Нестандартные подходы при обучении волейболу

Техника игры в волейбол довольна сложна. Во-первых, это связано с тем, что после подачи, атакующего удара мяч летит с большой скоро­стью, и это затрудняет приём мяча. Во-вторых, изучать волейбол учащиеся начинают с V класса, перед этим освоив уже в начальной школе азы баскетбола. И вот тут-то у ребят появляются труд­ности в освоении волейбольной верхней переда­чи. В отличие от баскетбола мяч при выполнении данного приёма надо отбивать, причём ладони не должны касаться мяча. Хочу поделиться с кол...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартные подходы при обучении волейболу

Техника игры в волейбол довольна сложна. Во-первых, это связано с тем, что после подачи, атакующего удара мяч летит с большой скоро­стью, и это затрудняет приём мяча. Во-вторых, изучать волейбол учащиеся начинают с V класса, перед этим освоив уже в начальной школе азы баскетбола. И вот тут-то у ребят появляются труд­ности в освоении волейбольной верхней переда­чи. В отличие от баскетбола мяч при выполнении данного приёма надо отбивать, причём ладони не должны касаться мяча.

Хочу поделиться с коллегами некоторыми методи­ческими наработками, которые использую на уроках физической культуры при изучении волейбола.

В основной школе для более эффективного овла­дения верхней передачей мяча я использую в работе обычный школьный мел. Перед началом выполнения упражнения с мячом ребята покрывают ладони ме­лом. После выполнения передачи над собой в парах на ладонях должно остаться как можно больше мела. Это позволяет и самостоятельно контролировать учащимся правильность выполнения данной пере­дачи мяча.

При выполнении нижней передачи мяча мел нано­сят на «манжеты» рук. Соответственно, на руках в об­ласти запястьев мела не должно быть. Обязательно надо похвалить тех, кто справился с заданием лучше других. Они могут показать ребятам своё умение вы­полнять тот или иной элемент.

Следующее упражнение по совершенствованию верхней и нижней передач мяча выполняют в трой­ке. Учащиеся располагаются на боковых линиях площадки напротив друг друга. Где находятся два человека - там и мяч. Необходимо переместиться к противоположной стороне, всё время выполняя передачу мяча. При выполнении передачи в движении ребята, как правило, смотрят на мяч, не видя ничего вокруг. Поэтому им дают задание: ученик, к которому перемещается партнёр, поднимает над головой руку и на пальцах показывает любую цифру от 0 до 5. Сначала это может быть только одно число. По мере освоения элемента, количество цифр можно довести до трёх (интервал между сменой цифр 2-3 сек., а после показа каждой цифры руку надо обязательно опускать). Когда осуществляется передача мяча пар­тнёру, тому необходимо назвать увиденные числа. Это упражнение можно про­водить и в виде соревнования. Тогда за правильный ответ уче­ник получает 1 премиальный балл. В тройке выигрывает тот, кто наберёт больше баллов.

Для усложнения задания школьников распределяют на две равные группы. Ребята рас­полагаются по всему спортивному залу. Мяч находит­ся у каждого участника одной из групп. Игроки без мячей стоят на месте. По звуковому сигналу школьни­ки начинают выполнять передачи мяча с перемещени­ем по площадке, всё время обходя стоящих игроков. Задание выполняют 15-20 сек., затем по сигналу происходит смена ролей.

Один из вариантов усложнения задания: у учителя в руках два цветных кубика, для каждой группы свой цвет. Упражнение выполняет та группа, чей кубик поднят над головой учителя. Сложность задания заключается в том, что учитель всё время перемещается по спортивному залу, тем самым заставляя ребят быть более внимательными и собранными.

Данные упражнения помогают развивать координацию движений, периферическое зрение, учат ориентации на площадке (эти упражнения можно использовать и при разучивании ведения мяча в баскетболе).

В старших классах при изучении такого элемента как двойной блок, можно использовать следующие упражнения. Школьники распределяются на шестёрки. С одной стороны волейбольной сетки установлена гимнастическая скамейка, на которой с мячами стоят по зонам 2, 3, 4 три игрока. С другой стороны стоят блокирующие игроки. Учитель располагает за спиной у блокирующих и подаёт зрительный сигнал учащимся с мячами. Тот ученик, на кого показал учитель, должен поднять мяч над сеткой. Свободный игрок перемещается к основному, то есть в зону, где находится мяч, и выполняет блокирование. Выполняется пять блокирований, затем происходит смена зон. После выполнения упражнения игроки меняются местами (блокирующие встают на скамейку, а кто держал мяч, становятся блокирующими). Темп выполнения задания должен быть высоким.

Пока шестёрка работает у сетки, другие ребята выполняют упражнения по заданию учителя.

Для развития быстроты реакции и совершенство­вания приёма мяча с подачи используют следующее упражнение. К волейбольной сетке бельевыми при­щепками прикрепляют непрозрачную ткань на всю длину сетки, тем самым закрывая обзор игрокам, находящимся на противоположной стороне. Ребята располагаются по три принимающих игрока на каж­дой стороне, остальные выполняют подачи мяча. Обязательно устанавливается для игроков, располо­женных на каждой стороне площадки, очерёдность подачи. По свистку учителя игроки одновременно вы­полняют подачу мяча с обеих сторон площадки. Темп выполнения упражнения задаёт учитель.

Этот способ можно использовать и в младших классах при игре в пионербол.

Все приведённые методические приёмы помога­ют разнообразить процесс обучения, а главное, при этом значительно повышается уровень подготовки учащихся

© 2010-2022