Развитие физических качеств и повышение спортивного мастерства на уроках и внеклассных занятиях

Внедряя новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний, которые позволили улучшить спортивную результативность учащихся, применять полученные знания и умения для построения адекватного своим особенностям и жизненным целям здорового образа жизни. Решающую предпосылку спортивной работоспособности детей на уроке и на различных внеурочных спортивных мероприятиях составляет совокупность физических качеств каждого из них – выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкост...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Развитие физических качеств и повышение спортивного мастерства на уроках и внеклассных занятиях
















Развитие физических качеств и повышение спортивного мастерства на уроках и внеклассных занятиях

Внедряя новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний, которые позволили улучшить спортивную результативность учащихся, применять полученные знания и умения для построения адекватного своим особенностям и жизненным целям здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания разрешаются следующие основные з а д а ч и :

  • укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физического развития и работоспособности;

  • обладание жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;

  • воспитание моральных и волевых качеств человека;

  • развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости), используя нестандартное оборудование;

  • овладение техникой выполнения специальных спортивных упражнений (спортивной техникой);

  • и как результат - достижение физического совершенства каждого ученика.

Решающую предпосылку спортивной работоспособности детей на уроке и на различных внеурочных спортивных мероприятиях составляет совокупность физических качеств каждого из них - выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Педагогическая задача для меня заключается в том, чтобы построить процесс спортивной подготовки ученика, обеспечивающий гармоничное сочетание тренировочных упражнений, направленных на развитие физических качеств.

Совершенствование физических качеств и повышение спортивного мастерства стало обязательным условием каждого урока.

Я лично на протяжении всей своей творческой деятельности работала не только над совершенствованием физических качеств каждого ученика, а старалась и стараюсь эффективнее преобразовывать его потенциальные возможности, чтобы каждый из них достиг физического совершенства.

Для достижения результата своей работы, я постоянно занимаюсь вопросом оснащения спортивного зала и комплексных площадок необходимым оборудованием, в том числе и нестандартным.

Для достижения желаемых результатов в своей работе, все средства физического воспитания использую комплексно, во взаимном сочетании.

При подборе физических упражнений, строго веду учет влияния их на организм, использую научный подход к их подбору и применению.

Урок является основной формой организации занятий по совершенствованию физических качеств каждого ученика и в конечном итоге ведет к достижению ими физического совершенства.

Интенсификация обучения идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражнений, самостоятельной работы, метода алгоритмических предписаний, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей.

В занятиях с учащимися не прекращаю работу по освоению новых специальных подготовительных упражнений, по совершенствованию и адекватному применению их в вариативных условиях.

К обучению особенно сложным в координационном отношении двигательным действиям приступаю только тогда, когда соответствующие подводящие упражнения в достаточной степени отработаны. Это касается как элементов техники гимнастических, легкоатлетических, спортивно-игровых упражнений, так и заданий тактического характера в спортивных играх.

Для одновременного закрепления и совершенствования двигательных навыков (техники) и развития соответствующих координационных и кондиционных способностей многократно повторяю специальные подготовительные упражнения, целенаправленно и чаще изменяя отдельные параметры движения или их сочетания, условия выполнения этих упражнений, постепенно повышая объем и интенсивность физической нагрузки. В этих целях широко применяю разнообразные методические приемы: вариативное (переменное) упражнение, игровые и соревновательные. Таким путем достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей и обеспечивается связь развития способностей с углубленным техническим и тактическим совершенствованием.

Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, могут одновременно воспринимать сложные действия, отличаются большой организованностью, целенаправленностью, глубиной и точностью мышления. Поэтому в занятиях с ними шире применяю так называемые специализированные средства, методы и приемы: наглядные пособия, схемы, модели, раскрывающие особенности биомеханики движений, видеозапись.

В работе с учащимися использую все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Широко применяю метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности. Для точного контроля за индивидуальной переносимостью физической нагрузки применяю известные варианты круговой тренировки.

Важное значение при развитии двигательных качеств детей имеют подбор и применение подготовительных упражнений. Они могут быть по своей структуре близкими к разучиваемым действиям. В их числе - движения типа многоскоков, бега с высоким подниманием бедра, бега с доставанием высоко подвешенных предметов и др.

Целесообразно использовать и такие упражнения, которые служили бы одновременно подводящими и содействовали развитию основных двигательных качеств. С этой целью в младших классах необходимо использовать метод сопряженного развития качеств и обучения двигательным навыкам.

В средних и старших классах использую специальные подготовительные упражнения для направленного развития отдельных двигательных качеств.

Уроки в старших классах выражают тренировочную направленность способствовать повышению физической подготовленности школьников.

В этих классах учителю следует учитывать специфику физического воспитания девушек. Для них включаю упражнения, соответствующие укреплению мышц живота, а также формированию изящности, грациозности, пластичности движений.

Для развития силы широко использую динамические упражнения. Эффективны различные упражнения с собственным весом: разгибание рук в упоре лежа, подтягивание, упражнения с отягощениями и сопротивлением. Мышечную силу у старших школьников можно увеличивать за счет выполнения небольшого числа упражнений с около максимальным отягощением или большого количества повторений при среднем и малом уровне отягощения.

У учащихся начальных классов не следует форсировать прирост силы отдельных групп мышц, надо стремиться к их гармоническому развитию. В этом возрасте недопустимы занятия с большими отягощениями.

В среднем школьном возрасте увеличивается объем упражнений с отягощениями, в лазании по вертикальному канату, подтягивании, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, в простых и смешанных висах, упорах. В этом возрасте начинает резко проявляться различие в двигательных функциях мальчиков и девочек, поэтому важно дифференцированно подходить к определению для них интенсивности и объема силовых упражнений. В старших классах это различие более увеличивается. Для юношей развитие силы становится одной из главных задач. Наиболее эффективны для этого такие виды упражнений, как подтягивание, выход силой из виса в упор на перекладине, поднимание тяжести и др. Для девушек необходимы упражнения, содействующие укреплению мышц живота и спины, малого таза.

Благоприятный возраст для развития скоростно-силовых показателей 9-12 лет. Большинство скоростно-силовых упражнений связано с проявлением таких качеств, как: координация движений, гибкость и др.

Для развития скоростно-силовых качеств я использую прыжки на одной и двух ногах, прыжки со скалкой, в длину и в высоту с разбега, многоскоки, метание набивных мячей и гранаты, прыжки с поворотами на 90 градусов, бег на короткие дистанции, бег с высокого старта, многократные прыжки с максимальной высотой подскока, приседание на одной и двух ногах с акцентом на быстроту, беговые и прыжковые упражнения, игровые задания по сигналу, эстафеты, подвижные игры.

Сила - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, а также проявление здорового образа жизни. Поэтому ее развитию я уделяю исключительно много внимания.

Задачи силовой подготовки следует рассматривать только в тесной связи с техникой, тактикой и уровнем выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.

Выносливость - базовое качество для физической подготовленности учащихся. Она имеет большое значение для жизнедеятельности человека, следовательно, и для работоспособности организма.

Выносливость, как и другие качества, надо развивать на каждом уроке. Повысить выносливость можно, применяя специальные упражнения и увеличивая плотность интенсивности занятий. В этом отношении особенно эффективны беговые упражнения, передвижение на лыжах и коньках, плавание, кроссы, подвижные и спортивные игры.

Для развития выносливости у школьников следует использовать все основные виды занятий. В 10-12 лет для развития выносливости наиболее эффективен равномерный бег.

Во время развития силовой, скоростно-силовой выносливости ставится задача развития силовой способности противостоять утомлению.

Примерный перечень упражнений для развития выносливости:

Для развития выносливости у школьников старшего возраста использую бег в группе, бег на 400 метров, бег на 100-200 метров (по 3-4 раза) бег на 300-400 метров (по 1-2 раза), бег в переменном темпе на 1200-1500 метров, прохождение дистанции до 5 км с переменной интенсивностью и несколькими ускорениями по 400-500 метров, передвижение на лыжах в равномерной скоростью.

В некоторых упражнениях, например: подтягивание - не сразу удается добиться нужного числа повторений. В этом случае на первых порах его можно сократить до 4-6, но делать более короткие паузы отдыха между подходами или несколько упрощать упражнения, подтягивание с поддержкой.

Паузы отдыха между подходами колеблются от 30 секунд до двух минут. При выполнении упражнений с максимальной скоростью тренировочное отягощение несколько уменьшается, однако, должно быть таким, чтобы ученик мог выполнять от 10 до 20 быстрых движений. Такой прием, помимо создания условий, стимулирующих приложение усилий, оказывает определенное психологическое воздействие на ученика. Попав на соревнованиях после «тяжелых» условий в обычные, он, несомненно, сразу же настраивается на достижение хорошего результата.

Быстрота, как физическое качество, характеризуется способностью совершать двигательные движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение действия длится небольшое время, и утомление не возникает.

Быстрота зачастую является решающим фактором во многих видах спорта, да и в различных жизненных ситуациях.

Развивается она лучше всего в 8-13 лет. С целью развития этого качества, нужно выбирать упражнения, которые можно выполнить в относительно короткое время - до 10-20 секунд. Чтобы достичь лучших результатов в развитии у школьников быстроты, на уроках я включаю упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также - все виды действий, в которых можно регулировать скорость движения.

На уроках я применяю старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные и спортивные игры. Все упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части урока, когда организм детей еще не утомлен.

Проявлению максимума скоростных возможностей содействует положительный эмоциональный фон, поэтому с большим эффектом я прибегаю к игровым и соревновательным приемам. Этому же способствует поощрительные и одобрительные оценки.

Примерный перечень упражнений для развития у учащихся быстроты:

  • бег в максимальном темпе на 15-20-30 м;

  • метание малого мяча на дальность;

  • упражнение с палкой, мячом;

  • прыжки на месте и с поворотами через скакалку;

  • бег на месте в максимальном темпе - 3-7 секунд, по 3-5 раз с интервалами отдыха - 15-20 секунд.

Для развития координации движений у детей школьного возраста важно систематическое и последовательное обучение разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе более сложных форм координации движений. Для этого я использую общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами), упражнения акробатики, легкой атлетики, всевозможные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний на дальность и точность, освоение техники лыжного спорта, эстафеты и спортивные игры.

.

Большую работу провожу с учащимися для развития у них гибкости. Хорошая гибкость облегчает усвоение некоторых двигательных навыков, позволяет избежать травм, способствует лучшему проявлению и развитию других физических качеств: силы, быстроты, ловкости.

Гибкость - это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Максимальная амплитуда движений является показателем гибкости. Различают активную и пассивную гибкость.

Активная проявляется за счет собственных мышечных усилий, пассивная - под воздействием внешних сил.

Для воспитания гибкости использую упражнения с увеличенной амплитудой движения.

Использую несколько групп упражнений: махи, сгибание и разгибание, пассивные упражнения с партнером, помогающим увеличить амплитуду.

Гибкость - качество, сравнительно мягко воспитуемые, но требующее систематических упражнений (ежедневно). Упражнения на гибкость выполняются поворотным методом длинными сериями до появления ощущения легкой болезненности. Им должна предшествовать хорошая разминка (особенно в условиях низкой температуры).

Для развития гибкости следует учитывать возрастные особенности учащихся. Подвижность позвоночного столба, к примеру, увеличивается с 7 до 14-15 лет. Подвижность в тазобедренном суставе изменяется незначительно до 11 лет.

Перечень упражнений развивающих подвижность в суставах:

- для увеличения подвижности в плечевых суставах - метание, акробатические упражнения, лыжи, теннис, плавание;

- в тазобедренных - прыжки, бег, акробатика, футбол;

- в коленных - акробатика, лыжи, борьба, футбол, баскетбол;

- в голеностопных - бег, прыжки, метание, гимнастика, лыжи.

В зависимости от характера и формы выполнения специальных упражнений, а также от применяемых дополнительных средств (отягощения, резиновые шнуры и т.д.) можно выделить несколько групп упражнений:

  1. Махи с постепенно увеличивающейся амплитудой (в том числе с применением небольших отягощений).

  2. Пружинистые сгибания и разгибания с постепенно увеличивающейся амплитудой (в том числе с применением небольших отягощений).

  3. Статические напряжения с сохранением неподвижного положения тела или конечностей при максимальной амплитуде (например, выполнение гимнастической «ласточки»).

Упражнения «на гибкость» можно выполнить в самостоятельную часть занятия (5-10 мин.), но можно и чередовать с силовыми упражнениями, что более целесообразно. При этом желательно, чтобы те и другие упражнения воздействовали примерно на одни и те же группы мышц.

Упражнения «на гибкость», особенно выполняемые с максимальной амплитудой, должна предшествовать хорошая разминка. Особенно осторожным в этом отношении следует быть при занятиях в условиях низкой температуры.

Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях.

Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать.

Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей, из знакомых ученику двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен школьником.

В связи с этим основная задача тренировки по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки.

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами, чем точнее ощущает ученик свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.

Наиболее распространенные средства воспитания ловкости - это элементы акробатики, спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол, теннис), гимнастические упражнения. Подбор средств должен быть подчинен основному принципу - в упражнениях должен всегда содержаться элемент новизны, движение нужно постоянно усложнять, т.е. практически почти каждое общеразвивающее упражнение может рассматриваться как упражнение, направленное на воспитание ловкости, если в него постоянно вносить изменения, создавать непривычные, новые условия выполнения.

Упражнения «на ловкость» требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда ученик еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.

Большую роль в системе физического воспитания отвожу лыжной подготовке. Занятия на лыжах доступны в любом возрасте, так как физическая нагрузка может легко дозироваться в самом широком диапазоне как по длительности и характеру воздействия, так и по интенсивности, в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и подготовленности учащихся.

Результативность

Результативность включает в себя динамику улучшения работоспособности организма ребенка, в освобождении от закомплексованности при выполнении каких-либо упражнений двигательного характера, зависящих от индивидуальных качеств личности, в умении выполнять все требуемые в объеме школьной программы задания.

При распределении учебного материала по отдельным занятиям в тематическом плане необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

  1. Придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом учитывать повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их систематических занятий;

  2. Всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивание на одном занятии отрицательно влияющих друг на друга двигательных действий;

  3. На занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует знакомить с основами знаний и технике изучаемого действия, его влиянием на организм, правилами обеспечения безопасности при его выполнении;

  4. Использовать на уроке средства, разносторонне воздействующие на физическое развитие занимающихся;

  5. Количество и содержание задач на одном занятии должны соответствовать возможностям занимающихся и его учебно-материальному обеспечению.

На занятиях рекомендуется значительно шире применять специализированные средства, методы и методические приемы: наглядные пособия, схемы модели, раскрывающие особенности биомеханики движений, видеозапись, средства и приемы дублирования, ориентирования и избирательной демонстрации; приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации.

Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей

В тематическом плане фиксируется последовательность прохождения учебного материала и рационально строится содержание каждого конкретного занятия

Домашнее задание даю в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Для одних оно может сводиться к выполнению специально подобранных упражнений, повышающих уровень физической подготовленности, для других - это усвоение и закрепление технических элементов, для третьих то и другое одновременно. Домашние задания даю кратковременное (на период каникул, на четверть и т.п.).

Результаты выполнения таких заданий обязательно контролирую.

Наиболее подготовительных старших школьников нацеливаю на самостоятельные тренировочные занятия по индивидуальному плану. Самостоятельные тренировочные занятия повышают уровень технической и физической подготовленности учащихся главным образом применительно к уже определившемуся виду спорта. Эффективным средством контроля за комплексной подготовленностью учащихся и одновременно наибольшим стимулом для спортивного совершенствования учащихся являются соревнования и результат президентского тестирования. Не оставляю без внимания и тех учеников, которые совсем освобождены от уроков физической культуры. Их обязательно привлекаю в помощь при проведении урока или соревнования в качестве судей, помощников.

Всю массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу организую на основе внедрения многокомплексного универсального стандартного и нестандартного оборудования, инвентаря, тренажеров. Под моим руководством на протяжении многих лет проводятся спортивные вечера - праздники: «Здоровья», «Самый здоровый класс», «Самый здоровый ученик» которые стали традиционными в нашей школе

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным, достаточно замкнутым социомумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации позволяют учащимся получить доступ к информационным ресурсам сетей, самостоятельно осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения. В последние годы появилась возможность значительно повысить качество обучения, преодолеть отставание от разных развитых стран в области информации, обеспечить всем школьникам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям с помощью всемирной компьютерной сети Интернет. Используя сеть Интернет, я стараюсь вовлечь учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм (творческие и учебно - исследовательские работы и проекты).

У нас появилась возможность сравнивать спортивные результаты не только со сверстниками своего района и области, а так же других областей и зарубежных стран.

Результаты, полученные в процессе апробации.

За последние три года наблюдается положительное воздействие инновационной деятельности на учащихся, рост учебных достижений.

В 2008-2009 учебном году 137 учащихся из 144 (95%) обучается на «4» и «5», а 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах все учащиеся выполняют программу по физической культуре на «4» и «5».

Выводы по материалам исследования:

В ходе сравнительного анализа результатов исследования за последние три учебных года можно констатировать наличие устойчивой положительной динамики развития мотивации занятий физкультурой и спортом у школьников 7х и 11х классов.

Таким образом, можно сделать вывод о создании условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура и положительной мотивации к урокам

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы использую мониторинг состояния здоровья детей, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы.

Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Применение нестандартного инвентаря и оборудования позволило эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания, найти пути решения проблемы развивающего обучения на уроках и внеклассных занятиях, использовать вариативный способ поточного дублирования и организации деятельности школьников при групповом выполнении общеразвивающих упражнений.


11

© 2010-2022