Календарно-тематическое планирование физкультурного курса Культура здоровья для 5-11 классов

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Культура здоровья»

9, 10 класс











Преподаватель: Янситова Л.Г.

Количество часов: 35

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №3

Город: г. Ивдель пос. Полуночное




1. Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на учащихся 9, 10 классов для углубления знаний в области «физическая культура», ориентирован на осознание учащимися сущности физического совершенства как важнейшей составляющей человеческой культуры вообще, обеспечивающей освоение учащимися данных им от природы возможностей укрепления здоровья. Считаю, что этот курс поможет коренным образом изменить отношение к физическому образованию и физической культуре, поможет понять учащимся ее огромную общечеловеческую, общенародную и личную ценность.

Цель курса:

  1. Развитие физического совершенства, неуклонное повышение уровня физической образованности, формирование здорового образа жизни, совершенствование физической культуры как важнейшего условия здоровья населения.

  2. Расширение физического потенциала каждого учащегося.

  3. Развитие эстетических и нравственных качеств личности.

  4. Удовлетворение потребностей учащихся в общении, взаимопомощи, расширении возможностей их духовного самосовершенствования, содействие реализации самых гуманных идеалов.

Задачи курса:

  1. Знакомство с основными понятиями и принципами культуры здоровья.

  2. Дать минимум знаний по элементарной медицине; массажу; здоровому образу жизни; о физиологии и психологии личности, которые следует учитывать для сохранения здоровья, а также - соответствующих умений и навыков.

  3. Ознакомить учащихся с адаптивной физкультурой (оздоровительный бег, туризм, фито-, цвето-, и музыкальную терапии и т.д.)

  4. Познакомить с нетрадиционными видами физкультуры.

  5. Учить способам физического самосовершенствования, самооздоровления, дать необходимые знания о циклических и ациклических видах упражнений и спортивной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. Владеть способами физического развития, самооздоровления, выживания в экстремальной ситуации.

  2. Уметь использовать знания о своих индивидуальных особенностях и склонностях для углубленного освоения избранного вида спорта или оздоровительной системы.

  3. Самостоятельно построить тренировочное, оздоровительное или профилактическое занятия, решать поставленные задачи с учетом своих возможностей и жизненных планов.

  4. Уметь контролировать физические и умственные нагрузки.

  5. Противостоять физической и психической агрессии.

  6. Уметь организовывать активный отдых.

  7. Уметь составлять индивидуальные комплексы и программы занятий для поддержания хорошего физического состояния.

2. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы проведения

Даты

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1.

Понятия и основные принципы культуры здоровья. Что понимается под физической культурой личности. Ее связь с общей культурой. Единство физического и духовного здоровья. Пути их сохранения.




Урок

Осознание ответственности за свое здоровье. Уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни.

2.

Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия. Формирование психологических черт личности в процессе физического воспитания.




Урок

Познание ценности гармоничных отношений между людьми.

3.

Основы здорового образа жизни. Гигиенические правила при занятиях физкультурой и спортом. Питание спортсмена.




Урок с элементами беседы

Составление плана питания с учетом тренировочных занятий.

4.

О вреде алкоголя, никотина и других наркотических веществ. Что лежит в основе отказа от вредных привычек. Предупреждение травматизма во время занятий. В чем заключается переутомление, его признаки и меры предупреждения.




Урок с элементами беседы

Сформировать потребности в здоровом образе жизни.

5.

Приемы и способы самоконтроля. Дыхание во время занятий. Влияние физических упражнений на осанку, повышение умственной и физической работоспособности.
Характеристика современных систем физических упражнений прикладной направленности.




Урок

Демонстрировать и уметь использовать 2-3 вида проб для самоконтроля.

Выявить способы воздействия на нервную, мышечную, кровеносную и дыхательную системы.

6.

Особенности развития юношей и девушек. Что такое физические качества? Их характеристика. Способы развития физических качеств.




Урок

Дать характеристику собственной физической подготовке.

7.

Понятия об общей физической подготовке и специальной физподготовке. Основные методы спортивной тренировки. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений. Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе. С помощью каких упражнений можно развивать физическое качество «быстроту».




Тренировочное занятие по развитию быстроты

Составить план тренировки и провести ее с группой.

8.

О выносливости. Способы развития. Пульсовый режим при занятиях физическими упражнениями. Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания». Какое воздействие оказывает на сердечно=сосудистую человека занятия спортом, выполнения утренней гимнастики, физкультминутки. Правила выполнения упражнений гимнастики с учетом медицинской группы.




Урок

Дать анализ своей выносливости. Составить план тренировки. Уметь определять степень утомления.

Выработка навыков работы в группе - составление комплексов физкультминуток и комплекс упражнений гимнастики.

9.

С помощью каких упражнений можно развивать гибкость. Какое влияние оказывает занятие спортом на репродуктивную функцию человека.




Урок

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

10.

Цель проведения тестирования двигательной подготовленности. При помощи каких тестов определяется сила, выносливость, быстрота, гибкость.

В чем различие объективных и субъективных приемов самоконтроля.
Разминка. Требования к ней. Реакция на различные физические нагрузки.




Урок-тестирование

Отработка организаторских навыков. Тестирование в группах. Анализ проведенных тестов.

11.

Как предупредить простудные заболевания? Значение закаливающих процедур. Особенности закаливания в весенний, зимний, осенний периоды.




Урок с элементами беседы

Рассказ о собственном опыте лечения и профилактики простудных заболеваний.

12.

Профилактика обморожений, тепловых и солнечных ударов. Действия при оказании первой помощи. Первая помощь при кровотечениях в случае получения травм во время занятий физическими упражнениями.




Урок

Практика в наложении различных повязок.

13.

Возможности физических упражнений, направленных на коррекцию индивидуального физического развития и развития двигательных способностей. Методика самоанализа на основе данных самоконтроля.




Урок

Составить план-конспект занятия для коррекции собственного телосложения.

14.

Ациклические и циклические виды физических упражнений и спортивной деятельности. Их использование для самосовершенствования.




Урок

Дать характеристику упражнений, используемых для коррекции собственного телосложения.

15.

Нетрадиционные виды физической культуры: хатха-йога, «ци-гун», приемы аутотренинга, релаксация.




Урок

Знать преимущества и недостатки каждого вида. Понимать действие на здоровье.

16.

Массаж и самомассаж.




Урок

Уметь использовать для сохранения здоровья и улучшения самочувствия.

17.

Другие виды восстановления и оздоровления организма.

  1. Программа закаливания П. Иванова.

  2. Траволечение.

  3. Использование бани, сауны, ванн.




Урок

Творческая работа по одному из видов оздоровления. Отработка навыков работы с источником.

18.

Адаптивная физическая культура. Правила самостоятельных занятий оздоровительным бегом. Требования повышенного самоконтроля.




Урок

Составить план самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

19.

Туризм. Общие требования безопасности при организации и проведении турпоходов. Правила организации турпохода на 2-3 дня.




Урок

Знать способы организации активного отдыха для семьи, группы товарищей.



Библиография курса


  1. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) от 3.09.1999г.

  2. Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье».

  3. Буйлин Ю.Ф. «Теоретическая подготовка юных спортсменов».

  4. Готовые экзаменационные ответы по физической культуре 11 класс 2009год.

  5. Галицкий А. «Щедрый жар».

  6. Дубровский В.И. «Движение для здоровья».

  7. Колгушкин А.Н. «Лекарство от простуды».

  8. Коробов А.Н. «О беге - почти все».

  9. Коростелев Н.Б. «Слагаемые здоровья».

  10. Орлин В.С. «Детка» Порфирия Иванова».

  11. Смолевский В.М. «Нетрадиционные виды гимнастики».

  12. Физкультура в школе - 2002-2005 годы, 2009- 2014 годы.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Культура здоровья»

5-8 классы





Тип программы: общеобразовательная

Год программы: 2009

Авторы составители программ: Государственный образовательный стандарт

Учебники к программе, авторы учебников

Преподаватель: Янситова Л.Г.

Количество часов: 35

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №3

Город: г. Ивдель пос. Полуночное

Учебный год:



1. Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на учащихся 5-8 классов для углубления знаний в области «физическая культура», ориентирован на осознание учащимися сущности физического совершенства как важнейшей составляющей человеческой культуры вообще. Данный курс поможет изменить отношение к физическому образованию и физической культуре, научит способам укрепления здоровья, используя возможности в области «физическая культура».

Цель курса:

  1. Повышение уровня физической образованности.

  2. Расширение физического потенциала каждого учащегося.

  3. Развитие эстетических и нравственных качеств личности.

  4. Удовлетворение потребностей учащихся в общении, взаимопомощи и физическом самосовершенствовании.

Задачи курса:

  1. Знакомство с основными понятиями и принципами культуры здоровья.

  2. Дать минимум знаний в области элементарной медицины (массаж, оздоровительный бег), о физиологии и психологии личности и соответствующих умений и навыков.

  3. Знакомство с адаптивной физкультурой (оздоровительный бег, туризм, фито-, цвето-, и музыкальную терапии и т.д.)

  4. Ознакомить учащихся с нетрадиционными видами физкультуры.

  5. Дать необходимые знания для физического самосовершенствования.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. Владеть способами физического самооздоровления, выживания в экстремальной ситуации.

  2. Научиться использовать способы самоконтроля для сохранения здоровья.

  3. Уметь составлять планы для самостоятельных занятий.

  4. Знать нетрадиционные способы сохранения здоровья.




2. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1.

Понятия и основные принципы культуры здоровья.




Урок

Осознание ответственности за свое здоровье. Уважение прав на здоровье, здоровый образ жизни других людей.

2.

Основы здорового образа жизни.




Урок

3.

Средства и методы достижения физического благополучия.




Урок

Познание ценности гармоничных отношений между людьми.

4.

Формирование психологических черт в процессе занятий физической культурой.




Урок

Улучшить культуру общения в процессе занятий. Знать, что такое агрессия.

5.

Гигиенические правила при занятиях. Правила питания.




Урок

Уметь составлять меню спортсмена.

6.

Требования к одежде.




Урок

Знать свойства тканей, правила одежды для тренировок.

7.

Гигиенические правила к помещениям и температурный режим.




Урок

Знать приемы сохранения здоровья.

8.

О вреде алкоголя, никотина. Что лежит в основе отказа от вредных привычек.




Урок

Осознанно отказать от вредных привычек.

9.

Предупреждение травматизма во время занятий.




Урок

Умение избегать занятий в травмоопасной обстановке. Делать выбор.

10.

Переутомление, его признаки и меры предупреждения.




Урок

Знать признаки для сохранения здоровья.

11.

Приемы и способы самоконтроля.




Урок

Научиться контролю за физическим состоянием.

12.

Дыхание во время занятий.




Урок

Знать различные способы дыхания.

13.

Влияние физических упражнений на осанку и внутренние органы.




Урок

Уметь составлять комплекс для сохранения правильной осанки.

14.

Современные системы физических упражнений.




Урок

Знать различия между системами.

15.

Что такое физические качества. Развитие выносливости.




Урок

Уметь составлять занятия для развития выносливости.

16.

Способы развития гибкости и силы.




Урок

Уметь планировать долгосрочные тренировочные занятия.


Библиография курса


  1. Государственный образовательный стандарт.

  2. Буйлин Ю.Ф. «Теоретическая подготовка юных спортсменов».

  3. Дубровский В.И. «Движение для здоровья».

  4. Колгушкин А.Н. «Лекарство от простуды».

  5. Коробов А.Н. «О беге - почти все».

  6. Коростелев Н.Б. «Слагаемые здоровья».

  7. Смолевский В.М. «Нетрадиционные виды гимнастики».

  8. Физкультура в школе - 2002- 2014 годы.

  9. Физическое воспитание в школе (для 5-9 классов) - Арзуманов Е.Г. 2008 год.








ПЛАН РАБОТЫ ЛЫЖНОЙ СЕКЦИИ


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Цель: подготовка к зимнему сезону.

Задачи:

  1. постепенная подготовка функций и систем организма к предстоящим нагрузкам;

  2. разносторонняя физическая подготовка - развитие выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости, равновесия, координации;

  3. овладение основами техники лыжника.

ПЛАН ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ


  1. Легкие втягивающие тренировки - сентябрь:
    основной период - равномерный, иногда - игровой;
    средства тренировок - ходьба, равномерный бег с низкой интенсивностью, О.Р.У., прыжки и многоскоки, упражнения на растягивание и расслабление.

  2. Тестирование - после 5-6 занятий - октябрь:
    а) Тесты на определение функциональных возможностей - определение ЧСС до нагрузки и после (бег 10), восстановление после 20 приседаний - сразу по окончании и через 1 мин.
    Продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе.

    б) Тесты по ОФП - подтягивание, сгибание рук в упоре, бег 30-60 м, кросс 1 км, прыжок в длину с места.

  3. Специальные подготовительные упражнения лыжника и имитационные упражнения - октябрь, ноябрь.
    1-4 занятие - циклические упражнения.
    Темповая ходьба, ходьба в чередовании с бегом.
    К середине октября ходить выпадами по пересеченной местности до 20 минут.
    5 занятие - беговое. В начале в медленном темпе (ЧСС - 150 уд./мин) продолжительность от 15 до 60 минут.
    10 занятие - беговое - высокий темп (ЧСС 180 уд./мин)

  4. Развитие физических качеств - октябрь, ноябрь.
    а) Быстрота - ускорения, бег с высоким подниманием коленей, прыжками, на месте и под уклон.
    октябрь - 4-6 ускорений протяженностью от 100 до 300 м.
    Начать замену беговых ускорений имитацией попеременного двушажного хода в начале шаговой, потом прыжковой.
    Между ускорениями или подъемом - бег в слабом темпе.
    б) Сила и силовая выносливость - отжимания, подтягивания, поднимание ног из виса, смена положений: упор лежа - упор присев, смена ног прыжком в положении выпада, выпрыгивание вверх из приседа - в каждое занятие подготовительного периода - 10 упражнений.
    Через 5-6 занятий - смена силового комплекса.
    Для лыжников важны прыжковые упражнения.
    в) Гибкость - занятия в каждую разминку. Повторение не менее 10-15 раз.
    г) Равновесие - выполнения упражнения на малой опоре, имитируя лыжный ход.
    д) Игры и игровые упражнения.
    е) Техническая подготовка.

Подготовительные упражнения лыжников.

  1. Имитация посадки лыжника.

  2. Подскоки вперед в положении лыжника.

  3. Имитация движения рук в попеременном двушажном ходу.

  4. Имитация движения рук и туловища в одновременном ходе.

  5. Имитация движения рук стоя на 1 ноге.

  6. Имитация движения рук стоя на 1 ноге и выполняя махи другой ногой.

После освоения этих упражнений переход к имитации в движении.

  1. Шаговая имитация попеременного двушажного хода с одной палкой.

  2. Шаговая имитация попеременного двушажного хода в подъем с палками.

  3. Прыжковая имитация попеременного двушажного хода.

  4. Имитация одновременного одношажного хода.

  5. Имитация конькового хода одновременно двушажного в подъем.

  6. То же, но в подъем с палками.

Упражнения включаются в основную часть каждого занятия сразу же после разминки. Контрольная тренировка после каждого месяца занятий.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД


ЦЕЛЬ - достижение планируемых результатов.

ЗАДАЧИ:

  1. овладение техникой лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов;

  2. развитие специальной и скоростной выносливости;

  3. поддержание общей и силовой выносливости.

ПЛАН ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ НА ЛЫЖАХ


  1. Организационная часть - выход в лес.

  2. Разминка - передвижение по учебному кругу 6-7 минут, 5-6 упражнений не снимая лыж (наклоны, приседания, махи и рывки руками и т.д.) и дальнейшее передвижение на лыжах с постепенным увеличением скорости.

  3. Основная часть занятия.
    а) Изучают технику лыжных ходов.
    б) Отрабатывают отдельные элементы.
    в) Подъемы, спуски.
    г) Торможения, повороты.
    д) Преодоление препятствий

2 ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАЗМИНКИ

Продолжают развитие общей силовой и специальной выносливости.
Основные средства:

  1. Передвижение по ровной местности.

  2. Передвижение в подъемы различной крутизны.

  3. Передвижение без палок и с палками.

  4. Безшажным ходом.

  5. С отягощениями.

  6. Игры на лыжах.

  7. Эстафеты, бег, О.Р.У.


  1. Заключительная часть - передвижение с постепенным замедлением.

    Выполняют дыхательные упражнения, упражнения на растягивание и расслабление, ходьбу без лыж.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ

  1. Попеременный двушажный ход.

  2. Бесшажный.

  3. Одношажный и двушажный одновременный.

  4. Коньковый двушажный и одношажный.








ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД


ЦЕЛЬ - постепенное снижение нагрузок, повышение эмоциональности тренировок, О.Ф.П.

При переходе из подростковой группы в юношескую ученики должны иметь оценки за технику лыжных ходов не ниже 4 баллов и выполнять требования 11 юношеского разряда.

В конце занятий в юношеской группе лыжник должен выполнить норму 1 юношеского или 11 взрослого разряда.







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЫЖНОЙ СЕКЦИИ


№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1.

Краткий обзор развития лыжного спорта в России.

2

2.

Гигиена спортсмена и врачебный контроль.


3.

Правила безопасности при занятиях лыжным спортом.

2

4.

Правила организации и проведения соревнований по лыжному спорту.

1

5.

Лыжный инвентарь, мази, смазка лыж, мелкий ремонт лыжного инвентаря.

1

6.

Общая и специальная физическая подготовка лыжника.


7.

Основы техники и тактики лыжника-гонщика.


8.

Соревнования - согласно календарному плану школы и города.


9.

Выполнение контрольных нормативов.

5

10.

Инструкторская и судейская практика.

4

11.

Культурно-массовая работа.

2

ИТОГО:



© 2010-2022