План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Кушумская СОШ- детсад

План-конспект

урока по основам безопасности жизнедеятельности

" Ориентирование на местности без карты"












Подготовила: учитель физической культуры Пухова С.Г.













План-конспект

урока по основам безопасности жизнедеятельности

" Ориентирование на местности без карты"

Форма урока: практическое занятие

Задачи:

  1. Обучение различным способам ориентирования на местности.


  1. Изучение местной окружающей среды.

  2. Воспитывать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе.

  3. Укрепление и сохранение здоровья учащихся

Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.

Оборудование: часы, компасы, учебник ОБЖ класс

Ход урока:

I. Вводная часть (5 минут):

I. Организационный момент. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о природе района

2. С родителями обсудить: «Куда отправиться за ягодами и грибами?»

II. Основная часть (35 минут):

II. Проверка домашнего задания: взаимопроверка, опрос.

III. Объяснение нового материала.

Ориентирование на местности - это определение своего место­положения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или вы­бранного направления движения. В боевой обстановке ориентиро­вание на местности включает также определение своего местополо­жения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

Ориентироваться на местности можно с помощью топографичес­кой карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта.

В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта опре­деляются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты

Рис. 1. Компас Адрианова

а - общий вид; б - крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в - лимб, стрелка и тормоз, 1 - мушка, 2 - магнитная, стрелка, 3 - тормоз, 4 - прорезь

действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки рас­полагаться вдоль магнитного меридиана север - юг, необходимо вна­чале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходи­мо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая ком­пас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компа­са направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После этого визированием через прорезь и мушку замеча­ют местный предмет (ориентир), который затем используется для ука­зания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

Для определения сторон горизонта по положению Солнца доста­точно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом-в 8.00) - на востоке, в 13.00 (14.00)-на юге, в 19.00 (20.00) - на западе.

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты

Рис. 2. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а -до 13 часов; б - после 13 часов

При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.2) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы ча­совая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно на­правление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня - дугу, которую она прошла после 13 (14) часов.

Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необхо­димо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем


План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты

Рис. 3. Отыскание Полярной звезды

отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и 6) мысленно продолжить в сторо­ну расширенной его части и от­ложить пять раз (рис. 3). По­лученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солн­цу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обра­стают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторо­на муравейника круче южной;

ягоды и фрукты раньше приобре­тают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

Алтари православных церквей и протестантских кирх обращены всегда на восток, колокольни - на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север - юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.4).

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты


Рис. 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны го­ризонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных пред­метов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м - заводская труба, западнее 200 м - хутор, южнее 300 м - река, восточнее 500 м - дорога».

ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ

Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направ­ление и точно выйти в назначенный пункт.

При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

Им называется горизонтальный угол, измеря­емый на предмет. Он имеет значения от 0 до 360°. Для определения магнитного азимута на местный предмет с по­мощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы ви­зирная линия прорезь - мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направле­ния) на местный предмет (рис. 5).

Обратный азимут - это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он боль­ше 180°.

Для определения направления на ме­стности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать ком­пас. Затем, удерживая компас в ориен­тированном положении, заметить на

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты

Рис. 5. Магнитные ази­муты: на лиственное дерево - 56°; на фабричную трубу - 137°; на ветряную мельницу - 244°, на ель - 323°

местности по визирной линии прорезь - мушка удаленный предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, держать его необходимо на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плот­но прижать к боку.

Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на мар­шруте движения и расстояние между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). Эти данные подготавливает командир отделе­ния (взвода) и оформляет в виде схемы маршрута движения (рис. 6) или таблицы (табл.1).

Таблица 1

№ по пор.


Участок маршрута


Магнитный азимут в градусах


Расстояние в парах шагов


1

2

3


Сарай - вышка

Вышка - курган

Курган - отдельное дерево


80

88

78


610

580

850


При движении по азимутам последовательно переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходном

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности Ориентирование на местности без карты

Рис. 6. Схема маршрута движения по азимутам (п. ш. - пар шагов)

и всех последующих поворотных пунктах (у ориентиров) по задан­ному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В этом направлении применительно к конкретным ус­ловиям выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспо­могательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточ­ного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следую­щий ориентир.

На открытой местности, где трудно найти ориентир, направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, сле­дят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади зна­ки (на снежном поле это могут быть следы собственного движения).

Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам, постоянно сравни­вают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии карты (схе­мы) сличают с ней местность и маршрут движения.

В тех случаях, когда необходимо возвратиться обратно по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точ­ки и яркие звезды. Если такой возможности нет, то направление вы­держивается по компасу, то есть компас со свободно опущенной стрел­кой все время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают та­ким образом: замечают ориентир по направлению движения на про­тивоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят пре­пятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, опреде­лив предварительно по компасу направление прерванного пути.

III. Заключительная часть (5 минут):

IV. Закрепление.

V. Итог урока.

Мы на сегодняшнем уроке научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

VI. Домашнее задание.

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей.


© 2010-2022