Воспитательная работа на занятиях по акробатике

Статья. Воспитательная работа на занятиях по акробатике Важнейшая задача занятий по акробатике, как и занятий физической культурой и спортом – формирование личности. Достигается она путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности тренера-преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Чаленко Валентина Николаевна, тренер-преподаватель по спортивной акробатике

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДЮСШ №10 пгт. Новомихайловский МО Туапсинский район

Предмет: спортивная акробатика

Воспитательная работа на занятиях по акробатике

Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение старшими подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.

Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания с учётом особенностей физкультурно-спортивной, соревновательно-тренировочной деятельности, особенностей их влияния на личность молодого человека, задач спортивно-оздоровительного этапа.

В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и методов воспитания. В качестве средств используются тренировочные занятия, спортивные соревнования, беседы, собрания, кинофильмы, наглядные пособия, произведения искусства, общественно полезный труд, общественная деятельность.

Важнейшим фактором воспитания юных спортсменов, условием формирования личности спортсмена является спортивный коллектив. Юные спортсмены выполняют разнообразные общественные поручения, работают на общественных началах в качестве инструкторов, судей, что служит хорошей школой положительного нравственного опыта.

Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является формирование и поддержание положительных традиций. В воспитательной работе тренера необходима гибкая и многообразная система воздействий. Выполнение требований должно правильно оцениваться тренером с учётом возрастно-половых и индивидуальных особенностей спортсмена, поощряться или осуждаться.

Планирование воспитательной работы должно осуществляться в трех основных формах:

  1. Годовой план воспитательной работы.

  2. Календарный (на месяц) воспитательной работы

  3. План работы тренера.

Воспитательную работу следует планировать с учётом возраста, пола, спортивной подготовленности юных спортсменов, реальных условий деятельности спортивной школы.

Годовой план воспитательной работы содержит следующие разделы:

I. Общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе. В этом разделе излагаются общие сведения об учащихся, об уровне их мировоззренческих представлений; об отношении юных спортсменов к учёбе; об отношении к труду, общественно полезной работе; о нравственном развитии; эстетическом воспитании; уровне подготовленности по разделам тренировки и соревнований.

II. Воспитательные задачи. В этом разделе формулируются основные задачи воспитания в предстоящем учебном году.

III. Основное содержание работы по реализации поставленных задач.

1) организационно-педагогическая работа;

2) формирование основ мировоззрения социальной активности;

3) воспитание сознательного отношения к учёбе, культуре умственного труда;

4) воспитание сознательного отношения к труду, общественно полезной работе бережного отношения к общественному достоянию;

5) нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики;

6) эстетическое воспитание;

7) физическое воспитание;

8) работа с родителями и связь с общественностью.

Важнейшая задача занятий по акробатике, как и занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Достигается она путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности тренера-преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.

Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростков-спортсменов.

Решая задачи физического воспитания, тренеру-преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности ребят, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом школьников необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние тренера-преподавателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио, интернет);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником: общение, игру, обсуждение;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения и др.

Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) методы, ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) методы, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3) методы, использующие поощрения и наказания.

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

- тренер-преподаватель способствует восприятию мира;

- тренер-преподаватель помогает ребенку осмысливать этот мир;

- тренер-преподаватель инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

• групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно-полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия: словесные; практические; наглядные.

К специфическим методам физкультуры и спорта относят: методы строго регламентированного упражнения, использование упражнений в игровой форме, соревновательный метод.

В педагогике спорта, в основном, применяют как индивидуальную, так и групповую, массовую формы, и методы стимулирования поведения. При этом вовсе не отвергаются иные методы воспитания личности в спорте.

Литература:

  1. В.В. Козлов. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика [текст] / В.В.Козлов - Москва; ВЛАДОС, 2003. - 64 с.

  2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

  3. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

  4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания.-Ростов-на-Дону:Феникс,2008. - 381с.

  5. 3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 288 с.

Интернет-ресурсы:

1.bestreferat.ru/referat-209597.html - Заголовок с экрана: Воспитание личности в спорте.

2.dyush2.edusite.ru/DswMedia/progorammaakrobatika.pdf - Модифицированная программа по спортивной акробатике.

© 2010-2022