задолго до первых Олимпийских игр греки применяли упражнения с гантелями для развития силы. Судя по дошедшим до нас образцам, тогдашние гантели по форме походили на современные, только гриф у них был толще, а весом они были от 1 до 4,5 килограмма [4].

Знаменитый римский врач Клавдий Гален (129-201 год до н.э.) был крупным теоретиком античной медицины. Побывав в Смирне, Коринфе, Александрии, Гален вернулся в Рим, где шесть лет занимался врачебной практикой среди гладиаторов. Наблюдения и опыт убедили его в пользе упражнений с тяжестями для развития силы. В своей книге «Сохранение здоровья» Гален описал эти упражнения для мужчин от 14 до 20 лет, желающих развить силу рук, ног и туловища.

В конце ХIХ века появилась и распространилась система упражнений с отягощениями немца из Англии Евгения Сандова. Его система включала 18 упражнений с 5-10-фунтовыми гантелями (фунт - 453 грамма) в основном для развития мышц рук и плечевого пояса. Каждые полгода вес отягощений увеличивался на фунт. Особый интерес к упражнениям с отягощениями проявился в 50-х годах ХХ столетия[18].

Использование тех или иных упражнений диктуется исходным уровнем развития силы. Тем, кто не может выполнить зачётные требования программы в подтягивании, отжимании, следует начинать со специальных упражнений небольшой интенсивности. Хорошие результаты дает использование резиновых и пружинных экспандеров [28].

При достижении минимальных результатов в подтягивании и отжимании эти упражнения следует сделать основными, чередуя их с упражнениями со средним отягощением. При занятиях силовыми упражнениями нельзя упускать из виду гармоничное развитие всех групп мышц. Из тех же соображений следует чередовать силовые упражнения с упражнениями на гибкость (сидя наклоны к прямым ногам, мостик, махи ногами). К сожалению, плохая гибкость тела при хорошей силовой подготовке - явление достаточно распространенное достаточно распространенное [3].

Изменения нагрузки можно достичь за счёт увеличения веса отягощения, числа подходов и количества повторений в одном подходе. Спешка, форсирование нагрузок, желание быстрее накачать мышцы, чреваты опасными для здоровья последствиям [11].

Развитие физических качеств - часть единого процесса подготовки.

Различают силу абсолютную и относительную. Эти показатели играют важную роль в контроле за ходом спортивной подготовки спортсмена [7].

Упражнения по тренировке силы можно разбить на две категории: статические и динамические. При статических упражнениях мышцы не изменяют своей длины. Наиболее распространённой статической техникой являются изометрические упражнения. Изометрические упражнения полезны для поддержания мышечного тонуса и могут умеренно повышать силу мышц при тех углах, под которыми происходит их напряжения. Если спортсмен восстанавливается после серьёзной травмы или операции, изометрические упражнения рекомендуются в качестве начального этапа программы реабилитации.

Изометрические упражнения могут выполняться путём толкания предмета, остающегося неподвижным, например, стены, рамы двери и даже здоровой конечности. Поскольку мышца при таких упражнениях не изменяет своей длины, её следует упражнять при трёх-четырёх различных значениях её длины. В случае серьёзной травмы или после операции физиотерапевт обеспечит руководство и обучение изометрическим упражнениям [22].

При динамических тренировках силы мышцы изменяют свою длину. Имеются три разновидности динамической силовой тренировки: с постоянным сопротивлением, с переменным сопротивлением и приспосабливающимся сопротивлением. Наиболее широко распространён метод развития силы с использованием постоянного сопротивления. Применение приспосабливающегося сопротивления (изокинетические упражнения) и метод переменного сопротивления требуют дорогого оборудования и обычно недоступны спортсменам-любителям.Оборудование, используемое при методе постоянного сопротивления, включает все знакомые гири, гантели, штанги (свободные тяжести), а также многофункциональные тренажёры, которые обеспечивают сопротивление, которое остаётся фиксированным во всём диапазоне движений [13].

Интенсивность - усилие необходимое для выполнения конкретного упражнения - один из наиболее важных и сложных компонентов программы силовых тренировок. Интенсивность можно оценивать по величине веса и числу выполненных повторений. Мышца развивает силу, адаптируясь к большим нагрузкам в повседневной жизни и при искусственных ситуациях, таких как тренировка с тяжестями. Чем больше интенсивность, «перегрузка», тем больше увеличивается сила. Данная закономерность известна как принцип перегрузки. Однако использование слишком тяжёлого веса может нарушить развитие силы и вызвать повреждение. Правильный выбор интенсивности имеет критическое значение для достижения прироста силы без боли [26].

Спортсмены тренируются при различных уровнях интенсивности. Обычно руководствуются правилом, чтобы применялся вес, величиной 50-70% от максимального значения веса, который может поднять спортсмен. При возрастании веса должно уменьшатся число повторений. Если этого не сделать, то может пострадать техника выполнения упражнений, поскольку спортсмен с трудом будет доходить до конца серии, таким образом, риск повреждения мышц и суставов увеличивается. Величина веса должна увеличиваться постепенно и только тогда, когда спортсмен готов к этому. Когда спортсмен выполняет максимальное количество повторений и максимальное число серий, без каких либо неудобств, тогда пора увеличивать вес. Спортсмены могут увеличивать вес, когда они могут выполнить три серии по двенадцать повторений в течение двух последовательных тренировок [27].

Понятие интенсивности также включает скорость выполнения упражнений. Некоторые специалисты рекомендуют тренировки с высокой скоростью, поскольку это напоминает нагрузки в большинстве видов спорта. Другие считают, что скорость не имеет значения, если мышцы напрягаются во всём диапазоне движений [3].

1.3.Методика воспитания силовых способностей у детей

Проявление силы зависит от:

1)физиологического поперечника мышц;

2)степени возбуждения нервных центров, ведающих сокращениями данной мышцы;

3)химической активности мышечной ткани;

4)техники выполняемого движения (состояния опорно-двигательного аппарата в момент проявления силы).

Различают общую и специальную силовую подготовку. Задача общей силовой подготовки - всестороннее развитие мускулатуры, повышение способности к проявлению силы в разнообразных условиях. Задачи специальной силовой подготовки - развитие тех мышечных групп, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности с учётом требований различных специальностей (например, во время службы в армии).

Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятий, если воспитание силы - его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятий, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление [14].

В практике используется большое количество методов, направленных на воспитание различных силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости и др.).

Метод непредельныхусилий.Предусматривает использование непредельных отягощений: а) с нормированным количеством повторений; б) с максимальным количеством повторений («до отказа»). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимума, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100 и более.

В физиологическом плане суть метода развития силовых способностей состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальной (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно - эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большое количество двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы, с непредельным отягощением, содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, и способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма [10].

Метод динамических усилий. Суть этого метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением и максимальной скоростью. Упражнения при этом выполняются с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. Способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

«Ударный» метод развития силы.Предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 30-70 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После быстрого предварительного растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задаётся массой собственного тела и высотой падения.

Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развивать максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 сек. и 100% - 1 - 2 сек. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60 - 80 % от максимума продолжительностью 10 - 12 сек. в каждом повторении. Обычно в тренировке выполняют 3 - 4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 минуты.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнять упражнения на расслабление. Тренировка продолжается в течение 1-15 минут.

Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы.

Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

Метод круговой тренировки.Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по «станциям» и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.

Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на «станциях» зависят от задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием определённых отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 минут, в это время выполняются упражнения на выполнение.

Игровой метод. Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержание внешних объектов (например, удержание партнёра в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, игра «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения различных групп мышц (например, различные эстафеты с переноской грузов разного веса) [14, 18].

В зависимостиот темпа выполнения и числа повторений упражнения, величины отягощения, а так же режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мышц решают задачи по воспитанию различных видов силовых способностей.

Средствами развития силы являются физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные средства.

Основные средства:

1.Упражнения с весом внешних предметов: штангами с набором дисков разного веса, гирями, литыми и разборными гантелями, набивными мячами, весом партнёра и т.д.

2.Упражнения с отягощением весом собственного тела.

- упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счёт веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счёт использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счёт инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3.Упражнения с использованием тренажёров и тренажёрных устройств. Главные достоинства тренажёров: возможность дозирования нагрузки, использование различных режимов работы (уступающего, преодоляющего, смешанного), применение нагрузок локального (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), регионального ( с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и общего воздействия ( с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры), простота в обращении, соответствие антропометрическим особенностям занимающихся, доступность при выполнении упражнений, удобство размещения и хранения.

4.Статические упражнения в изометрическом режиме:

- в которых мышечное напряжение создаётся волевыми усилиями с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддерживания, противодействия и т.п.);

- в которых мышечное напряжение создаётся волевыми усилиями с использованием внешних предметов, в самосопротивлении.

Дополнительные средства:

1.Упражнения, выполняемые в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2.Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (экспандера, резиновых жгутов, упругих мячей и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнёра.

Юношам, слабо подготовленным в силовом отношении, лучше всего начинать занятия с упражнений с отягощением весом собственного тела, с гантелями, с использованием сопротивления упругих предметов, на перекладине, а затем переходить к упражнениям с гирями и штангой [2, 8].

Воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений.

Сущность методики заключается в создании максимальной работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Непредельное отягощение берётся в пределах 30-60% от максимального. Число повторений - 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы отдыха между подходами - 3 - 4 минуты.

Воспитание собственно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений.

Для воспитания собственно-силовых способностей и одновременно увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариантном темпах. Причём каждое упражнение выполняется до выраженного утомления.

Для начинающих (слабо подготовленных) величина отягощения берётся в пределах 40 - 60% от максимума, для более подготовленных - 70 - 80% или 10 - 12 ПМ. Отягощение следует увеличивать, по мере того как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное, т.е. необходимо сохранять ПМ в пределах 10 - 12. [6].

По мере развития силы вес отягощения ( для более подготовленных) постепенно увеличивают до 5 - 6 ПМ ( приблизительно до 80% от максимума).

Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений.

Сущность методики заключается в многократном повторении упражнений с отягощением небольшого веса (от 30 до 60% от максимума) с числом повторений от 20 до 70.

Для воспитания общей и локальной силовой выносливости эффективен метод круговой тренировки с общим количеством «станций» от 5 до 15 и с отягощением 40 - 50% от максимального. Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе.

Воспитание собственно-силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений. Сущность методики заключается в применении упражнений, выполняемых в определённом режиме работы мышц:

1)в преодолевающем;

2)в уступающем.

Воспитание собственно - силовых способностей в упражнениях, выполняемых в преодолевающем режиме работы мышц, предусматривает применение околопредельныхотягощений, равных 2 - 3 ПМ (90 - 95%) от максимума). Работу с такими отягощениями рекомендуется сочетать с весом 4 - 6 ПМ. Интервалы отдыха оптимальные, до полного восстановления ( в среднем 4 - 5 минут).

Воспитание собственно - силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматривает применение отягощений весом 70 - 80% от максимального, показанного в преодолевающем режиме работы мышц, и постепенно доводимых до 120 - 140%. Целесообразно применять 2 - 3 упражнения с 2 - 5 повторами (например, приседание со штангой на плечах) [7].

Продолжительность одного занятия с направленностью на воспитание силовых способностей - 69 - 90 минут. Занятия должны быть разнообразными по содержанию и направленности, однако включать в одно занятие более 12 силовых упражнений нецелесообразно. Каждое упражнение следует выполнять с полной амплитудой.

В связи с тем, что к однообразным физическим нагрузкам организм приспосабливается (адаптируется), целесообразно систематически менять упражнения (примерно раз в полтора - два месяца) и варьировать нагрузку - её объём и интенсивность - по дням недели (малая , средняя большая).

На каждую основную группу мышц подбирается 2 - 3 различных упражнения. Занятие можно строить, используя комплексы упражнений с применением одного вида отягощений (например, штангой) или с различными видами отягощений (гантели, гиря, штанга и т.д.) [9].

1.4.. Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры

В подростковом возрасте интересы и физические возможности становятся более специфичными. Так, девочек начинают интересовать игры с элементами танца, игры, способствующие развитию координации движений ( в связи с усиленным ростом); у мальчиков начинает интенсивнее развиваться мышечная сила, и поэтому их привлекают силовые игры с сопротивлением. Иногда следует проводить игры групповым методом: одновременно предложить мальчикам, допустим, силовую игру, а девочкам - игру с элементами танца, акробатики. К организации и проведению игр групповым методом необходимо привлекать самих учащихся, чтобы развивать у них организаторские навыки [16].

Силовые игры необходимо проводить раздельно для мальчиков и для девочек или устраивать соревнования, в которых пары состоят из мальчиков или девочек.

С большим интересом подростки относятся к технике движений в игре, любят её совершенствовать, особенно технику владения мячом. Полезны игры, в которых имеются элементы баскетбола, волейбола, футбола, мини-футбола, бадминтона ( для мальчиков).

С подростками рекомендуется широко проводить игры, в которых учитывается качество выполнения заданий, а не только скорость. В этом возрасте учащиеся любят играть в спортивные игры, поэтому многие подвижные игры приобретают подчинённое значение.

В 7 - 8 классах при проведении игр используется только спортивные инвентари и оборудование. При хорошей организации можно использовать в игре набивные мячи не только для передач, но и для перебрасывания.

Подвижные игры используются главным образом в основной части урока, а иногда и в заключительной [33].

В уроки, посвященные спортивной гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, игры включаются редко. Иногда они проводятся в конце основной части урока для закрепления приобретённых навыков и увеличения нагрузки на организм занимающихся. В некоторых случаях игра проводится в качестве разминки в подготовительной части урока. Её часть - разогреть занимающихся, подготовить их к восприятию содержания основной части урока [6].


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Анализ научно методическойлитературы показывает, что при развитии силовых способностей необходимо учитывать возрастные особенности и пол занимающихся. При анализе мы убедились, что целесообразнее в этом возрасте использовать игровой метод. В среднем школьном возрасте дети любят играть. В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейки и др.) или партнёр по тренировке.

Многие из этих игр (эстафеты с подтягиванием, отжиманием, метанием набивного мяча) можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги в силовой подготовке. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игры проявлять максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы [23].

Если систематически повторяемые изометрические упражнения могут вызвать у подростка дефекты осанки ( в связи с пластичностью опорно - двигательного аппарата), то игры, оказывающие комплексное воздействие, позволяют избежать таких последствий. Наоборот, некоторые игры оказывают корригирующее влияние на занимающихся.

В игре не следует давать начинающим в большом объёме упражнения с околопредельными и предельными напряжениями. Эмоциональный подъём часто не может компенсировать их недостаточной физической подготовленности.

При составлении комплекса упражнений или выборе игры необходимо учитывать физическую подготовленность учащихся, вид деятельности и пол. Силовые игры в этом возрасте следует проводить раздельно для мальчиков и девочек, а также использовать упражнения с разной дозировкой.

Упражнения и игры на развитие силовых способностей целесообразнее проводить в основной части урока, когда организм занимающихся готов к нагрузке. Но иногда силовые игры и упражнения используются как в подготовительной, так и в заключительной частях [22].

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы.

1.Анализ научно- методической литературы.

2.Тестирование.

3.Педагогический эксперимент.

4.Математическая статистика.

Анализ научно-методической литературы.

Теоретический сравнительный анализ и обобщение данных научно-методической литературы осуществляется по следующем направлениям:

А) состояние уровня развития силовых способностей у детей 13-14 лет;

Б) влияние на развитие силовых качеств детей 13-14 лет подвижных игр.

Тестирование.

Для оценки физической подготовленности будут использоваться ряд тестов.

Подтягивание для мальчиков.Выполняется в висе на высокой перекладине. Испытуемый берётся за неё хватом сверху (ладони от себя), на ширине плеч, руки должны быть выпрямлены в локтевых суставах, корпус не качается. Во время подтягивания испытуемый должен держать корпус прямо и не делать рывок или «раскачку» телом, тем самым, помогая себе. Упражнение выполняется за счёт сгибания и разгибания рук. Руки сгибать до тех пор пока подбородок не будет выше уровня перекладины. Фиксируется количество раз.

Подтягивание для девочек. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берётся за неё хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90 градусов. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащаяся выполняет подтягивание. Фиксируется количество раз.

Прыжок вдлину сместа.Ноги ставятся на ширине плеч, параллельно друг другу у линии отталкивания. Отталкивание выполняется двумя ногами одновременно вперёд-вверх. Фиксируется расстояние от линии отталкивания до ближнего к ней места приземления.

Поднимания туловища. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнёр удерживает его стопы в этом положении). Испытуемый поднимает туловище, коснуться локтями коленные суставы и возвращаясь в исходное положение. Фиксируется количество раз, выполненное за 1 минуту.

Прыжки через скакалку. Испытуемый выполняет прыжки через скакалку, перепрыгивая через неё двумя ногами вместе. Фиксируется количество раз за 1 минуту.

Метание набивногомяча. Выполняется из положения сед ноги врозь, мяч удерживается двумя руками над головой. Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперёд как можно дальше. Из 3 попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда [17].

Педагогический эксперимент.

Проводится с целью проверки эффективности методики использования подвижных игр для развития силовых качеств детей 13-14 лет. Эксперимент будет проводиться с использованием подвижных игр на уроках физической культуры.

Методы математической статистики.

Полученные результаты будут обрабатываться известными статистическими методами. Определяется средняя арифметическая величина (Х), среднеквадратичное отклонение (G), стандартная ошибка, средней арифметической величины (Т), средняя ошибка разности (t). С помощью t - критерия Стьюдента рассчитывается достоверность различий статистических характеристик. Достоверность различий показателей считается существенной при уровне значимости p< 0.05 и p< 0,01, что признаётся надёжным в педагогических и в медико-биологических исследованиях.

2.2. Организация исследования

Исследования будут проводиться в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 33 города Нижнекамска Республика Татарстан в период с 1 сентября 2015 года по 1 сентября 2017 года. В исследовании будут принимать участие учащиеся 7 - 8 параллели: учащиеся 8 «б» класса в количестве 21 человека, среди них 9 мальчиков и 12 девочек, и учащиеся 8 «в» класса в количестве 25 человек, из них 11 мальчиков, 14 девочек. Они будут поделены на контрольную и экспериментальную группы соответственно. Контрольная группа будет заниматься по традиционной методики с использование силовых упражнений, экспериментальная - с использованием силовых упражнений и подвижных игр.

Занятия будут проводится: 3 занятия, из них 2 занятия в физкультурном спортивном зале, 1 занятие - на улице по 45 минут каждое занятие. Для выявления эффективности предложенной методики дети выполняют контрольные - тестовые испытания. Занятия по физической культуре будет проводится автором проектной работы.

Все исследования будут проводиться в 3 этапа.

1 этап. Анализ литературных источников по теме «Методика воспитания силовых способностей у детей 13 - 14 лет на уроках физической культуры». Формулирование целей, задач, методов исследования.

2 этап. Сравнительно - педагогический эксперимент: определение исходного уровня развития силовых способностей у детей 13 - 14 лет на уроках физической культуре в контрольной и экспериментальной группах.

3 этап. Математическая обработка полученных результатов. Формулирование выводов.







Список литературы:

1.Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). - Казань:Матбугатйорты, 2002. - 206 с.

2.Агаджанян Н.А. Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.:Знание, 1990. - 240 с.

3.Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. - М.:Просвещение, 1984.

4.Бальсевич В.К. Здоровье и движение. - М.:Советский спорт, 1988. - 250 с.

5.Богословский В.П. Сборник инструктивно - методических материалов по физическому воспитанию. - М.:Просвещение, 1984. - 300 с.

6.Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. Пособие для институтов физической культуры. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.;Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.

7.Гугин А.А. Уроки физической культуры в 5 - 7 классах. В помощь учителю. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

8.Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие. - 2 изд., стереотип. - Минск: Высшая школа, 1994, - 319 с; ил.

9.Данов А.Е. Грация и сила. - М.: Советский спорт, 1989. - 62 с.

10.Дубовой А.Е. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6- 8 классах средней школы: Автореферат. - Краснодар, 1997. - 27 с.

11.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. Пособ. Для студентов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.

12.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:Ф и С, 1970. - 297 с.

13.Иванов Ю.И. Михайлова Э.И. Домашний стадион (справочник). - М.: Московская правда, 1989. - 94 с.

14.Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника. - М.: Просвещение, 1967. - 135 с.

15.Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед. Коледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.:Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

16.Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. - 5-е изд., доп. - М.:Просвещение, 1980. - 304 с.

17.Книга учителя физической культуры /Под общ. Ред. В.С.Каюрова. Предисл. И.П.Савинкова. - М.:Физическая культура и спорт, 1973. - 333 с.

18.Каджаспаров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры: 5 -11 классы: Методические пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 176 с.

19.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

20.Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. - М.:Медицина, 1988. - 144 с.

21.Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. - М.: ФиС, 1962. - 205 с.

22.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: OOО «Фирма» Издательство АСТ», 1998. - 272 с.

23.Майкели Лайл, Дженкинс Марс К. Энциклопедия спортивной медицины - Спб: Лань, 1997. - 400 с.

24.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

25.Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. - 176 с.

26.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

27.Синяков А.Ф. Рецепты здоровья. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Физкультура и спорт, 1988. - 239 с.

28.Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412 с.

29.Теория и методика физического воспитания. - Изд. 2-е, дополн.: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Харабуги Т.Д. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.

30.Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. - Изд. 2-е, испр. И доп. В 2-х т. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 256 с.

31.Уроки физической культуры вVII -VIIIклассах: Пособие для учителей / Г.П.Богданов, Г.Н.Давыдова, С.М.Зверев и др.; Под ред. Г.П.Богданова и Г.Б.Мейксона. - М.:Просвещение, 1981. - 190 с.

32.Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия. 2000. - 480 с.

33.Яковлев В.Г. Подвижные игры учащиеся 5-8 классов: Пособие для преподавателей физического воспитания и пионервожатых. - М.: Просвещение, 1952. - 144 с.





© 2010-2022