Статья: Здоровые дети – здоровая нация

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровые дети - здоровая нация.

Н.А.Назарбаев

«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
Сухомлинский В.А

Основная цель общего среднего образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе к самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Основные критерии и базовые основания построения образовательного стандарта направлены на реализацию данной цели. Наиболее ценным критерием образовательного стандарта 12-летнего обучения является разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся, соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащимся, их способностям и возможностям на каждой ступени образования, личностная ориентация содержания образования.

В совместных условиях мировых скоростей и стрессов создание таких условий позволяет раскрыть молодым людям для себя своё "Я", сохранив при этом потенциал психического и физического здоровья.

Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.
Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании"; "Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года", Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2020 года, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", Совещанием министров об­разования европейских стран в Болонье, ре­комендациями ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

Содержание казахстанского среднего общего образования характеризуется регламентацией получения учащимися знаний, умений и навыков по областям отдельных учебных предметов, что недостаточно для компетентного участия их в жизни. Информационная перегруженность содержания образования ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянства изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

Поэтому в настоящее время проблемы здоровьесбережения нации находятся в центре внимания Правительства РК, законодательных органов власти нашей страны, мирового сообщества и различных общественных организаций. Наша задача - воспитание здорового человека, гражданина Казахстана, пропагандирующего здоровый образ жизни, отрицающего вредные привычки, имеющего положительное отношение к окружающей его природной среде, умеющего решить экологические проблемы Родины.

Поэтому необходимо создавать при школах целостную систему, отражающую здоровьесбережение учащихся, которая представляет собой широкую область целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной на положительную динамику психофизического состояния учащихся.

Предпрофильное обучение старших классов ставит следующие задачи:

  • показать место и роль школьных предметов в структуре профессий; должна произойти интеграция школьных учебных предметов в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

  • предоставить возможность старшим школьникам выполнить большую серию трудовых, технологических, социальных, профессиональных проб и получить минимальные представления о своих потенциальных возможностях и предпочтениях; осуществить социальную педагогическую диагностику готовности к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением;

  • сформировать у подростков образы эффективного труженика, благополучной трудовой карьеры, "идеальной профессии".

Диагностикой и коррекцией деятельности учащихся и педагогического состава занимается психологическая служба; развитие предпрофильного обучения на основе грамотной учебной - методической базы - это фронт деятельности преподавателей; учебно-воспитательная работа в таких условиях обучения ориентируется на внедрении новых педагогических здоровье сберегающих образовательных технологий.

Календарно-тематическая планирование по дисциплинам: физика, химия, биология, математика, информатика, физическая культура, основы здоровья, природоведение,ОБЖ - составлено таким образом, чтобы в обязательный минимум обученности входили знания, умения и навыки об экологии человека, его здоровье и жизнедеятельности.

Так на уроках математики учителя предлагают учащимся специальный материал и задачи, которые могут заинтересовать учащихся не только в лучшем изучении математики, но и проведении любопытных медицинских исследований. На своих уроках учителя рассказывают о японском ученом Ниши, который с помощью дифференцированных и интегральных вычислений вывел идеальную формулу давления и назвал ее "Золотым сечением". По его словам это и есть ключ к здоровью человека. Изучая тему "Пирамида", приводятся сведения об исследованиях ученых-медиков: одиннадцатиметровая пирамида, у которой сторона квадратного основания вдвое меньше высоты, способна оказывать эффективное гармонирующее воздействие в радиусе нескольких сотен метров. Установлено, что люди, регулярно употребляющие продукты и воду заряженные в пирамиде, гораздо меньше подвержены туберкулезу, гепатиту, онкологическим заболеваниям и легче от них избавляются, т.е. пирамида явно стимулирует и усиливает обмен веществ в живых организмах, укрепляя иммунную систему. При изучении симметрии - с интересом учащиеся узнают, что смещение макушки, т.е. нарушении симметрии может привести к заболеваниям внутренних органов.

Учителя физики в качестве одной из методических задач выбрали следующую: "Привитие навыков здорового образа жизни учащимся 6-11 кл.". Поскольку состояние здоровья учащихся не на должном уровне, то для учителей физики назрела необходимость составления программ, имеющих элементы здоровье сберегающих технологий. Так на уроках физики в целях профилактики здоровья учащихся, учителя считают целесообразно заострять внимание на таких явлениях, как инерция движение транспорта (в целях безопасности пешеходов на дороге), определение положение центра масс (предотвращение травматизма на уроках физической культурой).

Кроме того, серьезно усилена прикладная, практическая направленность различных курсов физики с изучением правил техники безопасности и пожарной безопасности при работе с электроприборами .

На уроках информатики при работе на компьютере обращается внимание на безопасность для здоровья режима выполнения заданий: учащиеся знакомятся с правилами, позволяющими сохранить зрение, не получать перегрузки нервной системы и избежание психических расстройств, связанных с привыканием к игровым компьютерным программам и виртуальному общению посредством сети Интернет.

Учителя биологии, химии являются активными пропагандистами здорового образа жизни, так как практически каждая тема из курсов "Человек и здоровье", "Неорганическая химия", "Органическая химия" связана с обменом веществ и энергии живых биологических систем, в том числе и человека, на атомарно-молекулярном, клеточном, популяционно-видовом и биосферном уровнях.

Таким образом, интегральным результатом здоровьесберегающей направленности содержания общего образования должно стать становление здорового телом и духом человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего достоверными фактами и знаниями, которые позволят ему решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представлениям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

  • включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;

  • учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс;

  • разнообразие форм учебной деятельности;

  • благоприятный эмоциональный настрой.

Как подобрать здоровьесберегающие средства?

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» - ощутить, «аудиалы» - услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Немаловажное значение приобретает создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, которая целостно отражает в организации образовательного процесса задачи развития психически и физически здоровой личности.
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить свои занятия физическими упражнениями. Сегодня школьная физическая культура все больше становится ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни.

Для нынешнего поколения эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в школе должно исходить из следующего условий:
- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии школьников;
-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;

Для нынешнего поколения эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат школьника самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в школе должно исходить из следующего условий:
- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии школьников;
-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;

-физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;
- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.

Учебному предмету «Физическая культура» отводится особая роль в реализации задач по здоровьесбережению школьников. В учебных программах и пособиях этого курса увеличилось число заданий теоретического и практического характера; появилось большое разнообразие упражнений для развития кондиционных и координационных двигательных способностей каждого ученика по прогрессивной шкале оценивания; увеличилось число упражнений, пробуждающих и развивающих.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Учитывая специфику предмета «Физическая культура», условно этапы самоопределения детей (по А.П. Матвееву) можно обозначить:

  • 1-й этап - пропедевтический (7-9 лет). Задачи: формирование интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечение последовательности ее познавательных и практических результатов.

  • 2-й этап - поисково-зондирующий (10-12 лет). Задачи: формирование интереса учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности, ее осознанного выбора как средства самореализации и организации здорового образа жизни.

  • 3-й этап - профессионально-ориентированный (13-15 лет). Задачи: обогащение опыта спортивной деятельности и побуждение к реальной оценке своих возможностей и достижений, выбор направленного углубленного освоения спортивно-оздоровительной деятельности.

  • 4-й этап - профессионально-адаптационный (16-18 лет). Задачи: целенаправленное приобретение практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность), овладение знаниями и способами ее организации; создание условий для активного самопознания и соотнесение знаний о себе с практикой избираемой профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Такая поэтапная динамика процесса самоопределения нашла отражение в разработке государственного стандарта содержания образования в области физической культуры, где первый этап соотносится с начальной школой, второй и третий - соответственно с основной школой и четвертый этап - со старшей школой.

Все это, в свою очередь, требует разработки системы дифференцированного обучения учащихся на всех ступенях общего образования в области физической культуры и внедрения в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся.

Исходя из этого можно сделать вывод, насколько важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Физическая культура - это развитие физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной личности.
Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая культура должен занимать одно из ведущих мест среди других предметов и способствовать решению важных общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей.

Таким образом, физическая культура, являясь частью культуры общей, способствует развитию и подготовке школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, а спорт является так называемой "школой жизни".
Занятия физической культурой и спортом формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения.

Школьная физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других, потребность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, к самореализации.


© 2010-2022