- Преподавателю
- Физкультура
- Нестандартные подходы при обучении волейболу
Нестандартные подходы при обучении волейболу
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ломакина Т.П. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Нестандартные подходы при обучении волейболу
Техника игры в волейбол довольна сложна. Во-первых, это связано с тем, что после подачи, атакующего удара мяч летит с большой скоростью, и это затрудняет приём мяча. Во-вторых, изучать волейбол учащиеся начинают с V класса, перед этим освоив уже в начальной школе азы баскетбола. И вот тут-то у ребят появляются трудности в освоении волейбольной верхней передачи. В отличие от баскетбола мяч при выполнении данного приёма надо отбивать, причём ладони не должны касаться мяча.
Хочу поделиться с коллегами некоторыми методическими наработками, которые использую на уроках физической культуры при изучении волейбола.
В основной школе для более эффективного овладения верхней передачей мяча я использую в работе обычный школьный мел. Перед началом выполнения упражнения с мячом ребята покрывают ладони мелом. После выполнения передачи над собой в парах на ладонях должно остаться как можно больше мела. Это позволяет и самостоятельно контролировать учащимся правильность выполнения данной передачи мяча.
При выполнении нижней передачи мяча мел наносят на «манжеты» рук. Соответственно, на руках в области запястьев мела не должно быть. Обязательно надо похвалить тех, кто справился с заданием лучше других. Они могут показать ребятам своё умение выполнять тот или иной элемент.
Следующее упражнение по совершенствованию верхней и нижней передач мяча выполняют в тройке. Учащиеся располагаются на боковых линиях площадки напротив друг друга. Где находятся два человека - там и мяч. Необходимо переместиться к противоположной стороне, всё время выполняя передачу мяча. При выполнении передачи в движении ребята, как правило, смотрят на мяч, не видя ничего вокруг. Поэтому им дают задание: ученик, к которому перемещается партнёр, поднимает над головой руку и на пальцах показывает любую цифру от 0 до 5. Сначала это может быть только одно число. По мере освоения элемента, количество цифр можно довести до трёх (интервал между сменой цифр 2-3 сек., а после показа каждой цифры руку надо обязательно опускать). Когда осуществляется передача мяча партнёру, тому необходимо назвать увиденные числа. Это упражнение можно проводить и в виде соревнования. Тогда за правильный ответ ученик получает 1 премиальный балл. В тройке выигрывает тот, кто наберёт больше баллов.
Для усложнения задания школьников распределяют на две равные группы. Ребята располагаются по всему спортивному залу. Мяч находится у каждого участника одной из групп. Игроки без мячей стоят на месте. По звуковому сигналу школьники начинают выполнять передачи мяча с перемещением по площадке, всё время обходя стоящих игроков. Задание выполняют 15-20 сек., затем по сигналу происходит смена ролей.
Один из вариантов усложнения задания: у учителя в руках два цветных кубика, для каждой группы свой цвет. Упражнение выполняет та группа, чей кубик поднят над головой учителя. Сложность задания заключается в том, что учитель всё время перемещается по спортивному залу, тем самым заставляя ребят быть более внимательными и собранными.
Данные упражнения помогают развивать координацию движений, периферическое зрение, учат ориентации на площадке (эти упражнения можно использовать и при разучивании ведения мяча в баскетболе).
В старших классах при изучении такого элемента как двойной блок, можно использовать следующие упражнения. Школьники распределяются на шестёрки. С одной стороны волейбольной сетки установлена гимнастическая скамейка, на которой с мячами стоят по зонам 2, 3, 4 три игрока. С другой стороны стоят блокирующие игроки. Учитель располагает за спиной у блокирующих и подаёт зрительный сигнал учащимся с мячами. Тот ученик, на кого показал учитель, должен поднять мяч над сеткой. Свободный игрок перемещается к основному, то есть в зону, где находится мяч, и выполняет блокирование. Выполняется пять блокирований, затем происходит смена зон. После выполнения упражнения игроки меняются местами (блокирующие встают на скамейку, а кто держал мяч, становятся блокирующими). Темп выполнения задания должен быть высоким.
Пока шестёрка работает у сетки, другие ребята выполняют упражнения по заданию учителя.
Для развития быстроты реакции и совершенствования приёма мяча с подачи используют следующее упражнение. К волейбольной сетке бельевыми прищепками прикрепляют непрозрачную ткань на всю длину сетки, тем самым закрывая обзор игрокам, находящимся на противоположной стороне. Ребята располагаются по три принимающих игрока на каждой стороне, остальные выполняют подачи мяча. Обязательно устанавливается для игроков, расположенных на каждой стороне площадки, очерёдность подачи. По свистку учителя игроки одновременно выполняют подачу мяча с обеих сторон площадки. Темп выполнения упражнения задаёт учитель.
Этот способ можно использовать и в младших классах при игре в пионербол.
Все приведённые методические приёмы помогают разнообразить процесс обучения, а главное, при этом значительно повышается уровень подготовки учащихся