• Преподавателю
  • Физкультура
  • Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста Учитель физической культуры  ЗСОШ Булатова Ю.А   В настоящее время образование требует, чтобы каждый включался в социальные процессы как устойчивая, активная, творческая личность. Именно высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможности освоения им всех культурных общечеловеческих ценностей и в этом смысле является основой, без которо...      класс период Уровень сформированности знаний необходимых для ведения здорового образа жизни.     Уровень сформированности умений выполнять практические действия по здоровому образу жизни.   Уровень сформированности навыков здорового образа жизни.   Уровень осознанности выполняемых мероприятий оздоровительной направленности   Прирост двигательных способностей   Посещаемость уроков физической культуры, секций, спортивных клубов.   Уровень подверженности заболеваниям   Количество учащихся занимающихся в специальной медицинской группе.   Общая установка на здоровый образ жизни   Познавательная активность   Утомляемость в течение учебного дня                                             Положительная динамика формирования знаний, умений, навыков, привычек здорового образа жизни и их самостоятельное выполнение свидетельствует о необходимости качественной организации систематических физкультурных занятий в режиме учебного дня.                         Представленная методика дает стабильные результаты, не требуя больших усилий и много времени для освоения. Действует не только в руках автора, и не требует дополнительных консультаций. Рассч...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

Учитель физической культуры

ЗСОШ Булатова Ю.А

В настоящее время образование требует, чтобы каждый включался в социальные процессы как устойчивая, активная, творческая личность. Именно высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможности освоения им всех культурных общечеловеческих ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения этих ценностей малоэффективен.

Именно в детском возрасте формируются все физиологические структуры, определяющие возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, и самосохранении как можно раньше.

Школа - это социально-экономическое звено, которое играет не маловажную роль в формировании здоровьесберегающих технологий. Качественная организация двигательного режима школьника и вовлечение его в различные физкультурно-оздоровительные мероприятия - это то, что нам необходимо на сегодняшний день.

В режиме учебного дня следует с наибольшей рациональностью использовать перемены между уроками. Учитывая функциональные особенности организма младших школьников и уровень их физической подготовленности, подбираются наиболее эффективные методы и методические приемы по организации двигательной деятельности. Важным условием в организации занятий является регулярность, систематичность.

Методика

Основная цель физкультурной работы в межурочный период - это формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, расширение кругозора знаний, умений и навыков по оздоровлению организма. Данная методика направлена на решение следующих задач: воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности подрастающего поколения, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между собой и с педагогом, общее оздоровление организма.

Группы для занятий формируются по 10-20 человек, в состав которых входят дети первого, второго, третьего и четвертого класса, в зависимости от числа обучающихся в школе. Число мальчиков и девочек по возможности уравнивается. Такая комплектация групп не случайна. Детям первого и второго класса сложно ориентироваться в терминах, командах, жестах которыми насыщен любой урок физической культуры. На наглядном примере они учатся от своих товарищей постарше, что в дальнейшем положительно сказывается в освоении программного материала на уроках физической культуры и позволяет не тратить драгоценное время на дополнительное изучение простейших основ физкультурных знаний, умений, навыков. А также совместные занятия помогают первоклашкам быстрее справиться с тревогой, которая присуща большинству «новобранцам». Занимаясь в одной группе, школьники учатся культуре общения, где свое превосходство в чем - либо каждый используют в нужном направлении, помогая друг другу в освоении того или иного действия.

Модель данной методики строится по принципу от простого к сложному, состоит из четырех основных этапов и рассчитана на многолетнюю перспективу.

Занятия проходят на большой перемене после третьего урока их продолжительность в среднем 20 минут 5-7, из которых отводится на комплекс общеразвивающих упражнений, 10-12 подвижные игры, 3-5 упражнения или игры на восстановление дыхания.

Начальный этап физкультурной деятельности включает в себя основные элементы школы движений. Здесь все комплексы упражнений имеют сюжетно-ролевую основу и проводятся в игровой форме. Большинство элементов уже знакомы всем, учащиеся продолжают совершенствовать свое мастерство в их исполнении. Идет процесс постепенного врабатывания, дается установка на долгую плодотворную работу, которая будет требовать полной самоотдачи. Приветствуются упражнения и игры, в которых присутствуют элементы речевого общения друг с другом, общее обращение к кому либо. Обязательным условием предлагаемого материала на данном этапе является его понятность, доступность.

На втором этапе постепенно добавляются не включенные в школьную программу упражнения (танцевальные шаги, гимнастические, акробатические элементы, релаксационные упражнения, элементы самомассажа). Используются игры больше ориентированные на развитие скорости, выносливости, координации, быстроты реакции мышления, а так же физические упражнения, требующие концентрации внимания, четкости исполнения. Для некоторых учащихся, согласно их возрастным и функциональным особенностям, физические действия более сложного характера упрощаются.

Уже на третьем этапе данной методики, ко всем освоенным комплексам физических упражнений постепенно добавляется работа с всевозможными предметами. Сначала это будут флажки, различные геометрические фигуры, маленькие мячи. Дальше посложнее: скакалки, обручи, мячи (волейбольный, баскетбольный, футбольный, гимнастический), гимнастические палки, гимнастические ленты. Добавляются степы, используется дополнительное нестандартное оборудование. После освоения каждого предмета в отдельности, происходит их объединение в два, три. Идет изучение комплексов упражнений в парах, тройках, полной группой. Такая организация занятий придает особую красочность, насыщенность, эмоциональный фон детей возрастает в разы. Добавляются более сложные игры с элементами пионербола, волейбола, баскетбола, гандбола. Уделяется максимум внимания формированию чувства коллективизма, слаженности в командной работе.

Заключительным должен стать этап самостоятельной работы учащихся, где им предоставляется полная свобода воображения, результатом которого будет небольшое показательное выступление. Конечно, активная позиция учителя не исключается. Содержание показательного выступления строится по следующей схеме. Вначале проходит действие замысел, которого показать всю важность и эффективность занятий физической культурой. Это может быть миниатюра, пантомима, демонстрация наглядных пособий либо коллективный рассказ, продолжительностью 1,5-2 минуты. Затем комплекс упражнений полной группой под музыкальную композицию, состоящую из двух-трех ритмов, длительностью в 3-5 минут.

Продолжительность каждого этапа определяется качеством освоения материала большинством учащихся. Необходимо построить весь курс занятий таким образом, чтобы переход между этапами был как можно менее заметным.

Большая часть занятий проводятся под музыкальное сопровождение и по возможности на свежем воздухе. Композиции подбираются конкретно к каждому комплексу упражнений и составляются из нескольких ритмов. В работе дополнительно используются средства ИКТ, это позволяет учащимся воочию увидеть и положительные, и отрицательные результаты своей деятельности. Преподаватель же имеет возможность детально изучить все составляющие каждого занятия. Впоследствии при необходимости данные материалы используются при работе с родителями.

Один раз в установленный период в группах продленного дня выбирается, разучивается лучшая фраза или речевка, которую дети придумывают сами, на тему здорового образа жизни и с нее начинается каждая подвижная перемена. К примеру:

- Спорт поможет быть здоровым, сильным, быстрым и проворным, быстро бегать, выше

прыгать и вообще нам в жизни выжить.

- чтоб зимою не чихать надо тело закалять.

- я проснулся, улыбнулся, сел и кувыркнулся. Делайте, как я будете здоровые друзья.

А также регулярно ведется опрос, главная цель которого выяснить какие у детей есть идеи, предпочтения по организации подвижной перемены.

Примерный перечень основного оборудования, инвентаря для физкультурных занятий на подвижной перемене: спортивный зал либо просторное помещение, спортивная (игровая) площадка, мячи (волейбольный, баскетбольный, футбольный, гимнастический, теннисный), гантели, скакалки, обручи, различные геометрические фигуры, флажки, гимнастические палки, гимнастические ленты, гимнастические коврики, гимнастические скамейки, степы. Приветствуется наличие ИКТ.

Массу дополнительного инвентаря можно сделать самим вместе с детьми главное, чтобы он был безопасным. Такая ответственная работа в подготовке к занятиям школьникам очень нравится. Приветствуется и рассматривается любая инициатива детей. Можно использовать и нестандартное оборудование, также сделанное совместно с учащимися.

Данная разработка довольно легко внедряется в образовательный процесс, не нарушая его целостности. Дополнительно школьники проходят тестирование двигательных способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, гибкости) на каждом этапе освоения программного материала. Результаты в доступной форме отображаются в таблице спортивного уголка, где все желающие могут проследить динамику развития конкретного ребенка.

Данная методика успешно сочетает в себе множество направлений физической активности (фитнес, шейпинг, аэробика, акробатика, элементы самомассажа, релаксационные упражнения и т.,д.), дети знакомятся с различными музыкальными жанрами и характерными для различных народов движениями, что позволяет полностью исключить однообразие занятий, и поднять мотивационный фон.

По итогам каждого учебного года проводится дополнительное анкетирование учащихся и их родителей с целью определить уровень сформированности знаний, навыков и умений здорового образа жизни.

После обработки всех данных составляется рекомендуемый план оздоровительных мероприятий на период летнего отдыха конкретно на каждого учащегося.

Результаты работы по всем направлениям данной методики фиксируются в таблице.

класс

период

Уровень сформированности знаний необходимых для ведения здорового образа жизни.

Уровень сформированности умений выполнять практические действия по здоровому образу жизни.

Уровень сформированности навыков здорового образа жизни.

Уровень осознанности выполняемых мероприятий оздоровительной направленности

Прирост двигательных способностей

Посещаемость уроков физической культуры, секций, спортивных клубов.

Уровень подверженности заболеваниям

Количество учащихся занимающихся в специальной медицинской группе.

Общая установка на здоровый образ жизни

Познавательная активность

Утомляемость в течение учебного дня






Положительная динамика формирования знаний, умений, навыков, привычек здорового образа жизни и их самостоятельное выполнение свидетельствует о необходимости качественной организации систематических физкультурных занятий в режиме учебного дня.

Представленная методика дает стабильные результаты, не требуя больших усилий и много времени для освоения. Действует не только в руках автора, и не требует дополнительных консультаций. Рассчитана на проведение в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Передаваема не только особенно способным к ней людям, а абсолютно всем.

Представленный материал изложен в доступном понятном каждому виде, где смысл сказанного не маскируется за «высоким научным стилем». Все компоненты методики и связи между ними понятны, а основные положения аргументированы и проверены на практике.

Данная методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершенствовать свое мастерство, развивать педагогический инструментарий, в том числе и саму эту методику.

Заключение

Анализ литературы и педагогической практики по проблеме здоровья детей говорит о великой роли педагога в здоровьесберегающей педагогике. В настоящее время можно с уверенность утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

  • изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, к своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

  • изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

  • изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

При этом педагог должен уметь:

  • анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

  • владеть основами здорового образа жизни;

  • устанавливать контакт с коллективом учащихся;

  • наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

  • прогнозировать развитие своих учащихся;

  • моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

  • личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая в систему работы в условиях педагогики оздоровления и школьную перемену.


© 2010-2022