• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методические рекомендации по повышению заинтересованности предметом физическая культура у учащихся младших классов

Методические рекомендации по повышению заинтересованности предметом физическая культура у учащихся младших классов

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Погребнёв Сергей Сергеевич

Государственное учреждение образования «Средняя школа №39 г. Гродно»

Погребнёва Ольга Александровна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №26 г. Гродно»

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ.

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учителем нетрадиционных форм проведения урока, а также нестандартных методов и средств обучения (метод круговой тренировки, соревновательный метод, общеразвивающие упражнения координационной направленности). Предоставляется примерный конспект урока Физической культуры, по разделу: Подвижные игры.

Ключевые слова: мотивация, нетрадиционные формы проведения урока, круговая тренировка, проходной способ проведения.

Начало школьной жизни является переломным моментом в жизни у ребёнка. Переход к новому положению, отношения со взрослыми и сверстниками, в семье определяются тем, как они выполняют свои первые и важные обязанности в школе, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой. Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками управляет, прежде всего, интерес к двигательной активности, они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть. Активность учащихся на уроке во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования[2]. Однако учителю необходимо подбирать более интересные и доступные упражнения.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности [3].

Мотивация учащихся носит дифференцированный характер. Она зависит от многих факторов: материально-технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, условий проведения урока (место проведения), особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих учащихся и т.п.

Я считаю, что поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями. Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры является отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малая или чрезмерная физическая нагрузка, плохая организация урока. Поэтому учителю необходимо планировать свою педагогическую деятельность опираясь на правило от простого к сложному, от неизвестного к известному, от неинтересного к интересному.

Необходимо отметить очень важным применение средств наглядности, учебных карточек и стендов, технических средств обучения. Наглядность - необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре, поэтому различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к физической культуре. Одним из примеров наглядности может служить деятельность самого учителя при выполнении самих упражнений, как в начале изучения, так и во время соревновательной деятельности.

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна.

Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; определенное место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах и т.д.

Результативные мотивы, на мой взгляд, необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение которого должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает мотивация к занятиям физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.

Современный урок физической культуры должен обеспечивать единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставить задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы добиться этого, мало разнообразить методы, средства и формы организации обучения, создавать игровые и соревновательные ситуации, необходимо реализовать межпредметные связи, которые подталкивают к поиску нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.

За время своей педагогической деятельности, я пришёл к выводу, что необходимо максимально разнообразить урок нетрадиционными формами и средствами обучения. Я стараюсь «украсить» школьный урок различными упражнениями, которые не входят в школьную программу, избегаю монотонности, повышаю эффективность занятия за счет эмоционального и соревновательного компонента и, самое главное, пробуждаю интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями, за счет активизации познавательных процессов самоанализа.

В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков:

  1. Урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);

  2. Тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;

  3. Урок, построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);

  4. Круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;

  5. Урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;

  6. Урок, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д. [1]

Конечно же, это далеко не полный перечень нетрадиционных уроков в начальной школе. Но у всех есть одно неоспоримое преимущество - они дают (в отличие от традиционных уроков) возможность учащимся проявить творчество и инициативу. Второй отличительной особенностью таких уроков, как уже отмечалось выше, является их высокая моторная плотность (до 80 - 90 %)[1]. Поэтому от умения учителя правильно построить занятие, правильно организовать самостоятельную деятельность школьников, от разумного сочетания работы и отдыха будет, в конечном итоге, зависеть эффективность решения поставленных задач на уроке и заинтересованность учащихся предметом.

Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках достаточно известны, но, к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. В своей практике я очень часто использую метод круговой тренировки, общеразвивающие упражнения проходным способом проведения под музыкальное сопровождение, нестандартные упражнения, которые повышают эмоциональный фон занятия и моторную плотность урока. На уроках часто присутствует соревновательный компонент, который способствует стимуляции самоанализа собственной деятельности (особенно при безотметочном обучении), а это в свою очередь, откладывает свой отпечаток на мотивационной составляющей к предмету.

Лишь только высокий профессионализм преподавателя и любовь к своему делу в сочетании с различными методами, формами, средствами и приёмами организации занятий дают возможность повышения мотивации учебной деятельности и заинтересованности учащихся в предмете.

Вашему вниманию я предоставляю конспект урока физической культуры для 3 класса, раздел: подвижные игры, на тему: «Прыжки под большую скакалку. Перестрелки», На этом уроке я использую нетрадиционные средства обучения (проходной способ проведения ОРУ с баскетбольными мячами под музыкальное сопровождение, прыжки под большую скакалку с разнообразными упражнениями координационной направленности, соревновательный метод проведения подвижной игры «Перестрелки»).

Литература:

  1. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.

  2. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. «Мастера психологии». - 512 c.

  3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

© 2010-2022