Важность движения и подвижных перемен

Школа дает нашим детям, прежде всего глубокие и прочные знания прививает необходимые умения и навыки, формирует мировоззрение. Все это обеспечивает всестороннее развитие личности.  Но вместе с этим, школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как здоровье -  это наша главная ценность. Для сохранения и укрепления здоровья совершенно необходима физическая активность. Всех уже давно волнуют проблемы здоровья наших детей. Не секрет, что подрастающее поколение стало намного меньше двигаться. ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа дает нашим детям, прежде всего глубокие и прочные знания прививает необходимые умения и навыки, формирует мировоззрение. Все это обеспечивает всестороннее развитие личности. Но вместе с этим, школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как здоровье - это наша главная ценность.

Для сохранения и укрепления здоровья совершенно необходима физическая активность. Всех уже давно волнуют проблемы здоровья наших детей. Не секрет, что подрастающее поколение стало намного меньше двигаться. Конечно, этому есть свои объяснения: и очень большая нагрузка в школе, и объемные домашние задания, и конечно же телевизор, компьютер, телефон, планшетник. Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность различным хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. Поэтому сейчас уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям на уроке и переменах. Наблюдения показали, не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность - это игра. Во время игры дети и познают себя, и раскрывают свои способности, и учатся общению.

Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления). В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками. Эта деятельность помогает снять утомление у ребенка. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль над её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Игры не должны заканчиваться со звонком на урок. Между игрой и началом урока должно быть не менее 3 минут.

Как показала практика, наши дети знают очень мало игр, и практически не умеют играть в подвижные игры. Поэтому учащихся надо учить играть. Для этого необходимо рассказать, а иногда и показать , объяснить правила игр. Затем надо практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Во время проведения игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Знакомить детей с игрой надо четко, лаконично, образно, эмоционально.

Последовательность объяснения игры:

  • название игры;

  • роли играющих и их расположение;

  • содержание игры;

  • цель игры;

  • правила игры.

Правила должны быть четкими и понятными. Они помогут упорядочить взаимодействия играющих, устранить случаи излишнего возбуждения, благоприятно повлияют на проявление положительных эмоций играющих.

Во время подвижных игр учащиеся кроме самостоятельных действий, в которые включено выполнение двигательных действий, обусловленных, правилами игры ещё осуществляют самостоятельный контроль, и оценку своих игровых действий, так как перед игрой осуществлялся разбор игровых правил, распределялись роли. В конце игры обязательно подводят итоги.

Во время перемены нежелательно проведение любого вида умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.

От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного урока: первые 2-7 минут наблюдается фаза врабатывания, затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне в течение 20 минут /фаза оптимальной устойчивой работоспособности/, далее идет снижение. Это отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи. Зная такое, педагоги вплетают в ход урока различного рода физкультминутки. Иногда бывает достаточно 1-2 минуты на отдых, чтобы было, чтобы ребенок отдохнул, и у него повысилось внимание.

Проанализировав дневную динамику работоспособности, мы отметим её непостоянность. Наблюдения показывают, что первый урок не очень продуктивный, на втором и третьем уроках наступает оптимальная устойчивая работоспособность, а четвертый урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Поэтому после третьего урока надо дать возможность ребенку подвигаться, то есть реализовать его потребности в движении. Есть различные формы двигательной активности, направленные на преодоление переутомления. Одной из таких форм может быть подвижная перемена. Но если учитель видит, что небольшая кучка ребят занята другим делом, не надо отрывать их от этого, так как принуждение при отказе детей от игры недопустимо, важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный "комфорт", желание детей участвовать в игре.

Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного дня, но и на протяжении недели. Самой низкой она бывает в понедельник и субботу. Кроме этого учащиеся младших классов нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются, и резко ухудшается самочувствие детей. Поэтому успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей рассматриваются всегда вместе. Необходимо в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы учащиеся могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность.

Наблюдения показали некоторую закономерность:

  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;

  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;

  • к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально "зарядиться".

  • Преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/, игры с различными веселыми стихами и фразами.



© 2010-2022