Педагогический опыт «Развитие физических качеств у школьников»

Настоящий опыт включает в себя комплекс упражнений, которые используются на уроках физической культуры и направлены на развитие у школьников основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости и гибкости. Кроме общеобразовательных и воспитательных задач, которые реализуются в рамках этого опыта, важной целью является выявление способностей и возможностей учащихся, стимулирование их личного желания развивать у себя физические качества. Для достижения максимальной эффективности, во время у...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Волгоградская область Еланский район
МБОУ Березовская СОШ имени И.Е. Душкина










Тема педагогического опыта

«Развитие физических качеств у школьников»



Учитель

высшей квалификационной категории:
Лапшин Сергей Владимирович



с. Березовка 2013 г.

Раздел I. Информационно-справочный

I. 1. Тема опыта: «Развитие физических качеств у школьников»

За последние годы вопросы физического воспитания все больше и боль­ше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской об­щественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья де­тей, гармоничного физического развития личности, повышение работоспо­собности организма и расширения функциональных возможностей. В на­стоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников. Это урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника и внеклассные формы занятий. Установлены общие требования к содержанию и методике занятий физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста. Продолжаются исследования по выяв­лению возрастных особенностей формирования двигательных умений и на­выков в процессе физического воспитания. Выявляются особенности содер­жания и методики занятий со школьниками, нуждающимися в лечебном воз­действии физических упражнений, ведутся поиски оптимального объема двигательной деятельности в условиях школы и семьи для детей низкого фи­зического развития, для детей, имеющих недостаточное развитие основных физических качеств. Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств: быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности и т.д.

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зре­лые годы и обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

I. 2. Сведения об авторе опыта

Лапшин Сергей Владимирович - учитель физкультуры Березовской средней школы имени И.Е. Душкина. Учитель высшей категории. Педагогический стаж -39 лет. Характер опыта - поисковый. Он направлен на поиск нового в преподавании физи­ческой культуры и во внеклассной работе, на повышение эффективности учебных и внеклассных занятий, на пробуждение интереса у учащихся к за­нятиям физической культурой. В своем опыте, я стараюсь сочетать традици­онные формы с новыми, нестандартными приемами обучения, что позволяет создать благоприятные условия для занятий физической культурой и спортом и применять свои умения в дальнейшем.

Свои уроки по физической культуре, как и внеклассные спортивные ме­роприятия, стараюсь четко планировать, чтобы они были целенаправленны и соответствовали программному материалу. Регулярно проводятся открытые уроки для родителей, учителей, учащихся, где наряду с традиционными фор­мами и методами обучения применяются и новые, например, проведение урока физической культуры самими учащимися и др.

Принимаю активное участие в работе районного методического объеди­нения учителей физкультуры и являюсь его руководителем на протяжении 15 лет.

Веду внеклассную работу: организованы различные секции по видам спорта, для различных возрастов учащихся. Проводится подготовка судей-общественников по спорту, также инструкторов.

Являюсь руководителем министерства физкультуры и спорта в школе и организатором различных внутришкольных соревнований по физической культуре и спорту. Спортсмены школы являются постоянными и активными участниками районных и областных соревнований, где регулярно занимают призовые места. На протяжении нескольких лет юные футболисты школы являлись призерами областных соревнований по футболу на приз клуба «Кожаный мяч». Больших успехов учащиеся школы добивались на районных соревнованиях по легкой атлетике, стрельбе из пневматического оружия и настольному тен­нису, где также занимали призовые места.

Сам я нахожусь в хорошей спортивной форме. Являюсь активным уча­стником районных соревнований по футболу, лыжному спорту, легкой атле­тике. Неоднократно был призером различных районных и областных спор­тивных соревнований.

Раздел II. Технологическая характеристика опыта

II. 1. Развитие силы

Сила - это физическое качество, с помощью которого можно преодолеть противодействие, перемещая снаряд или собственное тело.

Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротив­ление посредством мышечных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях. Для школьников, важнее всего разви­вать динамическую силу. Это нужно делать методом непредельных нагрузок и выполнять их в медленном, плавном темпе. При работе в непредельном режиме надо выбирать такие нагрузки, чтобы школьник мог выполнить каж­дое упражнение примерно 10-15 раз. Между сериями таких нагрузок необхо­димо делать небольшие паузы отдыха от 1 до 3 минут. Одним из вариантов метода повторных непредельных нагрузок является постепенное повышение усилий. Например, выполнение упражнения в три подхода. В первом - уча­щийся 10 раз поднимает штангу весом 10 кг. Во втором - 10 раз поднимает штангу весом 20 кг. В третьем - 10 раз по 25-30 кг. Этот метод может быть рекомендован для самостоятельных занятий учащихся.

В занятиях с подростками я применяю и упражнения в изометрическом режиме, то есть статические напряжения. Этот метод имеет две разновидно­сти: первая - удержание различных позиций тела, а вторая - произвольное сокращение мышц. Первый способ пригоден для развития мышц спины, жи­вота, боковой поверхности тела. К числу упражнений, используемых при данном способе можно отнести - удержание ног в положении угла в висе, в упоре на брусьях или на полу.

Вторая разновидность способа имеет то преимущество, что не требует каких-либо специальных снарядов или инвентаря, и поэтому может быть ис­пользована при занятиях в домашних условиях, в школе, в перерывах между уроками.

Примерами высоких проявлений силы могут служить упражнения со штангой, подтягивание на руках, лазанье по вертикальному у канату без по­мощи ног, толкание ядра и другие.

В физическом воспитании для развития силы можно применять упраж­нения с предметами различного веса (набивные мячи, гантели, мешки с пес­ком, гири), упражнения в преодолении сопротивления партнера, упражнения с упругими предметами (резиновые мячи, эспандеры), упражнения с элемен­тами борьбы, игры с перетягиванием, упражнения в висах, упорах, метания и толкания мячей, прыжки в длину и т.д.

II. 2. Развитие ловкости

Ловкость - это способность координировать движения, уметь быстро переключаться от одних движений и к другим в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Ловкость - это способность за короткое время овладевать новыми движениями, правильно реагировать на быстро сменяю­щиеся ситуации.

Упражнения для развития ловкости различаются по степени координа­ционной сложности, степени точности и по скорости. Координационную сложность повышают путем подбора упражнений с однонаправленными или разнонаправленными движениями и с движениями выполненными одновре­менно или разновременно. В уроки физической культуры мной включаются следующие упражнения для развития ловкости. Это гимнастические или ак­робатические упражнения со сменой позиций тела. Например, быстро сме­нить следующие положения - сидя, лежа, стоя, в положение вперед, повер­нувшись боком и т.д. Упражнения выполняются с дополнительными движениями рук с предметами или без них. Например, подбросить мяч, быстро по­вернуться кругом и поймать мяч; подбросить мяч, сесть, встать и поймать мяч и т.д.

В течение урока мной используются не более 4-5 упражнений на разви­тие ловкости. Время отдыха меду сериями - 0,5-1мин. Наиболее эффективно ловкость проявляется и развивается при выполнении сложных гимнастиче­ских и акробатических упражнений на снарядах, в спортивных играх, в прыжках в воду, фигурном катании на коньках, прыжках в высоту и т.д.

III. 3. Развитие гибкости

Гибкость - это свойство организма человека, характеризующееся под­вижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Гибкость - это способ­ность выполнять движения с большой амплитудой.

В комплексах ОРУ движения, которые помогают повысить гибкость те­ла, необходимо проводить последовательно одно за другим или в чередова­нии с упражнениями для развития силы. Целесообразно на каждом уроке часть упражнений на гибкость направлять на развитие какой-либо опреде­ленной группы мышц связочного аппарата и суставов, добиваясь их хорошей разработки. Упражнений на гибкость нейтрализуют закрепляющие действия силовых упражнений. Обязательным условием успешного проведения уп­ражнений этого рода является предварительный разогрев мышц, так как тем­пература в большой степени предопределяет податливость мышц и связок к их растягиванию. К 14-15 годам подросток становится особенно гибким. Подростковый возраст благоприятствует проведению упражнений на гиб­кость. У девочек гибкость на 20-30% выше, чем у мальчиков, поэтому по­следним требуется больше соответствующих упражнений и более много­кратное их повторение.

У многих школьников гибкость довольно быстро улучшается. Но ее уро­вень нужно постоянно поддерживать, иначе он быстро снижается. Поэтому я рекомендую постоянно включать упражнения на гибкость в комплекс утрен­ней гимнастики.

Наиболее эффективным видом упражнений на гибкость являются уп­ражнения на растягивания с отягощениями, выполняемые с постепенно уве­личенной амплитудой. Это следующие упражнения: махи руками и ногами, пружинистые сгибания и разгибания тела. Кроме этого я использую и реко­мендую пассивные упражнения, то есть выполняемые за счет самозахватов или при помощи партнеров, и статические, в которых ставлю задачу достичь максимального угла сгибания или разгибания суставов и после этого удер­живать тело в принятом положении.

Чтобы достичь эффекта в развитии гибкости упражнения нужно выпол­нять до появления легкой болезненности. Для этого необходимо и достаточ­но 40-50 повторений. Упражнения на гибкость не только повышают подвиж­ность суставов, но и укрепляют связки, повышают эластичность мышц, что является важным условием предупреждения травматизма. Необходимо доби­ваться, чтобы школьники научились выполнять упражнений на гибкость не только под руководством учителя, но и самостоятельно.

Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Амплиту­да движений влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости мной применяются упражнения для растяги­вания, то есть упражнения с увеличенной амплитудой движений. Это, прежде всего, упражнения для рук, но, туловища, головы, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, «прыжки в шаге», прыжки на месте, сгибая ноги к груди, глубокие приседания по всей ступне, упражнения у гимнастической стенки и другие.

II. 4. Развитие быстроты

Быстрота - это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью. Быстрота - это способность увеличивать и поддержи­вать скорость движения. Развитие этого качества в первую очередь обусловлено повышением с возрастом подвижности, силы и уравновешенности про­цессов возбуждения и торможения нервной системы.

Различают быстроту движений, например, в беге на короткие дистанции быстроту двигательной реакции, например, реагирование на внезапный сиг­нал - старт в беге, плавании, игре и т.д. В физическом воспитании для разви­тия качества быстроты мной применяются различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускорением, эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, прыжки с длинной и короткой скакалкой, игры, требующие быстрой реакции и двигательных дей­ствий. Для повышения быстроты отдельных движений применяются сле­дующие упражнения:

1. В прыжке вверх - хлопки руками впереди и за спиной, двойное касание ногой о ногу.

2. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером и до приземления бросить его обратно.

3. Имитация ударов бокса.

4. Выполнение высокого или низкого старта по сигналу

5. Во время игры по особому сигналу учителя - быстро принять по­ложение приседа или др.

II. 5. Развитие выносливости

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности.

Различают выносливость общую и социальную. Общая выносливость -это способность к непрерывной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба, бег, передвижение на лы­жах, плавание). Основные средства развития общей выносливости: продол­жительный бег до 3 км, спортивные и более простые подвижные игры (до 15 мин), кроссовый бег с интенсивностью 50-60% от максимальной (до 15 мин), переменный бег (до 1 мин), бег с максимальной интенсивностью 60-90% от максимума (мальчики - 200-800 м; девочки - 200-600 м), плавание на 500-800 м.

Специальная выносливость - выносливость в определенной деятельно­сти. Средствами для развития этого вида выносливости служат различные физические упражнения, которые требуют умеренного напряжения, но вы­полняются продолжительное время (ходьба, бег, бег на лыжах, коньках, пла­вание, гребля, прыжки со скакалкой, подвижные и спортивные игры).

II. 6. Развитие прыгучести

Прыгучесть - это способность высоко прыгать для выполнения постав­ленной цели.

Прыгучесть зависит от развитой мышечной массы и скорости сокраще­ния мышц. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила - способ­ность проявлять максимальную величину силы в наименьшее время.

Средства тренировки: упражнения с отягощениями, упражнения в пре­одолении собственного веса тела, имитационные упражнения и основные уп­ражнения по технике игры.

Вот примерные упражнения для развития мышечной массы:

1. Приседания со штангой на плечах весом 60-70% от веса тела спортсмена.

2. Вырывание гири весом 24 кг, стоящей между двух скамеек из положения приседа на скамейках за счет разгибания ног (выпрыгивание).

3. Прыжки на месте со штангой (20-30 кг) на плечах.

4. Приседание на одной ноге.

5. Передвижение в положении приседа

6. Упражнения «ножницы» с грузом на обеих стопах (гантели по 1 кг) лежа на возвышении лицом вверх или вниз, граница возвы­шения чуть ниже пояса

Для развития скорости сокращения мышц, мной используются следую­щие упражнения:

1. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

2. Прыжок в длину с места.

3. Многоскоки.

4. Прыжки на носках.

5. Прыжки через барьеры.

6. Прыжки на возвышение.

7. Прыжки с высоты.

8. Прыжки через гимнастические Скамейки или на них.

Рекомендую примерную продолжительность упражнений: одна серия должна состоять из 10-15 прыжков, интенсивность максимальная, пауза от­дыха между повторениями - 1-2 мин, количество серий - 4-6.

Мышечную массу и скорость мышечных сокращений рекомендуется развивать параллельно.

II. 7. Развитие координации

В качестве тестов, определяющих уровень развития координации движений детей разных возрастов, мной рекомендуются следующие упражне­ния:

1. Упражнение цикличного характера с перекрестной координацией, выполняемой со сменой плоскостей: исходное положение - пра­вая рука отведена в сторону, левая - вниз. Далее выполняются та­кие движения: правая рука - вниз, левая - вперед; правая рука -вперед, левая - вниз; правая рука - вниз, левая - вперед и возврат в исходное положение.

2. Последовательное упражнение, выполняемое со сменой плоско­стей: исходное положение - правая рука отведена в сторону, ле­вая - вниз. Далее выполняются такие движения: правая рука - вверх, левая - в сторону; правая рука - вперед, левая - вверх; пра­вая рука - вниз, левая - вперед и возврат в исходное положение. 3. Разноритмичное упражнение, выполняемое по фронтальной плос­кости: исходное положение - правая рука вверх, левая - вниз. Да­лее выполняются такие движения: правая рука - вниз, левая - вверх; правая рука - вверх; правая рука - вниз; правая рука вверх, левая - вниз; левая рука - вверх; правая рука - вниз; правая рука - вверх и возврат в исходное положение.

Раздел Ш. Внедрение опыта

III. 1. Воспитание физических качеств как единый процесс.

Воздействуя в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем и на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин:

1. Применяемых нагрузок

2. Уровня физической подготовленности

У людей с низким уровнем физической подготовленности упражнения, требующие преимущественно проявления одного физического качества, предъявят значительные требования и к другим. Например, для новичков бег на 100 м явится испытанием не только их быстроты, но и в значительной ме­ре и силы, выносливости, ловкости. Много раз было показано, что на началь­ных этапах тренировки развития силы, быстроты или выносливости приво­дит к совершенствованию и других качеств. Однако в дальнейшем, подобный параллельный рост прекратится, так как тот же спринтерский бег будет предъявлять уже слишком малые требования в отношении силы, выносливо­сти, ловкости. Произойдет так называемая диссоциация физических качеств; упражнения, которые раньше вызывали развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее влияние лишь на некоторые из них.

В последующем, могут проявляться даже отрицательные отношения ме­жду отдельными качествами. Так оказываются несовместимыми задачи од­новременного достижения максимальных показателей силы, например, в поднимании тяжестей и максимальных показателей выносливости, к примеру, в марафонском беге.

Следует, однако, учитывать, что наивысшие показатели в одном из фи­зических качеств, могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитание физических качеств должно обес­печивать их гармоничное развитие в необходимом соотношении. У начи­нающих наиболее разносторонне воздействуют на организм упражнения на быстроту, применяемые в виде циклических движений максимальной интен­сивности. Такие упражнения влияют на развитие, как анаэробных возможно­стей, так и дыхательных. Это приводит к улучшению выносливости.

III. 2. Условия функционирования опыта

Для того, чтобы данный опыт жил и действовал, необходима определен­ная спортивная база и оборудование. В нашей школе имеется и хорошо обо­рудован «спортивный городок». Имеется небольшой спортзал для занятий гимнастикой и акробатикой. Есть стадион, где находятся волейбольная и баскетбольная площадки, поле для игры в футбол, а также беговые дорожки для кроссов. Из спортивного оборудования есть гимнастические маты, бру­сья, козел, различные мячи, гантели, гири, штанги, эспандеры и др. Есть маг­нитофон, проигрыватель. Занятия нередко проводятся под музыкальное со­провождение.

III. 3. Перспективы применения опыта

Предлагаемый опыт может быть использован учителями физкультуры как в плане теоретических знаний, так в плане практических навыков и уме­ний. Естественно, для того, чтобы развивать физические качества у учащихся на уроках физкультуры и во внеурочное время, необходима хорошая спортивная база. Это спортплощадки, современный спортинвентарь и др. Опыт показывает, что, воспитав у учащихся вышеописанные качества, можно быть уверенным в том, что школьники будут самостоятельно их развивать и со­вершенствовать и вне школы.

III. 4. Результативность опыта

Вся эта работа по развитию основных физических качеств у учащихся обеспечивает устойчивые показатели качества знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой.

За время работы в школе и применения этого опыта были подготовлены чемпионы и призеры районных и областных спортивных соревнований по различным ви­дам спорта.

Несколько выпускники школы продолжили обучение в Академии фи­зической культуры и спорта (г. Волгоград) и работают учителями физкульту­ры в школах Еланского района.

Молодежь села любит спорт и активно участвует во всех мероприятиях и соревнованиях.


© 2010-2022